СПЕЦНАЗ РОССИИ
СПЕЦНАЗ РОССИИ N 10 (109) ОКТЯБРЬ 2005 ГОДА

Егор Холмогоров

ПО ПРАВУ ПАМЯТИ

 << предыдущая статьярадио "Маяк"следующая статья >> 

20 СЕНТЯБРЯ.
БЕНЗИНОВАЯ ДИЛЕММА


Нефтяные компании России приняли консолидированное решение заморозить цены на бензин с 19 сентября 2005 года до 1 января 2006 года, сообщил представитель Министерства топлива и энергетики Станислав Наумов.

Такое решение было принято на совещании под руководством главы министерства Виктора Христенко, в котором приняли участие представители нефтяных компаний «Роснефть», ЛУКОЙЛ, «Сибнефть», «Сургутнефтегаз» и ТНК-ВР. С. Наумов отметил, что как розничные, так и оптовые цены будут заморожены по состоянию на 19 сентября.

Таким образом, нефтяники пошли навстречу правительству и всей российской экономике. А в России впервые за ее «демократическую» историю может заработать серьезный механизм «нелиберального» регулирования экономических процессов.

Вслед за этим механизмом может заработать и второй, — нефтяники согласились на добровольное ограничение собственных прибылей не только из благородства и страха перед социальными последствиями, но и из прямого расчета — добиться в качестве ответного жеста власти отвязывания ставки нефтяного налога от мировой цены на нефть марки Urals. Ведь именно повышение ставки налога вместе с ростом мировых цен на нефть и приводит будто бы к удорожанию бензина.

С одной стороны, если правительство пойдет на это, дело будет выглядеть как шаг в сторону «капиталистов» и отказ от перераспределения части нефтяных сверхприбылей в карман государства. Тем более что реальная роль роста ставки налога в удорожании бензина несколько преувеличена. Но это — с одной стороны; а с другой, фиксирование налоговой ставки на одном, хотя бы и достаточно высоком постоянном уровне, приведет к окончательному отвязыванию внутрироссийских цен на топливо от общемировых.

И если это произойдет, то будет покончено с многолетней порочной политикой отказа от использования в целях развития экономики России реальных конкурентных преимуществ нашей страны, в частности, — дешевой энергии. Внутрироссийскую экономическую ситуацию старались всячески привести к общемировому знаменателю, и на индустриальном секторе нашей экономики это сказывалось самым печальным образом.

Однако у решения ввести фиксированные цены на бензин есть и свои серьезные риски. Риски, требующие беспощадного контроля и самой жесткой организации. Как и любое ограничение цен на ходовой и дефицитный товар, ограничение цен на бензин может привести к формированию бензинового черного рынка. Бензин будут просто красть, бензоколонки могут закрыться, перед ними образуются длинные очереди, в которых будут сновать предприимчивые молодые люди, предлагающие топливо по цене выше фиксированной. И этот дефицит, в сочетании с оживлением теневой экономики, может породить такую волну социального недовольства, которая будет даже выше, чем в случае «рыночно обусловленного» роста цен.

Государство, которое решилось ограничивать буйство рынка, не может и не должно рассчитывать на то, что рыночная энтропия сама по себе приведет ситуацию в согласие с волей человека. Напротив, оно должно постоянно и жестко «возгонять» естественную ситуацию, вносить в нее элемент целенаправленности и упорядоченности, для того, чтобы и в самом деле «естественные», но убийственные законы рынка, стремящегося все уровнять в едином обменном курсе и его «допустимых колебаниях», работали.

Законы рынка — это законы энтропии. Они естественны, они неизбежны, они самоочевидны. Однако если бы мир жил, подчиняясь этим законам, да ещё и подгоняя себя под них, то мира бы давно не было. «Либерал-рыночник» провозглашает, фактически: «Вперед к неизбежной тепловой смерти Вселенной». И клеймит насильниками, тоталитаристами, невеждами, не понимающими «элементарных законов экономики» тех, кто пытается внести в мир хотя бы немного не-энтропии. И тем не менее именно целенаправленная, организующая деятельность человека и, в частности, государства в сфере экономики, является причиной, по которой рыночный мир еще окончательно не умер и не поглотил людей.

В складывающейся ситуации государство должно самыми жесткими мерами пресечь возможность образования бензинового дефицита и складывания бензинового черного рынка. В противном случае «революционная ситуация» в России пополнится еще одним элементом сходства с 1916-1917 годами, — нервирующим дефицитом.

21 СЕНТЯБРЯ.
В ТЕСНОТЕ И В ОБИДЕ


Почему власти Литвы так болезненно отреагировали на инцидент с российским истребителем и не только задержали летчика Валерия Троянова, но и препятствуют его встрече с официальной делегацией Министерства обороны России, прибывшей в Литву?

Причины, по которым Литва намерена задержать на неопределенный срок российского летчика Валерия Троянова, вполне прозаичны. Странам Балтии, находящимся с Россией в, мягко говоря, непростых отношениях, необходимо регулярно взбадривать себя скандалами. А заодно напоминать партнерам по НАТО, что эти страны находятся на расстоянии вытянутого пальца от России: тут и танки наши рядом, и корабли, и самолеты. А потому — помогайте, союзнички, чем можете: крепите оборону, расширяйте базы, контролируйте воздушное пространство. Под таким прекрасным предлогом, как залет российского самолета на суверенную натовскую территорию, можно даже выбить финансирование на создание более-менее современной ПВО.

Поэтому нынешняя игра Литвы не может быть названа в полной мере антироссийской, отношения с нашей страной тут не на первом месте. Главное — стремление небольшого государства повысить свой статус.

Однако на практике причинением России таких мелких неприятностей Литва портит отношения с нами всерьез, причем не сиюминутные, а долгосрочные. Россия на Балтике все больше испытывает ощущение постоянной тесноты. Самолету негде пролететь, кораблю негде проплыть. Трубу газовую к немцам проведешь – и то соседи впадут в истерику. А когда человеку тесно, он волей-неволей старается от этой тесноты освободиться.

Если бы страны Балтии, в своих новых границах, не стремились бы создавать нашей стране искусственных препятствий – то, возможно, сожаления, что «мы забыли, как выглядит Вильнюс», в современной российской политической жизни было бы куда меньше. А вот от постоянных спотыканий о соседей, от раздувания международного скандала из любой мелочи, от издевательских решений, вроде запрета провоза через литовскую границу корвалола, возникает именно восприятие той же Литвы не как просто другого государства, а как препятствия. А препятствия следует убирать.И современная международная политика этому препятствует ничуть не больше, чем империализм двухсотлетней давности.

Покровительство со стороны НАТО, конечно, положение Литвы упрочняет. Но будет ли это покровительство вечным, не знает никто.

28 СЕНТЯБРЯ.
МОЛОДЕЖЬ КАК ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПЕХОТА


В последние месяцы политическим увлечениям российской молодежи начало уделяться повышенное внимание.

Как грибы после дождя начали плодиться большие и маленькие, оппозиционные и проправительственные молодежные организации, каждая из которых мечтает сыграть в российской политике ту же роль, какую в политике украинской сыграла (или якобы сыграла) знаменитая «Пора». Молодым людям хочется карьерного роста, славы и немного денег. Все это характерно для молодых всегда и везде, ничего удивительного или нового тут нет. Но почему именно сейчас в российской политике случился какой-то бунт старшеклассников и младшекурсников, порой вызывающий опасения, что новым политическим строем России станет «педократия», то есть власть детей?

Современное общество относится к молодежи совсем не так, как общество традиционное. В древности молодой человек был прежде всего человеком с недостатком жизненного опыта, который отнюдь не всегда искупается здоровьем и силой. И «молодежная политика» была вполне соответствующей. Например, древние римляне строили свою тяжелую пехоту в три линии. Впереди шла молодежь — гастаты, на долю которой приходился первый и самый опасный удар, во второй были принципы — зрелые люди, выносившие на себе основную тяжесть боя, и в самом крайнем случае вступали в бой опытные пожилые воины — триарии. Молодых воспринимали как сильных, но лишенных опыта, а значит, и высокой боевой ценности не имеющих, нуждающихся в жестокой школе первого боя, чтобы из них вышли опытные воины и граждане.

Но где-то с XIX века молодежь начали воспринимать совершенно иначе. Появилось мнение, что будущее принадлежит молодым – а значит, сейчас они уже «послы» будущего в настоящем и имеют особые права. Отсюда пошла мода на самые разнообразные молодежные организации, от комсомола до гитлерюгенда, хунвейбинов и американской Ассоциации христианских молодых людей. С молодежью начали носиться как с божком, требовать и спрашивать по всем вопросам ее мнения и говорить от ее имени, но при этом воспринимая её по-прежнему как объект манипуляций взрослых. За пределами идеальной «молодости мира» реальный политтехнологический интерес представляют собой как раз те качества молодежи, которые воспринимаются как свидетельство ее неполноценности, по сравнению с «взрослой» жизнью. Главным из этих качеств является то, что молодежь является общественной группой, члены которой имеют неопределенный социальный статус. Не низкий, а именно неопределенный, причем эта неопределенность является временной, до достижения определенного возраста, когда она сменяется ясной классовой и сословной позицией, определенными профессиональными интересами, значительно меньшей социальной мобильностью. Определенность социального статуса значительно снижает и политическую мобильность старших возрастных групп, — они поддерживают лишь те политические силы, которые готовы реализовать их конкретные интересы.

Молодежь — это дешевая рабочая сила политики. Впрочем, и не только политики. Молодой человек согласен и, более того, ему это пристало, соглашаться работать за небольшие деньги, за чисто символические поощрения.

Сейчас затеянная разными политическими силами игра в молодежь должна дать этим силам право говорить от имени будущего. Но право это мнимо, в реальной политике молодые и по сей день — это не пророки грядущего, а политическая пехота во взрослой борьбе.

1 ОКТЯБРЯ.
ГРУЗИЯ ХОЧЕТ ОТНЯТЬ У НАС СТАЛИНА


Грузия перезахоронит на своей территории останки Иосифа Сталина, если в России будет принято решение перенести его прах от кремлевской стены, заявил государственный министр Грузии по урегулированию конфликтов Георгий Хаиндрава. «Место его праху в грузинской земле найдется», — сказал он.

Интерес грузинской стороны в перезахоронении Сталина вполне понятен. Какая страна откажется заполучить бесплатно перворазрядный туристический объект, каковым является могила исторического деятеля, подобного Тамерлану и Наполеону? Можно быть уверенным, что, если кому-то придет в голову это предложение принять, могила Сталина в Гори станет важным источником пополнения грузинской казны. Но вот только нужно ли России принимать такие унизительно предложения?

Начнем с того, что, несмотря на любовь к песне «Сулико», Сталин очень не любил подчеркивать свое грузинское происхождение. Из сценария фильма «Оборона Царицына» он даже выбросил сцену, где актер, игравший Сталина, заговаривает на грузинском языке. Сам себя Генералиссимус предпочитал именовать «обрусевшим азиатом». И относил себя к той же категории русских исторических деятелей, что и Багратион, Лорис-Меликов и другие знаменитые выходцы с Кавказа. В этом смысле его мышление было старомодно имперским.

Но считал себя грузином Сталин или нет, он является частью именно истории России. Именно Россия была тем полем деятельности, на котором он совершил и все что успел совершить. И попытки символически избавиться от Сталина с помощью предлагаемой услужливыми соседями процедуры, — сродни добровольной лоботомии, попытке сделать свою историю как бы не своей, забыть, насильственно забыть что-то очень важное. Это же касается и любых вообще планов ликвидации мавзолея Ленина и попыток переноса некрополя с Красной площади.

То, что главная площадь России — не самое подходящее место для кладбища, понимают все, да и раньше понимали. Но ни в коем случае нельзя допустить, чтобы в перемещении этого кладбища была бы хоть тень глумления над чьей-либо памятью. Ведь всем прекрасно понятно, что ликвидация Мавзолея, расформирование Некрополя на Красной Площади – это акт символической ликвидации советского наследия, а не просто градостроительная реформа.

Решать этот вопрос можно лишь совсем при других обстоятельствах, — на основе формирования национального взгляда на историю. И решать совсем по другому. Еще при Сталине впервые появился проект создания по французскому примеру национального Пантеона — специального склепа для выдающихся деятелей советской и русской истории. Такое решение, не разделяющее, а сводящее выдающихся людей в общем пространстве, было бы оптимальным.

3 ОКТЯБРЯ.
ЗАКОНЧИТЬ ГРАЖДАНСКУЮ ВОЙНУ


Прах вождя белого движения генерала Деникина и философа Ивана Ильина будет предан земле на территории России в московском Донском монастыре после церковной службы и отдания воинских почестей.

Генерал и философ были двумя символами белого движения — его воинской силы и его идеологии. То, что их прах упокоится наконец-то в русской земле, — событие огромной важности. Это один из символов национального единения, прекращения гражданской войны, по крайней мере, по отношению к нашему прошлому. Причем те фигуры, которые символизируют это примирение, далеко не случайны. И Деникин, и Ильин оставались до конца жизни противниками коммунизма, но оба они нашли в себе мужество — а в эмигрантских кругах это было именно мужество — не поднять руку на Россию, не поддержать агрессора, когда Гитлер напал на СССР. Они оба увидели, что иностранное вторжение несет нашему народу не свободу, а рабство, и выступили против него. Генерал и философ продемонстрировали тот подлинный патриотизм, которого в той же эмиграции многим выдающимся людям не хватило и порой не хватает нам и сейчас.

Однако символы прекращения гражданской войны ни в коем случае нельзя подменять ее продолжением, пусть и на словах. Нельзя говорить: давайте внесем в Москву Деникина и вынесем Ленина, заменим красную идею недавнего прошлого белой идеей. Ленин лежит в мавзолее, а Деникин до недавнего времени был погребен в Нью-Йорке не из-за исторической случайности, а из-за ошибок самого генерала и вообще белых вождей. Деникин был непосредственным участником военного переворота, отстранившего от власти последнего русского императора. Те, кто этот переворот совершили, думали, что высвободят якобы сдавленные царизмом силы России, а высвободили прежде всего силы разрушения и хаоса. Потом в гражданской войне белые вожди упорно сражались за единую и неделимую Россию, за государство, совершенно забыв о большинстве народа и его интересах. И были разгромлены большевиками, которые сумели дать народу главное, что он тогда требовал, — землю.

Поход Деникина на Москву был остановлен, а единую Россию удалось восстановить именно большевикам, по крайней мере на следующие 70 лет. И сам Деникин, не изменив своего неприятия большевиков, приветствовал Советскую армию, освободившую Европу от Гитлера. Поэтому наивно думать, что белая идея, потерпевшая поражение в гражданской войне не только и не столько из-за случайностей военного счастья, сколько из-за принципиальных своих ошибок и недальновидности, сможет заменить красную. Нам сегодня нужна новая, всеохватывающая идея, в которой мысль о величии России будет сочетаться с заботой о ее народе и его интересах.

6 ОКТЯБРЯ.
ПЛЮНУТЬ И ЗАБЫТЬ


Совет Федерации одобрил закон о возвращении городу Беднодемьяновску в Пензенской области исторического названия Спасск. С предложением переименовать город выступили его жители. В Беднодемьяновске проживают 7 тысяч 800 человек. Свое нынешнее название город получил в 1925 году в честь пролетарского поэта Демьяна Бедного, который к городу никогда отношения не имел: ни родился там, ни жил и даже никогда не бывал.

Удивительно не то, что городу Беднодемьяновску возвратили его историческое название. Удивительно то, что это сделано только сейчас. Ефим Придворов, автор литературно безграмотных поделок, смог закрепиться хотя бы в пролетарских поэтах Демьянах Бедных только потому, что очень рано присоединился к большевикам и пришел в газету «Правда». И он остался в истории русской литературы, прежде всего, как прототип булгаковского Иванушки Бездомного, а также как автор постыдных антихристианских стихов: «Евангелие без изъяна евангелиста Демьяна», которые подтолкнули в свое время Есенина на гневную отповедь: «Ты только хрюкнул на Христа, Ефим Лакеевич Придворов».

Назвать в честь сочинителя безбожных стихов именно город Спасск было, конечно, решением, рассчитанным на прямое издевательство над верующими. Однако и в советской действительности бедный Придворов долго не удержался. Для декорирования нового строя нужны были действительно талантливые люди, а халтурщики ничего, кроме раздражения, не вызывали.

В 1930 году Бедный написал в привычной ему манере разухабистый фельетон «Слезай с печки», в котором валяние на печи было объявлено вековой чертой русского народа. Ответом стало немедленное и жесткое постановление ЦК ВКП (б) с осуждением мнения, что народ, который сейчас осуществляет пятилетки, является разгильдяем. Еще через несколько лет Бедный снова не попал в тон: написал хулиганское либретто к опере «Богатыри», высмеивая крещение Руси. Разгневанный Молотов покинул спектакль, не досмотрев его до конца. Как раз в это время, в предчувствии войны, начался разворот государства к национальным традициям. Из ЦК прозвучали слова о «положительной исторической роли крещения Руси». Русские, не отвернувшиеся от своих корней, встретили запрет «Богатырей» как настоящий праздник. После этого прокола Бедный был фактически вычеркнут из истории советской литературы. Его и упоминали, и перепечатывали глухо, редко и неохотно.

У нас достаточно популярна мысль, что то, что сделано в советский период, не надо переделывать, потому что это наша история. В этой мысли много верного. Ни в коем случае нельзя выплескивать ребенка вместе с водой. Но у этой идеи есть и свои ограничения. Как говорил французский историк Эрнест Ренан, «нация — это люди, объединенные общей памятью и общим забвением».

И в нашей истории тоже есть эпизоды и фигуры, о которых чем скорее мы забудем, тем всем будет лучше.

10 ОКТЯБРЯ.
ОСОБЕННОСТИ ПОЛЬСКОЙ ПОЛИТИКИ


В Польше в воскресенье прошли президентские выборы. Уже после предварительного подсчета голосов ясно, что будет второй тур голосования.

Оба лидера президентской гонки не набрали должного числа голосов. У Дональда Туска, представляющего вторую в парламенте партию «Гражданская платформа», по предварительным данным, почти 36 % голосов избирателей, а мэр Варшавы Лех Качиньский, лидер партии «Право и справедливость», набрал 33 с небольшим процента голосов.

При любом исходе выборов в Польше было очевидно, что ее отношения с Россией будут только ухудшаться. И виновата в этом будет не Россия, хотя бы потому, что наша страна не проводит по отношению к Польше никакой последовательной политики: ни дружественной, ни конфликтной. Мы только реагируем на бросаемые поляками вызовы, носящие, по большей части, демонстративный характер. Вспомним хотя бы появление в Варшаве площади Джохара Дудаева. А ведь это произошло при нынешнем мэре города Лехе Качиньском — одном из кандидатов в президенты.

Самое любопытное, что никакой практической выгоды полякам эта антирусская политика не приносит. Тот же Балтийский газопровод, строительство которого в обход Польши так ее возмущает, был прямым следствием недружественной политики самой Варшавы. И святой уверенности польских властей в том, что имеют полное право издеваться над соседями, а те еще и должны за это приплачивать, рациональных объяснений нет. Впрочем, та же иррациональность характерна и для всей польской политики.

В течение трех столетий Польша трижды полностью теряла свою государственность, о частичных потерях не говорю, в том числе потому, что не могла ужиться с Россией. Каждый раз, когда тем или иным путем эту независимость удавалось вернуть, Польша немедленно напрягала все свои ресурсы ради того, чтобы схлестнуться с Россией в очередной раз. И даже самые терпеливые западные политики сравнивали польских правителей с человеком, который с зажженным факелом пляшет на соломенной крыше своего дома. Частично в этом виновата многовековая польская мечта о Польше от моря до моря, иллюзорные планы создать грандиозную Речь Посполитую, включающую Украину, Белоруссию, Словакию, Молдавию и так далее. Но это все-таки фантазии. Таких фантазий предостаточно и у других наших соседей. Да и у нас самих с имперскими амбициями все в порядке. Но вот неспособность соразмерять мечты с реальностью, авантюризм — эта черта отличает польскую политику, увы, куда в большей степени, чем любую другую. И, к сожалению, кто бы из кандидатов не пришел на место президента, реализма во внешнеполитическом курсе Польши, скорее всего, не прибавится.

13 ОКТЯБРЯ.
ПОСТАВИТЬ ДЕНЬГИ НА МЕСТО


Работники бюджетной сферы проводят по всей России акции протеста с требованием поднять зарплату и обеспечить достойный уровень жизни.

В одних регионах власти идут на уступки, в других — оставляют протесты без внимания. Но никто почему-то не задается вопросом, связан ли между собой уровень жизни и уровень зарплат?

Самое трагичное в положении работников бюджетной сферы состоит в том, что даже если бы они добились самого максимума заявляемых ими требований, то все равно даже не приблизились бы к грани, отделяющей бедных от богатых. Самый радикальный рост зарплаты лишь очень и очень незначительно улучшит положение бюджетников. Это, конечно, не повод, чтобы зарплат не повышать вовсе, поскольку прибавка хотя бы в 500 рублей имеет совсем не одинаковое значение для человека с доходом в семь тысяч рублей и с доходом в полторы тысячи долларов. Но положение большинства бюджетников на окраине экономической жизни это не меняет.

Наша сегодняшняя жизнь полна чудовищных парадоксов. С одной стороны, вся социально-экономическая инфраструктура нашего общества, его система жизнеобеспечения по-прежнему зависит от работы именно бюджетной сферы. А с другой, те люди, которые работают на рядовых должностях в этой сфере, оказываются в положении социальных неудачников, то есть тех, кто вроде как не сумел хорошо устроиться в частном секторе, хотя отнюдь не все из них рвутся устраиваться и вполне удовольствовались бы скромным, но надежным достатком и работой, которая приносит сознание выполненного долга. Но в обществе, в котором все измеряется только деньгами, этих людей автоматически записывают в неудачники.

Между тем современное российское общество монетизировано как никакое другое, в значительно большей степени, чем общество других развитых стран. И именно этот всепоглощающий культ денег как единственной что-то значащей ценности порождает коррупцию, безумные траты богатых, провоцирует гиперинфляцию, съедающую и без того скромный доход бедных.

Для того, чтобы в России зарплаты бюджетников что-то значили, нужно не только увеличивать зарплаты, съедаемые этой инфляцией. Нужно убрать деньги с пьедестала единственной ценности, поставить их в общественном сознании на место, которое никогда не может быть первым.


 << предыдущая статьярадио "Маяк"следующая статья >> 

Константин Крылов
 
Егор Холмогоров
Андрей Морозов
Леонид Янкелевич
Егор Холмогоров
 
Николай Воинов
 
 
 
 
 
 
Александр Налимов
Андрей Борцов
Юрий Нерсесов
Дмитрий Пучков ("Гоблин")
 
Мария Звездецкая
 
Константин Новиков
Николай Олейников
 




 © «Спецназ России», 1995-2002 webmaster@specnaz.ru webmaster@alphagroup.ru