РУБРИКИ
- Главная тема
- «Альфа»-Инфо
- Наша Память
- Как это было
- Политика
- Человек эпохи
- Интервью
- Аналитика
- История
- Заграница
- Журнал «Разведчикъ»
- Антитеррор
- Репортаж
- Расследование
- Содружество
- Имею право!
- Критика
- Спорт
НОВОСТИ
БЛОГИ
Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ
АРХИВ НОМЕРОВ
РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИСТОРИЯ
Судя по опросам общественного мнения жителей европейских стран, Государство Израиль занимает далеко не ведущее место в смысле своей демократичности. Более того, по уровню неприязни к себе израильтяне умудряются перегнать даже наших соотечественников, окруженных со всех сторон, как облаком, чернейшим пиаром.
Одной из причин такой неприязни является религиозно-территориальный вопрос. Израильтяне живут на земле, считающейся священной сразу в нескольких мировых религиях — на Святой Земле, говоря по-нашему. При этом сам Израиль — сугубо религиозная страна. Однако израильтяне обычно стараются демонстрировать свою толерантность. Как правило, они принимают всех паломников и дают возможность каждому помолиться возле его святыни.Но далеко не всегда они могут сдержать свои чувства. Нынешнее Рождество сопровождалось громким скандалом, который транслировали все мировые СМИ. По дороге в Вифлеем был остановлен и задержан до утра спешивший на полуночную службу Мордехай Вануну, физик-ядерщик, проведший за разглашение израильской ядерной программы 18 лет в одиночном заключении и в тюрьме перешедший из иудаизма в христианство. «Предателю» в праве на религиозную свободу было отказано.
Что думает сам Вануну по поводу своей совести и её прав, мир, несмотря на громкую шумиху, так и не узнал. Бывшему атомщику запрещено давать интервью и иметь какие-либо контакты с прессой.
Этот инцидент особенно неприятен потому, что как раз сейчас к христианским святыням были — впервые за три года — допущены палестинские политические лидеры. Покойному Ясиру Арафату, умершему в ноябре, запрещалось посещать эти церемонии — в связи с его предполагаемыми связями с террористами. На ночном богослужении в Храме Рождества Христова на площади Яслей в Вифлееме присутствовали временный исполняющий обязанности председателя Палестинской автономии Раухи Фаттух и кандидат на этот пост Махмуд Аббас. Огромный потрет Ясира Арафата был установлен на площади Яслей, куда палестинцы пришли поприветствовать Махмуда Аббаса, фаворита на грядущих в январе выборах.
То есть израильтяне фактически допустили политическую манифестацию в ночь сугубо религиозного торжества, а вот проехать помолиться частному лицу — не позволили. «Если бы я был иудей, мне было бы легче», — сказал Мордехай Вануну на последней за девятнадцать лет короткой пресс-конференции, которую он дал сразу после освобождения из тюрьмы 21 апреля прошлого года. Он имел в виду, что смог бы легче донести до евреев свою позицию и смысл своего поступка девятнадцатилетней давности. Возможно, многие его бы поняли. Даже тогда, в апреле, его встречали из тюрьмы две различные демонстрации. Большая кричала: «Смерть Вануну!», а та, что поменьше, человек в 200 — «Вануну — герой» и «Браво, Мотти (уменьшительное от Мордехай. — С.С.), с возвращением в жизнь!». Не было бы религиозного противостояния, религиозного предательства. Более того, Вануну мог бы возглавить еврейское антивоенное движение.
Группу противников составляли в основном активисты ультраправого движения «Ках», объявленного еще в 1980-е годы вне закона за многочисленные акты насилия. Вдохновляемые своим лидером, раввином Барухом Марзелем, эти «ультра» скандировали: «Смерть арабам!» и «Смерть предателю Вануну!» После попытки учинить самосуд над израильским депутатом-арабом Исамом Махулем, пришедшим поддержать бывшего заключенного, наиболее возбужденные участники группы несколько раз ударили журналистку Сюзанну Йорк, дававшую в тот момент интервью. Они также напали на израильских и иностранных тележурналистов, которых обзывали «антисемитами». Несколько телекамер было разбито.
«Это апартеид, расизм» — сказал Вануну. — «Шабак» и «Моссад» ненавидят меня за то, что я христианин. Если бы я остался иудеем, со мной бы так не обошлись». Стоя рядом со своим братом и адвокатом, которые старались его успокоить, Вануну заявил, что он «ни о чем не жалеет» и «сделал бы то же самое, если бы такой случай представился».
Зато сейчас он не имеет ни права, ни возможности что-либо возглавлять, давать пресс-конференцию или даже просто побеседовать с журналистами. Он не имеет право разговаривать с иностранцами вообще. Не только на темы физики и ядерных секретов Израиля (давно, впрочем, устаревших), а на какую бы то ни было тему вообще. На тему физики он не имеет права говорить и со своими соотечественниками. Более того, он не имеет право приближаться ближе чем на 90 метров к иностранным посольствам, а так же аэропортам и морским портам.
И вот теперь Вануну лишили еще одного права — выполнять свои религиозные обязанности. И сделано это было в особо изощрённой форме. Ему дозволено жить в монастыре святого Георгия, но посещение праздничного Вифлеема — это для Вануну слишком большая роскошь.
Что же Вануну совершил тогда, девятнадцать лет назад, в 1986 году?
Известны следующие факты. Он рассказал о существовании ядерного объекта в Димоне (на юге Израиля) британской газете «Санди таймс» из желания «уничтожить реактор». Он сравнил его с иракским ядерным объектом в Осираке, уничтоженном в результате авиарейда ВВС Израиля в 1981 году.
Все, что произошло дальше, напоминало голливудский боевик. Вануну в Лондоне соблазнила женщина, оказавшаяся агентом израильской разведки. Она уговорила незадачливого ядерного физика отправиться с ней из Лондона в Рим. В итальянской столице его похитили израильтяне.
Суд над Вануну был полностью закрыт для публики. Ядерного физика признали полностью виновным в разглашении государственных секретов, и сочли, что его деятельность нанесла непоправимый ущерб безопасности страны. Даже сейчас лишь малая толика судебных материалов пятнадцатилетней давности предана огласке.
В 1988 году Мордехай Вануну был осужден на 18 лет одиночного тюремного заключения. Лишь под самый конец срока ему было разрешено выходить на прогулки. «Им не удалось сделать из меня сумасшедшего. Я стал жертвой жестокого и варварского обращения, инспирированного службами «Шабак» (Служба общей безопасности и «Моссад»), но им не удалось сделать из меня сумасшедшего. Я буду продолжать борьбу», — заявил Вынену на своей единственной пресс-конференции.
В проинципе, то, что он изложил «Санди Таймс» не было секретом в полном смысле слова. Соединенные Штаты Америки и и Великобритания были в курсе дела и следили за ядерной программой Израиля. Но он впервые привлек к проблеме общественное внимание. На тот момент в Израиле было от сотни до двухсот ядерных боеголовок, что по региональным масштабам уже очень много. Сейчас эксперты оценивают ядерный потенциал Израиля примерно в четыреста боеголовок.
Выступление Вануну позволило говорить вслух о проблеме. И требовать от МАГАТЕ инспекций, а перспективе и уничтожения ядерного потенциала Израиля. Одна Генеральная сессия ООН за другой принимают соответствующие распоряжения. Но ничего не двигается с места, поскольку Израиль находится под особым покровительством США.
Здесь нужны некоторые уточнения. Вануну — совсем не сторонник одностороннего ядерного разоружения Израиля. В частности, он считал, что иракский реактор был уничтожен правильно. Возможно, сейчас, если бы его спросили, он сказал бы, что стоит уничтожить и иранский реактор. Его принципиальная позиция —Ближний и Средний Восток должен вообще оставаться безъядерной зоной. Слишком много страстей и интересов сталкиваются в регионе, и слишком велика вероятность применения ядерного оружия.
В принципе, это очень серьезный и далеко не очевидный вопрос: почему одним странам разрешено иметь ядерное оружие, а другим нет? С одной стороны, ответ на него кажется простым. Кто успел, тот и съел. Сейчас много свидетельств того, что КНДР обладает то ли двумя, то ли шестью ядерными боеголовками, которые непосредственно угрожают США. И если есть надежда остановить ядерный реактор в Иране, поскольку ядерного оружия там еще нет. А вот с КНДР США с недавнего времени предпочитает не связываться. Вместо этого они заниматься своей системой ПРО, которая в последнее время направлена прежде всего против Северной Кореи.
Крайне поверхностное решение вопроса — предложенное Вануну — состоит в том, чтобы ни одна страна Ближнего и Среднего Востока не имела ядерного оружия. С Ираком проблему решили, но с Ираном ее будет решить не так просто. Пока есть ядерное оружие у Израиля и Пакистана, Иран будет стремиться заполучить собственное. И заполучит, несмотря на все ухищрения МАГАТЕ. Впрочем, по некоторым данным, иранцы владеют технологией изготовления примитивных ядерных зарядов и свернули свою программу лишь после ее успешного завершения.
Увы, необходимо признать: на сегодня нет действенного международного механизма нераспространения ядерного оружия.
Наивный Мордехай Вануну считал, что все дело в огласке. Что достаточно сообщить мировым СМИ, что Израиль разрабатывает собственное ядерное оружие, как его накроет волна всемирного возмущения. В этом случае 18 лет одиночки — приемлемая плата за ожидаемый результат. Но мир тогда был поделен надвое между США и СССР, и каждый прикрывал свою половину. Результат, что называется, налицо.
Увы. Сейчас, когда биполярного мира больше не существует, единственным средством прекратить распространение ядерного оружия является планомерное и жесткое ядерное разоружение всех стран, исключая Америку и Россию, которые накопили сверхкритические ядерные арсеналы. Всех — это значит именно всех, включая членов нынешнего «ядерного клуба», как официального, так и неофициального. В том числе — Франции, Великобритании, Китая.
Ради такой цели Америки и России стоило бы войти в альянс и заняться делом ядерного разоружения мира как своим самым большим призванием. Однако для этого нет ни средств, ни политической воли, ни даже военных возможностей. Кто, например, решился бы сейчас воевать с полуторамиллиардным Китаем? Или с той же Францией — то есть, фактически, с ЕС? Откровенно говоря, никто.
Вануну объявил на весь мир об израильской ядерной программе, надеясь тем самым ее уничтожить. Но он не нанес ей не малейшего ущерба. Более того, закрадываются мысли: а не является ли он простым пиарщиком, которого вместо 18 лет одиночки следовало еще и вознаградить? С тех пор окружающие страны стали действительно бояться Израиля. И угрозы, периодически раздающиеся от соседей, нанести по нему удары — пустой болтовней. Ибо Израиль способен ответить Армагеддоном.
Переодические нападки на Израиль со стороны МАГАТЭ выглядят тоже как детский лепет. США никогда этого не допустят.
С другой стороны, арабы и персы будут предпринимать все возможные меры для того, чтобы обзавестись оружием адекватного возмездия. В результате Америка будет бороться с ядерной программой Ирана до тех пор, пока не станет слишком поздно, как в случае с КНДР.
Зачем же эта мелкая, ничтожная месть — недопущение Мордехая Вануну на празднование Рождества Господня? Это, увы, вполне в духе современного Израиля. Вануну давно уже не обладает никакими секретами. Но он христианин и, как он заявил на допросе, растиражированному в СМИ (проведенному вопреки заведенной процедуре и более того, как опасаются многие СМИ, смонтированному), он не считает, что вообще должно существовать отдельное иудейское государство. Что христианские святыни принадлежат всем христианам.
Именно за эти слова его, надо полагать, и наказали в нынешнее Рождество, поскольку на всенощной службе вряд ли существовала опасность, что он поделится с кем-либо ядерными секретами, которых, повторяю, он более и не имеет.
Но не случаен и тот шум, который подняли по поводу «простой полицейской операции» мировые СМИ, которые принадлежат главным образом христианским странам. Они готовы простить Израилю его ядерное вооружение. Но они против того, чтобы запретить отдельно взятому христианину провести рождественскую ночь в Вифлееме. И это может оказаться важнее геополитических соображений.
Если честно, Израиль — как, впрочем, и Россия — не очень-то популярное государство. Но если Россия это хоть как-то осознаёт и отчасти учитывает, то Израиль, кажется, пребывает в уверенности, что ему всё и всегда сойдёт с рук. Однако, это не так — особенно в таких деликатных вопросах, как религия и ядерное оружие (а это сравнимые по значимости темы). Может ведь случиться и так, что отдельно взятый и по сути малозначащий инцидент в рождественскую ночь с Мордехаем Вануну заставит некоторые страны поддержать требование МАГАТЭ провести ядерные инспекции в Израиле. Потому что ядерная вооруженность Израиля не очень-то нравится миллионам жителей не только восточного, но и западного мира, просто пресловутая (и слабо держащаяся уже) политкорректность запрещает пока об этом говорить вслух. Равно как запрещено говорить вслух о том, что миф о «единой иудеохристианской цивилизации», скреплённой «общим религиозным и культурным наследием» — это именно миф, ибо таковой никогда не существовало. «Иудеохристианским» может быть только мир неиудейский и нехристианский — то есть мир, простерилизованный в религиозном отношении. Однако, когда сплетаются остатки религиозных чувств и большая политика, результаты могут быть самыми неожиданными и неприятными…
Что бы кто ни говорил, а борьба цивилизаций, похоже, надвигается. И её возможности не исчерпывается христианско-мусульманским конфликтом.