22 ноября 2024 22:47 О газете Об Альфе
Общественно-политическое издание

Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ

АРХИВ НОМЕРОВ

Антитеррор

ХРОНИКА ТЕРРОРА

31 Декабря 2004

Курсант-предатель

13 января газета «Время новостей» опубликовала информацию, полученную из источников в российских спецслужбах. Согласно этой информации, многие теракты, осуществленные на территории России в 2004 году, подготовлены и осуществлены одной террористической группой, которую возглавляет… бывший курсант из Волгоградской области.

Павел Косолапов, родившийся в одной из деревень Серафимовического района, в конце 1990-х годов поступил в одно из военных училищ Ростовской области, но вскоре был отчислен за нарушение дисциплины и вернулся домой, где познакомился с местными чеченцами, принял ислам и уехал в Чечню, где воевал на стороне ваххабитов. На одной из баз под Сержень-Юртом он встретил боевиков из Казахстана - Еркингали Тайжанова и Азамата Толеубая. Они вошли в бандгруппу, которую под началом Косолапова сформировал Шамиль Басаев для терактов на территории центральной России.

В конце 2003 года группа прибыла в Люберцы и уже 6 февраля 2004 года организовала взрыв в московском метро, унесший жизни 42 человек. Помимо этого страшного теракта, в «активе» группы Косолапова – 4 подрыва газопроводов около Чехова, Подольска и Бронниц. Еще они пытались подорвать опору ЛЭП у Симферопольского шоссе, заложив под нее три взрывных устройства, но одно из них не сработало. По характерным признакам удалось установить, что это устройство собрано террористом, прошедшим подготовку под руководством одного из инструкторов школы Хаттаба.

Только после этого, в марте 2004 года, спецслужбы вышли на квартиру террористов, причем совершенно случайно. Уборщица риэлторской конторы нашла в ней 21 гранатометный выстрел ПГ-7, 19 электродетонаторов, 2 гранаты Ф-1 и одну – РГД-5, а самое главное – 18 часов Casio, которые используются исламскими террористами в России в двух целях – для инициирования электродетонаторов и как своеобразный «опознавательный знак». Косолапов был объявлен в розыск.

Тем не менее, все участники группы смогли бежать, а Тайжанов в июне даже осуществил еще один теракт – взрыв на вещевом рынке в Самаре. После этого он вернулся в Казахстан. В сентябре казахские власти арестовали его за хранение наркотиков и начали рассматривать вопрос о выдаче России, но он счастливо избежал этой судьбы, повесившись в камере. Толеубай сам сдался казахским правоохранительным органам, так как настаивает на своей непричастности собственно к терактам, признавая лишь факт участия в ваххабитском отряде. Поэтому выдача ему пока что не грозит. Как, скорее всего, не грозит поимка и самому Косолапову – даже если он существует и еще не убит, то давно находится в горах Чечни, откуда его достать совсем не просто…

«Брат» по-чеченски

23 декабря в станице Червленая Шелковского района Чечни был уничтожен «эмир Грозного» Алихан Машугов. Вместе с ним был убит другой полевой командир среднего звена – Аслан Бараев, который приходился родным братом Мовсару Бараеву, организовавшему теракт на мюзикле «Норд-Ост». Уничтожение проходило по сценарию, ставшему на Кавказе за последние месяцы уже привычным: блокирование в доме, предложение сдаться, ответный огонь со стороны бандитов, наконец, гибель последних в неравном бою со спецподразделениями. Несколько людей Машугова были уничтожены в начале января в Грозном сотрудниками чеченского ОМОНа.

«Дубль два»

После атаки на израильский блокпост в середине декабря меры безопасности на всех блокпостах были значительно усилены, так что организовать столь же масштабный теракт палестинским террористам стало существенно сложнее. Но сложность задачи не остановила неизвестных подрывников, которые подогнали к КПП «Карни» на границе Израиля и сектора Газа заминированный автомобиль со 150 килограммами тротила, убивший уже не 5, как в декабре, а 6 израильских солдат. Со стороны палестинцев погибли 5 боевиков. В ответ израильские вертолеты нанесли удар по лагерю беженцев Дейр аль-Баллах. Как уже стало привычным в последнее время, ответственность за теракт взяли сразу три группировки, подчеркнувшие, что эта операция была совместной – «Хамас», «Комитеты народного сопротивления» и «Батальоны мучеников аль-Акса».

По всем законам жанра

14 декабря в Грозном бойцы чеченского ОМОНа провели масштабную спецоперацию, которая оказалась похожей на остросюжетные кинобоевики – с погонями, перестрелками и убитыми с обеих сторон. В результате операции были уничтожены два крупных бандитских функционера – «эмир Чечен-Аула» Магомед Цицаев и «эмир Старой Сунжи» Мурад Ибрагимов.

Первый из них был весьма уважаемой личностью среди чеченских террористов, так как был приближенным Хаттаба и в совершенстве научился у него минно-взрывному делу. После гибели Хаттаба Цицаев стал помощником Басаева, хотя непосредственным начальником и «спонсором» Цицаева и его банды был Доку Умаров. Второй бандит, Мурад Ибрагимов, вместе со своими людьми подчинялся масхадовскому полевому командиру Вахиду Хамидову, известному под кличкой «Адлан».

Когда сотрудники ОМОНа узнали, что функционеры приедут в Грозный для координации действий по подготовке терактов, им удалось выследить и заблокировать машину с бандитами. Бойцы попытались задержать «эмиров», но те не пожелали сдаваться и были уничтожены в скоротечном и неравном бою.

В тот же день террористы попытались взять реванш за гибель своих главарей, обстреляв из машины передвижной КПП ОМОНа, расположенный в Октябрьском районе. Заместитель командира роты и младший инспектор-снайпер были убиты. Сотрудники ОМОНа тут же начали погоню за убийцами и вскоре догнали ее, убив двоих нападавших. Еще двоим удалось скрыться. В искореженной машине милиционеров ожидали не только трупы боевиков, оказавшихся жителями Грозненского района Чечни, но и трофеи – автомат Калашникова, пистолеты ПМ и АПС, патроны и гранаты. А 14 января подразделениями Рамзана Кадиырова был захвачен «вице-президент Ичкерии» Ваха Арсанов.

Реактивный «подарок к Рождеству»

Последние дни ушедшего 2004 года и первые дни года нового прошли в Ираке под знаком «предвыборного террора» - своеобразной подготовки к всеобщим выборам, назначенным оккупационной администрацией на 30 января, несмотря ни на что. В то время как американские военные власти и местные коллаборанты изображают активную деятельность по обеспечению «честных и всенародных» выборов, местные партизаны и приезжие террористы предпочитают агитировать за свою точку зрения гораздо более конкретными и действенными методами – с помощью автоматов и взрывчатки. Так как на Востоке считаются прежде всего с силой, то приоритетным методом такой «агитации» является оказание силового давления, в том числе и на американцев, которые уже свыклись с мыслью о том, что «контролируют обстановку».

21 декабря суннитские партизаны предприняли крупномасштабную атаку на американскую военную базу «Марез», расположенную под Мосулом. Успеху атаки в немалой степени способствовала беспечность самих американских военных, которые за полтора года существования базы так и не озаботились постройкой прочных железобетонных корпусов и укрытий от мин, ракет и снарядов. Большей частью военнослужащие и даже гражданский персонал компании «Kellogg, Brown & Root», обслуживающей нужды армии, жили, питались и работали в обыкновенных брезентовых палатках. Бетонный забор с колючей проволокой был возведен только по периметру базы, а укрепленные жилые и хозяйственные корпуса планировалось построить к Рождеству. Конечно, повстанцы из группировки «Ансар ас-Сунна»не стали ждать этого и днем 21 декабря, когда на базе был обед, выстрелили по брезентовой «столовой» реактивным снарядом, который убил на месте не меньше 22 человек и ранил более 60. Интересно, что база «Марез» только в течение этого года более 30 раз обстреливалась из минометов, но так как за все время этих обстрелов погибла всего лишь одна женщина-военнослужащий, командование предпочло ничего не делать (за это время можно было хотя бы откопать щели, как на советских базах в Афганистане) и подождать более весомого «подарка» - реактивного снаряда. И этот «гостинец» при таком уровне безответственности оказался не только неизбежным, но и абсолютно заслуженным. Теперь сами американские военные ждут, когда иракские боевики от обстрелов баз перейдут к наступательным действиям с целью их уничтожения.

9 января некоторые потери понесли группировки стран-сателлитов США – 8 украинских и 1 казахский военнослужащий вблизи города ас-Сувейра погибли при разгрузке предназначенных к уничтожению боеприпасов, к которым некто присоединил радиоуправляемый взрыватель. Этот инцидент только утвердил нового президента Украины Виктора Ющенко в стремлении вывести всех своих военнослужащих из Ирака еще до конца этого года, скорее всего – в ближайшие несколько месяцев.

Весьма крупномасштабные теракты были осуществлены 19 декабря в священных шиитских городах – Кербеле и Неджефе. В первом из этих городов заминированный автомобиль подорвался на автобусной станции, убив не меньше 13 человек, а во втором – на площади у мечети имама Али, где проводилась торжественная церемония похорон одного из шейхов. В этом случае жертв оказалось гораздо больше – погибли, как минимум 54 человека и еще более 140 получили ранения. В Багдаде в этот день партизаны отдавали предпочтение «адресному» террору – около тридцати вооруженных людей окружили машину, в которой ехали сотрудники избирательной комиссии, вытащили последних на мостовую и расстреляли в упор. Таким образом, профессия чиновника, отвечающего за проведение выборов, стала в Ираке одной из самых рискованных и неблагодарных, как подчеркнул редактор одной из курдских газет Асос Харди: «Люди боятся работать на выборах. Эта работа даже опасней работы полицейского. У полиции хотя бы есть оружие».

С непосредственной организацией выборов в условиях партизанско-террористической войны тоже возникает масса вопросов. Например, как вести учет избирателей. Централизованной переписи в стране не проводилось со времен нападения Хусейна на Кувейт, а списки, сделанные сотрудниками ООН в рамках программы «Нефть в обмен на продовольствие», явно не охватывают всех избирателей. Использованные в Афганистане несмываемые чернила для рук, которые, как едко выразился Владимир Путин, «оказались все-таки смываемыми», в Ираке могут лишь отпугнуть избирателей от выборов – суннитские партизаны уже пообещали расстреливать всех, у кого на руках будут признаки сделанного «демократического выбора». Если сунниты будут бойкотировать выборы, это может привести в лучшем случае к распаду Ирака, так как радикальные шиитские богословы уже четко заявили, что в случае победы их партии на выборах шиитская община возьмет проиранский курс, возможным следствием которого может стать присоединение части Ирака к исламской республике.

Утром 3 января в западной части Багдада иракские партизаны взорвали заминированный автомобиль рядом с автобусом, перевозившим иракских гвардейцев. Помимо самого смертника, жертвами взрыва оказались 26 человек.

Несмотря на арест главного иракского функционера «аль-Каиды» Абу Мусабы аз-Заркави, о котором американские власти заявили 4 января, напряженность в Ираке отнюдь не уменьшилась. Уже на следующий день заминированная машина врезалась в здание полицейской академии в городе Хилла (95 км к западу от Багдада), а еще один автомобиль взорвался неподалеку от багдадского международного аэропорта рядом с американской автоколонной. В первом случае погибли 22 человека, во втором – 2.

13 января в городе Салман Пак, расположенном к югу от Багдада, был убит Махмуд аль-Мадаини - помощник шиитского аятоллы Али аль-Систани. Его расстреляли вместе с сыном и четырьмя телохранителями на выходе из мечети. Ответственность за это убийство взяла на себя группировка «Бригада Саади бин Аби Ваккас», связанная с «Ансар аль-Ислам» - подразделением «аль-Каиды», действующим в странах Ближнего и Среднего Востока. Убийство однозначно связано с тем, что аль-Систани является деятельным сторонником проведения выборов в Ираке, видя в них шанс для шиитского большинства впервые за десятки и сотни лет получить пропорциональное представительство в иракских органах власти. В сообщении, распространенном группировкой «Бригада Саади бин Аби Ваккас», тем не менее, говорится: «Убийство Мадаини было первым, но не последним, которое мы совершим в рамках наказания наймитов и предателей». В этот же день, чтобы показать, что слова не расходятся с делом, террористы застрелили еще одного помощника аль-Систани, представлявшего интересы аятоллы в Неджефе.

Вечером 14 января в окрестностях города Хит к западу от Багдада были похищены 15 иракских гвардейцев, ехавших из столицы, а их машины были сожжены. И в тот же самый вечер из тюрьмы Абу-Граиб, ставше й материальным воплощением «демократических» зверств, бежали 38 заключенных. Когда их перевозили в другую тюрьму, некоторые из них, чьи руки были не закованы в наручники, а только связаны, смогли освободиться от веревок, отобрали автомат у полицейского и расстреляли его. Еще четверо охранников и водитель были избиты, а беглецы разбежались кто куда. Пока что удалось поймать лишь 10 человек.

Одним словом, ситуация в Ираке из контролируемого хаоса медленно, но верно сползает в хаос никем не контролируемый. Американские военные чиновники, осознавая это, уже начали поговаривать о выводе войск уже в этом году – Колин Пауэлл назвал этот вариант возможным, при условии, что иракские коллаборационные власти возьмут на себя большую часть порядка в стране. Однако он упустил из виду то обстоятельство, что сразу же после вывода войск в Ираке начнется борьба за власть, и даже если через некоторое время там воцарится порядок – американским этот порядок не будет в любом случае. Дальнейшее пребывание войск США в Ираке грозит новым политическим кризисом в самой Америке – уже сейчас войну поддерживают только 56% американцев, а 40% требуют немедленного вывода войск. И со временем влияние антивоенной партии будет только расти, так как простые американцы до сих пор не получили осязаемых преимуществ от этой войны.

Оцените эту статью
2125 просмотров
нет комментариев
Рейтинг: 0

Читайте также:

31 Декабря 2004

"ВТОРОЙ ФРОНТ" В...

Написать комментарий:

Общественно-политическое издание