РУБРИКИ
- Главная тема
- «Альфа»-Инфо
- Наша Память
- Как это было
- Политика
- Человек эпохи
- Интервью
- Аналитика
- История
- Заграница
- Журнал «Разведчикъ»
- Антитеррор
- Репортаж
- Расследование
- Содружество
- Имею право!
- Критика
- Спорт
НОВОСТИ
БЛОГИ
Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ
АРХИВ НОМЕРОВ
КАК ЦИВИЛИЗОВАННЫЕ ТУРКИ РУССКИХ ДИКАРЕЙ ПОБЕДИЛИ
Самым запоминающимся моментом «Турецкого гамбита» стала пресс-конференция части съемочной группы в петербургском кинотеатре «Джем Холл». На вопрос, во сколько обошелся фильм, журналистам сообщили: «Три с половиной миллиона плюс-минус еще пять миллионов». Стало понятно: подлинные расходы на съемки, пиар и пополнение карманов отдельных гениев важнейшего из искусств — тайна не меньшая, чем бюджет крупного наркокартеля. А значит лучезарные заявления насчет грандиозной прибыли от проданных билетов могут быть как чистой правдой, так и нахальнейшим враньем
В любом случае финансы на фильм выделены изрядные. И, дабы без помех получить их и освоить, создателям «Гамбита» пришлось, скрепя сердце, пожертвовать антироссийским содержанием первоисточника. В результате поганая по сути, но занимательно написанная книжонка обернулась полным бредом, окупающимся прежде всего за счет совершенно конкретной категории зрителей. По моим наблюдениям перед просмотром, едва ли не половину зала составляли девочки-подростки, пришедшие полюбоваться на обожаемых актеров. Ведь так приятно, жуя попкорн, в очередной раз повздыхать по лапочке Бероеву, Певцову или Лыкову, воображая, насколько он круче этого урода Вовки! Который к тому же упорно не желает пользоваться дезодорантом и никак не выведет прыщи.ТРИУМФ СТАМБУЛЬСКОЙ НОВОДВОРСКОЙ
Судя по содержанию своих шедевров, автор «Гамбита» Григорий Чхартишвили питает к России не более теплые чувства, чем его соплеменник Михаил Саакашвили. Правда, на ниве большой политики писателя, предпочитающего именоваться Борисом Акуниным, пока преследуют неудачи. Несмотря на все его старания и подпись под трогательным обращением прогрессивной интеллигенции к главарям «правых» и «яблок», те так и не объединились.
Зато литературным героям господина Чхарташвили периодически удается взять реванш. Особенно преуспевает самый колоритный персонаж «Турецкого гамбита» Анвар-эфенди. Официально он считается турецким шпионом и действительно им является, но на самом деле лелеет планы воистину космического масштаба. Вот что жандармский генерал Мизинов рассказывает своему агенту Эрасту Фандорину о славных деяниях эфенди и его шефа, главы стамбульского правительства Мидхата-паши:
«На поверхность Анвар-эфенди выплыл лет десять назад, когда в Европе впервые заговорили о великом турецком реформаторе Мидхат-паше. Наш Анвар, тогда еще никакой не эфенди, служил у него секретарем. Вот послушайте-ка, каков послужной список Мидхата... В ту пору он был генерал-губернатором Дунайского вилайета. Под его покровительством Анвар открыл в этих краях дилижансное сообщение, построил железные дороги, а также учредил сеть «ислаххане» — благотворительных учебных заведений для детей-сирот как мусульманского, так и христианского вероисповедания...
Вообще Мидхат-паша с Анваром наделали здесь таких дел, что возникла серьезная угроза выхода Болгарии из зоны русского влияния. Наш посол в Константинополе Николай Павлович Гнатьев использовал все свое влияние на султана Абдул-Азиса и добился-таки, чтобы не в меру ретивого губернатора отозвали. Далее Мидхат сделался председателем Государственного Совета и провел закон о всеобщем народном образовании — замечательный закон, которого у нас в России, между прочим, до сих пор нет. Угадайте, кто разрабатывал закон? Правильно, Анвар-эфенди...
В тот раз русская партия при дворе оказалась сильнее, и в 1869 году пашу загнали генерал-губернатором в самую глушь, в дикую и нищую Месопотамию...Менее чем за три года губернаторства Мидхата его верный помощник Анвар-эфенди успел провести телеграф, открыть в Багдаде конку, пустить по Евфрату пароходы, учредить первую иракскую газету и набрать учеников в коммерческую школу. Каково? Я уж не говорю о таком пустяке, как создание акционерной «Османо-Османской корабельной компании», чьи суда ходят через Суэцкий канал до самого Лондона. Затем Анвару посредством очень хитрой интриги удалось свалить великого везира Махмуд Недима, который до такой степени зависел от российского посла, что турки прозвали его «Недимов». Мидхат возглавил султанское правительство, но продержался на высоком посту всего два с половиной месяца — наш Гнатьев опять его переиграл. Главный, и с точки зрения прочих пашей, совершенно непростительный порок Мидхата — неподкупность. Он затеял борьбу со взяточничеством и произнес перед европейскими дипломатами фразу, которая его и погубила: «Пора показать Европе, что не все турки — жалкие проститутки». За «проституток» его турнули из Стамбула губернатором в Салоники. Сей греческий городишко немедленно начал процветать, а султанский двор вновь погрузился в сон, негу и казнокрадство».
И вот против таких замечательных людей грязные петербургские империалисты интригуют при султанском дворе! Но главный сюрприз ожидает читателей в конце, когда долгое время маскировавшийся под французского журналиста Анвар раскрывает душу девице Варваре:
«Наш девятнадцатый век решает судьбу человечества, в этом я глубоко убежден. Надо помочь силам разума и терпимости взять верх, иначе Землю в скором будущем ждут тяжкие и ненужные потрясения... Я имею в виду те страны, где человек понемногу учится уважать себя и других, побеждать не дубиной, а убеждением, поддерживать слабых, терпеть инакомыслящих. Ах, какие многообещающие процессы разворачиваются на западе Европы и в североамериканских Соединенных Штатах! Разумеется, я далек от идеализации. И у них там много грязи, много преступлений, много глупости. Но общий курс верный. Нужно, чтобы мир пошел именно по этому пути, иначе человечество утонет в пучине хаоса и тирании. Светлое пятно на карте планеты пока еще очень мало, но оно быстро расширяется. Надо только уберечь его от натиска тьмы. Идет грандиозная шахматная партия, и в ней я играю за белых.
— А Россия, стало быть, за черных?
— Да. Ваша огромная держава сегодня представляет главную опасность для цивилизации. Своими просторами, своим многочисленным, невежественным населением, своей неповоротливой и агрессивной государственной машиной... Россия таит в себе страшную угрозу для цивилизации. В ней бродят дикие, разрушительные силы, которые рано или поздно вырвутся наружу, и тогда миру не поздоровится. Это нестабильная, нелепая страна, впитавшая все худшее от Запада и от Востока. Россию необходимо поставить на место, укоротить ей руки. Это пойдет вам же на пользу, а Европе даст возможность и дальше развиваться в нужном направлении. Знаете, мадемуазель Барбара, — тут голос Анвара неожиданно дрогнул, — я очень люблю мою несчастную Турцию. Это страна великих упущенных возможностей. Но я сознательно готов пожертвовать османским государством, только бы отвести от человечества русскую угрозу.
Если уж говорить о шахматах, известно ли вам, что такое гамбит? Нет? По-итальянски gambette значит «подножка». Dare il gambetto — «подставить подножку». Гамбитом называется начало шахматной партии, в котором противнику жертвуют фигуру ради достижения стратегического преимущества. Я сам разработал рисунок этой шахматной партии и в самом ее начале подставил России соблазнительную фигуру — жирную, аппетитную, слабую Турцию. Османская империя погибнет, но царь Александр игры не выиграет...
Мне удалось продержать вашу армию под Плевной гораздо дольше, чем я надеялся. Вы попусту растратили силы и время. Англия успела подготовиться к конфронтации, Австрия перестала трусить. Если даже второго этапа войны не будет, Россия все равно останется с носом. Двадцать лет она приходила в себя после Крымской кампании, еще двадцать лет она будет зализывать раны нынешней войны. И это сейчас, в конце девятнадцатого столетия, когда каждый год значит так много. За двадцать лет Европа уйдет далеко вперед. России же отныне уготована роль второстепенной державы. Ее разъест язва коррупции и нигилизма, она перестанет представлять угрозу для прогресса».
Триумф Новодворской в штанах подтверждает и агент Фандорин, горестно признающий: «Анвар отлично п-провел свой гамбит, а я проиграл. Мне дали орден, а надо бы под суд».
Впрочем, по мироощущению Эраст Петрович порой и сам не слишком отличается от своего благородного врага. Заподозрив было вражеского диверсанта в английском журналисте, он отказывается от своих подозрений, поясняя: «Да, в Лондоне нас не любят. Да, готовятся к большой войне. Но убивать гонцов и устраивать диверсии — это уж слишком. Противоречит британскому спортивному духу». Русский контрразведчик всерьез считает европейских коллег неспособными на убийства и диверсии! Неудивительно, что Анвара он ловит лишь после гибели большинства подозреваемых, практически случайно, благодаря невольной помощи глуповатой Вареньки.
НАС ПОБЕДИЛИ И МЫ БЕЖИМ-БЕЖИМ-БЕЖИМ!
Понятно, что под столь общечеловеческое творчество развести на бабки даже нынешний Кремль сложновато. Посему все новодворские речи Анвара пришлось, скрепя сердце, из сценария выкидывать. Но ведь за дело взялись не кто-нибудь, а глава киностудии «Три Т» Никита Михалков и директор «Первого канала» Константин Эрнст! И чтобы они да не организовали пару ночных горшков на могилы русских солдат?!
В «Сибирском цирюльнике» боевых действий не предусматривалось, и поэтому Никита Сергеевич все больше изгалялся по части психологии. И начальник элитного военного училища у него пьяное быдло, закусывающее водку стаканом, и юнкер этого училища — истеричный неврастеник, плюющий на воинский долг ради потрепанной американской потаскухи... В «Гамбите» времени поизгаляться не хватает, и пришлось ограничиться смакованием голубой любви российских воинов в романтических балканских пещерах.
Зато война идет вовсю. И, судя по видеоряду, ее выиграли турки.
Эпизод за эпизодом нелепое российское воинство расстреливают из пушек, толпами берут в плен и вообще делают с ним все что хотят. Коли бой заканчивается в пользу османов, его демонстрируют до конца. Если по сюжету парням в красных фесках приходится проигрывать, картинка меняется, и об итогах баталии зрителям сообщают скороговоркой. Турки победили бы везде, не спасай положение повизгивающая несимпатичная Варвара. Шутка ли, болтаясь среди ночи в корзине полусбитого воздушного шара, разглядела расположение турецких укреплений и тут же доложила в штаб! Более того, не предупреждай она регулярно тупых соотечественников о грядущей беде — конец! Армия Осман-паши из Плевны прорвется, Анвар Фандорину свернут шею, а «белого генерала» Соболева, списанного с реального Михаила Скобелева, турки зарежут как барана.
На Михаиле Дмитриевиче творческий коллектив «Гамбита» оттянулся особенно смачно. По жизни это был 34-летний храбрец и красавец, боготворимый подчиненными, уважаемый врагами — и, вы не поверите, хорошо воевавший, хотя иногда зарывавшийся. Здесь зрители наблюдают сильно потрепанного пожилого солдафона, озабоченного в основном совращением вышеупомянутой девицы. В конце его превосходительство запихивает пару сотен солдатиков в поезд, движется с этим грозным воинством штурмовать Стамбул и торжественного вляпывается в засаду. От полного конфуза экранную копию Паши Мерседеса спасает вовремя заверещавший предмет его воздыханий.
ПРОДУЛ ЯПОНЦАМ ШПИОН ТУРЕЦКИЙ
Поскольку фильм ориентирован на созревающих девочек, тащащихся от латиноамериканских сериалов и россиянских реалити-шоу, упор сделан на их основной инстинкт. То есть романы с бурным выяснением отношений. Поскольку барышня согласно сюжету всего одна, а геев лишь двое, мужики толпами клубятся вокруг Варварушки, наперебой признаваясь в нежных чувствах.
Выглядит это довольно нелепо. Оно конечно война, но не в глухой же тундре, где любой мымре рад будешь! Совсем рядом развеселый Бухарест, в окрестных селах полно ядреных крестьянских девушек. В конце концов, есть и сестры милосердия, среди которых хватало походно-полевых жен господ офицеров. Так нет, все, включая европейских журналистов, подобно мартовским котам кидаются на неказистую, глуповатую и плаксивую Вареньку! Неудивительно, что турецкие аскеры колотят этих извращенцев почем зря, а эфенди Анвар разводит российских сыщиков как последних лохов.
Впрочем, поскольку война и шпионы побоку, внимание на этом не заостряется. Мало того, публику даже не изволят за пару минут просветить, из-за чего заварушка. Вообще в исторических боевиках так не принято. Посмотрите хоть советского «Александра Невского», хоть штатовских «Триста спартанцев», хоть румынских «Даков» — везде просвещают и правильно делают. Большинство зрителей не слишком подкованы в истории, а так и фильм с большим смыслом посмотрят, и может после книжку какую прочтут. Но тут вам не там, вот и догадывайтесь сами: почему тысячи русских добровольцев сербам помогать поехали, и Александр II с армией на турок двинулся. А лучше во избежание нежелательных ассоциаций не догадывайтесь.
Тем более, сами киношники на историю изначально плюют. Посему Анвар у них не прикидывается французским щелкопером, как у Чхарташвили, а маскируется под приближенного к Соболеву капитана Перепелкина. Поняли прикол? Поскольку Соболев — Скобелев, Перепелкин — его начштаба, будущий невезучий командующий Маньчжурской армией Куропаткин! Ясно теперь, отчего японцам продули? Попробуй выиграй, когда войско турецкий шпион возглавляет!
И совершенной же шизой выглядит история с подкупом Анваром офицера румынских союзников, для получения от него планов наступления. Для человека, работающего под личиной парижского борзописца, это логично — его к секретным картам никто не подпустит. Но Перепелкину-то, который у Соболева по штабной части служит, зачем левой ногой правое ухо доставать? Ну не станет же Штирлиц подкупать для получения бумаг Мюллера полковника из какой-нибудь Финляндии!
Но, как уже говорилось, военно-детективная линия в фильме дело десятое, и на подобные мелочи не надо обращать внимания. Напротив, съемочной группе стоит доработать фильм, усилив его наиболее сильные стороны. Добавить пяток эротических сцен да попукивающего негра для политкорректности — и получится совсем неплохая комедия класса «В». Не хуже «Американского пирога-2» или «Тупого и еще тупее».
Если же кто желает увидеть нормальный фильм про русско-турецкую войну, то он у нас есть. Снятые полвека назад «Герои Шипки» и сейчас смотрятся куда приятнее творения Чхартишвили, Эрнста и благословившего их Михалкова.