22 ноября 2024 22:33 О газете Об Альфе
Общественно-политическое издание

Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ

АРХИВ НОМЕРОВ

Антитеррор

"ЯДОВИТЫЙ МОРПЕХ" ИЗ ЦРУ

1 Апреля 2005

23 марта в Шали подразделениями Службы безопасности президента Чечни во главе с Рамзаном Кадыровым был уничтожен один из наиболее крупных и значимых уцелевших командиров чеченского террористического подполья Ризван Читигов, известный под псевдонимами «Сурака» и «Рамзан». Главарь, который говорил на равных с Басаевым и Хаттабом, всецело доверившим в его «распоряжение» Шалинский район, оказался в высшей степени «крепким орешком» - множество раз он умело уходил от преследования и оставался незамеченным, хотя преследователи иногда в буквальном смысле слова стояли у него на голове. И погубила его мелкая оплошность. Впрочем, таков конец большинства высококлассных бандитов.

Американский «военный советник»

Ризван Умарович Читигов родился в 1965 году в том же городе, в котором его настигла смерть – в Шали. Вплоть до конца 1980-х годов он работал пожарным, и ничего не предрекало будущему полевому командиру столь кровавой славы. Но с наступлением эры «гласности» Читигов, вдруг заделавшийся ревностным мусульманином, смог покинуть СССР благодаря сотрудничеству с одним из многочисленных международных исламских фондов. Однако вместо того, чтобы поехать в Турцию, Иорданию или в Саудовскую Аравию для получения соответствующей исламо-террористической подготовки, Читигов предпочел направиться в… США.

Еще в начале 1990-х годов большая часть американцев находилась в блаженном неведении относительно того, что из себя представляют выходцы с Северного Кавказа. Поэтому для Ризвана Читигова, обосновавшегося в Сиэттле, открылось широкое и благодатное поле для одного из «народных промыслов», которым прославились чеченские мафиози – организацией афер с фальшивыми банковскими документами.

Параллельно Читигов не забывал и о военной подготовке. Он записался волонтером в корпус морской пехоты США и уже собрался приступить к прохождению службы в его рядах. Однако начавшаяся эскалация напряженности у него на родине заставила его покинуть гостеприимную Америку. Так или иначе, необходимую для морпеха подготовку он все-таки получил. Как и заветную «грин-карту» – вид на жительство в США.

О том, как именно полуграмотный пожарный смог в столь короткий срок преуспеть в Новом Свете и почему же он все-таки его покинул, единого мнения нет. По одним данным, Читигова убедил приехать в Чечню Аслан Масхадов, по другим данным – Хаттаб, время от времени спокойно наезжавший в США до 1999 года, когда он был объявлен в международный розыск. В пользу последней версии говорит то, что в Чечне Читигов воевал под непосредственным начальством Хаттаба, что было уделом не столь многих чеченцев. Но еще интереснее люди, работавшие с Ризваном Читиговым до его отъезда.

Сейчас можно считать доказанным то, что во время пребывания в Америке Читигов был завербован агентами ЦРУ, которые предоставили ему значительную свободу действий и возможность проявлять инициативу. В частности, незадолго до отъезда из США Читигов совершил несколько поездок в Мексику, где занимался вопросом приобретения ядовитых веществ для своего будущего (а, возможно, и тогдашнего) непосредственного начальника Шамиля Басаева. Без патронажа ЦРУ такие вояжи были бы, разумеется, невозможны – помимо того, что потенциальных морпехов из-за рубежа тщательно проверяют и контролируют, сама Мексика начинена «нелегалами» ничуть не менее густо, нежели собственно Соединенные Штаты.

За время «командировки» в США Ризван Читигов в совершенстве освоил минно-взрывное дело. Как свидетельствуют пленные боевики, по инженерной части Читигов немногим уступал Хаттабу – многие арабские наемники консультировались у него по тому или иному вопросу. Рамзан Кадыров утверждает, что 90 процентов всех серьезных терактов в Чечне не обходились без участия Читигова.

Осознавая всю значимость фигуры Читигова, Басаев и Масхадов доверяли ему ответственные должности, и вряд ли у них был шанс разочароваться в этом. В начале войны он командовал единственным чеченским «танковым батальоном», а после его уничтожения переключился на другие «воинские специальности». Помимо «военно-научных» заданий, которые были нетипичны для подавляющего большинства чеченских командиров (об этом – чуть ниже), Читигов спланировал и осуществил множество громких и не очень терактов, некоторые из которых вообще не имели отношения к его любимому минно-взрывному делу – бандит был специалистом-«многостаночником»…

Послужной список

В настоящий момент перечень преступлений, в которых принимал непосредственное участие Ризван Читигов, уточняется и дополняется. Но более или менее установленным можно считать участие Читигова в подготовке и осуществлении террористического акта в Буденновске в июне 1995 года, в подготовке взрыва на Манежной площади в августе 1999 года, в похищении и убийстве трех англичан и одного новозеландца, работавших в миссии ОБСЕ…

Также на счету Ризвана Читигова и его людей многочисленные подрывы автомобилей с военными и гражданскими лицами и убийства сотрудников чеченской администрации. Так, в октябре 2003 года банда Читигова расправилась с главой Шалинского района Мусой Дакаевым и его сыном Саид-Селимом.

Одним словом, эта сторона деятельности Читигова достаточно хорошо известна и типична для большинства его подельников, таких, как Бараев, Темирбулатов, Радуев и многие другие. Но другая часть карьеры Читигова как полевого командира очень и очень необычна. И без дружеской помощи «доброжелателей» из ЦРУ тут едва ли обошлось.

Ризван и рицин

Увлечением всей сознательной жизни Ризвана Читигова были яды. А еще – возможность их применения против ненавистных «врагов Ичкерии». Поэтому Читигов, в отличие от подавляющего большинства других полевых командиров, всерьез занимался теоретическими и практическими «исследованиями» в этой области. И, надо признать, серьезно в ней преуспел. К счастью, с его злобой могла сравниться лишь его разговорчивость – после нескольких заявлений Читигова о том, что он обязательно будет использовать против «федералов» отравляющие вещества, за ним было установлено тщательное наблюдение. И его результаты оказались весьма впечатляющими.

Еще в 2001 году в руки сотрудников ФСБ попала аудиозапись беседы Ризвана Читигова с эмиссаром Басаева и Масхадова в Объединенных Арабских Эмиратах Хизиром Алхазуровым, из которой явствовало, что Читигову требовались рецепты ядов и отравляющих веществ, которые можно было бы воплотить в жизнь, что называется, «на кухне». Такие рецепты вскоре были им получены. По крайней мере, в одном из тайников, находившихся в ведении «аргунского джамаата», были обнаружены методики по изготовлению летучих фосфоросодержащих ядов, советы по снаряжению примитивных, но от этого не менее опасных химических боеприпасов, карты местных источников и водозаборов, а также солидные запасы рицина. Об этом яде следует сказать несколько слов более подробно.

Рицин – это растительный яд, отличающийся значительной силой и необратимостью действия. Его достаточно просто получить из семян клещевины (тех самых, которые используются для изготовления касторового масла). Одной щепотки яда достаточно для того, чтобы убить человека, при попадании рицина в кровь его понадобится еще меньше. Против рицина не существует специфических противоядий, а сам рицин почти не имеет вкуса и запаха. Поэтому этот препарат еще несколько десятилетий назад заслужил немалое и обоснованное уважение в спецслужбах ведущих держав. Единственные его недостатки – относительно большая (по меркам спецслужб) «убойная» доза, а также крайне характерные признаки отравления, позволяющие компетентным людям сразу установить причину смерти, которая, к тому, же, наступает не сразу, а только через трое-четверо суток.

Наиболее известная из специальных операций с применением рицина – убийство болгарского журналиста, политэмигранта и диссидента Георгия Маркова в Лондоне в 1978 году. Агент болгарских спецслужб подошел к Маркову в толпе и уколол его зонтиком, изготовленным в одной из лабораторий КГБ. В острие зонтика был шарик с рицином. Через несколько дней Марков скончался в больнице. Несколько аналогичных операций с использованием рицина было проведено и спецслужбами западных стран. Но соответствующие архивы пока еще не рассекречены, так что привести какие-либо достоверные детали этих операций пока практически невозможно, кроме одной детали – в них действительно использовался рицин.

С распадом СССР и формальным окончанием «холодной войны» рицином и аналогичными сильными ядами вплотную заинтересовались транснациональные террористические группировки. Точнее, заинтересовались они ими гораздо раньше, отчасти с подачи самих спецслужб СССР и США, которые дразнили своих «союзников»-террористов столь соблазнительной приманкой. Но только после 1991 года эти спецслужбы случайно или намеренно ослабили бдительность, что обеспечило «подпольщиков» буквально бесценными материалами на эту тему (например, из архивов КГБ-ФСБ пропало несколько ящиков (!) соответствующей специальной и совершенно секретной документации). Многие из документов были случайно или намеренно утеряны и на Западе, хотя в тамошнюю прессу соответствующих «жареных фактов» просачивается гораздо меньше.

Где-то с середины 1990-х годов рицин попал в поле зрения (и досягаемости) исламских террористов во главе с Усамой бен Ладеном. Именно тогда специалисты из рядов «аль-Каиды» разработали простые и дешевые схемы получения рицина, доступные даже малограмотным ваххабитам. Результаты не замедлили появиться – начало третьего тысячелетия ознаменовалось необычайным всплеском «рициновой» активности исламских террористов, которые теперь могли избежать покупки дорогостоящего яда на Западе по ненадежным и опасным подпольным каналам, а использовать собственный «кухонный» рицин.

Примерно в конце 2003 – начале 2004 года рициновая сеть в США и Европе привлекла к себе внимание американских и европейских спецслужб. Выяснилось, что наиболее значительные запасы рицина накоплены террористами в Великобритании, Франции и Испании и что ваххабиты намеревались использовать эти запасы для массового отравления продуктов и питьевой воды в европейских городах. В ходе распутывания рициновой сети сотрудникам полиции и спецслужб не раз и не два приходилось брать штурмом подпольные лаборатории, работники которых отстреливались до последнего патрона (об этом можно прочитать, например, в «Горячей хронике» № 4 за 2004 год).

К концу 1990-х годов рицин окончательно покинул арсенал большинства спецслужб, уступив место более сложным и эффективным ядам. В то же время он прочно обосновался в арсенале исламских террористов, став как был «визитной карточкой» международных террористических организаций, входящих в сеть «аль-Каиды». Поэтому обнаружение в 2001 году аудиозаписи Читигова, а впоследствии – тайника с рицином и схемами водозаборов – произвело очень неприятный эффект как среди самих террористов, так и среди их западных «покровителей».

Читигов, правда, попытался сделать хорошую мину при плохой игре. В интервью «Комсомольской правде» он заявил, что голос на пленке был действительно его, и добавил: «Потом нашли мои листовки с рецептами изготовления ядов. Но далеко не все. И это оружие ждет своего часа. Конечно, применять мы его будем не против мирного населения, как утверждает ФСБ». Не иначе, Ризван Читигов знал местоположение неких эксклюзивных водозаборов, которыми пользуются только военные и милиционеры…

Конец «морпеха-отравителя»

В отличие от большинства полевых командиров, которые избегают длительного пребывания в населенных пунктах, являясь туда часто, но на короткий срок, Читигов неделями мог жить в родном городе Шали. Благо делать это было не так уж и сложно – множество друзей и родственников всегда были рады предоставить ему стол и квартиру, чтобы он не проводил несколько дней в одном доме. Так что 20 марта Читигов приехал в Шали из Баку, не думая, что этот визит станет последним.

По следу «морпеха» уже несколько лет шли люди Рамзана Кадырова. В общем, им было ясно, где его искать – в самом городе Шали. Но конкретное время и конкретное место пребывания Читигова в городе им узнать никак не удавалось. Наконец, в марте появилась «зацепка»: некий житель Шали, за что-то обиженный на Ризвана Читигова (по некоторым данным – один из его бывших подчиненных), указал бойцам Кадырова несколько мест, где мог скрываться «морпех». В тот же день, 20 марта, Рамзан Кадыров со своим отрядом прибыл в Шали и начал «адресную проверку». Зашли они и в квартиру № 11 в доме № 10 по улице Фрунзе, рядом с которой всего за несколько минут до них спрятался Читигов – он увидел спецназовцев и спрятался в тесном убежище, сообщавшемся с квартирой небольшим потайным люком.

Эта квартира принадлежала дяде Ризвана – Али Читигову. Вошедшие в нее спецназовцы ничего не нашли и спустя некоторое время ушли восвояси. Но опытный боевик не стал уходить ни через час, ни через день – он небезосновательно полагал, что за квартирой установлена слежка. Желая хоть как-то подать сигнал своим, он сообщил по рации, что находится у Али и что ему нужна помощь. Разумеется, радиограмма тут же была перехвачена спецслужбами, и отряд Рамзана Кадырова снова направился в «нехорошую квартиру».

Но люк был замаскирован на совесть, и спецназовцы даже при повторном обыске так ничего и не нашли. Они уже собирались уйти «несолоно хлебавши» и вышли за порог квартиры, когда услышали громкий стук. Это обрадованный Ризван по оплошности уронил на пол крышку потайного люка.

Бойцы тут же снова вошли в квартиру «по-штурмовому». Это было очень разумно, так как Читигов немедленно выхватил автомат и открыл огонь. Но так как кадыровцев было много, а Ризван – один, к тому же его противники уже ворвались в квартиру, бой был неравным и очень коротким. Читигов получил семь ранений, большинство из которых были смертельны.

На теле третьего по значимости командира «Чеченской республики Ичкерия» бойцы Рамзана Кадырова нашли автомат с расстрелянным магазином и… нагрудный жетон американского морского пехотинца, на котором были выгравированы имя Читигова и его дата рождения.

Постскриптум

После гибели Читигова сотрудники ФСБ приступили к ликвидации остатков его банды. Надо отдать должное погибшему главарю – даже без него банда представляла собой весьма серьезную силу. Уже когда стало известно, что Читигов убит, его боевики попытались завербовать в свои ряды несколько десятков молодых чеченцев, но силами ФСБ «вербовку» удалось пресечь. Несколько «вербовщиков» были задержаны, а в одном из домов Шали найден склад читиговской банды, на котором хранилось несколько десятков единиц АК и СВД, около 50 ручных гранат, множество выстрелов к РПГ и противопехотных мин, в том числе печально известные по теракту в Каспийске МОН-50, 4 килограмма тротила, 31 детонатор, несколько сот метров детонирующего шнура, более 4000 патронов и 7 радиостанций. Такова информация РОШ от 18 апреля.

Гибель Читигова, хотя и является тяжелым ударом для сил террористического подполья в Чечне, отнюдь не обезглавила их. И даже ликвидация Басаева не сможет в мгновение ока прекратить войну. Для окончательной победы над силами международного исламского терроризме в Чечне нужны совершенно другие люди, другие силы и другие средства, нежели те, что применяются сейчас. Но и уничтожение важных и высокопоставленных «эмиров» - заметно лучше, чем ничего, ибо такая мера существенно ослабляет и разобщает боевиков. Просто это никак не может быть самоцелью.

И было бы хорошо, если бы об этом помнил Герой России Рамзан Ахмадович Кадыров, который поставил перед собой благородную, но трудновыполнимую цель: во что бы то ни стало уничтожить Шамиля Басаева к 60-летию Великой Победы – к 9 мая. Во время масштабной операции, которая началась под его руководством утром 18 апреля в Веденском районе, пусть он помнит, чем закончилось аналогичное обещание для его отца год тому назад. Осторожность – украшение настоящих героев.

Оцените эту статью
3501 просмотр
нет комментариев
Рейтинг: 5

Читайте также:

1 Апреля 2005

ХРОНИКА ТЕРРОРА

Написать комментарий:

Общественно-политическое издание