РУБРИКИ
- Главная тема
- «Альфа»-Инфо
- Наша Память
- Как это было
- Политика
- Человек эпохи
- Интервью
- Аналитика
- История
- Заграница
- Журнал «Разведчикъ»
- Антитеррор
- Репортаж
- Расследование
- Содружество
- Имею право!
- Критика
- Спорт
НОВОСТИ
БЛОГИ
Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ
АРХИВ НОМЕРОВ
ХРОНИКА ТЕРРОРА
Бандитская месть
Весь прошедший месяц прошел в постоянных попытках исламских террористов, действующих на Северном Кавказе, отомстить сотрудникам правоохранительных органов, которые провели против них ряд эффективных операций. К сожалению, время от времени им это удавалось. В частности, вечером 19 апреля боевики обстреляли здание базы чеченского ОМОНа в Ленинском районе Грозного из автоматов и подствольных гранатометов, ранив одного милиционера. Когда милиционеры выдвинулись к месту, откуда велся обстрел, бандиты спешно ретировались, «бросив» автомобиль «Жигули». Сотрудники ОМОНа решили тщательно его исследовать и забрали на свою базу. Там он и взорвался 20 апреля, убив одного милиционера и ранив еще четверых.
Второй трагический случай такого рода произошел вечером 10 мая в Махачкале, когда сотрудники ДПС обнаружили рядом со зданием УБОП подозрительный пакет и попытались его поднять. В пакете находилось взрывное устройство мощностью 5 килограммов в тротиловом эквиваленте, снаряженное поражающими элементами в виде кусков арматуры и проволоки, которое сработало, как только милиционер до него дотронулся. Итог «самодеятельности» печален: сам «сапер-любитель», младший лейтенант Анвер Гаджиев, и один из прохожих, житель села Доргели Магомед Бекмурзаев, погибли на месте, еще двое милиционеров и трое прохожих получили ранения. И если профессиональный сапер никогда не имеет права на ошибку, то непрофессионал никогда не сможет ее избежать...
Живучий «Ярмук»
29 апреля в Нальчике силами МВД и ФСБ были уничтожены остатки печально известного джамаата «Ярмук» в составе 5 боевиков, 4 из которых были убиты, а 1 — ранен и взят в плен. Их противники потеряли 1 человека убитым и еще 1 — раненым.
Среди убитых боевиков оказался и один из старших командиров группировки Рустам Беканов. Перестрелка происходила среди гаражей, в одном из которых позднее было обнаружено большое количество оружия, которое, однако, не принадлежало к числу «стволов», захваченных во время нападения бандитов из джамаата «Ярмук» на здание республиканского Госнаркоконтроля. Конечно, утверждать, что на этом история ваххабизма в Кабардино-Балкарии и даже джамаата «Ярмук» окончательно завершилась, было бы совсем не обоснованно…
Адский грузовик
5 мая сотрудники ФСБ предотвратили крупномасштабный террористический акт, задержав в Грозненской районе Чечни автомашину КамАЗ, в которой было запрятано более тонны взрывчатки и радиоуправляемый взрыватель. На границе с Ингушетией оперативная работа по этой же банде принесла еще один крупный результат — был обнаружен тайник с несколькими сотнями граммов сильнодействующих ядов, главным образом цианидов.
Как установило предварительное следствие, организатором неосуществившихся терактов с ядами (ими планировалось отравить еду и водозаборы) был иорданский наемник чеченского происхождения и эмиссар группировок «аль-Каида» и «Братья-мусульмане» Абу Муджаид (Муджахид), а непосредственное выполнение заказа взял на себя ваххабитский джамаат «Аманат» («Молчание»), который возглавлял 35-летний Алаш Даудов, бывший милиционер, причастный к захватам заложников в «Норд-Осте» и в Беслане, а также к нападению на Ингушетию. Этот главарь был застигнут 17 мая вместе с двумя подручными в заброшенном доме, в южном пригороде Грозного. Он отказался сдаться и был убит. Подрыв же КамАЗа со взрывчаткой входил в «праздничную программу» Шамиля Басаева к 60-летию Великой Победы.
Стоит признать, что 1227 килограммов взрывчатки были заложены в КамАЗ виртуозно. Они была размещены внутри рамы и под кузовом, причем таким образом, что простой первичный осмотр, даже очень тщательный, ни за что бы не смог ничего обнаружить. Машину поймали только «по наводке» агентуры. Взрыв предполагалось осуществить посредством радиостанции Kenwood, переделанной в радиоуправляемый взрыватель, а подогнать машину к месту теракта должны были две террористки-смертницы. Стадия перегона также была продумана неплохо — в машине находились поддельные номера и даже паспорта для двух «гонцов», задержанных вместе с машиной.
По информации, полученной от пленных «гонцов», сразу началась оперативная работа, и уже на следующий день, 6 мая, в поселке Серноводск Сунженского района был уничтожен высокопоставленный боевик из серноводского джамаата — 27-летний Магомед Хайдаров. Вместе с ним погибли две «шахидки», 22-летняя Мадина Митраева и 19-летняя Шукран Исаева, и еще один боевик из банды Доку Умарова, которому подчинялся Хайдаров.
В ходе боя ваххабиты смогли убить одного милиционера, ранить еще двоих и уничтожить два милицейских автомобиля выстрелами из гранатомета, что говорит о достаточно высокой их квалификации. Как показали на допросе «гонцы», убитые в Серноводске «шахидки» должны были управлять заминированным КамАЗом.
После боя сотрудникам МВД достались очень достойные по нынешним временам трофеи: автомат АКМС, 9 снаряженных магазинов к нему, пистолет ПМ, 52 самодельные гранаты-«хаттабки», 3 использованных гранатомета РПГ-18, ваххабитская литература на арабском и «военно-патриотические» видеокассеты.
Операцию в целом, несмотря на гибель одного сотрудника МВД, все же можно считать успешной, так как в результате превентивных действий, предпринятых по данным агентурной разведки, правоохранительные органы смогли предотвратить страшную беду и спасли жизнь сотням людей, которые могли бы погибнуть, приведи бандиты в действие свою адскую машину на празднике Победы. Зимние спецоперации в Ингушетии и Дагестане открыли новую эпоху в работе правоохранительных органов и спецслужб — впервые со времен распада СССР они снова научились наносить превентивные удары по террору и блестяще подтвердили это в операции в Чечне перед юбилеем Победы.
Горе-«шахидка»
Поздно вечером 6 мая в Старопромысловском районе Грозного бойцы полка специального назначения имени Ахмада Кадырова обнаружили подозрительную женщину, которая, как было потом установлено, была некогда обучена в составе партии «шахидок» для «Норд-Оста», но не попала в ту группу и вместо этого ей было поручено взорвать здание местного РОВД. Спецназовцы предложили террористке сдаться и снять с себя «пояс шахида». Вместо этого, как и следовало ожидать, «шахидка» бросилась на бойцов, но, не успев добежать до них, была мгновенно срезана автоматным огнем. Умирая, «невеста Аллаха» все-таки успела привести в действие свой пояс. Единственной жертвой взрыва оказалась она сама — ее тело, и без того перерубленное очередью, взрывом буквально разнесло в клочья. До тех, кто «обработал» эту несчастную женщину, обмотал ее тело взрывчаткой и послал на убой, автоматная очередь спецназовцев пока не достала. Пока…
Победа под Аллероем
9 мая взвод МВД Чечни уничтожил в горном лесу близ деревни Аллерой Курчалойского района Чечни отряд из 8 боевиков. Командир взвода и его заместитель получили ранения, больше потерь во взводе не было. Взятые трофеи — 5 автоматов, пулемет, 2 гранатомета РПГ-26 и множество боеприпасов, в частности, 8 выстрелов к гранатомету.
Несколько меньший успех ожидал Рамзана Кадырова, который за три недели до этого, в ночь с 18 на 19 апреля, провел крупнейшую спецоперацию в районе Дышне-Ведено, целью которой было уничтожение Шамиля Басаева и его боевиков. В операции участвовало более 2000 сотрудников МВД и Службы безопасности Президента Чечни. Всю ночь рядом с Дышне-Ведено шли перестрелки, результат которых оказался на удивление скромным, особенно с учетом того факта, что бойцы Кадырова постоянно запрашивали поддержку артиллерии — всего 7 убитых боевиков. Со стороны федеральных сил потерь убитыми не было. Единственным серьезным успехом этой спецоперации можно считать взятие в плен басаевского связника, который указал милиционерам местонахождение секретной базы Басаева — в 4 километрах к востоку от Дышне-Ведено. Последняя была оборудована очень прилично — боевики построили бетонные блиндажи, в составе базы был полевой госпиталь с запасами медикаментов вплоть до плазмы, и даже хирургическое оборудование. Из тайников на территории базы были изъяты 5 автоматов, пулемет, гранатомет и большое количество боеприпасов.
Эмир-вербовщик
15 мая в районе чеченской деревни Герзель-Аул был уничтожен известный полевой командир высшего звена Денилбек Эксиев, занимавший в разной время должности «эмиров» Гудермесского, Шелковского и Наурского районов. Эскиев воевал вместе с Раппани Халиловым и Ахмедом Авдорхановым. Главным его занятием, правда, была не столько сама война, сколько вербовка молодежи в ряды боевиков.
В подчинении Эскиева был и такой известный полевой командир среднего звена, как «эмир» станиц Шелковская и Червленая Сулейман Дакаев, который прославился на всю равнинную Чечню своими убийствами и похищениями людей. Он был причастен и к подготовке теракта в Грозном, который должен был осуществиться 9 мая. Однако чеченские правоохранительные органы смогли его уничтожить еще 23 апреля. Теперь к нему присоединился и его начальник…
Эпидемия терактов
Весь последний месяц в Ираке не умолкая грохотали бои и гремели взрывы. Таким образом иракские партизаны отмечают официально озвученное заявление министерства обороны США вывести свои войска из Ирака до конца года.
Настоящий ад начался для иракцев 5 и 6 мая — эти дни унесли жизни более сотни человек. Серия терактов началась в североиракском городе Эрбиль. Террорист-смертник пробрался в ряды желающих поступить в иракскую полицию и взорвал мощнейший «пояс шахида», прихватив с собой более 60 человек. Через несколько часов в Багдаде взорвался заминированный автомобиль, убивший 9 солдат национальной гвардии и ранивший еще 20. Еще чуть позже в Мосуле взорвался еще один заминированный автомобиль, нацеленный на проезжавший американский патруль, но ранивший лишь двоих местных жителей.
На следующий день, 6 мая, в городе эс-Сувейра, расположенном к югу от Багдада, в так называемом «треугольнике смерти», террорист-смертник взорвал свой автомобиль рядом с овощным рынком, убив 58 человек и ранив 45.
В ответ на эти теракты американские морские пехотинцы 7 мая начали на северо-западе Ирака, к северу от Евфрата, операцию «Матадор», целью которой было уничтожить основные силы повстанцев, и, прежде всего, их лидера. Абу Мусаба аз-Заркави, несмотря на появлявшиеся время от времени сообщения о его захвате или гибели, всегда уходил от преследователей. Ушел он и на этот раз. У американцев с самого начала не заладилось с внезапностью операции. Целый день инженеры на виду у всего света укрепляли берег Евфрата, чтобы по нему смогла пройти тяжелая техника. Уже 8 мая солдатам пришлось вступить в 12-часовой бой с партизанами в городе Убайди. Преследуемые и рассеянные, но не уничтоженные партизаны скрылись, перейдя сирийскую границу Как утверждают американцы, потери партизан составили около 125 человек (последние это отрицают), а потери морпехов — 9 солдат убитыми и 40 ранеными. Сам аз-Заркави был ранен, но смог получить медицинскую помощь и спасся вместе с подчиненными.
Низкая эффективность такой «неспешной облавы» была продемонстрирована партизанами прямо во время операции — 11 мая в Тикрите смертник убил 33 человек, и еще столько же забрал на тот свет его коллега в городке Хавиджа, неподалеку от Киркука. Этот день оказался самым кровавым с 28 февраля, когда заминированный автомобиль в городе Хилла унес жизни 125 человек.
Несмотря на то, что представитель иракского коллаборационного правительства Лаит Кубба в интерьвью телекомпании BBC заявил, что «боевики наносят отчаянные удары, зная, что их дни сочтены», комментировавший это заявление английский обозреватель Джим Мюир честно признался: «на деле складывается ощущение, что сопротивление новым властям в Ираке набирает силу, а вовсе не иссякает».
И это — главная тенденция, устойчивая два последних года.