23 ноября 2024 18:41 О газете Об Альфе
Общественно-политическое издание

Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ

АРХИВ НОМЕРОВ

АПОКАЛИПСИС В ЛОНДОНЕ

1 Июля 2005

7 июля Лондон, назначенный незадолго до этого местом проведения Олимпиады в 2012 году, стал жертвой массовой атаки исламских террористов – как до этого Нью-Йорк, Москва, Мадрид… Настала очередь британской столицы, считавшейся до этого одним из самых безопасных мегаполисов мира. Взрывы в поездах метро и в автобусе унесли жизни 55 человек и ранили более 700. Но при тщательном исследовании этой трагедии на поверхность всплывают удивительные и очень неоднозначные факты, показывающие, что никак нельзя валить все лишь на горстку бородатых «фанатиков» или на нескольких безумных террористов-одиночек с рюкзаками взрывчатки.

Хроника

В 7 часов 20 минут на станции города Лутон (пригород Лондона) видеокамеры наблюдения засняли четырех молодых людей с рюкзаками за спиной. Они непринужденно разговаривали, смеялись и всем своим видом походили на туристов, отправляющихся в небольшой поход. Вместе с ними был еще один человек – без рюкзака. Личность последнего точно не известна до сих пор. За четверкой он не последовал.

В 8 часов 20 минут 7 июля на станции «Кингс Кросс» трое из четверки молодых людей с рюкзаками встретились в центре платформы. Поговорив, они вскоре разошлись, сев в разные поезда.

Через полчаса после «выдвижения на исходную позицию», примерно в 8 часов 50 минут, произошел первый взрыв в поезде, ехавшем по линии Пикадилли, на перегоне между станциями «Алтгейт Ист» и «Ливерпуль Стрит». Практически одновременно с ним прогремели взрывы в поезде на станции «Эджвер Роуд» и в поезде на перегоне «Рассел-сквер» - «Кингс Кросс», а примерно через час после них, в 9 часов 47 минут – в двухэтажном автобусе № 30 на Тависток-сквер. Водитель автобуса, 49-летний Джордж Псарадакис, так описывает момент взрыва: «Маршрут моего автобуса изменили, потому что после первых взрывов тысячи людей выходили из метро. Целая толпа, они все пытались поместиться в автобус… Внезапно раздался взрыв... Все это происходило где-то позади меня и было похоже на кровавую бойню…».

Через некоторое время поступили сообщения о взрывах еще в двух или трех поездах метро и в двух автобусах, которые впоследствии официально подтверждены не были. Еще две бомбы были вовремя найдены и обезврежены.

Также, согласно заявлению властей, удалось вовремя раскрыть план покушения на британского премьер-министра Тони Блэра, которого террористы собирались ударить ножом или кинжалом с отравленным лезвием. В качестве яда они предполагали использовать излюбленный с некоторых пор исламскими террористами рицин. Несмотря на относительную «современность» яда, архаизм сознания просто поразительный...

Поведение властей и представителей прессы

Реакцию на взрывы тех и других можно назвать так: паника и упорное замалчивание самого факта совершения терактов с десятками жертв.

Первые сообщения о том, что творится в метро, появились только в 9:15, причем не по телевизору, а в новостной ленте небольшого и не слишком известного за пределами Великобритании информационного агентства «Press Association Group», которое всего лишь сообщило, что на станцию «Ливерпуль Стрит» вызваны экстренные службы. Еще через час сообщение об инциденте в метро попало на канал BBC-1.

Версия теракта при этом довольно долго отрицалась властями – заявляли о каком-то загадочном «энергетическом взрыве», случившемся якобы из-за скачка напряжения (?!). Вплоть до 15 часов представители властей отрицали само наличие убитых – говорилось лишь о «множестве раненых». Лондонцы вынуждены были восполнять недостаток информации слухами, что никак не способствовало прекращению паники. Показания очевидцев тоже не могли добавить ясности – так как с перегонов их выводили через несколько станций, отсюда взялись три «лишних» взрыва в поездах. Очевидцы были шокированы и сильно преувеличивали масштабы теракта. При почти полном отсутствии достоверной информации от властей это усиливало панику еще больше.

В отличие от Беслана, когда основная фаза штурма снималась журналистами почти под носом у бандитов и сразу попадала в прямой эфир, здесь почти не было репортажей с мест совершения терактов. Людям показали не слишком четкую картинку с развороченным автобусом и решили, что этого хватит. Особенно «глухо» со свежей информацией с мест терактов было на телеканал BBC-1- вместо конкретных репортажей зрителям «скармливали» те же самые абстрактные картинки и осуждающие телевыступления политиков со всего мира.

В общем, английские власти и пресса в Лондоне сработали не лучше, чем российские в Беслане. А может быть, и похуже. Зато заявление Владимира Путина о двойных стандартах, в котором он упомянул Закаева и Березовского, по многим каналам не прошло. Такая у них «самоцензура». Зато вместо слова «террористы» сверху почему-то «спустили» термин «бомбисты», заставляющий вспомнить скорее об адресном политическом терроре конца XIX – начала XX века, а не о нынешних «шахидах». Наверное, чтобы не оскорблять местных мусульман, которых в Англии уже очень много и которые в массе своей если не одобряют, то и не слишком осуждают такие поступки.

Организаторы и исполнители

С непосредственными исполнителями терактов сейчас все более или менее ясно. Командование террористами осуществлял 30-летний учитель начальной школы (!), британец пакистанского происхождения Мохаммед Сидик Хан, живший в городе Лидс, оставивший в этом мире восьмимесячного ребенка и беременную жену. Только после теракта люди, знавшие этого человека, заявили, что он «сумасшедший» и удивились, как его вообще допустили к работе с детьми.

Сидик Хан в 2004 году подозревался в подготовке взрыва заминированного грузовика у одного из лондонских клубов. Но собранных улик тогда оказалось недостаточно, и, решив, что этот человек опасности не представляет, внутренняя разведка MI-5 прекратила наблюдение.

Для совершения теракта Сидик Хан использовал не самодельные взрывчатые смеси типа аммоналов, наиболее часто употребляемые террористами, например, в Чечне, а промышленно изготовленную армейскую взрывчатку китайского производства, которая попала к нему через Ближний Восток и Балканы. Хранилась она у 33-летнего биохимика из Египта Магди ан-Нашара, снимавшего квартиру в Лидсе, который за две недели до взрыва покинул Великобританию. Только после терактов руки MI-5 дошли до этого склада, и ан-Нашар был арестован в пригороде Каира, но до сих пор отрицает свою вину, заявляя, что не знал, чем именно занимались его товарищи. Именно он, как полагают английские следователи, изготовил четыре взрывных устройства для Сидик Хана и остальных.

Кстати, Сидик Хан, по мнению израильских спецслужб, замешан еще как минимум в одном теракте – взрыве в пабе «Mike’s Place» в Тель-Авиве, совершенном 30 апреля 2003 года, когда погибло 3 человека и более 40 получили ранения. По крайней мере, там использовалась та же самая китайская взрывчатка, что для палестинских террористов, также предпочитающих «самоделки», не слишком характерно. Взрывчатку эту доставили через границу в Коранах. Сами «шахиды», один из которых не смог или не захотел взорваться и через две недели был найден утонувшим, приехали в Израиль с британскими паспортами.

Вместе с ними приехал и Сидик Хан, который почему-то успел спокойно уехать. Наверное, он и взорвал «шахида» с помощью радиоуправляемого взрывателя. Возможно, убедив того, что требуется всего лишь заложить взрывное устройство, то есть донести до места и установить. В той же Чечне такие случаи были неоднократно – чтобы усыпить подозрения ничего не подозревающих «шахидок», им даже давали не стандартный «пояс», а сумку. Так как в нескольких случаях устройства не сработали, об этом и стало известно.

В данном случае неясно, планировал ли сам Сидик Хан убивать себя. Видимо, все-таки вряд ли. В том же он, искренне или нет, пытался убедить и своих товарищей – вся четверка купила обратные билеты в Лутон, а в машине, которую они оставили на одноименной станции, были обнаружены запасы взрывчатки и уже собранные устройства. Но, верил Сидик Хан в свое спасение или нет, в 8:50 7 июля ему все-таки пришлось взорваться на станции «Эджвер Роуд».

Поезд на перегоне «Алтгейт Ист» - «Ливерпуль Стрит» взрывал еще один выходец из Пакистана – 22-летний Шехзад Танвир, спортсмен-отличник, также живший в Лидсе, чьи родители владели там небольшим кафе. Вот что сказал про него сосед Питер Малколм: «Видел я этого парня. Самый обычный, ничего особенного. Страшно от мысли, что террористы незаметны и живут среди нас». На месте взрыва были найдены и личные вещи Сидик Хана – последний либо сбросил бомбу в «своем» поезде, благо все они были с часовым механизмом, либо просто хотел запутать следствие.

Последний из взрывов в поездах, произошедший на перегоне «Рассел-сквер» - «Кингс Кросс» – дело рук 33-летнего (по другим данным – 19-летнего) Линдсея Джермейна, чернокожего уроженца Ямайки, в младенчестве привезенного в Британию и жившего в Лутоне. К нему и приехали другие террористы, чтобы оттуда поехать в Лондон. 4 года назад он ездил в Афганистан, откуда вернулся воинствующим исламистом.

Магди ан-Нашар предоставлял ему жилье, когда тот приезжал в Лидс. Его исламское имя, под которым он был известен – Абдулла Шахид Джамаль – говорит само за себя. За несколько дней до взрыва он потратил 900 фунтов на… дорогую парфюмерию, которую, как полагают специалисты, мог использовать для усиления взрывных устройств (некоторые духи при попадании в зону взрыва могут вызвать эффект, похожий на объемную детонацию, но менее мощный).

Наконец, взрыв в автобусе совершил 19-летний выходец из Пакистана Хасиб Хусейн, живший, как и двое других «пакистанцев», в Лидсе по соседству с ними. От него осталась очень мало частей тела, в первую очередь голова, что подтвердило факт использования «пояса шахида» или мощной бомбы в рюкзаке. Сейчас не совсем понятно, планировал ли он с самого начала взорваться в автобусе или все-таки ориентировался на метро, а после первых трех взрывов самостоятельно или по приказу сверху изменил маршрут.

Что интересно, вся четверка террористов ни разу не нарушала закон – по крайней мере, настолько, чтобы это можно было доказать и привлечь их к суду. Все смертники, кроме Сидик Хана, были абсолютно чисты перед британской полицией и службой безопасности. Да и наблюдение за последним, как мы помним, ни к чему не привело.

Все террористы пакистанского происхождения в ноябре 2004 года приехали в Пакистан, где гостили до начала 2005 года. Там они получили инструкции от «старших братьев» из «аль-Каиды», которые сейчас либо уже арестованы, либо находятся в розыске.

Сидик Хан не только ездил в Пакистан, но и каждый год посещал Афганистан, где проходил военную подготовку. От внимания MI-5 сам факт таких поездок человека, подозревавшегося в подготовке теракта, почему-то ускользнул. Или не показался подозрительным?

Согласно заявлению британских следственных органов, им уже известно, кто организовал теракт. Это еще один пакистанец с британским гражданством, ему около 30 лет и скоро он будет найден или уничтожен. Из опубликованной информации следует, что это – тот самый человек, который разговаривал с четверкой террористов на станции Лутон перед выходом «на дело». Вообще Лутон считается традиционным местом обитания агрессивных исламистов, таких, как группировка «аль-Мухаджирон».

Вместе с тем просто свалить все еще на одного иммигранта все-таки не выйдет. Уже сейчас с большой долей уверенности можно предполагать, что в серии терактов в Лондоне замешаны как минимум две спецслужбы – британская и, возможно, какая-то еще.

Следы ведут в спецслужбы

Как сообщил в интервью компании Sky News бывший сотрудник Скотланд-Ярда Питер Пауэр, ныне возглавляющий частное охранное предприятие «Visor Consultants», на 7 мая в лондонском метро британскими спецслужбами планировались… антитеррористические учения, которые обеспечивала, в том числе, его фирма, занимающаяся консалтингом в кризисных ситуациях. Сценарий этих учений как раз предполагал одновременные взрывы бомб в районе тех самых станций, где они и произошли – только не в 9:30, как по сценарию, а в 8:50, когда еще никто не был готов спасать людей. Есть лишь два отличия от сценария.

Первое отличие состоит в том, что на нескольких «плановых» станциях взрывов так и не последовало. То ли потому, что у террористов было не так уж много сил, то ли потому, что они решили не так жестко следовать сценарию учений (на «плановых» станциях после первых взрывов их легко могли вычислить и схватить), то ли просто потому, что метро очень скоро закрыли для входа.

И перенаправили людей в автобусы. Там по сценарию никаких происшествий вроде бы не планировалось. Но Хасиб Хусейн не дал недавним пассажирам метро спокойно доехать на автобусе, войдя в заднюю часть автобуса на втором этаже и взорвав себя. Сделал он это по приказу или по собственной инициативе, пока неясно, но, скорее всего, у них уже был четко выработанный план действий – согласно сценарию учений, пассажиров после эвакуации из метро предполагалось везти именно в автобусах безо всяких взрывов. Это второе место, где учения столь драматично разошлись с реальностью.

Почему все так произошло?

Различный бред вроде «заговора спецслужб», усердно распространяемый уже более пяти лет людьми вроде Березовского и его подручных, тут, как и во всех остальных случаях, можно отмести с порога. Едва ли нормальные руководители спецслужб будут устраивать «учения» с изначально запланированными десятками и сотнями кровавых жертв. Но то, что исламские террористы, атаковавшие Москву, Нью-Йорк, Мадрид и Лондон, имели агентов-информаторов в спецслужбах – это почти несомненно. И эти информаторы занимали не самое низкое положение в служебной иерархии. Более того, все эти взрывы с высокой вероятностью координировались одной и той же структурой-исполнителем («аль-Каида» и ее региональные филиалы) и направлялись одной и той же структурой, которая и была истинным заказчиком все этих терактов.

В каждом из этих случаев теракты проводились либо под прикрытием «учений» (в случае с Нью-Йорком и Лондоном это более или менее доказано), либо просто после получения достаточного количества информации от полиции и спецслужб. Двое из участников терактов в Мадриде были информаторами полиции, а о количестве агентов «аль-Каиды» в региональных структурах ФСБ, особенно в Южном федеральном округе, можно только догадываться. Во всяком случае, ничто не могло помешать настоящим террористам, руководствуясь информацией, полученной от источников в спецслужбах, удачно «вклиниться» в сценарий и пронести «куда следует» настоящую взрывчатку под видом учебной.

Для выяснения того, кто же именно заказывает такие глобальные теракты, если вообще заказывает, проще всего еще раз посмотреть на контакты главаря лондонских террористов. Сидик Хан ежегодно посещал Афганистан и часто бывал в Пакистане. Помимо британской разведки, здесь традиционно сильные позиции занимает разве что ЦРУ. Агентурная сеть КГБ очень сильно пострадала после вывода войск из Афганистана и развала СССР, а другим разведкам вербовать здесь агентов довольно сложно.

Другое направление поездок лондонского главаря – Ближний Восток. Здесь практическая монополия на эффективную агентурную работу принадлежит «МОССАДу». Ни для кого не является секретом, что, умело манипулируя палестинскими боевиками, сотрудники этой службы почти всегда вовремя устраняют наиболее опасных террористов и поддерживают тех, кого считают неопасными.

Когда британские спецслужбы проверяли Сидик Хана, они поделились информацией про него с сотрудниками «МОССАДа». Последние, контактируя с ним через своих агентов, сочли его неопасным (один взрыв в пабе с тремя убитыми – это все-таки не Всемирный торговый центр). Доказательством тому может служить то, что даже после теракта в «Mike’s Place», когда у «МОССАДа» были на руках серьезные улики против Сидик Хана, он улетел из страны без всякой нервотрепки. Зато палестинские боевики, завербованные «МОССАДом», с этих пор уже вполне могли выходить на контакт с ним и делиться с ним «сверхценными идеями». Итак, среди неанглийских спецслужб на роль «третьей силы», которой удается манипулировать агентами «аль-Каиды» почти во всех случаях, подходят две спецслужбы: ЦРУ и «МОССАД». В нашем случае, следуя известным словам, очень трудно понять, где кончается одно и начинается другое – коэффициент взаимного проникновения у этих двух служб очень порядочный. Использование «втемную» боевиков в качестве «шахидов», как это делал Садик Хан и как потом, возможно, сделали с ним самим – любимый прием и тех, и этих. Помимо всего прочего, такие «шахиды» нечасто наводят подозрение на сами спецслужбы.

Зачем столько крови?

Более интересно другое. Какую выгоду могли бы получить те и эти от теракта в Лондоне? Как выясняется, не последнюю. Если в случае с Испанией такой выгоды не прослеживается – сразу после терактов последовали выборы и вывод войск из Ирака – то в случае с Великобританией, лидер которой переизбираться будет еще не скоро, какие-то варианты возможны.

Во-первых, последние год-два английские военные подразделения всеми правдами и неправдами стараются уклониться от выполнения «союзнического долга» и быть на вторых, а то и на третьих ролях. Связано это с тем, что положение вновь избранного Тони Блэра и так не слишком устойчиво, война в Ираке крайне непопулярна среди англичан, и лишние сотни гробов ему совсем не нужны. Так что не было бы лишним показать ему, что есть вещи и пострашнее, чем импичмент в парламенте или непереизбрание на очередной срок.

Во-вторых, пострадавший народ и его законодательный орган, особенно почти утратившие политический разум, после таких страшных событий начинают горячо поддерживать «войну против террора» по всему земному шару. С испанцами, правда, такой номер не прошел – там все изначально понимали, что к чему.

Наконец, такие теракты полезны тем, что позволяют «выпустить пар» и найти работу для тех агентов из числа главарей террористов, которые завербованы «втемную». А также просто убрать опасного противника, так как этих людей, в их массе, после несложной обработки кнутом и пряником, можно заставить взрывать и расстреливать почти кого угодно.

Кроме, может быть, их живого знамени, террориста №1 Усамы бен Ладена. Но его, наверное, и не очень нужно убивать. Как знамя для одних и как жупел для других, он ценен сам по себе.

Оцените эту статью
3624 просмотра
нет комментариев
Рейтинг: 0

Читайте также:

Автор: Алексей Аванесов
1 Июля 2005

«ВОСТОК» - ДЕЛО ТОНКОЕ

Написать комментарий:

Общественно-политическое издание