РУБРИКИ
- Главная тема
- «Альфа»-Инфо
- Наша Память
- Как это было
- Политика
- Человек эпохи
- Интервью
- Аналитика
- История
- Заграница
- Журнал «Разведчикъ»
- Антитеррор
- Репортаж
- Расследование
- Содружество
- Имею право!
- Критика
- Спорт
НОВОСТИ
БЛОГИ
Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ
АРХИВ НОМЕРОВ
«АКТЕР ЖИВ, ПОКА ПАМЯТЬ О НЕМ ЖИВА»
Сегодняшний мой собеседник не нуждается в особом представлении. Достаточно мне процитировать одну из эпиграмм, написанных в его честь, как все поймут, о ком идет речь.
Ладно сбит и крепко скроен,
Твердый взгляд, солидный стаж,
Собрались его герои
В первоклассный экипаж!
Я думаю, все поняли, что сегодня я беседую с человеком непростой судьбы, актером, сыгравшим совершенно разные роли: от резидента французской разведки в СССР, а потом советской разведки на Западе, Михаила Тульева, до алчных политиканов, вроде губернатора одного из южного штата Америки — Вилли Старка.
Да, мой собеседник — Георгий ЖЖЕНОВ.
– Я считаю, что главной задачей телевидения стало не воспитание молодежи, как было раньше, а зарабатывание денег. Причем, что самое страшное, оно внушает своим зрителям, что ради этого заработка можно, как в том сериале, что Вы назвали, пойти на все, на убийство, на торговлю наркотиками. И, по моему мнению, те, кто руководят ТВ, сошли с ума, потому что нельзя внушать молодежи, что ради заработка можно пойти на все. Я не могу смотреть этот сериал, потому что для меня, как человека и гражданина России, идея о том, что ради денег можно пойти на все, не приемлема. По этой причине я считаю, что наше современное ТВ сошло с ума, поскольку идея показывать по телевидению такое кино могла зародиться только в больной голове.
– Как Вы думаете, кто же виноват в том, что телевидение сошло с ума?
– Я считаю, что в этой беде России, которую мы видим на экранах ТВ, виновны коммерсанты, которые завладели им после 1991 года. Они, имея на телевидении власть, навязали ему свои правила игры и свой низкопробный вкус. Ведь эти люди, что стали руководить ТВ, не зная меры и приличия в том, что можно демонстрировать по телевидению, стали показывать по нему одну, извините за выражение, чернуху, помноженную на убийство и насилие. И это потому, что этим денежным мешкам хотелось увидеть по подчиненному им ТВ что-то острое и пикантное. Но они из-за своей неграмотности и бескультурья не знали меры в том, что хотели видеть, и вот результат — телевиденье, повторюсь, сошло с ума.
– Простите, но критиковать нынешние правила игры, как в политике, так и в кино, всегда было модно. Еще со времен Цезаря старшее поколение любило говорить «Эх, эти нынешние! А мы-то в их годы уже полками командовали». В связи с этим позвольте Вас спросить: как Вы считаете, ваши кино-герои, в которых играло не одно поколение, сейчас современны?
– Судя по тому, что меня, как актера, часто приглашают на встречи представители правоохранительных органов и представители спецслужб России, я пользуюсь с их стороны вниманием. И могу сказать о себе, что сыгранные мной герои не ушли в прошлое, а остались в настоящем. И мои герои, которых вы сами назвали, востребованы и сейчас.
Но сейчас, как я уже говорил, пришедшая к власти в нашей стране влиятельная группа людей, которые за счет того, что в их руках сосредоточены огромные деньги, сумели прибрать к своим рукам все ТВ, обливает грязью всех героев, которых я играл, от Тульева до Темерина. И это происходит оттого, что телевидение не в тех руках, в которых оно должно быть. Поэтому я не знаю, буду ли еще я, актер, играть тех героев, с которых каждый нормальный человек будет брать пример.
– Георгий Степанович, простите меня, но от коллег вашего героя, генерал-майора разведки Темерина, только из Главного Управления лагерей НКВД, Вы все-таки пострадали. Так как Вы лично, не как актер, а как человек, относитесь к тем, чьи образы Вы воплотили в фильмах?
— Я, как Вы верно заметили, человек, пострадавший от коммунистического режима и от режима той идеологии, что пришла к власти в России после 1917 года, сейчас решительно заявляю: дай бог, чтобы многое из того, что было раньше, во времена СССР, сейчас вернулось в Россию.
– А что именно должно вернуться в жизнь современной России?
– Прежде всего забота о нравственном воспитании подрастающего поколения России, о детях, что смотрят то телевиденье, о котором мы с вами говорили. Ведь они ничего, кроме похабщины и насилия, помноженного на убийства, с экранов ТВ не видят, а значит, ничего из этих ящиков полезного для себя не извлекут. Мне от одной мысли, что люди променяли книги на этот телевизионный вертеп, делается страшно. А его смотрят как раз те, чье мировоззрение еще не сформировалось. И чему, простите меня, они, смотря этот беспредел по ТВ, смогут у него научиться? При коммунистическом режиме было очень много правильного, особенно в воспитании молодежи. Детям не прививали безнравственное отношение ко всему окружающему и не прививали вкус к разврату. Эти явления пресекались. И на ТВ, и в театре, и в кино была цензура – и это правильно. А теперь везде гуляет вседозволенность и бескультурье. И это надо, повторюсь, пресечь, пока не поздно.
И я не понимаю, почему идеология не входит в состав тех функций нашего государства, которые должны строго контролироваться в любой нормальной стране мира?
– Георгий Степанович, Вы сыграли в кино столь разноплановые роли, как резидент Тульев и Вилли Старк, которого смутное время великой депрессии вынесло на вершину политики США. Какой из этих персонажей Вами более любим? Ведь в них нет ни капли сходства.
– С точки зрения художественных достоинств книга Роберта Пенна Уоррена «Вся королевская рать» является большим художественным произведением, и им будет зачитываться не одно поколение и российской, и американской молодежи. И всем, кто ее еще не прочитал, я советовал бы ее прочесть, а писателям России желаю почаще писать книги подобного уровня. Ее герой, Вилли Старк, наиболее значительная персона среди всех моих ролей, поэтому для меня, как для актера, этот герой был и остается интересен тем, что он является персонажем, взятым из реальной жизни.
А резидент Михаил Тульев – это персонаж из сегодняшнего дня, который на смену своему отцу графу Тульеву, врагу советской власти, начал свою деятельность как резидент французской разведки на территории СССР.
А затем, прозрев, стал знаменем советской разведки. И когда, по сюжету фильма, он был резидентом вражеской разведки, я не играл его, как негодяя, а играл его, как человека, у которого со временем проклюнулась любовь к Родине. Ведь он, будучи в России, как разведчик чужой и враждебной для нее страны, понял, что является гражданином этой страны, а не той, что его послала в СССР с подрывным заданием. Вот почему фильм «Трилогия о резиденте» использовался Контрразведкой КГБ СССР, а теперь ФСБ России, как учебное пособие для тех, кто приходит работать в органы безопасности.
Поэтому сравнивать Тульева и Вилли Старка, как характерных героев, я не могу. Но если сравнивать фильмы по популярности, то «Трилогия о резиденте» приобрела себе более широкую зрительскую аудиторию, нежели «Вся королевская рать». Причем я не считаю ни того, ни другого из этих моих киногероев законченным негодяем. У «Всей королевской рати» постоянным зрителем была и будет интеллигенция России. «Трилогию о резиденте» смотрит более широкая аудитория России, в которую входят все слои ее общества.
– А как же Вы можете охарактеризовать своего героя из фильма «Вся королевского рать» Вилли Старка? Ведь когда он идет к своей цели, то не задумывается о том, каким путем он ее достигает, его принцип по жизни, как губернатора — цель оправдывает средство! Так какой же он человек, плохой или всё-таки хороший?
– Когда я играл таких политических прощелыг, как Вилли Старк, решил для себя, как для актера, что моя задача – показать все человеческие стороны его характера, чтобы он был представлен на суд телезрителей, как полноценный человек, в котором есть и плохое, и, безусловно, хорошее. Ведь он весьма не прост, потому что он мыслящий и даже творческий человек. Играя его, я хотел показать, что в нем есть все, как в любом из нас, живущих на земле.
И меня даже Ваши коллеги критиковали за то, что я наделял разных моих отрицательных персонажей и героев, подобных Вилли Старку, долей благородства. А я утверждаю, что в любом человеке есть и плохое, и хорошее.
Тем более, что, как Вы помните, его целью для переизбрания на новый срок правления в своем штате была задача построить самую лучшую во всей Америке больницу для безработных, куда, как он в своей предвыборной речи заявил, может придти лечиться тот, кто не имеет и цента за душой. Это весьма неплохой поступок для политика, это своего рода благотворительность!
А если этот поступок принесет ему и денежный, и политический доход, то это еще лучше.
– Значит, Вы считаете, что этот персонаж для современной России очень актуален?
– К сожалению, да, очень современен, и в этом я с Вами согласен.
– Георгий Степанович, как Вы считаете, насколько были правы те искусствоведы из журнала «Театр», которые утверждали в своих статьях, что за границей СССР и России искусство нашей страны уже никому не интересно?
– Действительно, к сожалению, на Западе, особенно в ведущих капиталистических странах, очень редко покупаются и показываются фильмы нашей страны. Конечно, за некоторыми исключениями. Я, например, объездил весь мир с двумя фильмами, где я снимался. Это «Экипаж» и упомянутый вами в вашем вопросе фильм, который был поставлен по замечательному произведению, к сожалению, уже покойного писателя Ю. Бондарева «Горячий снег». Во всех странах, где я был с ними, встречал очень благожелательное отношение. К сожалению, повторюсь, наш кинематограф в зарубежных странах не знают. Им более-менее интересуются только в странах бывшего социалистического содружества.
– А как воспринимают творчество наших театров за рубежом? Ведь Вы-то были с вашим театром на зарубежных гастролях?
– Да, я ездил с театром имени Моссовета на гастроли в Израиль. И могу заявить, что в этой стране наш театр очень тепло принимали. Мы там играли спектакль «Золотое озеро», поставленный по пьесе Роберта Пенна Уоррена. Это спектакль пользовался там огромной популярностью и большим успехом.
– Значит, были не правы те критики, которые в разных журналах писали, что российским, а до этого советским спектаклям на Западе делать было нечего?
– Я знаю, что большинство режиссеров — из тех, кто ездит на Запад — там прогорают, потому что те спектакли, которые эти режиссеры ставят, действительно никому не интересны.
Но некоторые из кино- и театральных постановок пользуются успехом в западных странах. Но это не те, что несут в себе социальную направленность. Зарубежным зрителям и критикам интересны спектакли, поставленные по классическим произведениям нашей Родины.
И это опять подтверждает мою точку зрения, что никому на Западе не интересны такие фильмы, как «Бригада», которые сейчас заполонили экраны наших телевизоров. Классика нашей страны там всегда вызывала живой интерес. И я знаю, что фильм «Гамлет», поставленный нашим режиссером по произведению Шекспира, пользовался в таких странах, как Великобритания, Западная Германия и США, огромным успехом.
– Как говорил бессмертный кумир миллионов зрителей, гений режиссуры, Чарли Чаплин: «Актер жив до тех пор, пока память о нем жива в сердцах его зрителей». Как Вы, Георгий Степанович, считаете, ваших героев, которых у Вас не так мало, помнят жители России?
– Я отвечу Вам так. Я старался всю жизнь жить честно и не нарушать норм справедливости, которые всегда должны существовать в виде основных человеческих принципов, по которым человек, живущий на этой земле, должен развиваться и расти. Может быть поэтому многие, кто меня не знает лично, воспринимают меня, как приличного человека. Причем в тех регионах России, где я никогда не был. Мне известно, что многие начальники пограничных училищ, курсантов разных школ приводили меня в пример своим учащимся. Почему они это делают, я не понимаю, только могу поблагодарить их всех за такое ко мне отношение. И сказать им большое спасибо за такое отношение к моей работе в кино и театре, которую они хранят в своих сердцах и памяти.
– Выше мы коснулись ваших патриотических ролей, где Вы сыграли тех, кто воевал за свободу нашей Родины в Великой Отечественной войне. По Вашему мнению, людям, защищавшим нашу страну, хватает заботы нынешнего правительства России? Притом, что многие из тех правительственных чиновников, кто должен России заботиться о пенсионерах и ветеранах войны, позволяют себе покупать в лесной заповедной зоне земельные участки в несколько гектаров, и это происходит в то время, когда пенсионеры России не могут купить себе необходимые продукты…
– Я считаю, что не только не правильно, а преступно так относиться к тем людям, которые не просто спасли нашу страну от фашизма, а спасли ее и после этого поставили на твердые экономические рельсы. И это поколение нельзя списывать со счетов. Я считаю, что проводить над ним опыты в виде монетизации льгот, повышения оплаты за ЖКО – просто преступление, которое совершают над пенсионерами и инвалидами чиновники из правительства России и депутаты Госдумы. До чего же этим реформам надо было довести старух и стариков, чтобы они стали перекрывать важные трассы и дороги, тем самым протестуя против этих реформ!
Беседу вел Илья Тарасов