РУБРИКИ
- Главная тема
- «Альфа»-Инфо
- Наша Память
- Как это было
- Политика
- Человек эпохи
- Интервью
- Аналитика
- История
- Заграница
- Журнал «Разведчикъ»
- Антитеррор
- Репортаж
- Расследование
- Содружество
- Имею право!
- Критика
- Спорт
НОВОСТИ
БЛОГИ
Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ
АРХИВ НОМЕРОВ
НОВЫЙ ПАЛЕСТИНСКИЙ ПРОЕКТ
В начале марта в Москву приехала делегация победившей на демократических выборах в Палестине партии «ХАМАС». Этот визит не привлек бы особенного внимания по всему миру, если бы в числе главных уставных целей этой партии не присутствовало уничтожение Израиля, а в числе основных уставных средств для этого — тотальный террор. На Россию посыпались обвинения в «двойных стандартах», «поддержке террористов» и «недемократичности», причем как раз со стороны тех, кто настаивает на торжестве всемирной демократии. Частным случаем этого торжества в Палестине как раз и стала победа партии «ХАМАС».
КОНДОЛИЗА РАЙС И МОВЛАДИ УДУГОВСначала несколько слов о реакции на визит делегации партии «ХАМАС» в Москву со стороны западных политиков. США в лице Кондолизы Райс и других первых лиц государства заявили, что надеются услышать на переговорах от России требование к руководству «ХАМАСа» признать Израиль и прекратить террор — тем более, что обещания потребовать это были российским руководством даны. В свете таких заявлений понятна наиболее вероятная мотивация российских властей: приглашать «ХАМАС» прямо в Вашингтон пока что еще неловко.
Нынешний глава правительств Израиля Эхуд Ольмерт, касаясь приглашения Владимиром Путиным руководства партии «ХАМАС» в Москву, сказал, что неоднократно разговаривал по этому поводу с Путиным и считает его другом Израиля, который не будет действовать в ущерб израильским интересам, тем более что сам Путин, несмотря на приглашение, с палестинцами так и не встретился, по крайней мере официально. Неофициальная реакция Израиля, узнавшего в середине февраля о приглашении, была гораздо более эмоциональной — источник агентства Reuters в правительстве заявил: «В Иерусалиме у всех глаза полезли на лоб — что происходит?». Сразу же поползли слухи о том, что если бы не это приглашение, Гусинского и Невзлина вскоре выдали бы России. Как говорится, дорога ложка к обеду…
Глава информационного ведомства чеченских сепаратистов Мовлади Удугов на сайте «Кавказ-Центр» выразил неодобрение действиями «палестинских братьев», назвав их «игрой по чужому сценарию». По мнению Удугова, «в конечном итоге, «ХАМАС» рискует превратиться в коллективного Ясира Арафата». Вместо этого, подчеркивает Удугов, палестинцам следовало бы восстанавливать свою систему, а не улучшать чужую, причем враждебную мусульманам: «Согласиться стать автономией, то есть, играть по навязанным правилам (даже с прицелом на восстановления независимости), означает согласие стать частью глобальной системы нового «мирового порядка». А «мировым порядком» заправляют силы, объявившие войну Исламу».
На фоне этой грозной риторики, обычной для исламистов всего мира, странновато звучит еще один упрек Удугова — что братья-мусульмане «купились на иранские деньги».
Как бы то ни было, Иран причислить к поборникам «нового порядка» могут только люди, не вполне адекватные объективной реальности. Даже упоминание Ирана в одном смысловом ряду с «поводком и ошейником мирового сионизма» свидетельствует о том, что у Мовлади Удугова (точнее, у его спичрайтеров) не все в порядке с формальной логикой.
Равно как и намек Удугова на то, что «любые контакты с Тель-Авивом принесут больше вреда, чем пользы». По крайней мере, сами сепаратисты сотрудничают с влиятельными гражданами Израиля Борисом Березовским, Владимиром Гусинским и Леонидом Невзлиным давно и плодотворно, чего даже не слишком скрывают.
Зато предостережение от серьезных контактов с нынешним руководством России уже хоть как-то аргументировано: «Наивно ожидать, что путинская Россия может стать хоть каким-то политическим партнером для палестинского народа. В кремле сейчас сидит не КПСС, а случайные люди. У них нет долгосрочной стратегии, а есть сиюминутные интересы и ненависть к Исламу».
Надо думать, палестинцы разбираются, кто именно сидит в Кремле, не хуже Удугова и сумели извлечь из встречи максимальную выгоду для себя. Именно это следовало из озвученных ими итогов поездки.
ОБМЕН ПРИЗНАНИЯМИ
Лидер движения «ХАМАС» Халед Мешаль на пресс-конференции в Москве 3 марта изложил взгляды нового руководства Палестины на внешнюю и внутреннюю политику автономии, особенно на взаимоотношения с Россией и Израилем.
«Позиция России, которую мы сегодня услышали, основана на уважении позиции Палестины — уважении воли палестинского народа, который отдал свой выбор движению «ХАМАС». И Россия, как и любая цивилизованная страна, не собирается наказывать палестинский народ. Россия намерена оказать нам помощь. Также многие исламские страны сейчас инициируют оказание финансовой помощи палестинскому народу. А палестинский народ уверен в «ХАМАСе»...
Израиль отказывается признавать палестинский народ, поэтому вести с ним переговоры бессмысленно. Палестина в данном случае жертва, а Израиль — агрессор. Так кто кого должен признавать? Да и как определить границы так называемого государства Израиль? Я уверен, что палестинский народ под руководством ХАМАСа заставит Израиль признать Палестину и заставит его уважать палестинский народ…
Ясир Арафат вел переговоры с Израилем 10 лет, и в результате Израиль убил его. Призывая ХАМАС к переговорам с Израилем, вы хотите убить его? Мир может быть основан только на справедливости и признании законных прав палестинского народа. Вот когда Израиль объявит об этом, тогда мир станет возможен. Но пока еще ни одно израильское правительство не шло по пути мира, но мы надеемся, что на предстоящих выборах израильский народ сможет выбрать правительство, которое откажется от пути агрессии, тем более, что за все время израильская военная машина показала свою неспособность подавить палестинский народ.
Демократия — это выбор палестинского народа, и, следовательно, это также и выбор ХАМАСа. Поэтому через 4 года мы планируем провести очередные выборы. Мы уверены, что палестинский народ не ошибется в своем выборе…В интересах всего мира сотрудничать с палестинским народом. ХАМАС — это будущее, израильская оккупация — это прошлое…
Весь мир знает, что израильская оккупация Палестины лежит в основе конфликта, поэтому чтобы решить эту проблему, Израиль должен уйти из Палестины. ХАМАС будет осуществлять свою деятельность в двух направлениях: первое — это реформы внутри страны для улучшения уровня жизни палестинского народа, а второе — борьба с израильской агрессией. Мы пока не определились, в чьем ведении будут находиться вопросы внешней политики, но ХАМАС не боится ничего и готов нести всю полноту ответственности».
Вопрос о признании новыми палестинскими властями Израиля достаточно серьезен для того, чтобы рассмотреть его подробнее и отдельно от других. На сегодняшний день, несмотря на кажущуюся противоречивость заявлений руководства партии «ХАМАС», партийная позиция достаточно прозрачна — «мир в обмен на землю, признание в обмен на признание».
Под «землей» подразумевается вся территория, захваченная Израилем в 1967 году и позже, включая Иерусалим, а под «миром» палестинские вожди для начала предлагают понимать долгосрочное перемирие — «худну».
Так, заместитель московской делегации партии «ХАМАС» Муса Абу Марзук вежливо, но твердо заявил о том, что признание Израиля в его нынешних границах ущемляет права палестинцев и поэтому пока что об этом не может быть и речи. Более детально эту позицию пояснил сам Халед Мешаль. Комментируя намек Исмаила Хании в интервью газете «Washington Post» о возможном признании Израиля и мирных переговорах с ним в случае ухода израильских войск с оккупированных территорий, лидер «ХАМАСа» сказал:
«Мы все — я, наш брат Исмаил Хания и другие — уже не раз объясняли, что это за пределами разумного — свести наисложнейшую длительную палестинскую проблему к только одному пункту: чтобы жертва признала оккупанта и убийцу. Это и несправедливо, и нелогично. Почему идет давление только на палестинцев? А израильтяне могут убивать нас, продолжать оккупацию и совершенно не признавать наши права?
Я вот что скажу всему международному сообществу: дайте нам обязательство Израиля об уходе к границам до войны 1967 года и признании прав палестинцев, включая право беженцев на возвращение и право на Иерусалим! И только потом требуйте от палестинцев аналогичной позиции!».
Для стороны, которая победила на внутрипалестинских выборах, но еще не смогла переломить ход противостояния с Израилем в свою пользу, это сказано, как минимум, преждевременно. В ходе ближневосточной войны обе стороны неоднократно показывали, что уважают только силу и без принуждения ни на какие компромиссы никогда не пойдут.
СТРАНА ИЩЕТ СПОНСОРА
В середине марта партия «ХАМАС» завершила формирование нового правительства Палестины и выдвинула кандидатуры на утверждение Махмуда Аббаса.
Как и следовало ожидать, ключевые посты были заняты знаковыми фигурами из партийного руководства, хотя остальные, несущественные должности остались за теми, кто не входит в «ХАМАС». На роль премьера был выдвинут Исмаил Хания, а на роль министра финансов — Омар Абд-аль-Разак. У приверженцев проигравших на выборах партий «ФАТХ» и «Палестинский исламский джихад» еще оставались шансы получить третьестепенные должности, но они отказались от такой возможности, а «ФАТХ» даже призвала Махмуда Аббаса также уйти в отставку. Последний, впрочем, не последовал этому совету и поддержал предложенные кандидатуры, надеясь, как сообщили его соратники по партии «ФАТХ», повлиять на министров уже в процессе работы нового кабинета.
Только в середине февраля, когда драка, то есть предвыборная кампания и сами выборы, уже давно закончилась, израильтяне, поняв, к чему привела их верность в навязывании «демократических ценностей» палестинским арабам, ожесточенно замахали кулаками. Глава военной разведки («АМАН») генерал-майор Амос Едлин глубокомысленно предположил, что «ХАМАС» пока что просто не осознал всей глубины экономической проблемы, которая возникнет у него тогда, когда понадобиться каждый год добывать где-то по 2 миллиарда долларов на существование автономии. Потом, отметил генерал, эти радикалы неизбежно пойдут на попятную, чтобы их не свергли собственные голодные избиратели.
Но к такому варианту событий руководство партии было готово с самого начала. Непонятно мягкая политика Израиля, который мог бы еще до начала избирательной кампании объявить о прекращении финансирования автономии в случае прихода к власти экстремистов, лишь укрепила «ХАМАС» в собственной правоте. Конечно, США и Европа тоже, скорее всего, не станут всерьез помогать новому руководству Палестины. Это тоже было вполне предсказуемо и даже закономерно. Поэтому еще до победы на выборах «ХАМАС» заручился поддержкой более постоянных «спонсоров», которые объявились в лице Ирана и ряда исламских государств Персидского залива.
Действительно, формальных причин для явного отказа в такой помощи у этих стран нет. Выборы в Палестине были всеобщими, демократическими и вполне прозрачными, что признают даже израильские наблюдатели, следовательно, новое правительство автономии легитимно во всех отношениях. Помогать бедным единоверцам предписано законами шариата, так что любая угроза со стороны Израиля и США в адрес «спонсоров» будет расценена как нарушение свободы вероисповедания. Несколько отличная от арабской мотивация у Ирана, который, хотя и не имеет в Палестине большого числа единоверцев, преследует свои геополитические интересы, заключающиеся в том, чтобы обезопасить себя от нападения со стороны Израиля хотя бы на ближайшие два-три года, и, кроме того, открыть новый рынок сбыта для товаров, прежде всего нефтепродуктов, жизненно необходимых для устойчивого развития автономии. К тому же палестинцы готовы платить за эти товары твердой валютой, в которой Иран испытывает определенный недостаток.
ИСЛАМСКАЯ АЛЬТЕРНАТИВА
Иными словами, сейчас происходит рождение нового проекта, который можно было бы назвать «Палестинский плацдарм».
Потерпев полное поражение в открытой войне против Израиля и не добившись существенных и немедленных результатов в террористической войне, от которой палестинцы страдают не меньше, чем израильтяне, арабские государства и Иран сделали ставку на то, чтобы превратить Палестину в геополитический плацдарм для постепенного наступления на Израиль, надеясь задушить его в затяжном военно-экономическом противостоянии, до какой-то степени сходным с эпохой «холодной войны».
Почти через шесть десятков лет после основания Израиля арабы, наконец, сообразили, в чем состоит его главная сила — в огромных финансовых вливаниях, ежегодно приплывающих в эту страну со всего мира, прежде всего из США. На эти деньги поддерживается приличный для региона уровень жизни, строятся высокотехнологичные заводы, вербуются наемники в частную охрану и даже в армию, закупается и производится все необходимое для армии, и тому подобное. Даже небольшие перебои с помощью или уменьшение ее объемов приводят к резкому росту социальной напряженности в стране
Деньги эти, в свою очередь, сколачиваются преимущественно на нью-йоркских биржах в ходе различных спекулятивных операций, имеющих в своей основе контроль США над природными ресурсами, в том числе ближневосточной нефтью. Появление нового центра нефтяной торговли, свободного от большей части биржевых накруток, через некоторое время неизбежно вызовет крах на Уолл-стрите (недаром с 23 марта объем долларовой массы в мире решено засекретить) и, следовательно, лишит тамошних биржевиков возможности зарабатывать огромные деньги из воздуха и посылать их в Израиль.
Именно в этом контексте стоит рассматривать открытие в Тегеране 20 марта новой нефтяной биржи, которая будет обеспечивать торговлю нефтью в евразийском масштабе и при этом вести расчеты исключительно в евро. Каждый баррель нефти, проданный на этой бирже, будет ослаблять доллар и усиливать евро, то есть ослаблять США и усиливать не только Европу, но, прежде всего, самих иранцев, которые получат возможность самостоятельно устанавливать цены на свою нефть, в обход американских экономических санкций. Так как Иран уже заявил о своем желании увеличить помощь Палестине, то значительная часть этих прибылей потечет именно в автономию. Сможет ли израильское государство противостоять этому в долгосрочной перспективе, пока непонятно.
ПАЛЕСТИНСКИЙ «ВСЕВОБУЧ»
В пользу израильтян, однако, играет то обстоятельство, что самый сложный и опасный первоначальный период выживания и государственного строительства у них уже позади, а палестинцам он только предстоит.
«ХАМАС» получил в наследство от Арафата развитую, но крайне специфическую инфраструктуру. Специфика ее состоит в чрезвычайно узкой ориентации всего государственного механизма — прежде всего на «распил» западной финансовой помощи и вооруженный рэкет у местных национальных и религиозных меньшинств. Многочисленные и неплохо вооруженные силы безопасности, также доставшиеся от Арафата, деморализованы поражением его партии на выборах, кроме того, большая их часть уже давно «приватизирована» местными вождями по родственно-территориальному признаку. Поэтому, широким жестом переподчинив их Исмаилу Хании, Махмуд Аббас практически ничего не потерял — этот шаг ослабил скорее победителей, чем побежденных.
Понимая это, «ХАМАС» еще до победы, тогда, когда Израиль ушел из сектора Газа, превратил весь сектор в одну большую «кузницу кадров», точнее — в единый тренировочный лагерь боевиков. Как сообщил один из руководителей партии, Абу-Хуцейфа, в отличие от прежних лагерей, готовивших «шахидов» и узкоспециализированных террористов, новая сеть лагерей выковывает что-то подобное регулярной армии: помимо месячного «курса молодого бойца» каждый будущий боевик еще несколько месяцев совершенствует свои навыки, отрабатывая методику уличных боев, диверсий, ракетных обстрелов, обращения со взрывными устройствами, средствами связи и так далее. Если «кузница» оправдает возложенные на нее надежды, а материальное обеспечение будет оставаться на должном уровне, то уже через год, а то и меньше, «ХАМАС» сможет противопоставить Армии обороны Израиля несколько десятков тысяч хорошо обученных боевиков, использующих почти все достижения современной военной техники. Израильскую общественность особенно беспокоит тот факт, что «ХАМАС» уже наладил контакты не только со своими традиционными союзниками, такими, как «аль-Каида» и «Братья-мусульмане», но и с другими террористическими группировками, включая проиранскую организацию «Хезболлах». По информации израильских СМИ, целью этого взаимодействия является совершение крупномасштабных терактов на территории Израиля.
МАТ В ДВА ХОДА
Следовательно, по мнению израильских военных и общественных деятелей, необходимо срочно остановить палестинское правительство до того, как перевод всего государственного устройства Палестины на военные рельсы будет завершен. Лучше всего было бы совместить этот шаг с ракетно-бомбовыми ударами по Ирану, чтобы застраховаться от выступления на стороне Палестины союзника, который вот-вот завладеет атомным оружием.
Проект, конечно, смелый и рискованный. Стоит признать, что этот риск вполне оправдан, так как других вариантов у Израиля почти нет. Время работает на Иран и Палестину, а единственный надежный союзник, Соединенные Штаты, едва ли сможет оказать полномасштабную военную помощь.
Есть, правда, еще один способ заставить палестинцев замолчать хотя бы на время — тот, который предлагают они сами. Вывести израильские войска с Голанских высот и из Иерусалима, увязав этот шаг с признанием Израиля руководством партии «ХАМАС». Это даст Израилю небольшую передышку и огромную прибавку к репутации в глазах стран «третьего мира». Но на такой вариант власти Израиля, скорее всего, не пойдут, по крайней мере, до тех пор, пока будут сохранять превосходство в вооруженной силе (или думать, что это так). А когда это превосходство исчезнет, выслушивать подобные предложения палестинцы уже не станут.
Так что сейчас перед Израилем стоит неприятная альтернатива: либо отказаться от войны и молча смотреть на ежедневное укрепление военной мощи своих врагов, либо бросить все силы в смертельный бой с неясным исходом.
Но тогда, когда у Ирана действительно появится ядерное оружие, даже такого выбора больше не представится.