23 ноября 2024 18:40 О газете Об Альфе
Общественно-политическое издание

Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ

АРХИВ НОМЕРОВ

Автор: Светлана Лурье
НА ПОРОГЕ ГАЗОВОЙ ВОЙНЫ

1 Апреля 2006

Короткое и, казалось бы, безболезненное для мира отключение Украины от российского газопровода в первых числах января этого года имело огромные последствия. Вдруг со всей резкостью встал вопрос об энергетической безопасности. Особенно перед Европой.

Впечатление складывается такое, что до нынешнего года Европа никогда не задумывалась о надежности энергопоставок. Хотя следует отметить, что этот вопрос неоднократно ставился перел европейцами американской прессой. Европа, как басенная стрекоза, жила легкомысленно, не замечая возможной опасности, словно бы она существует не на обычной земле, а в неком сказочном мире, где ее благосостояние гарантировано и никаких особых проблем встать перед ней не может.

ГАЗОВАЯ ИГЛА

Внешне ничего особенного не произошло. В один день, первого января, давление в газовых трубах, идущих в европейские страны, чуть-чуть снизилось. Буквально на 4-8 процента и всего на несколько часов, потому что «Газпром» сразу же стал компенсировать зарубежным потребителям то топливо, которое незаконно откачала Украина.

Но этого слабого стимула хватило, чтобы Европа схватилась за голову. Пришло осознание того, что может наступить такой миг, когда трубопроводы перестанут перекачивать газ в количестве, достаточном для потребностей Европы. Европа впала в панику и на первых порах обратила свой гнев на Россию.

Сегодня Европа обеспечивает газом сама себя примерно на 50 процентов. В основном за счет месторождений в Норвегии и Северном море у побережья Великобритании. Там энергоносителей остается на несколько лет, после чего Европа становится критически зависимой от импорта нефти и газа. Уже сейчас Россия поставляет в Европу приблизительно 30 процентов газа, потребляемого европейцами. Отдельные страны зависят от этих поставок (особенно газовых) еще больше: так, потребность Германии в “голубом топливе” Россия обеспечивает на 40%, Польши и Болгарии — на 65%, Венгрии — на 70%, а Чешской Республики — на 80%. Что же касается Австрии, Словакии и прибалтийских государств, то практически весь потребляемый ими газ поступает из России.

Вторым крупным поставщиком газа в Европу является Алжир. Алжирское руководство, похоже, осознаёт общность своих интересов с российскими, так что эти два крупнейших европейских поставщика начинают координировать свои действия. В марте президент России Владимир Путин посетил Алжир с визитом, где основное внимание было уделено энергетическим вопросам.

Однако поставки со стороны Алжира достигли своего максимума, а роль России в энергоснабжении Европы будет все возрастать. По оценке Еврокомиссии, доля импорта в общем объеме потребляемых странами ЕС энергоносителей, составлявшая в 2000 г. 50%, к 2020 г. возрастет до 70%, причем особенно высокими темпами будет увеличиваться импорт природного газа. Соответственно будет возрастать и доля «Газпрома». Это приводит европейцев в ужас.

Все общественное мнение Европы ополчилось против «Газпрома» России. Вопрос о зависимости, которым до украинского кризиса никто особо не задавался, отныне все сильнее мучает Брюссель. «Мы углубляем нашу зависимость от российского газа. С одной стороны, мы укрепляем энергетическую безопасность, а с другой стороны, встаем в полную зависимость от поставщика-монополиста», — пишет британская «Тайм». «Российский государственный концерн, который используется президентом Путиным во внешней политике, готовится приступить к завоеванию «старого континента»», — беспокоится немецкая газета «Рейнише Иеркур». «В связи с прогрессирующим истощением месторождений Северного моря у Европы не остается другого выбора, как сдаться на милость России, чтобы обезопасить свою политику в области энергетических поставок», — тревожится французская «Фигаро».

Масло в огонь добавляют американские журналисты. «Крупнейшие в экономическом отношении страны, все больше зависящие от российской нефти и газа — в том числе великие державы Европы и Азии, и даже США — приобретают уязвимость перед лицом амбициозного, авторитарного и империалистического государства, без колебаний использующего энергоносители как “геополитическое оружие” и не знающего жалости к политическим оппонентам внутри страны или соседним странам», — пугает, например, «Уикли Стандарт».

В глазах западной общественности энергоносители, особенно газ (а Россия обладает самыми большими в мире запасами «голубого золота») — страшное оружие в российских руках. «Кремль не только собирает в своих руках все больше власти, но и готов использовать энергетические активы в политических играх. Это слишком хорошо напоминает о советских годах и не может не беспокоить», — заявляет, например, английская «Проспект Мэгазин». «Таймс» усматривает стремление Кремля использовать энергетику в качестве инструмента внешней политики не только в отношении ближайших соседей, но и самой Великобритании. «При помощи газа Путин начинает вторую холодную войну» — так называется статья в итальянской газете «Република». «Так для Москвы газ превратился в оружие. А управляют этим оружием посредством удивительной компании, которая владеет вдобавок телеканалами, радиостанциями и газетами. Руководит компанией преемник президента», — пишет эта газета.

Те же эмоции испытывают и американцы: «Сегодня главный рычаг международного влияния Москвы — не ядерные ракеты или Коминтерн, а экспорт энергоносителей», — резюмировала «Вашингтон Пост».

Так европейское, а вместе с ним американское общество накручивает себя уже несколько месяцев. Реагируют и политики. Правда, много более сдержанно, за исключением поляков и прибалтов.

Однако вопрос об энергетической безопасности поставлен на повестку дня и стал практически самым актуальным.

И это, в общем-то, кстати, поскольку еще задолго до того, как эта тема стала повсеместно звучать в Европе, Россия избрала ее в качестве основной в год российского председательства в Большой Восьмерке.

ГАЗОВЫЙ КОРДОН?

Первоначально в европейской интерпретации эта тема имела абсолютно скандальный характер. Первыми завели ее поляки, которые потребовали от ЕС образовать энергетическое НАТО, включив в него и ряд стран СНГ, Украину в первую очередь. Идея состояла в том, что, если какой-либо из стран Россия сократит или вообще прекратит поставки энергоносителей, остальные ей их компенсируют. В этом плане, направленном прежде всего на дискредитацию России как поставщика, отправной точкой служит начало строительства Североевропейского газопровода, идущего по дну Балтийского моря в обход восточноевропейских стран.

Как полагают сторонники энергетического НАТО, Россия, построив новый газопровод, сможет проводить дифференцированную энергетическую политику в отношении разных стран Европы — бесперебойно снабжать газом богатые западные государства, одновременно угрожая перекрыть вентиль своим слабым соседям.

Однако заинтересованные в газопроводе страны — а это и Германия, и Франция, и Великобритания, и Бельгия — поляков осадили. Как заявила Ангела Меркель, Германия не намерена из-за Польши ссориться с Россией.

Однако склоки продолжались. Россию объявили самой непредсказуемой страной, самой ненадежной — хуже Ближнего Востока и Ирана. Да-да, европейцы договорились до того, что им более спокойно качать нефть из страны, на голову которой США уже почти готовы обрушить свои бомбы, причем может быть и ядерные. Все, что угодно, лишь бы не Россия.

Так или иначе, введение санкций против Ирана начинает казаться самому западному сообществу делом сомнительным и, возможно, Европе невыгодным. «Нет никаких гарантий, что нынешний единый фронт Вашингтона и европейских стран по иранскому досье не распадется, если Тегеран поставит под вопрос деятельность иностранных нефтяных компаний на своей территории. За несколько тысяч километров отсюда иранские инженеры-атомщики сняли печати со своих установок по обогащению урана. Чего им бояться? Гнева Запада? По сути дела, он маловероятен. Ибо Тегеран, как и Москва, располагает оружием сдерживания гораздо более примитивным, чем атомная бомба, но намного более эффективным в нынешней ситуации энергетической паники — нефтью и газом» — пишет французская «Темп». «Фотографии жителей Киева, дрожащих от морозов самой лютой за последние десятилетия зимы в Европе после отключения Москвой газа, нанесли серьезный удар по амбициям «Газпрома»», — задыхается от сострадания «Гардиан». (Напомним, что Украина не прожила без газа ни дня. В тот небольшой промежуток времени, когда «Газпром» отказывался продавать Украине газ, она производила то, что эвфемистически назвала «технический отбор», чтобы не называть своим именем - воровство).

И вдруг в конце марта европейская истерика захлебнулась. Поздно, «как до жирафа», но до Европы стала доходить простая истина: своими выпадами и капризами Старый Свет может навредить лишь сам себе. По одной простой причине: русским есть куда продавать свои энергоресурсы.

«В обозримом будущем нефть останется «живой кровью» мировой экономики. Вот только на всех ее не хватает, особенно теперь, когда на рынке появились новые клиенты — 2 миллиарда китайцев и индийцев. Это приводит к «нефтяному соперничеству», переходящему все границы логики и здравого смысла», — пишет в те дни «Файненшел Таймс». И тем более, добавляет газета, это относится к газу.

СУЕТА ВОКРУГ ТРУБЫ

Тем временем Еврокомиссия дипломатично ставит вопрос о выработке новой концепции энергетической безопасности, основанной на партнерстве с Россией. Составляется так называемая Зеленая книга, призванная сформулировать основы российско-европейского энергетического сотрудничества. Председатель Европейской Комиссии Жозе Мануэл Баррозу заявляет: «Нам нужно новое партнерство с Россией. Мы взаимозависимы. Если нам нужны российские поставки энергоносителей, а именно, газа, то, думаю, что также в интересах России иметь стабильный рынок и стабильные отношения с таким важным партнером, как Европейский Союз».

На практике дело обстоит для еврочиновников плачевно. «Сможет ли Европа добиваться более выгодных условий поставок российских энергоносителей, если ее собственные распределительные компании-монополисты превращаются просто в свору импортеров, толкающихся и грызущихся друг с другом в борьбе за поставки?», — ужасается «Гардиан». Но протекционистские меры ряда европейских правительств показали, что они считают свою энергетическую безопасность слишком важным вопросом, чтобы передать его в руки Брюсселя.

Тем временем тон европейской прессы меняется. «Рано или поздно «Газпрому» придется выбирать между Европой и Китаем. Европа может остаться без российского газа», — констатирует итальянское издание «Ил Сол 24 Ор».

То, что Россия не зациклена на одной Европе до общественного сознания до сих пор не доходило. И почти как гром среди ясного неба прозвучало сообщение, что Россия собирается строить газопровод в Китай.

Впрочем, действительно, разговоров о строительстве из России в Китай газопровода почти не было. Вот о нефтепроводе в Китай идут уже несколько лет. Китай и Япония оспаривают нефть из Сибири. Россия изначально предполагала, что нефть пойдет только одному потребителю (поскольку считалось, что на двоих ее просто не хватит), потом поскребла по сусекам — и речь пошла о нефтепроводе к Тихоокеанскому побережью (для Японии и Кореи) и о строительстве ответвления на Китай.

Однако проект зависает. Окончательного и однозначного ответа Россия пока никому не дает. Как сказал один высокопоставленный китайский чиновник, «Например, возьмем вопрос строительства нефтепровода (ответвление от ВСТО на Китай): сегодня — облачность, переходящая в ясную погоду, завтра — солнечно, но переход в облачность — прямо сводка погоды. Один российский чиновник говорит, что Россия приняла решение, другой — что не приняла решение. Однако до сегодняшнего дня нет точной информации, а это очень жалко, общий процесс неудовлетворителен».

Зато вопрос с газопроводом ясен. Уже определен маршрут прокладки газотранспортной ветки — она протянется с территории РФ в Синьцзян-Уйгурский автономный район на северо-западе КНР. Россия будет поставлять в Китай 60-80 млрд кубических метров газа в год. Россия может начать поставки газа в Китай в 2011 году.

Тут же вся европейская и американская пресса в голос запричитала, что Россия впадает в зависимость от Китая и это для неё очень плохо.

«Китай не собирается впадать в критическую зависимость от России, а Россия уже становится зависима от Китая, куда, по некоторым оценкам, к 2015 году будет уходить до половины всех российских энергоносителей», — утверждает, например, американская «Ньюсвик». Однако председатель правления ОАО «Газпрома» Алексей Миллер заявил, что ресурсов Западной Сибири «Газпрому» хватит для удовлетворения потребностей потребителей и Европы, и России, и Китая.

Правда, надо отметить, что Китай не допускается в энергетический сектор внутри России. Когда западные гиганты типа ВР покупают средние российские компании типа “ТНК”, Россия смотрит на это вроде бы спокойно. Когда же речь заходит о китайцах, ответ один, и он отрицательный. То есть понятно, что китайские деньги России нужны, но не за счет передачи Пекину контроля над российскими активами.

Европа видит в Китае стремительно растущего монстра. На его фоне русских европейцы неожиданно для себя начинают воспринимать как европейский народ. «В конце концов, это европейская нация с точки зрения ее культуры, если не политики, в то время как прогресс в Китае нельзя измерять введением демократии в западном стиле», — утверждает немецкий аналитик Александр Рар.

ГАЗПРОМ КАК РОССИЯ

С одной стороны, Европе хотелось бы заполучить Российские нефть и газ на корню. С другой, она приходит в ужас при взгляде на российский энергетический гигант «Газпром». Поэтому, разрабатываю свою общеевропейскую энергетическую хартию, Европа начинает абсурдным образом настаивать на превращении «Газпрома» в конгломерат мелких газоимпортирующих компаний, с тем чтобы потребители в Европе могли бы сами выбирать с какой с каким поставщиком им иметь дело. Франция даже предлагает финансовую помощь, направленную на либерализацию российского рынка энергоносителей.

Впрочем, Запад прекрасно понимает бессмысленность таких требований. «В своих деловых операциях он зачастую руководствуется не рыночными принципами, а интересами России.

Многие наблюдатели не уверены, что «Газпром»: вообще можно называть корпорацией. Зачастую он больше напоминает инструмент государства, реализующий не только собственные, но и кремлевские амбиции», — пишет «Уикли Стандарт». «Газпром» — самый мощный внешнеполитический инструмент России, — отмечает “Экономист», — и ее главная надежда вновь обрести былое влияние». «Задачи и интересы крупнейшей газовой компании и российского государства совпадают. Компания, которая является мировым лидером по производству и экспорту газа, только и мечтает о расширении сферы своего влияния. Как и Россия. У них одно призвание на двоих. И интересы тоже», — считает «Фигаро». «Газпром» хочет большего. Прославиться сам. Прославить Россию», — впадает в патетику «Монд». «Где заканчивается «Газпром» как коммерческая компания и начинается «Газпром» как инструмент российского государства?», — задается вопросом «Файнэншл таймс». И так далее в том же духе.

Неслучайно поэтому о России все чаще и чаще начинают говорить как об энергетической державе. «Величие России возрождается с каждым новым трубопроводом. Россия вошла в число стран, в которых нуждается весь мир. Российская империя, просуществовавшая не одно столетие то в царском, то в коммунистическом варианте, сегодня, по выражению одного российского журналиста, принимает форму «трубопроводной империи», — утверждает «Уикли Стандарт». «Хотя Россия более не является глобальной сверхдержавой, громадные запасы нефти и газа страны делают ее энергетической сверхдержавой, и, похоже, Путин твердо решил разыграть эту карту», — сообщает «Манила Тайм».

Между тем «Газпром» методично захватывает рынки сбыта европейских стран и стремиться с каждым отдельным государством иметь свой отдельный договор, избегая иметь дело с Европой в целом, абсолютно игнорирую европейские потуги создать формат коллективной энергетической безопасности.

Мир стоит на пороге холодной газовой войны всех со всеми. Россия занимает в этой войне роль, которую в дипломатии называют ролью «честного маклера».

Оцените эту статью
3232 просмотра
нет комментариев
Рейтинг: 0

Читайте также:

Автор: Герман Васильев
1 Апреля 2006
ПАМЯТИ МИЛОШЕВИЧА

ПАМЯТИ МИЛОШЕВИЧА

Написать комментарий:

Общественно-политическое издание