РУБРИКИ
- Главная тема
- «Альфа»-Инфо
- Наша Память
- Как это было
- Политика
- Человек эпохи
- Интервью
- Аналитика
- История
- Заграница
- Журнал «Разведчикъ»
- Антитеррор
- Репортаж
- Расследование
- Содружество
- Имею право!
- Критика
- Спорт
НОВОСТИ
БЛОГИ
Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ
АРХИВ НОМЕРОВ
БРАТКИ ВО ХРИСТЕ
Массовая кампания, развернутая властями России против грузинских нелегалов и просто против граждан России грузинского происхождения, напоминает бездумную реализацию старого и неполиткорректного анекдота, придуманного еще в советские времена. Итак, просьба в суд по 282-й статье УК РФ не подавать, ибо, как дважды повторил в недавней своей речи о Мухаммеде папа Римский, «я цитирую».
Анекдот этот следующий. У армянского радио спрашивают: «Какими способами нужно вести борьбу с грызунами?» Армянское радио отвечает: «Очень хороший вопрос. Во-первых, не с грызунами, а с грузинАми. Во-вторых — всеми возможными способами!»
Некоторые особо рьяные «русские патриоты», услышав, что Грузия испытывает нехватку зерна, даже предложили отправить туда несколько эшелонов пшеницы, протравленной раствором сулемы — как же, объявлена кампания по «борьбе с грызунами»…
В связи с антигрузинской истерией в русских патриотических кругах периодически вбрасывается мнение, что, мол, все грузины — наши православные братья, и что нужно их пожалеть, ибо они, как и русские, всего лишь жертвы собственной антинародной власти. Действительно, Иверия названа «уделом Богородицы».
Но огромный еще с советских времен процент «воров в законе» грузинского происхождения, что никак не совместимо с православным мировоззрением — факт столь же несомненный.
Для того, чтобы непредвзято сказать, в какой мере грузины являются православными, нужно изучить историю Грузинской Православной Церкви и ее взаимоотношений с соседними поместными Церквами и Православием во всем мире.
«НИЧЕГО НЕ ПОМОГАЕТ, А КИРИОН ЕЩЕ БОЛЕЕ НАГЛЕЕТ…»
Иверия была крещена святой Ниной в начале IV века, примерно в то же время, что и две другие страны Закавказья — Армения и Албания. Несмотря на то, что общим обеспечением миссии св. Нины занимался святой Григорий Просветитель, крестивший Армению, каждое из трех царств имело совершенно разные канонические источники архипастырской власти. Католикос Армении традиционно рукополагался в византийской епархии Кесарии Каппадокийской, граничившей с Арменией, католикос Грузии — в Антиохии, в которой был один из четырех патриарших престолов раннего Средневековья, наконец, католикос Албании традиционно получал хиротонию в Иерусалимском Патриархате. До сих пор сохранился список многочисленных церквей и монастырей, построенных албанцами в Иерусалиме, но сейчас ими интересуются разве что репатриировавшиеся горские евреи, не без основания считающие Закавказскую Албанию своей древней родиной.
В начале V века ясно обнаружилось несходство обычаев восточных Церквей, в том числе и закавказских, с обычаями византийской митрополии и стремление этих Церквей к автокефалии от Константинополя. «Восточные» сохранили у себя такие архаичные обычаи, как празднование Рождества и Крещения в один день, 6 января (византийцы перенесли Рождество на 25 декабря с целью борьбы против праздника Солнца), сохранение благотворительных кровавых жертвоприношений и чина освящения соли, о которых в Византии забыли еще во времена Константина Великого, ветхозаветная завеса алтаря вместо царских врат и так далее. Позднее эти обычаи стали поводом для обвинения восточных Церквей в неправославии, в то время как речь шла о глубоких расхождениях в понимании роли Церкви и Римской Империи в мире. Даже догматические разногласия, по большому счету, играли второстепенную роль по сравнению с этноцерковным сепаратизмом — как правильно отмечал прот. Иоанн Мейендорф, Грузинская, Коптская и прочие Восточные Церкви — это, по сути, маленькая и узконациональная, но «провинциальная Византия».
Первое формальное отделение закавказских Церквей от «имперской», то есть Вселенской Церкви произошло в 451 году, после IV Вселенского Собора, бывшего в Халкидоне. Восточные Церкви отвергли постановление о двух природах, соединенных во Христе нераздельно и неслиянно, по четырем основным причинам. Прежде всего, «имперская Церковь» обидела почти каждую из отпавших Церквей. «Папа» коптов Диоскор был осужден за «Разбойничий собор». Армян, грузин и албанцев, истекавших кровью в борьбе за веру против персов, на Собор даже не пригласили, более того, император Маркиан, не имея возможности помочь, «дружески» предупредил персидского царя о готовящемся восстании, и так далее.
Кроме того, христология и терминология св. Кирилла Александрийского, принятая на III Вселенском Соборе, была де-факто отвергнута и вновь подтверждена только веком позже, на V Вселенском Соборе в Константинополе. Далее, на соборе был принят весьма сомнительное с точки зрения терминологии, хотя и православное по сути, «Послание» св. Льва I Великого, папы Римского, где утверждалось, что вместе с человечеством во Христе действует не Божество, а Слово, то есть «Послание» как бы вводило «двух сынов».
Наконец, многие из авторитетных защитников Православия на Халкидонском Соборе придерживались тех же криптонесторианских воззрений, как, например, блаж. Феодорит Киррский, который до конца дней отказывался признавать, что «Бог-Слово умер на Кресте», то есть отрицал Евангелие, Символ Веры и то, что Дева Мария есть Богородица — отцы Халкидонского Собора вырвали у него это признание буквально «клещами», с четвертого или пятого раза, и только под угрозой изгнания с собора его самого. Оппоненты православных, в свою очередь, обосновывали свои заблуждения в рамках аристотелевской формальной логики «первых» и «вторых» сущностей, действительно не допускающей более одной природы в одном индивидууме.
Тем не менее, вплоть до начала-середины VI века раскол не был окончательным. Многие святые, не признававшие Халкидонского Собора, были прославлены Православной Церковью, несмотря на отсутствие общения, как умершие не в ереси, а в расколе, например, святой Арефа Награнский и 4299 мучеников, пострадавшие от иудейского царя Дунаана в 525 году. Но в конце первой трети VI века произошли события, отделившие большинство противников Халкидонского Собора от Вселенского Православия. Это, прежде всего, раскол дохалкидонитов на еретические течения «смертепоклонников» и «нетленномнителей», а также поставление параллельной «яковитской» иерархии «смертепоклонником» Иаковом бар Аддаем, создателем яковитской Церкви.
Закавказские страны, имевшие свою законную иерархию и не боявшиеся ее исчезновения, долго оставались в стороне от богословских тонкостей, пока эти споры не пришли и к ним. В то время, как Албания и Грузия придерживались строгого «кирилловского фундаментализма» с легким уклоном в «смертепоклонство», в Армении усилиями забредших из Месопотамии сирийцев в середине VI века возобладало «нетленномнительное» вероучение в самой радикальной форме. Подложный труд «Псевдо-Василия Великого», принятый сирийцами в качестве основного источника догматики, «блестяще» решил основную проблему, нерешенную «смертепоклонниками». «Сложная природа» воплощенного Христа ради единосущия с другими лицами Троицы была объявлена… простой. Вследствие необратимого превращения при зачатии свойств Христова человечества в Божественные — нетварность, неописуемость и т. д. Принятие армянами этого вероучения, продержавшегося как официальное почти век, вызвало раскол между Церквами Армении, с одной стороны, Грузии и Албании — с другой. Первый шаг по воссоединению Грузинской Церкви с Православием был сделан.
Для того, чтобы удержать грузин и албанцев в своей власти, несмотря на раскол, армянские церковники практиковали «меру предосторожности»: они запретили грузинам и албанцам рукополагать архиереев у себя, а от каждого, прибывающего к ним для хиротонии, требовали письменного проклятия Халкидонского Собора, которое опечатывалось перстнем католикоса и хранилось в архивах как важный «компромат». В конце VI века армянский католикос Моисей рукоположил для Грузинской Церкви своего секретаря, грузина по имени Кирион (или Кюрион). Последний был обижен на армян за то, что они рукоположили его только в сан митрополита, но не в сан католикоса, как они это делали с предстоятелем Албанской Церкви. И Кирион I стал искать иного решения. Как только рукоположивший его католикос умер, а местоблюстителем престола армян стал «умеренный» Орфан Грамматик, Кирион написал через его голову о решении воссоединиться с Православием… сразу папе Римскому!
По канонам, он должен был обвинить Орфана в ереси и вызвать его на апостольский суд, а это было не так-то просто сделать по двум причинам. Во-первых, на то Орфан Грамматик и был «умеренный», что прямо обличить его в ересях, в которые впали его предшественники, было сложно. Недаром он составил первый в церковной истории трактат в защиту иконопочитания, адресованный как раз «нетленномнителям», настаивавшим на недопустимости поклонения не только иконам, но и Кресту вследствие неизобразимости Христа по преображенному с момента зачатия и ставшему нетварным человечеству. Во-вторых, у Орфана был важнейший аргумент в пользу неправославности самого Кириона — та самая подписанная им грамота с печатью покойного Моисея. Поэтому Кирион решил «исправить» одно беззаконие другим. Постоянно сочиняя дежурные отписки о верности армянскому престолу и единстве веры, дошедшие до сего дня, он решил не дожидаться публикации столь гибельного для него «компромата», а послал в Эчмиадзин одного из своих монахов, который втерся в доверие к армянам и банально... стянул у них грамоту. После этого руки у Кириона уже были развязаны, и он письменно послал избранного преемником Орфана армянского католикоса Авраама куда подальше
Албанский хронист XIII века Кириак Гянджинский, описывавший с точки зрения единоверных ему армян отпадение Кириона, указывал на то, что Авраам попытался сначала решить вопрос по всем правилам и в переписке, но, «… видя, что ничего не помогает, а Кирион еще более наглеет, написал циркулярную грамоту подвластным ему епархиям, дабы они не поддерживали никаких связей с грузинами: ни между церквами, ни между обителями, ни посредством браков или еще каких-либо духовных дел, за исключением только торговли, как с язычниками, чтобы житейские связи не повлекли бы за собой духовного ущерба. И с тех пор у армян перестали рукополагать грузин, ибо стали они склоняться к грекам».
В любом случае, армяне сделали из проделки Кириона соответствующие «оргвыводы». Сто лет спустя, в начале VIII века, албанский католикосом был избран Нерсес Бакур (в честь албанского дома Бакуров, между прочим, была названа не только всесоюзная грузинская лыжная база Бакуриани, но и современная столица Азербайджана – «Бакуракерт»). Бакур вздумал выкинуть фокус в духе Кириона с кражей грамоты и насильственным воссоединением с Православной Церковью. Армянский католикос Илия сразу же написал о переходе албанского католикоса в «греческую веру»… арабскому наместнику, потопившему православную Албанию в крови. Остатки православных албанцев смогли присоединиться к Грузинской Церкви только в начале XI века, создав епархию Кахети-Эрети и переведя богослужение на грузинский язык. Однако вернемся к нашему Кириону.
В переписке с новоизбранным армянским католикосом Авраамом и св. Григорием Двоесловом, папой Римским, Кирион оправдывался, что поступить иначе он просто не мог, ибо у него не было другого выхода. Вот откуда берет свое начало воровской фатализм, общий для философии всех кавказских бандитов: «…Мать родная назвала Романом — и теперь шныряю по карманам».
Как и следовало ожидать, поступок Кириона вызвал бурное одобрение его паствы, которая за «храбрость» прозвала его… «Волком». Хвалебный эпитет, характерный скорее для аварских и чеченских разбойников, нежели для православного архипастыря. Но с того времени, видимо, у грузин так и повелось — «Волк» в пастухах, лиса в птичницах, единство с Православием из-за амбиций обиженного митрополита, достигнутое, к тому же, посредством кражи «компромата»…
Если оставить в стороне несомненные подвиги святых и мучеников Грузинской Православной Церкви, то о мере православности, например, грузинских князей можно судить по тому факту, что в 1557-1794 годах Грузинская Церковь неоднократно созывала Соборы, посвященные проблемам… похищения людей и работорговли. Владетельные князья, желая скомпенсировать последствия разорения страны турками, персами и горцами Кавказа, наживались, похищая крестьян у других князей и продавая их туркам. Мегрелы дрались с имеретинцами, гурийцы — с абхазами, и все продавали пленных в рабство. Прикрываясь при этом «государственной безопасностью».
Так, «...Мамия Гуриели дал клятву, что ни он, ни его поданные не продадут пленных, хотя и оговорился: если только это не потребуется для защиты страны от вторжения неприятеля, или для избавления от притеснения врага, равно как и для удовлетворения насущных нужд». Очень просто: сделали набег турки, требуя дань рабами, или там не хватает золота на содержание двора – продай в рабство пару сотен грузинских детей и женщин, и все будет в порядке. Саакашвили является достойным наследником таких «православных князей»: те продавали свой народ за наличный расчет и мелким оптом, а этот – сразу всю страну и за сомнительные геополитические обязательства плюс карманные деньги от Жоры Сороса, стол и квартира. Что поделаешь, инфляция…
ДЕЖАВЮ ПО-ГРУЗИНСКИ
Несмотря на всю неканоничность действий Кириона I, их можно было бы простить ради воссоединения Грузинской Церкви с Вселенским Православием и выхода ее из полуторавекового раскола. Если бы не одно обстоятельство.
Как известно, Георгиевский трактат 1783 года оставлял за «Царством Карталинским и Кахетинским» (а вовсе не за Грузией в границах Грузинской ССР!) не только светскую, но и церковную автономию. Вскоре выяснилось, что даже переход в подданство России не смог остановить интриги представителей царского рода и даже высших иерархов Грузинской Церкви против новых покровителей. Терпеть августейших и святейших интриганов, приглашавших в Грузию за спиной России то турок, то персов, России было совершенно ни к чему, и в 1801 году за нарушение артикулов Георгиевского трактата о верности России членов царских домов Карталинии и Кахетии светская и церковная автономия в Грузии были упразднены. Причиной тому Александр Первый в «Воззвании к грузинскому народу» ясно указал недееспособность грузинских царей: «… бывшее правление, даже и в царство царя Ираклия, который духом и достоинством своим соединил все под власть свою, не могло утвердить ни внешней, ни внутренней безопасности. Напротив, столькратно вовлекало вас в бездну зол, на краю коей и ныне вы стоите и в которую, по всем соображениям, должны вы будете низвергнуться, если мощная рука справедливой власти от падения сего вас не удержит». Можно справедливо критиковать решение Александра об упразднении автокефалии Грузинской Православной Церкви, но Русская Церковь не могла в то время подать голос в защиту братьев-грузин, сама пребывая в состоянии синодального «вавилонского пленения»…
Как только в России произошла Февральская революция и Царь был свергнут, грузинские церковные деятели начали активно действовать по восстановлению поместной Церкви. Но вместо того, чтобы написать в Синод, который не отказал бы им в этом и помог бы восстановить автокефалию каноническим порядком, они стали вести это внутрицерковное дело через… премьер-министра Временного Правительства и масона А. Ф. Керенского. Позже, когда в России пришли к власти большевики и начали преследовать Русскую Православную Церковь и новоизбранного Патриарха, св. Тихона, грузинские «самостийщики» поняли, что настало время повторить «подвиг» Кириона I — «исправить» одно беззаконие посредством другого. Написав в «ультрапрогрессивный» Константинопольский Патриархат (хорошо хоть, что на этот раз не написали снова к папе в Рим), грузины односторонним и явочным порядком объявили о восстановлении автокефалии Грузинской Православной Церкви и о низложении русского епарха, несмотря на все увещевания св. Тихона, чуть ли не со слезами упрашивавшего решить дело канонически и в духе братской любви.
Возглавил новую самочинную «автокефалию» бывший епископ Полоцкий и Витебский по имени… Кирион, который, видимо, «со значением» был рукоположен в сан Патриарха-Католикоса всея Грузии под именем Кириона III. Что ни говорите, а в такие случайности, да еще в делах церковных, поверить сложно — Бог, как говорится, отнюдь не фраер… Следствием этого самочиния, как и в начале VII века, стал раскол грузин — уже не с армянами, а с русскими (!), который продолжался вплоть до Великой Отечественной войны…
Нельзя без слез и душевного сожаления читать теплые строки святителя Тихона, который, как некогда Авраам, тщетно взывал к каноническому правосознанию и разуму очередного по порядковому номеру жестоковыйного Кириона. Ради вразумления тех, кто считает грузинское светское и церковное руководство «православными братьями», мы приводим большую часть его послания: «… Порвав канонические отношения с Православною Русской Церковью, вы поспешили исхлопотать у Временнаго Правительства особое постановление от 27 марта относительно автокефалии Грузинской церкви. И хотя в этом постановлении было сказано, что Временное Правительство не касается канонической стороны восстановления автокефалии Грузинской церкви и выражает твердую уверенность, что «закрепление церковно-канонических основ акта самоопределения Грузинской церкви» совершится «в духе церковного мира и любви, по сношении церкви Грузинской с Православною Русскою Церковью», вы, однако, продолжали пребывать вне всякого общения с Русскою Церковью, не признавали канонической над собою власти Святейшего Синода и действовали с полным пренебрежением к русскому церковному представительству в Закавказье. Одновременно вами допускались разные нарушения церковного порядка в епархиях с русским православным населением и по отношению к тамошним русским деятелям на поприще управления и просвещения и совершались захваты принадлежащего русским учреждениям имущества. Ваши неканонические действия завершились 8 сентября избранием епископа русской церкви, Преосвященнаго Кириона, католикосом всей Грузии, открытием новых митрополичьих и епископских кафедр и возведением на них подчиненных Святейшему Синоду епископов и архимандритов.
Вот те печальные события, которые послужили основанием разделения в Русской Церкви, создали отчуждение закавказских епархий от высшей церковной власти в нашем Отечестве, породили церковную смуту и великий церковный соблазн и наполнили души всех преданных сынов Православной Церкви великою скорбию. Ибо все эти деяния надлежит признать противоканоническими и весьма опасными для церковного благочиния и порядка. И вы, Преосвященные Епископы, не можете в глубине своего сознания найти оправдание вашим неканоническим деяниям. Прежде всего все вы получили хиротонию по избранию Святейшего Синода и от русских иерархов, все вы были архипастырями Русской Церкви и дали при хиротонии клятвенное обещание подчиняться и повиноваться ее Власти. Как же вы исполнили данное вами торжественное обещание? — Вы изменили своей присяге, нарушили обязанность церковнаго послушания и создали разделение в церкви. Будучи викариями или полусамостоятельными епископами, вы отвергли власть своего кириарха, архиепископа Карталинского и Кахетинского Платона, уклонились от повиновения ему, самочинно прекратили возглашать его имя за богослужением; без разрешения Святейшего Синода и своего кириарха вы созвали церковный Собор, самовольно вторглись в церковную область, подчиненную вашему кириарху, совершали вне пределов своих епархия рукоположения и вершили другие церковные дела. Вое такие действия осуждаются канонами Вселенской Церкви. Именно, 2-е правило II Вселенского Собора ясно говорит: «Не быв приглашены, епископы да не приходят за проделы своея области для рукоположения, или какого либо другого церковного распоряжения». О том же повелевает и 9-е правило Антиохийского Собора…
Далее же да не покушается что-либо творити без епископа митрополии, а также и сей без согласия прочих епископов». 13-е правило Антиохийского Собора устанавливает взаимный отношения епископов и их кириарха… 16-е правило Антиохийского Собора говорит: «Совершенный Собор есть тот, на котором присутствует с прочими (епископами) и митрополит» (ср. 8-е правило VI Вс. Собора). Кроме того, 35-е правило Святых Ало столов повелевает: «Епископ да не дерзает вне пределов своея епархии творити рукоположения во градех и селах, ему не подчиненных! Иначе да будет извержен и он и поставленный от него». Кроме того, 14-е правило Двукратнаго Собора предписывает: «Аще который епископ, поставляй предлогом вину своего митрополита, прежде соборного рассмотреть, отступит от общения о ним, и не будет возносити имя его, по обычаю, в Божественном тайнодействии: о таковом Святый Собор определил: да будет низложен, аще токмо обличен будет, яко отступил от своего митрополита, и сотворил раскол. Ибо каждый должен ведати свою веру и ниже пресвитер да не пренебрегает своего епископа, ниже епископ своего митрополита».
Таким образом, вы, созвавши Собор без ведома и согласия Святейшего Синода и вашего кириарха и вторгнувшись в пределы не подушенной вам церковной области, подвергли себя осуждению церковных канонов.
Ваше заблуждение состоит и в том, что вы провозгласили церковную автокефалию по способу, который совершенно уклоняется от канонического порядка, установившегося во Вселенской Церкви в делах подобного рода.
По каноническому порядку требуется согласие и разрешение кириархальной церкви на автокефалию другой поместной церкви, которая подчинялась прежде ее юрисдикции. Обыкновенно та церковь, которая ищет независимости, обращается о просьбой к кириархальной церкви и, на основании данных политического и церковного характера, испрашивает ее согласия на получение автокефалии.
Просьба обращается от имени как церковной и гражданской власти страны, так и от народа, с ясно выраженным заявлением о всеобщем и единодушном желании получить церковную независимость. Так было в Греции, Сербии и Румынии, но не так было в Болгарии, где возникла хорошо нам известная схизма, и, к сожалению, не так было и в Закавказье в 1917 году…
… И епархии Закавказья, как более столетия входившие в состав Русской церкви, должны в деле приобретения независимости подчиниться общему каноническому порядку. Об этом говорит и постановление Временного Правительства, на котором вы, Преосвященные Епископы, основываете Грузинскую автокефалию. Но вы не только уклонились от духи мира и любви, но и нашли излишним вступить в сношения с Русскою церковью по важнейшему церковному вопросу.
Указав ваши заблуждении и ошибки, предлагаем вам, Преосвященные Епископы, подчиниться требованию церковных правил и, следуя каноническому порядку, явиться на Всероссийский Священный Собор и, сознав свои заблуждения, предать свои вожделения об автокефальном устроении Грузинской Церкви на суд всего Всероссийского Собора, дабы вам не подвергнуться суду канонов и не подпасть великому и тяжкому греху отчуждения от Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.
Умоляем вас, братие, именем Господа нашего Иисуса Христа: да не будет между нами разделений и да будем все мы соединены в одном духе и в однех мыслях (1 Кор. 1, 10). Станем на путь мира и взаимной любви и совместно обсудим создавшееся положение. Пастыреначальник Христос Кормчий Церкви Св. Дух да вразумят нас найти на основании канонов выход, приемлемый для нас, и для вас и устроить церковную жизнь обоих единоверных народов к их общей пользе и славе Божией. Возлюбим друг друга да единомыслием исповемы Отца и Сына и Св. Духа, Троицу единосущную и нераздельную».
Кирион III не смог ответить на это письмо – поплатившись за свое самочиние, он умер, не просидев на престоле и года. От его преемников, как и следовало ожидать, никакого ответа, кроме бредовых оправданий самочиния, св. Патриарх Тихон так и не получил. Как будто он был каким-то «презренным монофизитом», вроде Авраама - что с такими церемониться, ведь они нас так долго угнетали, не давали нам исповедовать «настоящее грузинское Православие» и быть в единстве со Вселенской Церковью...
Все эти документы до сих пор спокойно публикуются руководством Грузинской Православной Церкви. Мол, это часть нашей истории. Отцы наши оплевали великого русского Патриарха и святого исповедника XX века, а мы спокойно будем возносить его имя на совместных богослужениях…
НЕСКОЛЬКО СЛОВ О «ХРИСТИАНСКИХ ЖИДАХ»
Раз в предыдущей главе мы затронули отношения грузин с Армянской Церковью, не мешало бы развеять и некоторые иллюзии насчет последнего «стратегического союзника», который, якобы, остался у России в Закавказье.
С целью оправдать свое самочинное отпадение от армян грузины за 1400 лет раскола успели насочинять множество «страшилок», обвиняющих Армянскую Церковь чуть ли не в демонолатрии. В ход шли и сказки про канонизированного армянами колдуна с ослом и собачкой, и «принятие» Армянской Церковью манихейства, и принесение армянами кровавых жертв прямо в алтаре, и поедание в Великий Пост сыра с яйцами (что делалось только князьями, причем недолго)… Правда гораздо более прозаична. Что, однако, не делает ее благоприятнее для армянского духовенства.
Записной антисемит и закавказофоб, а также выдающийся русский публицист Михаил Осипович Меньшиков, цитируя народные поговорки, как и папа Бенедикт — речь против Мухаммеда, называл армян «христианскими жидами». В ответ армяне, плохо знавшие свою историю, обижались и ругали его в прессе на все лады. На самом деле эту аналогию первым провел в середине IV века… армянский же хорепископ и к тому же семит по происхождению Даниил Сириец.
В своем пророчестве, которое исполнилось во всех деталях и исполняется до сего дня, он проклял царя Тирана за то, что тот приказал забить насмерть дубинками обличавшего его католикоса Иусика, внука св. Григория Просветителя. Даниил предрек будущность армянского народа в крайне «неполиткорректных» выражениях:
«…Вы в своем безумии сделались соучастниками народа-богоубийцы — евреев, ибо они по своему разумению убили Господа, а ваши отцы убили Его апостолов и потом подвергли мучениям уподобившихся им за такое же дело… После этого Он простил вам все ваши прегрешения и Своих любимцев дал вам в учители. Но вы из всего этого ничего не вынесли, ничего не удержали в памяти, ничему не научились, не восприняли сердцем, а подобно еврейскому народу отступились, подобно ему стали и вы поступать… Вы оставили Бога, вернулись опять к прежним вашим злодействам и переполнили меру грехов отцов ваших. Как они замучили до смерти святых отцов, не желая внимать их полезным наставлениям, так и вы убили их сыновей и преемников, их сподвижников и им подобных, за то, что они не потворствовали вашим греховным делам, как убили святого юношу Иусика, патриарха, преемника и местоблюстителя престола апостола Фаддея и преподобного Григория. Вы следуете нравам и примеру евреев, их склонности к убийствам и гонениям; подобно тому, как они по невежеству своему перебили своих апостолов и пророков, так точно поступили и вы.
Так вот за эту вашу ложь и мерзости Господь отнимет у вас царство, отнимет у вас и священство. Вы разбредетесь и рассеетесь, и распадется ваша страна, как у израильтян; вы останетесь без хозяина и без призора, никто вас не будет жалеть; вы будете как овцы, у которых нет пастуха. Как стадо, вы будете преданы в руки зверей, лишитесь вы вашей славы, попадете вы в плен в руки иноземных врагов, попадете под иго их рабства и от этого рабского ига никогда вы не избавитесь, и всегда на вашей шее будет лежать это жестокое иго рабства; зачахнете вы и истощитесь в чаяниях своих. Как Израиль был разодран на куски и больше не был объединен, так же и вы рассеетесь и погибнете; другие будут пользоваться плодами ваших трудов, другие будут потреблять ваше добро; и не будет никого, кто бы спас вас, и не смилостивится Бог над вами, не посмотрит на вас и не спасет больше вас.
Но что вы позвали меня, чтобы я пришел к вам, то разве для того, чтобы услышать все это от меня? Если б я и не сказал вам всего этого, все равно все это должно было случиться с вами, ибо вы убили праведного юношу великого Иусика, добродетельного вашего руководителя, происходившего из дома и рода Григория. Да, все это с вами должно случиться, ибо Господь так мне указал. А то, что вы теперь призвали меня, иди-де и будь над нами главою и руководителем, — так как же я могу быть руководителем тех людей, которые не следуют за Господом, или как я могу быть главой народа, от которого Господь отвернулся? Как я могу воздеть руки кверху и молиться за людей, руки которых обагрены кровью святых Господа? или как я могу возносить молитвы и мольбы за людей, которые обратились к Господу спиною, а не лицом? или как я могу заступиться за тех, кто упорствует? или как я могу выступить перед Богом со словом примирения за тех, кто бежал от Него и не хочет возвращаться, за тех, которых сам Бог обрек на бедствия, за то, что вы сказали, что все это не видит Господь и тому подобное?».
Сразу же после того, как Даниил изрек это страшное пророчество, слуги Тирана по царскому приказанию набросили на хорепископа веревку и задушили его на месте. И эти слова Даниила — не агитка страшных русских ксенофобов, хладнокровно расправляющихся с таджикскими девочками и закавказскими юношами, а свидетельство, приведенное во многих источниках, например, в «Истории» Фауста Византийского, где написано еще много чего интересного об истории «проблемных» для России закавказских народов.
Потомки Тирана продолжили ту же самую линию по отношению к своим пастырям — так, внук Тирана царь Пап, показывавший признаки одержимости, отравил собственного архипастыря Нерсеса Великого, любимого ученика св. Василия Великого и героя II Вселенского Собора. Вся вина католикоса заключалась в том, что он порицал царя за распутство, которому тот предавался в ущерб государственным делам. Василий, увидев, как обошлись с его учеником, которого он рукоположил, написал «куда следует», и царь Пап вскоре был заочно судим императорским судом, низложен и казнен приехавшими к нему «с неофициальным визитом» римскими легионерами.
После падения светской и духовной власти Аршакидов семитский дух действительно возобладал почти во всех сферах жизни армянского народа, вплоть до церковной, где первую скрипку стали играть «жидовствующие» сирийцы, приходившие непонятно откуда и становившиеся официальными и неформальными духовными вождями нации. Грозным предвестникои постхалкидонской смуты можно считать пролезшего в армянские католикосы с помощью «мохнатой лапы» сирийца Шмуэля (i пол. V в), который грабил и живых, и мертвых, чтобы любой ценой «отбить» вложенный капитал. Именно в этот период, в V-VII вв., по свидетельству авторитетного русского церковного историка А. В. Карташева, армянскими иерархами с подачи сирийцев были келейно (собором из… 10 человек!) приняты и проведены в жизнь такие неправославные нововведения, как, например, служение Литургии на маце.
Новые обычаи и догматы, наряду с семитскими ухватками сирийцев, превративших церкви в торговые точки, вызвали в армянском народе величайшее смятение духа, затронувшее даже Грузию и Албанию и выразившуюся, как и в России эпохи патриарха Никона, в стихийной «беспоповщине». Албанский хронист X века Моисей Каланкатуйкский свидетельствовал, что переход армянских священников на «ветхозаветные» обычаи в середине VI века привел к распространению в Армении и приграничных с ней районах Албании удивительно сходных с русским расколом настроений в стиле «туши свет, бросай гранату», «благодать взята на небо, воцарился антихрист, скоро конец света»: «… некоторые отвергают иконы, другие не совершают крещения, третьи не благословляют соли или не венчаются в церквах во время свадьбы, все это, якобы, по той причине, что не стало больше священников на земле…».
Впоследствии все попытки лучшей части армянских светских и духовных предводителей преодолеть раскол и воссоединиться с Византийской империей и Вселенской Церковью жестоко пресекались самыми разными методами. «Экуменистов» сбрасывали с замковой стены и распространяли версию «разбился при попытке к бегству», поднимали мятежи против их власти, взывая к авторитету подложных «старых книг», саботировали заключенные союзы, наконец, просто действовали по принципу «от противного» всеми доступными средствами, от аристотелевских категорий до кровопролития включительно.
Так, из старопечатного «Прения» святого епископа Иллариона Меглинского с армянскими священниками, приехавшими на диспут в Византию, следует, что они стойко держались тех самых взглядов, которые армянский же католикос Нерсес Благодатный в вероучительном послании к византийцам называл «опасным и глубоким заблуждением». После того, как Илларион наглядно показал, что все заблуждения, отстаиваемые армянскими священниками, твердо осуждаются их же собственным архипастырем, настаивающим, что православное учение «верно и справедливо» и что «мы исповедуем то же самое», преподобные начетчики и их прихожане не придумали ничего лучше, как… изувечить «проклятого синодита» до полусмерти, побив его камнями. Ссылаясь при этом на закон Моисея, предписывающий так поступать с вероотступниками. Спустя шесть веков та же самая логика будет применяться и беспоповцами федосеевского согласия по отношению к своим единоверцам, пожелавшим выйти из раскола: «…они вознамерились бежать отсюда. Но Господь открыл нам умысел их, и мы, по древлему закону Моисееву, дабы спасти души, успокоили телеса их, за неимением каменьев, дубинками».
Серафим Саровский, неустанно обличавший раскольников, но приветствовавший каждого гостя словами «Христос воскресе, радость моя!», и католикос Нерсес Благодатный, чьим делом всей жизни было воссоединение с Православием, который говорил всем своим обидчикам «Свет, если б я не щадил себя, то разгневался бы на тебя» — одного духа и одной веры. Начетные бородатые постники любой национальности, забивающие своих оппонентов камнями и дубинками — другого. Пусть каждый сам решит, где здесь истина.
(Окончание в следующем номере)
Читайте также:
НА ШКОЛЬНОМ ДВОРЕ
Написать комментарий:
Комментарии:
Оставив в сторону общую шовинистическую направленность Вашей статьи, хочу обратить Ваше внимание на, мягко выражаясь, неточности (преднамеренные или нет - это на Вашей совести) политического, исторического и этнографического характера, замеченные в ней.
Во-первых, фраза «иллюзии насчет Армении как стратегического союзника, который, якобы, остался у России в Закавказье» абсолютно не соответствует многократным заявлениям высшего российского руководства и подписанным межгосударственным договорам, свидетельствующих о том, что Армения рассматривается как стратегический союзник и как последний российский блокпост в Закавказье. Это не иллюзии, это документально подтверждённый факт, серьёзность которого подтверждается также наличием в Армении 102-ой российской военной базы.
Во-вторых, фраза «армяне, плохо знавшие свою историю» - ни что иное, как галиматья. Если армяне плохо знают свою же историю, то кто её знает лучше них? Русские?
В-третьих, святой священномученик Даниил Чудотворец, хорепископ Таронский, также именуемый Даниилом Сирийцем, был ассирийцем по этническому происхождению. Ассирийцы также именуются сирийцами, халдеями или арамеями. Что означает фраза «к тому же семит по происхождению» в привязке к оскорбительному выражению пользующегося дурной славой закавказофоба Меньшикова о том, что армяне - это «христианские жиды»? А что, уважаемый автор, семиты это только евреи? Да, ассирийцы (сирийцы) тоже семитского происхождения, но такого же происхождения и аккады, и арамеи, и финикийцы и арабы. По Вашему, если они семиты, то они автоматически отождествляются с евреями? А то, что непосредственные предки ассирийцев, арамеи Месопотамии, приняли христианство в I-ом в. Вам ни о чём не говорит?
В-четвёртых, аналогию с чем провёл Даниил Сириец? С бредом сивой кобылы о том, что армяне - это «христианские жиды»? В его обличительной речи, которую Вы приводите в качестве горе-доказательства, нет ни то чтобы аналогии, а вообще никакого намёка на такую чушь. Наоборот, Даниил обличает царя Тирана в убийствах и предрекает им божью кару за отступничество от заповедей Христа, за то что царь и дворяне его «в своем безумии сделались соучастниками народа-богоубийцы — евреев, ибо они по своему разумению убили Господа, а ваши отцы убили Его апостолов и потом подвергли мучениям уподобившихся им за такое же дело…».