РУБРИКИ
- Главная тема
- «Альфа»-Инфо
- Наша Память
- Как это было
- Политика
- Человек эпохи
- Интервью
- Аналитика
- История
- Заграница
- Журнал «Разведчикъ»
- Антитеррор
- Репортаж
- Расследование
- Содружество
- Имею право!
- Критика
- Спорт
НОВОСТИ
БЛОГИ
Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ
АРХИВ НОМЕРОВ
ШОУ НАД ПРОПАСТЬЮ
Наблюдая выходки грузинского президента Михаила Саакашвили, некоторые считают его законченным идиотом. Они глубоко ошибаются. Несмотря на относительную юность и манеры клоуна провинциального цирка, молодой президент пока действует куда умнее, чем его седые и плешивые предшественники. Однако продолжая в том же духе, он запросто может лишится не только поста, но и жизни.
СПОСОБНЫЙ УЧЕНИКЧто сделал заслуженный диссидент-стукач Звиад Гамсахурдия, вскарабкавшись на тбилисский трон? Начал войну с Южной Осетией, получил пинка под зад, поссорился с бывшими соратниками, был безжалостно выкинут на политическую помойку, а потом и на тот свет. Придя ему на смену, еще более заслуженный гэбульник-перестройщик Эдуард Шеварднадзе наступил в точности на те же грабли, — только пошел завоевывать Абхазию. Благодаря большей изворотливости «белый лис» до сих пор жив и продержался у власти куда дольше, чем его больной на голову подопечный, но в итоге оказался в той же выгребной яме.
Саакашвили повел себя совсем по-другому. Ведь, в отличие от Шеварднадзе и Гамсахурдия, его дрессировали в самых продвинутых центрах подготовки забугорных политиканов. Один Колумбийский университет США чего стоит! А еще Миша с 1992 по 1995 год прошел через штатовский же университет Джорджа Вашингтона, Гаагскую академию международного права, Страсбургский международный институт по правам человека и Академию европейского права во Флоренции. Ну и сверх того в Норвежском институте по правам человека успел поработать.
Можно ли окончить пять вузов за неполные четыре года? Скорее всего мишины дипломы подлинны не более, чем водительское удостоверение его соплеменника из популярного анекдота. Попавшись на превышении скорости, водила предъявил гаишнику документы на управление самолетом, пояснив: «Извыны, дарагой! Какые били — такые купыл!»
И все же порхание по академиям оказалось не напрасным. Завязались выгодные знакомства. Была найдена подходящая супруга — дочь одного из влиятельнейших голландских юристов. Самое же главное: на юношу обратили внимание хозяева мира сего. Пообщавшись с Мишей, господа остались весьма довольны его угодливостью, расторопностью и понятливостью. Шутка ли: даже кой-чего из гегелевской диалектики смог освоить!
«Форма существенна — сущность формальна!» — вдалбливали в черепушку перспективного молодого грузина евроамериканские мудрецы. — «В эпоху телевидения и компьютеров образ на экране куда важнее реальности! Любую обезьяну, включая тебя, можно подать быдлу так, что она без проблем станет президентом!»
Миша слушал и смиренно мотал вековую мудрость на гитлеровский чубчик. Особенно ему понравилась фраза Филиппа Македонского об осле, груженом золотом, который способен взять любой укрепленный город. В нищей коррумпированной Грузии это правило работает исправнейшим образом, чем Саакашвили и пользуется.
Неограниченные кредиты забугорных спонсоров и предоставленные ими специалисты помогли ему сперва подсидеть Шеварднадзе, потом спихнуть батумского царька Абашидзе и, наконец, замять скандал вокруг убийства собственного политического наставника — главы грузинского правительства Зураба Жвания. Но в Южной Осетии его ждал жестокий облом. К тбилисским карателям здесь испытывали обоснованную национальную ненависть, и ни пиар, ни подачки его было не помогали. Приезд голландской жены с журналистами и гуманитарной помощью так и не привел к ожидаемому скандалу. Драка рвущейся за халявой толпы с противящимися визиту доброй феи жестокими ментами не состоялась. Жители Южной Осетии в очередной раз проявили себя народом, а не стадом баранов, и незваной гостье пришлось убраться не солоно хлебавши.
Использовать лозунг восстановления поруганной свободы Тбилиси даже не пытался. В отличие от Грузии с Украиной, южноосетинские выборы прошли до отвращения демократично, и «оранжевым» пиарастам заранее ничего не светило.
Расстроенный Мишико попытался взять нахрапом и немедленно огреб по полной. Сунувшись на столицу Южной Осетии Цхинвал, грузины потеряли свыше 80 человек убитыми, около 30 пленными и более 200 ранеными, после чего торжественно драпанули.
Североатлантические начальники устроили тбилисскому наполеончику изрядную головомойку. Особенно напугала их гибель двух англоязычных инструкторов, присланных обучать грузинских вояк минно-взрывному делу. Покойников списали на жертвы иракской кампании, трупы вывезли, а Мише строго-настрого запретили применять силу без санкции сверху.
Казалось, в окрестностях уже не осталось земель, которые Саакашвили мог бы завоевать без крови, но догадливый президент не отчаивался. Он знал — еще одна территория, пригодная для пиар-похода у него все-таки имеется. Ей стала северная часть Кодорского ущелья, именуемая также Абхазской Сванетией.
КОДОРСКОЕ КИДАЛОВО
Впервые мир услышал о Кодорском ущелье 14 декабря 1992 года. В этот день грузинский зенитчик сбил российский вертолет, вывозивший абхазских беженцев из осажденного шахтерского города Ткуарчал. Погибло 84 человека, из них 28 детей и несколько беременных женщин.
Конец сентября 1993 года снова залил Кодор кровью. Разгромленные под Сухумом и отрезанные от приморского участка границы, грузинские вояки бежали через ущелье, не забыв прихватить награбленное добро. Десятки «реквизированных» грузовиков, легковушек и автобусов, вперемешку с танками и бронетранспортерами ринулись по горной дороге. Самые ловкие ухитрялись буксировать даже троллейбусы. Драки и перестрелки вспыхивали едва ли не каждый час. Убивали за канистру бензина, запасное колесо, просто за то, что медленно едешь и мешаешь спасаться остальным мародерам… Сколько незадачливых завоевателей перебили тогда друг друга, точно знают только местные шакалы.
Вмешательство «мирового сообщества» и примкнувшего к нему Кремля помешало абхазам добить в панике бегущего врага. В отбитых Латах разместились российские миротворцы. Южная часть Кодорского ущелья перешла под контроль абхазских вооруженных сил. Север же ущелья, находящийся в пределах Абхазии, но заселенный близкими к грузинам сванами, оказался во власти местного полевого командира — матерого уголовника Эмзара Квициани и его боевиков из отряда «Монадире» («Охотники»).
Став официальным уполномоченным Шеварднадзе в Абхазской Сванетии, Квициани был полностью лоялен Тбилиси и с охотой брался за исполнение особо деликатных поручений Шеварднадзе. В августе 2001 года именно его парни служили проводниками у чеченских террористов Руслана Гелаева, пытавшихся ударить через Абхазию на Адлер и Сочи. Лишь героическое сопротивление абхазской армии сорвало планы гелаевцев, но ни одного из ее солдат Кремль не подумал даже поблагодарить.
Поскольку российское руководство не потребовало и объяснений по поводу действий Квициани, Шеварднадзе еще три года держал матерого бандита на государственной должности. Саакашвили первое время тоже не имел ничего против его персоны, но суровая политическая реальность развела по разные стороны баррикад бывшего министра юстиции «белого лиса» и его кодорского гауляйтера. Для сохранения популярности Мишико требовалась маленькая победоносная война.
Посему в один прекрасный день Квициани узнал, что он уже не тбилисский наместник, а обычный бандит, «охотники» подлежат роспуску, а в ущелье вводится грузинская армия. Пожелай сваны сопротивляться, они бы легко положили ее на горных тропах. Но к тому времени батоно Эмзар успел серьезно поссориться с другими влиятельными сванскими авторитетами. В свою очередь, Тбилиси обильно профинансировал недовольных из лопающегося от долларов военного бюджета…
Все это позволило Саакашвили провести прямо-таки образцово-показательную операцию. Колонна грузовиков и джипов, чисто для приличия сопровождаемая парой легких бронетранспортеров, вошла в Абхазскую Сванетию как на параде. Сопротивляться было некому. Сванских полевых командиров купили. Российские миротворцы на 302-м посту, согласно инструкции, не имели права применять оружие, кроме как для самозащиты. Абхазы, скрупулезно соблюдая московское соглашение 14 мая 1994 года, войск на севере ущелья не имели. Героический Мишико и его верный специалист по торговле фекалиями Ираклий Окруашвили одержали блестящую победу над отсутствующим противником.
На следующий день Саакашвили уже вопил на весь мир, что контролирует больше трети территории Абхазии. Поскольку реально Абхазская Сванетия составляет едва десятую часть республики, а живет там и вовсе меньше процента населения, из Сухума многодипломному Мише издевательски посоветовали поучить геометрию с географией. Но Саакашвили продолжает твердить о трети, и, со своей точки зрения, он совершенно прав. В России и Абхазии его все равно считают полоумным, зато западный обыватель, путающий Словакию со Словенией, сожрет и не поперхнется! Да и большинство соплеменников столь артистичной брехне лишь поаплодируют — поскольку сами такие.
Удачно завершившуюся Кодорскую операцию омрачает лишь одно обстоятельство. Наобещав сванским вождям с три короба, Тбилиси выплатил только аванс. Когда же возмущенные авторитеты потребовали свои честно заработанные сребреники, Мишина команда сделала большие глаза, а некоторых докучливых просителей даже арестовала.
Сваны обозлились и потребовали от Саакашвили немедленно выплатить обещанное и компенсировать моральный ущерб. Если Мишико пожадничает, он может получить еще до нового года изрядную партизанскую войну на берегах Кодора. Мало того, за родичей угрожают вступиться обитатели грузинской части Сванетии. Зная традиционную мстительность сванов, я вполне допускаю, что в один прекрасный день Мишин лимузин просто раздолбают из гранатометов.
Но даже если благоразумие победит — основной проблемы это не решит. Чтобы иметь успех у хозяев и соплеменников, президент должен постоянно кого-то побеждать. Между тем список врагов, готовых сдаться без выстрела, сейчас и вправду исчерпан.
ГЛЕЙВИЦ ПО-ГРУЗИНСКИ
Входя в Кодорское ущелье, Саакашвили был готов воевать лишь в одном случае. Рискни Сухум в ответ на нарушение Тбилиси московских соглашений выйти из них и попытаться выбить грузин из Абхазской Сванетии, ему была бы подготовлена западня.
За образец тбилисские стратеги взяли гитлеровские провокации в Судетской области Чехословакии в 1938 году. Фюрер организовал столкновения боевиков местных немцев с чехословацкой армией, после чего двинулся им на помощь. А Тбилиси подставлял под удар абхазов перекупленных сванов Важи Авалиани. Одновременно в дело вступал сводный батальон Рузгена Гогожия, сформированный из абхазских грузин, воевавших против Сухума в 1992–1993 гг. и затем смывшихся на историческую родину. После разгрома обоих полководцев средства массовой дезинформации поднимали истошный визг насчет абхазской агрессии и расправ с мирными беженцами.
Одновременно в населенном грузинами Галском районе Абхазии организовывалась другая провокация в духе покойного Адольфа Алоизовича. Помните, с чего началась Вторая мировая война? Немецкие диверсанты захватили радиостанцию в немецком пограничном городке Глейвиц, выдали в эфир воинственную речь от имени поляков, а потом тихо испарились, оставив для прессы трупы переодетых в польскую форму уголовников.
Тбилисские провокаторы оказались более жестоки. Их диверсанты должны были всерьез разгромить одну из погранзастав на Ингури, заодно немножко постреляв по мирно выращивающим орехи гальским грузинам. Мировому сообществу предъявлялись не липовые, как у Гитлера, а реальные жертвы геноцида. После такого можно и соответствующую резолюцию ООН пробить, и международную карательную, то есть миротворческую операцию организовать!
Но абхазы на провокацию не поддались, призвав вместо этого в Кодорское ущелье международную комиссию. Грузины в панике стали выводить из ущелья излишки войск, артиллерию и бронетехнику, но полностью навести марафет так и не смогли. В одном месте зенитную самоходку «Шилка» забыли, в другом бронетранспортеры бросили… Глупее всех оказались артиллеристы. Дивизион 122-мм гаубиц Д-30 вывезли, а о снарядах не позаботились. На их склад международные наблюдатели и натолкнулись, после чего даже вялая ООН сквозь зубы посоветовала Мишико очистить берега Кодора.
Провокация сорвалась, и теперь Тбилиси хочет организовать нечто подобное в Южной Осетии. Причин подобного выбора несколько. Во-первых, в Абхазии сейчас живет около 300 тысяч человек, а в Южной Осетии менее 100 тысяч, и следовательно, под ружье здесь может встать куда меньше. Кроме того, республика очень уязвима. С Северной Осетией ее соединяет единственная дорога, находящаяся рядом с границей и проходящая через Рокский тоннель. Осетинские села перемешаны с грузинскими, а сам Цхинвал лежит в котловине между высотами, часть которых грузины контролировали изначально. Наконец, предполагается, что Кремль скорее сдаст Южную Осетию, чем Абхазию, в курорты которой в последнее время вложены изрядные российские капиталы.
(Окончание следует)