РУБРИКИ
- Главная тема
- «Альфа»-Инфо
- Наша Память
- Как это было
- Политика
- Человек эпохи
- Интервью
- Аналитика
- История
- Заграница
- Журнал «Разведчикъ»
- Антитеррор
- Репортаж
- Расследование
- Содружество
- Имею право!
- Критика
- Спорт
НОВОСТИ
БЛОГИ
Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ
АРХИВ НОМЕРОВ
НАЦИЯ СУРКОВ
В последнее время российская власть вновь озаботилась идеологическим вопросом. Либерализм перестал быть популярным ещё в прошлом веке, а казённый патриотизм, не подкрепляемый реальными делами, перестал вызывать даже подобие энтузиазма. Всё громче голоса недовольных. И на самотек дело пустить нельзя — так и до «России для русских» недалеко...
Надо срочно изобрести идеологию «сверху». Тем более, что совсем скоро, в начале декабря, запланирован съезд «Единой России».
Состоялась и премьера новейшей идеологии власти — статья В.Суркова «Национализация будущего», опубликованная в журнале «Эксперт» от 20 ноября 2006 года.
«Государству необходима идеология», — отмечает политолог Павел Данилин, — «Сейчас избран «Эксперт». Причем из «экспертовской» аудитории насильственно отобраны только неленивые люди с острым умом, готовые продираться сквозь дебри слов и смыслов. Которыми переполнена эта статья. Автор специально устлал доступ к ее смыслу минными полями с тем, чтобы отсечь от сокровенного познания врагов, лодырей и идейных извращенцев». Вот такая замечательная статья, специально для самых умных. «В идеологическом пространстве России нет никого, кроме Суркова», — заявляет Данилин.
«Представитель власти бросает интеллектуальный вызов», — вторит ему Егор Холмогоров. И пишет в другом месте по тому же поводу: «И если восторжествуют люди, которые «исходят из реальности этноцентризма», но не знают, как и где этот этноцентрический процесс остановить, не допустить трайбализации нации, то их торжество будет подобно нейтронной бомбе, сброшенной на Россию...»
Понятно, что статья написана именно с целью противодействовать идее оформления русской нации; россиянское народонаселение устраивает администрацию гораздо больше.
Что ж, посмотрим, что нам предлагают.
МЯГКО СТЕЛЕМ?
В статье есть очень правильные тезисы:
«Для России жертвовать сегодня национальной свободой ради модных гипотез было бы так же безрассудно». «Встречается мнение, будто десуверенизация нашего государства никому не интересна (или нереальна). Но повсеместная и повседневная нужда в сырье и безопасности столь огромна, а здешние запасы ядерного оружия, нефти, газа, леса, воды так обильны, что излишнее благодушие едва ли уместно»; «абсолютно приоритетны: необходимость разумных оборонных бюджетов для поддержания престижа и технического переоснащения армии, флота, спецслужб. За надежду на мир в будущем нужно платить здесь и сейчас; образование и наука как источник конкурентоспособности». «Мы обязаны конвертировать сырьевую экономику в интеллектуальную, чтобы проложить России путь наверх, в будущее, в сообщество креативных наций, направляющих историю».
С перечисленным трудно спорить. И написано это именно для того, чтобы осуществить простейшую манипуляцию: «хотите вот этого? тогда надо делать так!».
И что же нам предлагается?
Не буду тратить время на разбор демагогических завлекалок типа «нужна свобода и справедливость». Направленность ясна: «Вы что, против свободы и справедливости?», а то, что свобода и справедливость, вообще говоря, конфликтуют, — ненавязчиво не упомянуто. В самом деле: свобода — это, в том числе, возможность поступить с другим несправедливо. А если учесть, что нет универсального понимания этих терминов...
Ровно для тех же целей служит частое упоминание демократии.
Демократия же, когда была действительно демократией, означала власть греческого народа на своей земле над инородцами и варварами. Сейчас это слово означает нечто прямо противоположное.
Сурков не стесняется. Заявляя о демократии как о наилучшем социальном устройстве, он рядышком пишет: «В оценках полноты народного правления сместили политологический акцент с доминирования самой большой группы избирателей (которая, при всем к ней уважении, не представляет же весь народ) на состязание за доступ к рычагам влияния на власть всех (и самых малых) групп населения. И правильно сделали».
Вот такая демократия. Мало ли, что хочет большинство народа, к рычагам управления надо допускать малые группы. Обратите внимание: честно написано, что речь идет не о представителях малых народов и т.п., а именно о группах. Именно группы приходят к власти — что мы наглядно и видим. Возьмите список заседающих в Думе, желательно с фотографиями, и сравните процентный состав национальностей депутатов с долей соответствующих национальностей в населении РФ. Как известно, русские составляют 80-85%; а какой процент они составляют в Думе?
Вот такая демократия Суркова вполне устраивает.
«Дизайн последних социальных моделей явно направлен к смягчению политических режимов, росту роли интеллектуального превосходства и информационного обмена, опутыванию властных иерархий саморегулируемыми сетями, короче — к демократии».
Информационный обмен — это, как я понимаю, совершенствование политтехнологий, чтобы голосовали «за кого надо». Или имеются в виду «интернет-конференции» с вопросами про Ктулху и поцелуи мальчиков в живот?
Как «саморегулируемые сети» что-то там регулируют — видно по принимаемым законам очень наглядно. Интеллектуальное превосходство... Хочется, конечно, сказать сакраментальное «А вы Буша видели?», но все проще — внимательно перечитайте эту самую статью, которую мы разбираем. Она написана явно не интеллектуалом, а интеллигентом — нечеткие формулировки, «дискурсы», продвижение самоценных идей вместо путей решения актуальных проблем и т.д. и т.п. Примечание: очень вероятно, что текст писал не один человек, местами заметны разные стили написания, текст «рваный». Но значения в обсуждаемом контексте это не имеет.
Интеллигентным, а отнюдь не интеллектуальным является, скажем, тезис «создать новое общество, новую экономику, новую армию, новую веру». «Весь мир до основанья...» мы уже проходили, больше не надо. Ну и показательное: ладно, я хоть как-то могу понять создание нового общества, экономики и армии, но вот как предлагается создавать «новую веру» и в чем она должна выражаться? Срочно изобрести новую религию и навязать всем русским? Или выдвинуть демократию и либерализм в качестве веры?
Вот еще одна идея, которую в статье предлагается продвигать, не сомневаясь в целесообразности таковой: «испытать на себе и обратить в свою пользу мощь глобализации». Испытать-то — не проблема, а вот обратить в свою пользу... Нет, это не наивность — это попытка счесть русских за наивных дурачков. Это ведь нам предлагается «Навсегда расставшись с гегемонистскими претензиями, не дать обзавестись ими кому бы то ни было. Быть на стороне сообщества суверенных демократий (и свободного рынка)». Перевожу в открытый текст: русские должны заниматься не своим национальным проектом, а защитой свободного рынка. Свободный рынок — это самоценность, и защищать его надо даже в ущерб себе.
Ведь «любая чрезмерная централизация материальных средств тотального контроля и уничтожения, тотального производства и потребления, тотального манипулирования и коррупции формирует тотальную (тоталитарную) власть. А значит — непоправимую несправедливость и несвободу. Что крайне нежелательно в любой отдельно взятой стране и абсолютно неприемлемо в глобальном масштабе».
Страхи-то какие! Обратите внимание, как ненавязчиво в ассоциативный ряд добавлена неизбежность коррупции. А подумать? Во времена Сатлина был очень даже тоталитаризм — а много ли там было коррупционеров и что бывало, когда их обнаруживали?
Суть же тезиса именно в том, что русские не должны — ни в коем разе! — обладать силами тотального контроля и уничтожения. Они тогда, знаете ли, могут не согласиться со всеми прелестями «свободного рынка». Который, к слову, пока еще присутствует не полностью, но и его части хватает для того, чтобы РФ на данный момент отставала по экономическим показателям от уровня 1989 года...
Запугав тоталитаризмом, нас увещевают: «Наднациональные и межгосударственные структуры разрастаются отнюдь не в ущерб «полноте и независимости». Им делегируется не власть, как мерещится многим, а полномочия и функции».
Все поверили? Власти нет, а «полномочия и функции» — есть.
Русских опять хотят использовать для очередной Великой Идеи: «Величайшие русские политические проекты (такие как Третий Рим и Третий Интернационал) были обращены к людям других народов и открыты для них».. Не буду придираться к тому, насколько русским был Третий Интернационал. Просто обратите внимание на цитату из той же статьи, где говорится о том, что некогда русские вели себя безрассудно «ради карл-марксовых призраков». Позвольте, это что: одновременно хулить и хватить марксистские проекты? Выбрали бы что-то одно... Но автору (авторам?) статьи это не требуется: главное — нагнать побольше глубокомысленной риторики, чтобы звучало умно, а суть утопала в «дебрях слов и смыслов».
Наиболее же показательным является вопрос о русской нации как таковой.
МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЙ НАРОД
«Рассуждение о суверенной демократии в России отвечает положениям Конституции, согласно которым: во-первых, «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ»«.
Мимоходом: именно что «суверенитет», как вариант: «демократический суверенитет»; «суверенная демократия» же — бессмысленный набор слов, означающий лишь то, что у говорящего демократия стоит на первом месте.
Многонациональный народ, говорите... Впрочем, чуть выше я уже писал об открытом заявлении о том, что преимущество должно быть отнюдь не у большинства.
«Русские, неутомимые вершители этой высокой судьбы, плотно сплетены с народами, вовлеченными в создание многогранного российского мира. Вне татарского, угорского, кавказского измерений русское политическое творчество неполно. Исход из России ее народов в 1991-м пережит крайне болезненно. Повторение чего-то подобного —смертельно опасно».
Вот так забавно: и комплимент отвешен, и тут же — «вне татарского, угорского, кавказского измерений...». Вроде бы я русский язык знаю, и довольно-таки неплохо, но что такое «татарское измерение» и «политическое творчество»?
Это просто запудривание мозгов, термины-подделки, ничего не обозначающие. Но смысл тезиса понятен: недопустим русский национализм, нужна «многонациональная нация», при этом весь пар должен уходить в свисток — то есть, в «политическое творчество». Политические программы, требования и проч. — это опасно, не говоря уже о политических действиях, а вот творчество — пожалуйста. Творите на здоровье, как и все изряднопорядочные интеллигенты. Это и есть свобода!
Именно на это работает тезис, выдвигающий «творческое сословие как ведущий слой нации»: «всерьез по силам только творческому сословию свободных людей, соединенных ценностями, способных к новациям (значит, к конкуренции), движимых личной выгодой к национальным целям».
Эдакий рынок интеллигентских идей «как нам обустроить Россию и при этом ничего не поменять». Предлагается «производство смыслов и образов, интерпретирующих всеевропейские ценности и называющих российские цели, позволит ментально воссоединить расстроенную было нацию... Нужно утвердить собственные позиции в философском, социо- и политологическом дискурсах Запада».
Заодно обратите внимание на «всеевропейские ценности», они же — «общечеловеческие; см. по теме соседнюю статью про интеллигенцию.
«Дискурсы» направлены именно на то, что «здесь нация понимается как сверхэтническая совокупность всех граждан страны. Применительно к России «нация» в данном тексте ~ «многонациональный народ» в тексте Конституции. То есть российская нация (народ) объединяет все народы (национальности?) России в общих границах, государстве, культуре, прошлом и будущем».
Нельзя определять нацию через бюрократически фиксируемую государственную принадлежность! Иначе получается, что русский с Восточной Украины в «российскую нацию сурков» не входит, а чеченский террорист с паспортом РФ — всегда пожалуйста.
Как субъект истории, нация есть сущность более высокого порядка, чем государство. Достаточно примера евреев — сколько веков эта нация сохранялась без своего государства? Государство должно служить нации, а не наоборот!
Почему выдвигаются такие абсурдные лозунги? «Многонациональная сверхэтническая нация», надо же. Дело в том, что многонациональная изряднопорядочная интеллигентская мысль РФ безуспешно бьется над проблемой, как бы внушить русским, что все граждане Многонациональной РФ, а особенно правящий класс и этнопаразиты, это и есть как бы русские, т.е. свои, родные русскому народу. Ну а самим при этом на деле остаться евреями, грузинами, армянами и другими людьми правильных национальностей.
Актуальность стоящей задачи определяется тем, что со временем наведенный на русских советской пропагандой морок интернационализма слабнет, и русские люди задаются вопросом: кто эти нерусские люди и что они делают на нашей русской шее?
Как пример, приведём монолог некоего «русского аварца»:
«Судьба нации, учреждающей Империю — потеря своей национальности. А вернее не потяря, а апгрейд национальности в более ценную и редкую сущность. Имперская нация превращает свою национальность в более общую сущность — в гражданство. В том числе в гражданство для представителей других наций. Более того, очень скоро появляются граждане, обладающие так называемой «парниковой» национальностью. У такого гражданина папа и мама имеют национальность и говорят на своем национальном языке (вернее, родным для них является национальный язык). А у их детей родной язык — русский. Вот таким «парниковым» аварцем я сам и являюсь. Я начал говорить и говорю по-русски. Я думаю по-русски, воспитан на русской литературе, моральные устои мои — скорее русские, чем горские. Я считаю себя русским. И мне плевать на то, какое мнение на сей счет у какого бы то ни было начальства (кстати, надо мной нет такого начальства, которое определяло бы мою национальную принадлежность).То что из паспорта удалили пятый пункт — это правильно. Еще бы национальные автономии превратили бы в простые административные единицы — было бы совсем здорово».
В начале «русский аварец» утверждает, что русские должны забыть про то, что они русские, и помнить одно лишь гражданство. Показательно. Но все по-честному: сам аварец тоже считает себя русским, думает по-русски, говорит даже о принадлежности к русской культуре и морали... Именно на такую разводку попались русские в СССР: они искренне поверили подобным заявлениям. Но стоит русскому национализму выйти из маргинальной ниши, сразу же настроение меняется:
«А вот радетели за чистоту расы тянут Россию в мононациональное болото. В состояние страны без будущего, у которой только прошлое осталось. В их России для меня нет места. Я начинаю учить аварский язык, переезжаю из Москвы в Махачкалу (которая, кстати говоря, уже будет столицей другого государства, типа Кавказский халифат)».
И где же «считаю себя русским» и все такое?
Получается, что «нерусские русские» «согласны считать себя русскими при условии, что сами русские себя русскими считать не будут» © полковник Соккер.
Благодетели! Видимо, они считают, что делают русским одолжение, соглашаясь называться русскими. И согласны на это, только если в русские будут принимать всех подряд при предъявлении штампа в паспорте о гражданстве. Причем вполне возможно наличие и другого паспорта — скажем, я лично слышал, как небезызвестный Антон Носик, имеющий израильское гражданство, заявлял, что считает себя русским. При этом на его макушке кокетливо сидела кипа.
Процитирую свой старый текст («Мифы и правда о национализме»):
«— А вот я общаюсь с представителем такой-то нации, и он — милейший человек! Получше многих русских!
– Во-первых, никто вам не запрещает — общайтесь. Во-вторых, никто не спорит с тем, что в рамках одной нации могут быть как замечательные люди, так и подонки — независимо от нации. Дело не в отдельных исключениях, а именно в чертах, присущих массово. И передергивание с обсуждения наций на уровень личностей — это откровенная демагогия.
Среди множества Гансов, Фрицев и прочих, вторгшихся на нашу Родину, несомненно были замечательнейшие люди; у многих русских были друзья-немцы до и после, и даже — во время войны. Но все это никоим образом не обозначает, что враг — будь он хоть ангел во плоти — не должен быть уничтожен.
В-третьих, представьте себе продолжение ситуации: к вашему русскому городу, в котором живете вы и ваш замечательный нерусский друг, подступают «сепаратисты» той самой национальности вашего друга. Вы уверены, что этот друг будет сражаться плечо к плечу с вами? Что он будет рисковать своей жизнью ради русских, сражаясь против своих земляков?
(Продолжение в следующем номере)