23 ноября 2024 16:59 О газете Об Альфе
Общественно-политическое издание

Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ

АРХИВ НОМЕРОВ

Антитеррор

ХРОНИКА ТЕРРОРА

30 Ноября 2006

ЧЕЧНЯ

За минувший год положение в Чечне зна­чи­тель­но улучшилось. По данным рес­пуб­ли­кан­с­ко­го МВД, число особо тяжких пре­ступ­ле­ний умень­ши­лось на 26,7% (729 против 994 в про­шлом году). Снизилось на 33,3% число пре­ступ­ле­ний с при­ме­не­ни­ем огнестрельного ору­жия. За ми­нув­ший год из незаконного оборота изъя­то 945 еди­ниц ог­не­стрель­но­го оружия, 3950 сна­ря­дов, мин и фу­га­сов, 100 са­мо­дель­ных взрыв­ных ус­т­ройств, свы­ше 2,2 тонны взрыв­ча­тых ве­ществ. Кроме того, в этом году было за­ре­ги­с­т­ри­ро­ва­но втрое меньше, чем в 2005-м, случаев похищений людей — 52. Рас­кры­то 355 особо тяжких пре­ступ­ле­ний и 807 тяжких, что больше прошлогодних ре­зуль­та­тов на 72,9% и 43,8% со­от­вет­ствен­но. Если ука­зан­ная тен­ден­ция со­хра­нит­ся, то в бли­жай­шие годы уро­вень пре­ступ­ность в республике опу­с­тит­ся до среднего по России. Впрочем, тер­ро­ризм в рес­пуб­ли­ке не исчез пол­но­с­тью, о чем сви­де­тель­ству­ет наша хроника за пос­ле­дний ме­сяц.

1 декабря в Грозном и Гудермесе об­стре­ля­на ав­то­ко­лон­на с милиционерами из Ха­ка­сии, тя­же­ло ра­не­ны и госпитализированы двое со­труд­ни­ков МВД, в том числе и за­ме­с­ти­тель ко­ман­ди­ра под­раз­де­ле­ния. Также по­лу­чи­ла кон­ту­зию сред­ней степени тяжести жи­тель­ни­ца се­ле­ния Бор­зой Шатойского района Чеч­ни, слу­чай­но ока­зав­ша­я­ся на месте про­ис­ше­ствия.

2 декабря два боевика явились в пра­во­ох­ра­ни­тель­ные органы Чечни с по­вин­ной.

4 декабря в Чечне военные и местные си­ло­ви­ки ликвидировали лагерь боевиков и круп­ный схрон, в котором хранились ус­та­нов­ка ПТУР (про­ти­во­тан­ко­вая управляемая ракета) «Фа­гот», че­ты­ре снаряда, три автомата Ка­лаш­ни­ко­ва, два пистолета, 23 выстрела к гра­на­то­ме­ту, не­сколь­ко самодельных гранат, большое количество патронов к стрелковому оружию и охотничье ружье.

6 декабря в Грозненском районе Чечни при задержании сотрудниками пра­во­ох­ра­ни­тель­ных органов боевика, местного жителя 1974 года рождения, завязалась перестрелка, в результате которой он получил ранение и был арестован. У задержанного боевика изъяли два пистолета, четыре гранаты, радиостанцию, элек­т­ро­за­мы­ка­те­ли, два разгрузочных жилета.

7 декабря в Чечне в милицию с повинной явился военнослужащий Внутренних войск МВД России и сообщил, что принимал участие в по­хи­ще­нии двух военнослужащих федеральных сил в октябре 2000 года.

8 декабря в Октябрьском районе Гроз­но­го сотрудники МВД Чечни обнаружили круп­ный «схрон» боевиков. Боеприпасы хра­ни­лись на ок­ра­и­не по­сел­ка имени Мичурина. В ле­со­по­ло­се опе­ра­тив­ни­ки нашли два ме­тал­ли­чес­ких кон­тей­не­ра, в которых после осмотра были об­на­ру­же­ны 52 противопехотные мины ПФМ-1. Все это «добро» было уничтожено на месте об­на­ру­же­ния.

9 декабря в Чечне во время проведения спе­цо­пе­ра­ции по поиску лесных отрядов боевиков в трех километрах восточнее селения Дарго (Ве­ден­с­кий район) подорвались на самодельной мине двое военнослужащих министерства обо­ро­ны России. Один из них убит, второй — ра­нен.

СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ

30 ноября в Назрани совершена попытка обстрела колонны погранотряда, следовавшего улице Татаева. Гранатометный огонь был от­крыт с противоположенного берега реки Сунжа. Гра­на­та, выпущенная неизвестными, попала в жи­лой дом. Осколочное ранение получила 14-лет­няя девочка-подросток.

2 декабря в Махачкале на территории дач­но­го общества «Локомотив», расположенного по улице Мира, был обстрелян автомобиль, в ко­то­ром находился глава Унцкульского района Дагестана Магомедтагир Магомедалиев. В ре­зуль­та­те обстрела чиновник получил тяжелые ранения, был также ранен его брат, на­хо­див­ший­ся за рулем.

5 декабря в результате взрыва, про­изо­шед­ше­го вечером в одном из кафе в Ро­с­то­ве-на-Дону, четыре человека получили ра­не­ния. Трое из по­ст­ра­дав­ших — сотрудники кафе. Двое ра­не­ных на­хо­дят­ся в тяжелом со­сто­я­нии.

6 декабря в центре Ростова-на-Дону при по­пыт­ке задержать группу вооруженных людей был убит один из них, двоим удалось скрыться. В ре­зуль­та­те взрыва гранаты, брошенной од­ним из пре­ступ­ни­ков, ранен сотрудник милиции.

7 декабря в Назрани обстрелян служебный автомобиль с сотрудниками пра­во­ох­ра­ни­тель­ных органов — пострадали двое.

8 декабря в Махачкале расстрелян старший лейтенант Шамиль Гаджиабдуллаев, врач, со­труд­ни­чав­ший с республиканским ОМОН. Убий­ство произошло во дворе одного из домов на проспекте Имама Шамиля.

9 декабря в Ингушетии взорван памятник репрессированному политическому деятелю, Идрису Зязикову, установленный в пригороде Назрани. Это уже не первый случай подрыва памятника Идрису Зязикову. Первый раз его взор­ва­ли 2 апреля этого года. Взрыв мощ­но­с­тью в 2 килограмма тротила разнес ограду па­мят­ни­ка, выбил окна школы и близлежащих домов. По данному факту возбуждено уго­лов­ное дело, но преступники так и не найдены. И. Зя­зи­ков (1896-1938) был из­ве­с­т­ным боль­ше­ви­с­т­с­ким де­я­те­лем Се­вер­но­го Кав­ка­за, ак­тив­ным уча­с­т­ни­ком со­зда­ния Ин­гуш­с­кой ав­то­ном­ной об­ла­с­ти и ее пер­вым ру­ко­во­ди­те­лем. Он является род­ствен­ни­ком нынешнего пре­зи­ден­та Ин­гу­ше­тии Му­ра­та Зя­зи­ко­ва.

10 декабря в Ингушетии на ад­ми­ни­с­т­ра­тив­ной границе с Чечней семеро неизвестных в ка­муф­ли­ро­ван­ной одежде и масках, во­о­ру­жен­ные автоматическим оружием, совершили на­па­де­ние на приграничный пост. На момент на­па­де­ния на посту несли службу двое со­труд­ни­ков МВД рес­пуб­ли­ки. На­па­дав­шие забрали у них табельное оружие, автоматы, боль­шое ко­ли­че­ство пат­ро­нов и гранаты к под­стволь­ным гранатометам и направились в сто­ро­ну ста­ни­цы Серноводская (Чечня). Со­труд­ни­ки МВД Ингушетии не по­ст­ра­да­ли.

11 декабря в центре Назрани обстрелян из подствольного гранатомета зал игровых ав­то­ма­тов, никто из посетителей не пострадал. На месте обнаружены также гильзы от автомата Калашникова. По данным МВД, данный ин­ци­дент, скорее всего, не является терактом, а свя­зан с дележом собственности между пред­ста­ви­те­ля­ми местного криминала.

Обстановка на Кавказе в целом остается пре­жней. Подводя итоги года, многие эк­с­пер­ты склон­ны называть Южный Федеральный Ок­руг «самым безопасным местом в России», что объяс­ня­ет­ся очень низкой бытовой пре­ступ­но­с­тью в ре­ги­о­не. Одни аналитики свя­зы­ва­ют это со срав­ни­тель­но сильными му­суль­ман­с­ки­ми тра­ди­ци­я­ми и, следовательно, бо­лее низким по­треб­ле­ни­ем ал­ко­го­ля, вы­зы­ва­ю­щим бы­то­вую пре­ступ­ность. С дру­гой сто­ро­ны, бе­зо­пас­ность «сла­вян­с­ких» субъек­тов фе­де­ра­ции даже не­сколь­ко выше, чем «му­суль­ман­с­ких рес­пуб­лик». Так что корни срав­ни­тель­но бла­го­по­луч­но­го по­ло­же­ния следует ис­кать скорее в кон­сер­ва­тив­ном быте южан всех на­ци­о­наль­но­стей и вер.

Хотя следует признать, что общая кри­ми­наль­ная ситуация на Кавказе ухудшилась: «…На территории округа наблюдается тен­ден­ция к уве­ли­че­нию совершенных пре­ступ­ле­ний. В пер­вом полугодии в Южном федеральном округе было зарегистрировано 184,5 тыс. пре­ступ­ле­ний, что на 11,5% больше, чем за ана­ло­гич­ный период прошлого года», — от­ме­ча­ют эк­с­пер­ты аген­т­ства АНН. С другой сто­ро­ны, за первое по­лу­го­дие 2006 (данные за весь год, скорее всего, бу­дут опубликованы только в январе) число со­вер­шен­ных в округе те­рак­тов со­кра­ти­лось на 16%, и, хотя в целом уро­вень тер­ро­ри­с­ти­чес­кой ак­тив­но­с­ти остается высоким, есть надежды на его дальнейшее снижение.

ИРАК

Ситуация в Ираке — стабильно слож­ная. По-прежнему практически ежед­нев­но в стра­не про­ис­хо­дят инциденты, свя­зан­ные с ак­тив­но­с­тью террористов. Однако ка­та­с­т­ро­фы, которую мно­гие в Багдаде и Вашингтоне ожи­да­ют день ото дня, все нет. В частности, не про­изош­ли про­гно­зи­ру­е­мые после событий в Ма­ди­нат-Сад­ре (см. ниже) массовые стол­к­но­ве­ния между сун­ни­та­ми и шиитами. Возможно, это связано с тем, что большинство населения слиш­ком утом­ле­но тер­ро­ри­с­ти­чес­кой войной, чтобы сто­рон­ни­кам тер­ро­ри­с­тов удалось их вывести на ули­цы. Од­на­ко инертность иракцев имеет свои пределы, и каждый новый кровавый инцидент мо­жет стать последним.

19 ноября в Багдаде люди в форме со­труд­ни­ков сил безопасности похитили еще одного замминистра, Аммара Сафара. Чиновник, яв­ля­ю­щий­ся членом шиитской исламской партии «Ад-Даава», был захвачен возле своего дома и уве­зен в неизвестном направлении.

20 ноября на рынке «Джамиля» были по­до­рва­ны три самодельных бомбы. В результате погибли трое иракцев, пятеро получили ра­не­ния. В тот же день неизвестные атаковали кор­теж заместителя министра здравоохранения Ха­ки­ма аз-Замили. Погибли двое охранников, но аз-Замили остался жив.

23 ноября в три часа дня началась тер­ро­ри­с­ти­чес­кая атака, которая была названа са­мой кро­ва­вой с момента с момента оккупации стра­ны. Вначале террорист-смертник подорвал себя на продовольственном рынке «Джамиля» в ши­ит­с­ком районе Багдада Мадинат-Садр. За­тем не­по­да­ле­ку от места теракта были взор­ва­ны шесть автомобилей, после чего по месту про­ис­ше­ствия был открыт огонь из минометов и ав­то­ма­ти­чес­ко­го оружия. После этого во многих рас­по­ло­жен­ных поблизости зданиях начался пожар. В ре­зуль­та­те взрывов и огня несколько зданий фак­ти­чес­ки превратились в руины. Погибли по край­не мере 160 человек, 247 получили ра­не­ния.

Реакция шиитов последовала в тот же ве­чер: ми­но­мет­но­му обстрелу подвергся сун­нит­с­кий рай­он Аль-Азамия, находящийся на севере го­ро­да. Мстители выпустили по району от 12 до 15 ми­но­мет­ных снарядов, которые ра­зор­ва­лись сре­ди жилых домов, а также на тер­ри­то­рии ме­с­т­но­го базара и гробницы имама Абу Ха­ни­фы Ну­а­ма­на. Погибли 20 человек, пятеро ра­не­ны, однако Мадинат-Садр не успокаивался: над ру­и­на­ми звучали призывы к мести и бес­по­ря­доч­ная стрельба в воздух. Опасаясь начала пол­но­мас­ш­таб­ных боевых действий в Багдаде, аме­ри­кан­с­кие власти ввели комендантский час и уже­с­то­чи­ли и без того строгий контроль над го­род­с­кой жизнью.

26 ноября в городке Хасава, рас­по­ло­жен­ном в 50 километрах к Югу от Багдада, взор­вал­ся заминированный автомобиль. В результате пять человек погибли, 23 получили ранения. Ви­ди­мо, на время «уси­ле­ния режима» со стороны властей террористы решили перенести свои дей­ствия за периметр Иракской столицы.

2 декабря в коммерческом квартале Багдада Эс-Садрия, близ торговых рядов, было по­до­рва­но три припаркованных автомобиля. На этот раз террористы-камикадзе не использовались; бом­бы были при­ве­де­ны в дей­ствие с по­мо­щью ди­с­тан­ци­он­но­го уп­рав­ле­ния. Свы­ше 80 че­ло­век по­лу­чи­ли ра­не­ния раз­лич­ной сте­пе­ни тя­же­с­ти, по­гиб­ло до 30 ирак­цев. В тот же день к югу от Багдада грузовик протаранил ав­то­бус­ную ос­та­нов­ку, в результате чего погибли 20 человек. Однако, по мнению полиции, это про­стое ДТП, ни­как не связанное со столичными те­рак­та­ми.

9 декабря министр иностранных дел Ирана Манучер Моттаки заявил о готовности его стра­ны помочь США в выведении войск из Ирака, если Штаты согласятся пойти на «зна­чи­тель­ную кор­рек­ти­ров­ку свой политики по от­но­ше­нию к Ира­ну». По мнению Моттаки, именно при­сут­ствие ино­с­т­ран­ных войск в регионе со­зда­ет «пять­де­сят процентов проблем»; однако, по мнению мно­гих экспертов, за предложением Ирана стоят впол­не ре­аль­ные свя­зи с ирак­с­ки­ми боевикам, ко­то­рых фи­нан­си­ру­ют иран­с­кие спец­служ­бы. Так что Иран имеет до­с­та­точ­но ре­аль­ную воз­мож­ность сыг­рать роль по­сред­ни­ка на переговорах или даже по­вли­ять на позиции ирак­с­ких тер­ро­ри­с­тов.

В тот же день эта инициатива была фак­ти­чес­ки отвергнута американскими властями. Джордж Буш заявил в радиообращении к на­ции, что США не планируют «отказываться от сво­их стратегических интересов в Персидском заливе», и что «вывод войск приведет к хаосу».

12 декабря в Багдаде прогремели взрывы, унесшие жизни 70 человек, около 300 получили ранения различной степени тяжести. Боль­шин­ство жертв — мусульмане-шииты. Теракт про­изо­шел на площади Ат-Тайяран, не­фор­маль­ной Багдадской бирже труда. По данным по­ли­ции, террорист приехал на автомашине и по­обе­щал работу. Когда около смертника со­бра­лась толпа желающих ее получить, он привел в действие взрывное устройство. Через не­сколь­ко секунд взорвалась припаркованная рядом машина, ока­зав­ша­я­ся на пути подъезжавшего полицейского патруля.

16 декабря погибли трое американских во­ен­нос­лу­жа­щих. Как сообщает командование войск США, автомашина, в которой ехали сол­да­ты, по­до­рва­лась на мине к северу от Багдада. Ночью того же дня произошло крупное стол­к­но­ве­ние между правительственными войсками и отрядом боевиков. 13 во­ен­нос­лу­жа­щих элитного под­раз­де­ле­ния МВД Ирака «Вол­чья бригада» погибли в ок­ре­с­т­но­с­тях города Мадаин, в 25 км к югу от Баг­да­да. Сообщается об аресте 8 террористов, в том числе лидера одной из груп­пи­ро­вок.

17 декабря в Багдаде группа боевиков, пе­ре­оде­тых полицейскими, похитила не менее де­ся­ти сотрудников Комитета Красного По­лу­ме­ся­ца. По свидетельствам очевидцев, вооруженные люди ворвались в офис организации, вывели оттуда группу сотрудников, охранников и по­се­ти­те­лей и скрылись на автомобилях. Идет поиск нападавших и заложников.

18 декабря в Ираке погибли двое аме­ри­кан­с­ких морских пехотинцев. Оба военнослужащих скончались от ранений, полученных в ре­зуль­та­те «действий противника» в провинции Анбар, указывается в коммюнике вооруженных сил США. По официальным данным, за истекающий месяц всего погибло 60 представителей аме­ри­кан­с­ких вооруженных сил.

АФГАНИСТАН

Здесь, к сожалению, произошло ухуд­ше­ние положения. Продовольственные и ма­те­ри­аль­ные трудности населения вызвали но­вую волну экстремизма. Все­го за год в бо­е­вых стол­к­но­ве­ни­ях на тер­ри­то­рии стра­ны по­гиб­ли 3700 че­ло­век, около ты­ся­чи из них — мир­ные жители.

26 ноября стало известно об уничтожении оккупационными силами 55 боевиков движения «Талибан» в провинции Урузган на юге Аф­га­ни­с­та­на. В стычках с талибами погиб один на­тов­с­кий военнослужащий. Еще семь мирных жи­те­лей погибли в том же районе в результате взры­ва, произведенного террористом-смертником в местном ресторане.

27 ноября на юге Кандагара, недалеко от ком­п­лек­са правительственных зданий, тер­ро­рист-смертник атаковал на автомобиле на­тов­с­кий кон­вой. В результате теракта погибли два сол­да­та оккупационных войск и один местный жи­тель. В тот же день в результате взрыва в одном из аф­ган­с­ких ресторанов погибли 15 че­ло­век, около 25 получили ранения.

28 ноября в Кабуле взорвался за­ми­ни­ро­ван­ный автомобиль с террористом-смер­т­ни­ком за рулем. Погиб один афганский по­ли­цей­с­кий, и несколько мирных жителей по­лу­чи­ли ра­не­ния. Пострадала находившаяся не­по­да­ле­ку патрульная машина национальной по­ли­ции.

29 ноября патрульный автомобиль на­тов­цев подорвался на фугасе на одной из дорог провинции Логар, недалеко от Кабула. По дан­ным СМИ, двое военнослужащих погибли, еще двое получили ра­не­ния.

3 декабря трое британских во­ен­нос­лу­жа­щих погибли во вре­мя пат­ру­ли­ро­ва­ния на юге Аф­га­ни­с­та­на. В результате взрыва по­гиб­ли так­же двое местных жителей, а один ан­г­ли­ча­нин получил тя­же­лые ранения.

4 декабря в де­рев­не Гарм-Сир про­изо­шел ожесточенный бой между боевиками «Та­ли­ба­на» и бри­тан­с­ки­ми коммандос. В бою при­ни­ма­ла уча­с­тия бро­не­тех­ни­ка ок­ку­па­ци­он­ных сил. О погибших и раненых точ­ных данных нет. По со­об­ще­ни­ям СМИ, ра­нее в этом рай­о­не уже нео­днок­рат­но про­ис­хо­ди­ли стол­к­но­ве­ния бри­тан­с­ких войск с та­ли­ба­ми, но до этого ан­г­ли­ча­не каждый раз тер­пе­ли по­ра­же­ния и были вы­нуж­де­ны от­сту­пать.

6 декабря в про­вин­ции Кандагар на юге Аф­га­ни­с­та­на при взрыве, со­вер­шен­ном тер­ро­ри­с­том-смер­т­ни­ком, по­гиб граж­да­нин США и два аф­ган­ца, еще че­ты­ре че­ло­ве­ка по­лу­чи­ли ра­не­ния.

7 декабря в том же Кандагаре про­изо­шел теракт, со­вер­шен­ный смертником-«шахидом», в результате ко­то­ро­го пострадали по крайней мере 15 че­ло­век, боль­шин­ство — мир­ные жи­те­ли.

10 декабря на мине подорвался ав­то­мо­биль, при­над­ле­жав­ший афганской ар­мии. Все шесть во­ен­нос­лу­жа­щих, находившихся в ма­ши­не, по­гиб­ли.

12 декабря 8 че­ло­век погибли в ре­зуль­та­те взрыва, про­из­ве­ден­но­го тер­ро­ри­с­том-смер­т­ни­ком око­ло пра­ви­тель­ствен­но­го здания в городе Лаш­кар­гах, ад­ми­ни­с­т­ра­тив­ном центре про­вин­ции Гильменд.

14 декабря на юге страны в результате взры­ва бомбы, при­ве­ден­ной в действие тер­ро­ри­с­том-смер­т­ни­ком, погибли 4 че­ло­ве­ка и еще 15 по­лу­чи­ли ранения. Большинство пострадавших — мирные жители.

Оцените эту статью
2228 просмотров
нет комментариев
Рейтинг: 5

Читайте также:

30 Ноября 2006
ЗАХВАТ В САРАПУЛЕ

ЗАХВАТ В САРАПУЛЕ

Написать комментарий:

Общественно-политическое издание