РУБРИКИ
- Главная тема
- «Альфа»-Инфо
- Наша Память
- Как это было
- Политика
- Человек эпохи
- Интервью
- Аналитика
- История
- Заграница
- Журнал «Разведчикъ»
- Антитеррор
- Репортаж
- Расследование
- Содружество
- Имею право!
- Критика
- Спорт
НОВОСТИ
БЛОГИ
Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ
АРХИВ НОМЕРОВ
УБИЙСТВО С МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫМИ ПОСЛЕДСТВИЯМИ
Все межнациональные конфликты последнего времени в России, которые власть предпочитает не замечать, имеют вполне объективные причины. И в этом контексте попытки равняться на Старый или Новый свет абсолютно бесперспективны, поскольку современный западный опыт показывает полную беспомощность перед лицом межэтнических проблем, приближая реалии, навеянные романом Е. Чудиновой «Мечеть Парижской Богоматери».
ПРИСТРЕЛКА К ТЕМЕКто бы и что нам не говорил, мы по прежнему живет в России, где большинство населения составляют русские. Ориентироваться нужно на большинство с учетом, естественно, конструктивных и законных интересов меньшинства. Того меньшинства, которое не лезет в чужой монастырь со своим уставом. Это главный приоритет в любом здоровом государстве, которое не собирается стать питательным материалом для чуждых сил, стремящихся утвердится за чужой счет.
Речь, стало быть, идет о грамотно выстроенных национальных приоритетах, другого не дано по определению. Обманываться на этот счет, будто межнациональные проблемы рассосутся сами собой, согласно, скажем, административному решению не упоминать в прессе национальность преступников, — не стоит.
Мир живет и развивается по жестоким рыночным принципам. Конкуренция, право собственности — мощнейшие факторы, диктующие векторы геополитики, международных отношений, военно стратегического и экономического характера. И если мы в условиях этой конкуренции открываем шлюзы, пуская в свой дом подвижных носителей чуждых нам культур, позволяя им захватывать «командные высоты», — добром это не кончится. Будет больно. Так зачем доводит до крайности?..
Государственные чиновники и управленцы разных мастей должны понять, на чей стороны мы играем. Если же, в силу ряда причин, они оказываются не на высоте положения, им нужно помочь сделать правильный выбор. Или призывать новых, способных противостоять вызовам времени. А пока мы имеем все новые и новые конфликты с летальным исходом, которые развиваются по уже «нахоженной» схеме: бытовая вроде бы ссора по своим последствиям приобретает четко выраженный межнациональный оттенок.
Как известно, прошлой осенью пьяная драка с интернациональным составом участников привела к массовым волнениям в городе Вольске. На этот раз полыхнуло в Красноармейске — депрессивном районе на юге этой же губернии. 9 марта в местном кафе выходец из Азербайджана, но гражданин России 21 летний Аран Курбан-оглы Мамедов зарезал раскладным ножом местного жителя Алексея Филинова двадцати шести лет от роду.
ДРАКА В РАСПИВОЧНОЙ
Саратовский журналист Надежда Андреева писала: «Какие у нас отношения с кавказцами? То хорошие, то плохие. Здороваемся, бывает. А как зайдут на нашу территорию, сердимся», — рассказывали красноармейские подростки. «Территория» — это кафешки. Всего их в городе пять. Заведения поделены: в одних могут сидеть только «азерботы», в других — только русские. Споры вызывает кафе «На мостах» — оно единственное работает до 2.00, поэтому после полуночи (когда остальные распивочные закрывают под надзором ППС) сюда приходят все».
Стоит отметить, что Красноармейский район саратовские власти давно считают местом «взрывоопасным» в плане возможных столкновений на почве межнациональной розни. Из двадцати пяти тысяч горожан больше половины — пенсионеры. Одиннадцать тысяч человек не имеют постоянного места работы. Смертность вдвое перекрывает рождаемость.
В середине прошлого века жители района высказывались категорически против создания там Республики немцев Поволжья, и на этой почве иногда случались столкновения. После того, как «немецкая проблема» была решена, в конце девяностых годов в районе, с подачи прежнего губернатора Дмитрия Аяцкова, приютили выходцев с Кавказа, которые стали выдавливать с рынка местных предпринимателей.
«Фонарей на улицах Красноармейска нет, — рисует безрадостную картинку с натуру Надежда Андреева. — Поэтому в темное время суток чужие здесь не ходят. А молодые кавказцы ходят с ножами. Это, кстати, милиция признает. Но ничего не может сделать, и молодежь решает проблемы по своему. В прошлом году произошли четыре крупные межнациональные драки. Но интересно: до системных требований сжечь, погромить, выселить не доходило никогда».
Преступление произошло в ночь на 9 марта. В 2 часа ночи милиция, как обычно, проверила, что «На мостах» действительно закрылось. Барменша Казачок (она же сторож) заперла дверь изнутри. После отъезда патруля к ней пришла подруга с приятелем — Араном Мамедовым. Через час постучался Алексей Филинов — хотел купить сигарет.
Увидев двух знакомых барменш, находившихся в кампании с азербайджанцем, с которым, кстати, конфликтовал раньше, — подвыпивший Филинов возмутился. Слово за слово, возник скандал, переросший в драку. Филинов положил соперника на лопатки, однако у того оказался нож. Мамедов ударил жертву в бедро и уехал на такси вместе с одной из официанток. Приехавшая «через некоторое время «скорая» констатировала факт смерти.
Погибший был тоже не ягненок; ранее судимый, он находился под ус¬лов¬ным сроком наказания. Но дело совсем не в этом. Главное — алгоритм, по которому в самых разных городах Россия события, начавшись с бытового выяснения отношений, быстро перерастают в нечто другое.
Примечательно, что попытавшегося скрыться из города Арана Мамедова в милицию привели его же соотечественники, которые испугались кровной мести со стороны местных жителей. Убийца вынужден был написать явку с повинной, был арестован и этапирован в саратовское СИЗО.
СТИХИЙНЫЙ МИТИНГ
На следующий день после ЧП на центральной площади Красноармейска собрались молодые люди в возрасте 20 25 лет с намерением «разобраться» с виновными в смерти Филинова. Сотрудники милиции и прокуратуры убедили молодых людей разойтись. Но к обеду город все равно вскипел. Русские пацаны кричали под окнами азербайджанцев: «Ночью мы вас сожжем!». В райцентр перебросили ОМОН и СОБР. Въезды в город перекрыли автоматчики, а увеселительные учреждения, в том числе злополучное кафе, — закрыты. Опасались прибытия патриотов из Москвы, Нижнего Новгорода и Ростова.
Из Саратова примчалась «пожарная команда» областных чиновников. Ответственные лица выглядели бледно. Да… нечто подобное уже было в карельской Кондопоге: ресторан, пьяный разговор, драка, жертвы, возмущение местного населения поведением приезжих, усиление милиции. И ничего не значащие пустые заявления представителей власти. В Красноармейске погромов типа кондопожского удалось избежать. И это власти ставят себе в заслугу. Однако что у народа на душе и когда там накопленное из количества превратится в страшное качество, об этом мало кто задумывается. А зря…
Проблема не в печальной повторяемости таких событий (стычек местного населения с приезжими, в основном кавказцами) в разных городах России. Удручает другое. Конфликтам, как правило, предшествует длительная метаморфоза в отношениях между доброжелательными и терпеливыми коренными жителями и переселенцами. Русские всегда добром привечали тех, с кем на их родине обошлись несправедливо либо у кого стряслась беда. Именно этим можно объяснить тот факт, что и после землетрясения в Спитаке, и погромов в Сумгаите, и войны в Чечне российские регионы радушно принимали беженцев оттуда, предоставляли им жилье, работу, устраивали детей в детсады и школы.
Однако человек так устроен, что к хорошему он привыкает довольно быстро. Начинает воспринимать его как данность, буднично. Не ценит получаемое, проявляет завышенные желания, незаметно переходящие в требования. Ну а доброе отношение и сострадание к себе (со стороны приютивших его) трактует как слабость, безволие и неумение жить. Качества, и в самом деле «не достойные подражания».
Растет агрессивность приезжих, тем более что они хорошо сплочены, всегда помогают друг другу. В достижении своей цели не останавливаются ни перед какими средствами вплоть до криминальных, быстро начинают ориентироваться в особенностях российской жизни, где за взятку черта лысого, например, можно прописать. В какой то момент они начинают ощущать себя на нашей земле уже почти хозяевами. Милиция у них в «кармане», депутаты и местная власть прикормлены. Спрашивается, откуда еще ждать неприятностей?..
Народ все это видит. Но все требования утихомирить приезжих умело их идеологами и правозащитниками переводятся в плоскость якобы возбуждения межнациональной розни. А эта тема для наших властей священная корова. В то же время для этнических сообществ, осевших на территории России, такого понятия даже в помине нет. Они местное население просто за дураков держат, понимая, какое им дали мощное прикрытие. Это тот самый случай, когда закон торжествует, но народу от этого жить только хуже.
Трагедия в Красноармейске подтвердила эту истину. Причем власти, чувствуя откуда дует ветер, даже не дождавшись результатов расследования, постарались успокоить общественность лицемерными заверениями, что «убийство двадцатипятилетнего жителя Красноармейска Саратовской области выходцем с Кавказа не вызвано национальной рознью».
А чем же еще? То есть ссора была, безусловно, бытовой, но происходила она на фоне неприязни Филинова к приезжему из Азербайджана. «Между тем у друзей Алексея Филинова по этому поводу другое мнение, — сообщило агентство «Новый Регион». — Они уверены: убийство было совершено на межнациональной почве. Алексей не был настолько пьян, чтобы не осознавать свои действия. Человеком он был спокойным и так просто пойти на открытый конфликт не мог. По поводу противоречий местного населения с представителями малых народов родственники и знакомые убитого заявляют, что конфликты имеют место. Полгода назад Алексея уже пыряли ножом в область солнечного сплетения. Обидчиком был тоже кавказец. Тогда парню повезло — успел увернуться…»
ДЕЙСТВИЯ ВЛАСТЕЙ
10 марта, опасаясь «кондопожского» варианта развития событий, в Красноармейске собрались депутаты районного собрания и главы правоохранительных структур. ГУВД обратилось к жителям Красноармейского района и Саратовской области в случае появления информации о лицах, пытающихся разжечь межнациональную рознь и подстрекающих к совершению противоправных действий, незамедлительно обращаться в ближайшие органы внутренних дел.
«В городе были замечены представители ДПНИ из Москвы, Пензы и Тамбова, которые пытались собрать жителей райцентра на митинг протеста», — наводил тень на плетень глава грузинской общины в Саратове Темраз Бечвая.
11 марта в полдень по местному времени состоялись похороны, а затем и поминки. В этот день Красноармейск стал похож на осажденную крепость — из Саратова выехал личный состав ГУВД, ОМОН и СОБР, были перекрыты все КПП, закрыты все увеселительные заведения. Часть митингующих, около 250 человек, отправилась в Дом культуры на встречу с главой администрации, районным прокурором и начальником милиции, где высказала свое недовольство: «Русские перестали чувствовать себя в безопасности на собственной Родине». С чего это, а? Ведь если послушать наших официальных лиц, то у нас мир и благодать. Делать, может, нечего? И правда, безработица. Ведь в 90 е годы в район переехали около девяти тысяч (!) иностранцев.
Прокурор Александр Ряпухин в лучших традициях страусиной политики объяснял: «В Красноармейском районе проживают 50 тысяч человек, из них половина — в городе. Причина преступления — личная неприязнь. Случившееся никак нельзя расценивать как убийство из за национальной ненависти. Эта тенденция весьма опасна, ведь у нас зарегистрированы представители 31 национальности, из них 417 азербайджанцев, 346 армян, 343 чеченца, 83 грузина». Конечно, опасно. Только вот отчего это, уважаемый господин прокурор, сами похороны Алексея Филинова вылились в стихийный сход? Ответ известен, только его не принято озвучивать. На митинге люди говорили, что приезжие ведут себя в городе нагло, что им все дозволяется.
По ходу дела милиция задержала группу из пятнадцати активистов саратовского отделения партии бабуринской «Народной Воли». Газета «Аргументы и Факты в Саратове» рисует такую картину: «Родственники и друзья несли гроб зарезанного несколько дней назад 26 летнего Алексея Филинова. Его оплакивали более 500 человек. Автомобильные гудки сигналили не переставая — в последний путь парня провожали почти 200 машин. С кладбища поток людей отправился на центральную площадь, где к этому времени толпа из трех тысяч человек устроила стихийный митинг. Они требовали навести порядок в городе. Самые агрессивно настроенные требовали выселить «инородцев». В толпе также были замечены активисты партии «Народная воля», скинхеды и казаки. А накануне были разбросаны и расклеены листовки с призывами разобраться с приезжими».
«НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ ОКРАСКА»
Как рассказал председатель Координационного совета Саратовского регионального отделения Российского Союза местного самоуправления Сергей Перепеченов, побывавший в Красноармейске вместе с «народовольцами», их продержали в КПЗ до окончания митинга, а затем, посадив в «Газель», на которой они приехали из областного центра, выдворили за пределы города. По словам Перепеченова, в ходе митинга, собравшего не менее тысячи человек (по некоторым оценкам, до трех тысяч), распространялись листовки с требованием проведения объективного и всестороннего расследования гибели Алексея Филинова и выселения представителей «некоренных» национальностей.
«Причиной происшедшего стало бездействие органов МСУ, — считает Сергей Перепеченов. — Многие из приезжих не работают и не учатся. На митинге люди говорили, что боятся ходить по улицам и боятся за своих детей. Там уже образовалась настоящая мафия из кавказских детей — у местных детей отбирают деньги и мобильные телефоны».
По данным главного федерального инспектора по Саратовской области Виктора Будылева, из 25 тысяч жителей Красноармейска 11 тысяч не имеют постоянной работы. Кроме того, в Красноармейске в рамках Федеральной программы на протяжении многих лет работает Центр вынужденных переселенцев, в районе проживают представители различных национальностей, среди которых немало выходцев с Кавказа, поведение которых везде доставляет местным жителям немалую озабоченность.
Кстати, чиновник Будылев обвинил «Народную волю» в попытке подогреть недовольство населения. Именно члены этой партии, по мнению инспектора, разбросали по городу листовки националистического содержания. Лидер местного отделения «Народной воли» Александр Конобеев, впрочем, заявил прессе, что «злые языки все врут». По его словам, в ходе митинга люди требовали «поднять все закрытые уголовные дела в отношении кавказцев за последние десять лет и указывали на то, что дом начальника районной милиции больше дома прокурора».
Кавказцы не хотят менять свой образ жизни, игнорируют местные правила и обычаи, нередко объединяются в преступные группировки. Многие из приезжих не работают и не учатся. И как они зарабатывают себе на жизнь, можно только догадываться. Откровенно говоря, не очень понятно, зачем эти приезжие в городе, где и без них уровень безработицы достаточно высок.
И даже вместо того, чтобы прислушаться к тому, о чем говорят жители Красноармейска, власти поступили по своему. Заместитель прокурора Саратовской области Александр Пономарев сообщил о передаче уголовного дела об убийстве Алексея Филинова из межрайонной прокуратуры в следственное управление областной инстанции. Причем в самой облпрокуратуре объяснили, что причиной для этого стала необходимость взять под контроль ситуацию, сложившуюся после проведения стихийного митинга, имеющего националистическую окраску.
Может кто нибудь объяснить, что такое «митинг, имеющий националистическую окраску»? И почему везде выступления русских в защиту своих прав трактуются как «радикальные», «экстремистские» и «националистические»? Власти же вместо того, чтобы прислушаться к мнению жителей и решить их проблемы, просто «берут ситуацию под контроль». То есть нагоняют омоновцев из Саратова.
Хотя губернатор Павел Ипатов тоже возложил ответственность за произошедшее на местные власти. Он отметил «недостаточную эффективность муниципальной власти в решении социально-экономических вопросов». Иными словами, глава области дал понять, что власти не мешало бы заняться непосредственно той работой, какой она должна заниматься, не дожидаясь очередного народного гнева.
В заключении цитата из радикально либеральной «Новой газеты»: «Не было в Красноармейске национальных распрей. Сегодня подрались — завтра помирились», — разводит руками руководитель азербайджанской общины Владимир Мурадов. По его мнению, «на этой волне кто то зарабатывает политические очки».
Как считает руководитель Ассоциации национально-культурных объединений Александр Зуев, убийство «всколыхнуло накипевшее в народе недовольство, вызванное бедностью»: «Анализ посещения других районов говорит о том, что подобные вспышки будут продолжаться». И еще один штрих. Во время стихийного митинга люди потребовали, чтобы муниципальная власть отчиталась о принятых мерах в День России — 12 июня. Жители заявили о создании инициативной группы по защите русскоязычного населения и общественного порядка.