РУБРИКИ
- Главная тема
- «Альфа»-Инфо
- Наша Память
- Как это было
- Политика
- Человек эпохи
- Интервью
- Аналитика
- История
- Заграница
- Журнал «Разведчикъ»
- Антитеррор
- Репортаж
- Расследование
- Содружество
- Имею право!
- Критика
- Спорт
НОВОСТИ
БЛОГИ
Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ
АРХИВ НОМЕРОВ
ЧЕСТЬ ОФИЦЕРА
«Норвежская сторона приветствует продолжение российской экономической деятельности на Шпицбергене как естественной и важной части общей деятельности на архипелаге, а также новые виды такой активности». (Совместное заявление Президента РФ и Премьер-министра Королевства Норвегия. 12 ноября 2002 года, Осло)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ О ВОЗБУЖДЕНИИ УГОЛОВНОГО ДЕЛАГород Мурманск, 01 ноября 2005 г. 09 ч 00 мин.
И. о. прокурора Мурманской области старший советник юстиции Шохин А. К., рассмотрев сообщение о преступлении по факту незаконного удержания сотрудников норвежской береговой охраны на борту судна М-0133 «Электрон», поступившее 21.10.2005 г. из Генерального консульства Королевства Норвегии и зарегистрированное в книге регистрации сообщений о преступлениях прокуратуры Первомайского округа города Мурманска 22.10.2005 за № 514пр-05, а также сообщение о преступлении по факту незаконной добычи водных морских биоресурсов (рыбы), зарегистрированное в КУС УВД МО № 881 от 21.10.2005, установил:
31.07.2005 судно М-0133 «Электрон» в составе экипажа из 28 человек и капитана судна Яранцева В. В. вышло из порта Мурманск в рейс в исключительную экономическую зону Российской Федерации для осуществления промысла трески и пикши.
В период с августа 2005 года по 16 октября 2005 года Яранцев В. В., являясь капитаном рыбопромыслового судна М-0133 «Электрон», находясь в Баренцевом море в районе островной части архипелага Шпицберген, имея разрешения № ТМ-050003, ТМ-050004, ТМ-050048 на добычу водных морских биоресурсов (рыбы — треска, пикша и прочие виды рыб в качестве прилова в соответствии с правилами рыболовства), используя свое служебное положение, организовал незаконную добычу водных морских биоресурсов (рыбы) с использованием в трале мелкоячеистой сети перед селективной решеткой.
15.10.2005 г. в 03 час. 50 мин, на борт судна М - 0133 «Электрон», находящегося в северо-восточной части экономической зоны Шпицбергена в координатах 76°35’ северной широты и 39°05’ восточной долготы, поднялись инспекторы береговой охраны Норвегии, которые произвели проверку промысловых журналов и иной документации судна, замеры минимального промыслового размера рыбы, а также инспекцию орудий лова и штампов для маркировки картонных упаковок рыбопродукции. По результатам проведенной проверки норвежской береговой охраной был выявлен ряд нарушений, в связи с чем капитану судна М-0133 «Электрон» Яранцеву В. В. норвежскими инспекторами и командованием норвежского корабля «Тромсё» было сообщено о необходимости следовать в порт Тромсё (Норвегия) для дальнейшего разбирательства. 16.10.2005 в 01 час. 50 мин. с борта судна М-0133 «Электрон» убыли два инспектора. На борту судна остались инспекторы норвежской береговой охраны Хеннинг Тюне и Рикард Стурос, для корректировки курса судна и охраны доказательств выявленных нарушений. В 05 час. З0 мин. 16.10.2005 г., первоначально выполняя требования капитана норвежского корабля «Тромсё», судно «Электрон» развернулось и последовало курсом в сторону порта Тромсё. Однако, 16.10.2005 г. в 13 час. 25 мин. капитан судна М-0133 «Электрон» Яранцев В. В., изменил курс судна, направив его на выход из островной зоны Шпицбергена в сторону исключительной российской экономической зоны в направлении порта Мурманск. При этом на судне оставались вышеуказанные инспекторы норвежской береговой охраны, которые были лишены возможности покинуть борт судна М-0133 «Электрон» в связи с невыполнением Яранцевым В. В. приказов командования корабля «Тромсё». В дальнейшем Яранцев В. В. отказался предоставить Хеннингу Тюне и Рикарду Стуросу возможность вернуться на борт корабля «Тромсё», так как со стороны норвежской береговой охраны не были выполнены его требования о возврате судовых документов. Таким образом, Яранцев В. В. умышленно лишил граждан Королевства Норвегии Хеннинга Тюне и Рикарда Стуроса личной свободы и возможности покинуть российское судно.
Хеннинг Тюне и Рикард Стурос находились на борту судна М-0133 «Электрон» с 13 час.25 мин. 16.10.2005 г. до 12 час.40 мин. 20.10.2005 г., после чего в Мотовском заливе Баренцева моря с помощью российской пограничной службы убыли на свой корабль.
Кроме того, в информации, представленной Норвежской стороной, и в объяснениях членов экипажа судна М-0133 «Электрон» имеются существенные противоречия, устранение которых возможно только следственным путем.
Принимая во внимание, что имеются достаточные данные, указывающие на признаки преступлений, предусмотренных ч. 3, ст. 256 УК РФ, п. «ж» ч. 2, ст. 127 УК РФ, руководствуясь ст. 37,140,145 и 146 УПК РФ, постановил:
Возбудить уголовное дело в отношении Яранцева Валерия Владимировича, в деяниях которого усматриваются признаки преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 256, п. «ж» ч. 2 ст. 127 УК РФ.
И. о. прокурора Мурманской области, А. К. Шохин, старший советник юстиции
Примечание: опубликовано с сокращениями, суть документа сохранена.
СПРАВКА
Статья 256. Незаконная добыча водных животных и растений
1. Незаконная добыча рыбы, морского зверя и иных водных животных или промысловых морских растений….
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.
Статья 127. Незаконное лишение свободы
1. Незаконное лишение человека свободы, не связанное с его похищением…
2. То же деяние, совершенное:
ж) в отношении двух или более лиц…
КО ВСЕМ ГРАЖДАНАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБРАЩЕНИЕ
Ко всем Мурманчанам,
Ко всем российским рыбакам и морякам,
Ко всем гражданам Российской Федерации
город-герой Мурманск 24 апреля 2007 года
Уважаемые соотечественники!
Обращаемся к Вам от имени общественного комитета защиты капитана Яранцева В. В., по велению многих тысяч мурманских рыбаков и моряков, по поручению рыбодобывающих предприятий Союза рыбопромышленников Севера, Международной ассоциации капитанов и Общероссийского движения в поддержку флота, со словами искренней благодарности и признательности за Вашу мужественную позицию, за поддержку миллионами простых людей отважных действий капитана Яранцева Валерия Владимировича по защите национальных интересов России в Баренцевом море, в спорном районе архипелага Шпицберген.
Полтора года позорного судилища над капитаном, да еще в закрытом от народа режиме, убедительно показали несостоятельность российских властей и прежде всего МИДа России, Минсельхоза РФ, отечественного правосудия противостоять попыткам незаконного, «пиратского» захвата российского судна со стороны иностранного государства в международных и российских водах.
Даже норвежские власти и их капитаны — коллеги Яранцева В. В. — признали, что проиграли «бой» отважному русскому капитану, а потому наверняка рассчитывают благодаря этому процессу заключить невероятную «сделку» с российскими властями, чтобы привлечь «Электрон» и его капитана к уголовной ответственности.
Этого допустить никак нельзя. Это понимают все, кроме тех, кто выполняет чей то политический заказ и которым проще пойти против совести и закона и обвинить отважного капитана, чем бросить вызов правосудия в адрес нерадивых государственных служб и безответственных чиновников.
Увы, в нашей жизни не часто увидишь яркие примеры героизма. По своей сути отважный поступок капитана Яранцева В. В. стал в наши дни символом того самого мужества и героизма по отношению к своей Родине, к своей профессии.
Поэтому мы требуем справедливого завершения судебного разбирательства над капитаном Яранцевым и оправдательного приговора.
Всякое иное решение в отношении его действий в этом беспрецедентном международном инциденте считаем позорным не только для служителей российской юстиции, которое подрывает доверие граждан к органам власти, но и унизительным для всей нашей великой морской державы.
Встанем на защиту капитана Яранцева!
От Союза рыбопромышленников Севера
Г. Степахно
От Международной ассоциации капитанов
А. Черепанов, А. Кондратьев
От Общественного движения поддержки флота
С. Андронов
От общественного комитета защиты капитаны дальнего плавания:
А. Абакумов, Н. Гуцкалов
Эксперт в области морского
права
В. Удальцов
ВСПОМНИМ ОКТЯБРЬ 2005 ГОДА
Так к чему же все эти процитированные документы? Давайте вспомним события, давно забытые СМИ, но все еще актуальные сейчас.
Ночь с 14 на 15 октября 2005 года. Рыболовецкое судно «Электрон» останавливается норвежской береговой охраной, на борт поднимается два норвежских инспектора.
«Первое, что меня удивило, — говорит капитан в интервью «Коммерсантъ-Власть» (№46 от 20.11.2006 г.), — это то, что ночью, в темноте, за 12 миль, они знали, что это именно «Электрон». А значит, где то произошла утечка информации, потому что о наших координатах знали только российские органы.
Только спустя 13 часов, в 18 час. 50 мин. 15 октября они предъявили мне протокол, в котором предлагалось следовать в порт Тромсе. «Это арест?» — трижды переспросил я их. «Нет», — ответили они мне. В протоколе было написано, что ячеи у трала слишком мелкие, а стропы слишком короткие. Но это — чистое вранье, — впоследствии все это было перемерено, и оказалось, что они с запасом перекрывают нормативы. И, кроме того, у нас с норвежцами нормативы разные. Мы соблюдаем их нормативы, когда ловим рыбу в их экономической зоне. А в районе Шпицбергена делать этого не обязаны».
Телеграмма: «15.10.05 с 03.50 по 18.50 мск проверены судном норвежской береговой охраны W313 «Тромсе». При проверке — наличие мелкоячеистой дели 81 мм в мешке трала и 87,4 мм на селективной решетке. Один строп на мешке — 48 от ширины мешка. За выявленные нарушения было предложено следовать в порт Тромсе, Норвегия. Акт не подписан. Предписание вручено 18.50 мск. При этом изъяты промысловый, судовой журналы, паспорт моряка капитана, свидетельство права плавания под флагом РФ. В противном случае судно будет взято на буксир. 68 КМ Яранцев».
Для тех, кто не в курсе: отказ от подписания означает несогласие с документом, т. е. в телеграмме описаны предъявленные претензии, а не фактологические нарушения.
Телеграмма: «М-0133 Электрон ЗАО Корс захвачено и взято на буксир командой судна береговой охраны W313 «Тромсе», координаты 74°53,5’ северной, 36°59’ восточной, в районе шпицбергенской медвежской островной зоны для буксировки порт Тромсе, Норвегия. КМ Яранцев».
Сказать, что норвежцы в этой ситуации явно превысили свои полномочия — это ничего не сказать. Представьте, что вы едете на машине по своему городу, и вдруг вас останавливает норвежский автоинспектор и предъявляет обвинение в нарушении норвежских же правил. Рыбоохранная зона Шпицбергена — это нейтральные воды. Арестовывать траулер да еще изымать документы скандинавы не имели никакого права. Максимум, что они могли — это зафиксировать нарушение и сообщить о нем в Мурманск. И то при условии, что их пустили бы на борт — чего капитан мог и не позволить.
О вопросе с точки зрения права — чуть позже, пока мы просто вспоминаем события.
Из интервью с капитаном:
« — Почему вы сначала пошли за норвежцами в «Тромсе», а потом повернули?
— Из «Тромсе» не выходил еще никто. Это военная база, у нас бы отняли корабль. В Норвегии находится где то 30 кораблей, которые раньше принадлежали СССР, потом были приватизированы. Сейчас это металлолом».
Пятибалльный шторм (для наглядности: это — четырехметровые волны). В некоторых источниках говорится о 6 7 балльном шторме, вероятно, он усиливался в какое то время — описываемые события заняли трое суток.
Яранцев по указанной причине принимает решение не подчиняться произволу норвежцев, а идти в Мурманск. Решение было одобрено судовладельцем, как только с ним была налажена связь.
Замечу, что в ряде СМИ было сообщено, что траулер сначала согласился следовать за норвежцем. По информации от непосредственных участников событий — такого не было, «Электрон» сразу шел в Мурманск.
Телеграмма: «18.00 мск 16.10.05, координаты 74°52,6’ северной, 36°9,9’ восточной, меня атакуют вертолет норвежской береговой охраны и судно W313 «Тромсе». КМ Яранцев.»
Телеграмма: «24.00 мск 16.10.05, координаты 74°46’ северной, 39°39’ восточной, курс 85, скорость 9 узлов, переход по указанию судовладельца. КМ Яранцев.»
Телеграмма: «18.15 мск 17.10.05, координаты 73°26,4’ северной, 41°36,7’ восточной, ИЭЗ РФ, сопровождает W313, подошло второе военное судно Норвегии, облет самолетом Норвегии. Угроза захвата. Прошу помощи. КМ Яранцев».
Пояснение: «Тромсе» по нашей классификации относится к классу малых крейсеров, оснащен крылатыми ракетами, скорострельными авиапушками, несет вертолет.
«Мы преследуем траулер, чтобы взять его под арест, — заявлял вице-адмирал ВВС Норвегии Тронд Грайтинг, — и я сделаю все возможное, чтобы это произошло как можно скорее».
Вы представьте: вице-адмирал обращает внимание на захват траулера! Уже два военных корабля вовлечены в операцию! Видимо, только шторм помешал норвежцам быстро подтянуть флотские резервы, и пришлось действовать теми силами, которые были на месте.
Телеграмма: «19.00 мск 17.10.05, координаты 73°31,4’ северной, 41°39,3’ восточной, ИЭЗ РФ, W313 и норвежский военный корабль начали захват. Прошу помощи. Рядом находится российское рыболовное судно М-0131 Г. Арлашкин, возможна связь через него. КМ Яранцев».
Недалеко от «Электрона» вел промысел другой траулер, «Григорий Арлашкин». Его капитан, Виктор Новиков, получив радиограмму от Яранцева, немедленно пошел на помощь. Решение капитана было поддержано всей командой: русские своих в беде не бросают.
«Новиков меня не спрашивал, помогать или нет, — вспоминает непосредственный начальник Новикова, Сергей Мусихин, директор компании «Биос-Шельф», — просто радировал: «Иду на помощь «Электрону»!» Это настоящий мужик…» («Комсомольская Правда — Мурманск, 21 октября 2005).
Траулеры сблизились, шли рядом, одолевая волны. Один убегал от погони, другой — подстраховывал.
Телеграмма: «20.00 мск, 17.10.05, координаты 73°23,0’ северной, 41°40,9’ восточной, курс 180, ИЭЗ РФ, W313 и норвежский военный корабль, подошли еще два военных норвежских корабля и вертолет. Захват пока приостановлен. Постоянно требуют лечь на 270 градусов. Следую в сопровождении четырех военных кораблей Норвегии. Возможна намотка на винт и потеря хода. Прошу помощи. Рядом находится российское рыбопромысловое судно М-0131 Г. Арлашкин, возможно, связь через него. КМ Яранцев».
Телеграмма: «24.00 мск, 17.10.05, координаты 72°47’ северной, 41°51’ восточной, курс 180, скорость 9 узлов, следуем по указанию судовладельца в порт Мурманск. 4 корабля береговой охраны Норвегии постоянно маневрируют вблизи, от 2 до 8 кабельтовых, пытаются завести конец под винт с кормы, угрозы обстрела. Рядом следует М-0131 Г. Арлашкин. КМ Яранцев».
А вот и прибыли подкрепления. Уже четыре военных корабля на траулер.
Обратите внимание на действия норвежцев: «пытаются завести конец под винт с кормы». Вспомните, что творится вокруг.
18 октября вечером «Григорий Арлашкин» потерял ход — его винт заблокировала намотавшаяся сеть. Капитан траулера Новиков радировал на сушу, что сеть была сброшена с норвежского самолета перед самым носом судна.
Рыбакам повезло: к этому времени уже подошло еще одно русское рыболовное судно «Маунт Кент» и в зону бедствия было срочно направлено спасательное судно «Пурга», которое взяло на буксир «Арлашкина» и повело его в сторону Новой Земли.
Могло и не повезти: в шторм корабль, оставшийся без хода, очень легко может перевернуться. Можете примерить на себя: вы плаваете, вокруг отнюдь не штиль, а у вас связаны руки и ноги.
Самое время вспомнить обвинительное заключение: «в информации, представленной Норвежской стороной, и в объяснениях членов экипажа судна М-0133 «Электрон» имеются существенные противоречия». В частности, капитан Новиков утверждает, что норвежцы сбросили сеть, намотавшуюся на винт траулера и остановившую его ход. Командование норвежской береговой охраны утверждает, что они ничего не скидывали. Очень показательно мнение представителей власти:
«Намотка трала на винт — явление нередкое при промысле. Часто зацепившиеся за неровности дна тралы рыбаки просто бросают, — заявили в Арктическом погрануправлении ФСБ России, — и «Арлашкин» мог наткнуться на такой трал. С другой стороны, сброшенная по курсу движения корабля сеть — единственный способ его остановить».
Спрашивается, — а почему «правосудие» верит на слово норвежцам, а не русским? Имеется множество свидетелей, которые подтверждают, что самолет осуществлял боевые заходы, а не просто летал вокруг. Про особенности россиянской Фемиды поговорим позже, а пока вернемся к описанию событий.
Телеграмма: «03.00 мск, 18.10.05, координаты 72°20,1’ северной, 41°50,1’ восточной, курс 180, ИЭЗ РФ, скорость 9, четыре военных корабля Норвегии, активизация действий, попытки захвата, сбрасывают с самолета на боевых курсах зажигательные бомбы. По возможности фотографируем, есть отснятые кадры наведения на нас орудий военных кораблей. Если это не угроза обстрела, а демонстрация силы, оставляю за собой возможность после начала обстрела идти на столкновение, так как на помощь уже не надеюсь. Возможность спасения экипажа в этом случае обеспечитрядом идущее судно Григорий Арлашкин. КМ Яранцев.
Из интервью:
— Норвежские инспекторы все время оставались на борту?
— К тому времени их сменили двое других — оба военные.… Я заявил морской протест и предложил норвежским военным вернуться на свой корабль, но их командир решил, что они должны остаться на борту «Электрона». После этого они начали пытаться меня остановить. У норвежского корабля скорость 17 узлов, а у меня — всего 9 10, и он постоянно кружил вокруг меня. Потом прилетело два военных вертолета, самолет, а кораблей было уже четыре. Четыре раза меня предупреждали, что будут стрелять. Самолет облетал нас боевыми курсами. Потом начал бомбить. Норвежцы сейчас утверждают, что он пускал осветительные ракеты, но я то видел, что это были зажигательные бомбы. Они падали в воду и продолжали гореть — это был напалм».
«… Меня обвиняют по двум статьям: незаконная добыча водных животных и растений с использованием служебного положения и незаконное лишение свободы двух и более лиц. Но все это неправда. Сами норвежские инспекторы давали показания в суде и заявили, что их никто насильно не удерживал на судне — они оставались на «Электроне» по приказу своего командира. Ктати, в Норвегии в отношении меня тоже было заведено уголовное дело, но потом прекращено».
Действительно, в феврале 2007 года норвежская полиция решила отказаться от уголовного преследования капитана Яранцева. Кстати говоря, капитан не держал норвежцев насильно: он заявил, что передача невольных пассажиров возможна, если все военные корабли отойдут от «Электрона» на пятнадцать миль. Норвежцы не согласились. Это что — «незаконное лишение свободы»? К тому же, на мой сухопутный взгляд, в такой шторм переходить на другой корабль… Я бы не рискнул.
Интересна ситуация с «осветительными ракетами».
«Комсомольская Правда» пишет:
«Мы позвонили в Северный штаб норвежских вооруженных сил в городе Тромсё, который отслеживает ситуацию с «Электроном».
Представитель по связям с прессой подполковник Йон Эспен Лиен первым делом поспешил заверить журналиста «КП», что никаких силовых мер в отношении российского траулера норвежские военные не предпринимали:
«Мы не стреляли по нему, не бросали зажигательных бомб. Пускали лишь безобидные осветительные ракеты. Наши пролетали над «Электроном», но никаких сетей на него, а также на другое ваше рыболовецкое судно, шедшее рядом (имеется в виду траулер «Григорий Арлашкин»), они не сбрасывали».
Конечно, я не утверждаю, что норвежцы бомбили траулер, просто все время промахивались. Но зачем пускать сигнальные ракеты? Вроде бы ситуация и так ясна. Просто захотелось устроить фейерверк? Гипотеза «норвежцы пытались запугать русских моряков» выглядит куда правдоподобнее.
На одном из документов, переданных из Мурманска в числе материалов, по которым пишется эта статья, есть рукописные пометки. Вот одна из них, как раз про «осветительные ракеты»: «Сбрасывали зажигательные бомбы — 58 свидетелей, не верьте Дыгало!». Примечание: Помощник главкома ВМФ РФ капитан 1 го ранга И. Дыгало некогда заявил: «Ни в одной стране мира не было еще такой максимальной информационной открытости, как в ситуации с подъемом АПЛ «Курск”». Можно ли ему верить — решайте самостоятельно.
Телеграмма: «08.30 мск, 18.10.05, координаты 71°26,6’ северной, 41°47,3’ восточной, курс 180, скорость 9,5 узлов. Следуем по указанию судовладельца в порт Мурманск. По судну все благополучно. 04.00 мск два военных корабля Норвегии ушли. С правого борта следует М-0131 Г. Арлашкин. Погода: ветер северный 28 30 м / сек, волна 5 6 метров. КМ Яранцев.»
Телеграмма: «12.00 мск 18.10.05, координаты 70°53’ северной, 41°47’ восточной, курс 180, скорость 9,5 узлов, погода HW 15 м / сек, волна 3,5 4,5 метров. Следуем по указанию судовладельца в порт Мурманск в сопровождении двух норвежских патрульных военных судов. С 04.00 мск попыток захвата не было, в 04.30 мск два военных судна легли на курс 280 градусов. КМ Яранцев.»
Еще телеграмма, отправленная в середине событий:
«Москва редакция Радио России
Мурманск Мурманскому корреспонденту Радио-Центр
Мурманск Редакция мурманского радиовещания и телевидения
Обращаюсь к вам!
В связи трижды переданной дезинформации по поводу попытки задержания российского траулера М-0133 «Электрон».
Вели законный промысел согласно разрешений в Медвеженско-Шпицбергенской островной зоне. Мы не задерживаем инспекторов. При проверке они были высажены нам на борт патрульным судном W-313 «Тромсе». Принятые решения о нашем задержании и следовании норвежский порт Тромсе незаконны. Поэтому мы, по указанию судовладельца, 16 октября легли на курс, чтобы следовать российскую экономическую зону для продолжения промысла. Решение об оставлении на борту двух норвежских инспекторов было принято капитаном W-313 «Тромсе». На нашем борту никаких ограничений о передвижении по нашему судну и связи со своим судном по УКВ не допускалось. Неоднократно предлагалось пересадить на W-313 «Тромсе».
Время следования по маршруту 16, 17 октября были попытки остановки нашего судна путем проведения под нашим килем буксирного конца. Намотки на винт и потери хода удалось избежать. Трижды демонстрировалась подготовка и предупреждение об обстреле. Постоянно облетывал на боевых курсах военный самолет, в течение 1.5 часов над судном зависал военный вертолет. В течение следования нами запрашивалась помощь через судовладельца.
Настоящее время находимся российской экономической зоне, подвергаемся угрозам о захвате с четырех военных кораблей Норвегии, военного самолета и вертолета. Постоянно пытаются подвести конец под винт, чтобы мы потеряли ход. Неоднократно посланы радиограммы о подготовке и попытке захвата судна российским властям.
Помощь пришел рыболовный траулер М-0131 «Григорий Арлашкин», благодаря которому до сих пор сохраняем курс и скорость, двигаясь в сторону порта Мурманск, он прикрывает нам правый борт.
Норвежские инспектора здоровы, не испытывают никаких ограничений, в любое время могут покинуть судно при условии удаления военных кораблей на 15 миль, невозможности захвата судна и других провокаций. Экипаж судна 29 человек.
С неоценимой помощью экипажа М-0131 «Григорий Арлашкин» надеемся противостоять четырем военным кораблям Норвегии, не дать захватить судно. Надеемся на помощь российских властей.
Капитан М-0133 «Электрон» Яранцев В. В.»
Траулер уходил в порт, преследуемый военными кораблями Норвегии. На границе наших территориальных вод навстречу ему вышел большой противолодочный корабль «Адмирал Левченко», который и сопровождал рыболовецкое судно до Мурманска. Следует отметить, что и на этом ВМС Норвегии не успокоились и продолжали идти параллельным курсом уже в русских территориальных водах.
«Огонек» № 4, 2007 год:
«20 октября 2005 года на пирсе Мурманского порта траулер «Электрон» встречали с цветами. Курсанты Морской академии Мурманского техуниверситета поголовно и публично заявляли, что хотят быть похожими на капитана Яранцева. Рыбный Мурманск лихорадило: «Наконец то наши моряки утерли нос норвежцам, которые доселе чуть ли не по пиратски хозяйничали в Арктике!».
«Яранцев в морских кругах неофициально признается если не героем, то, по крайней мере, человеком, совершившим в той ситуации единственно правильные действия. Об этом же свидетельствует и то, что на церемонии он получил спецприз от Союза рыбопромышленников Севера.… когда он выходил в накрахмаленном капитанском кителе получать диплом номинанта премии, весь зал устроил овацию. Стоя».
«НА ПОМОЩЬ УЖЕ НЕ НАДЕЮСЬ»
Не знаю, как вы — а я, ознакомившись с материалами, был удивлен. Конечно, я знаю, что правительство никак не заботит престиж страны, но не до такой же степени! Впрочем, после случаев с Будановым, Ульманом сотоварищи и т. д. удивляться нечему.
К СССР теперь предъявляют много претензий, и, нередко, — по делу. В частности, справедливо упрекают в поклонении Западу. Да, иностранное шмотье ценилось, а статус иностранца был куда выше, чем русского, но подобной ситуации в то время нельзя было и помыслить. Советские траулеры попросту не обращали внимания на норвежские пограничные суда.
— Раньше такие вопросы решались просто, — поясняет капитан Яранцев, — у нас был единый орган — Комитет рыбного хозяйства. Был начальник промрайона. Капитану достаточно было послать одну радиограмму, тут же появлялась нота МИДа и ситуация рассасывалась. А теперь мне пришлось дать четыре радиограммы: в Мурманрыбвод, в береговую охрану, в Государственную морскую инспекцию и судовладельцу.
Как говорится: у семи робототехников робот без смазки. Что то предпринимал (и принял сторону капитана, а не норвежцев) лишь судовладелец. Чьи возможности, понятно, ограничены.
Остальные же, у кого были реальные возможности помочь, пошли по привычному в эРэФии пути: сначала что то для вида заявить, а потом — «слить» вопрос.
Вот статья на www.vesti.ru с пафосным названием «МИД РФ встал на защиту прав российских моряков в Норвегии»:
«МИД России принимает необходимые меры для защиты прав российских моряков, задержанных властями Норвегии. Об этом сообщил в понедельник официальный представитель министерства Михаил Камынин, передает РИА Новости.
«В последнее время норвежцы задержали четыре российских рыболовецких траулера», — сказал он, добавив, что МИД России и российское посольство в Осло сразу же обратились за разъяснениями к норвежской стороне.
«В ответ нам было заявлено, что указанные суда обвиняются в нарушениях правил ведения промысла в норвежской исключительной экономической зоне Баренцева моря», — сообщил Камынин. По его словам, суда были доставлены в порты Вадсе и Тромсе для расследования. Сейчас один траулер уже отпущен под залог.
По его словам, судовладельцам «рекомендовано на стадии расследования воспользоваться услугами адвоката и, в случае несогласия с действиями норвежских властей, опротестовывать их в судебном порядке». «Имеется положительный опыт рассмотрения подобных дел в норвежском суде, когда в отношении наших судов выносились оправдательные приговоры, а действия норвежской службы береговой охраны признавались неправомерными», — подчеркнул Камынин.
«Это свидетельствует о том, что норвежские власти зачастую применяют в отношении российских траулеров чрезмерно жесткие меры», — добавил он».
Все правильно: русским траулерам не дают нормально работать, а МИД даже не заявляет ноту протеста, а «обращается за разъяснениями». И радуется тому, что невиновных русских иногда даже оправдывают. В суде чужой страны, чьей области юрисдикции они не подлежат в принципе.
Или вот, сайт «Рыбные Ресурсы», статья «Уроки октября — Норвегия и Россия»:
«Когда шла погоня, министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил о том, что наша страна «никогда не признавала норвежских требований относительно зон рыболовства вокруг Шпицбергена». Тем не менее, против капитана «Электрона» было выдвинуто обвинение…».
Опять — идет заявление, которое потом тихо сливается.
Есть, кстати, еще более интересные позиции. ИТАР-ТАСС сообщило: начальник Мурманского пограничного управления ФСБ России Виктор Губенко заметил, что действия капитана «не поддаются логическому объяснению». По его словам, капитан не должен был бежать из под конвоя, да еще прихватив двух норвежских офицеров. По мнению некоторых начальников, русский капитан, завидев норвежца, должен три раза делать «ку» и выполнять все требования, в каком бы противоречии с законами, как РФ, так и международными, они не находились.
«Электрон» не раз просил о помощи, но военные не реагировали. Вся страна следила за тем, как русские рыбаки в тяжелейших погодных условиях, при постоянном давлении и попытках насильственных действий со стороны ВМС Норвегии уходили от преследования, а ВМФ соизволил выслать корабль только тогда, когда траулер вошел в наши территориальные воды. К тому времени он прошел самостоятельно уже около тысячи километров.
Было бы смешно, если бы не было так грустно: военные даже побоялись признать, что на помощь «Электрону» вышел военный корабль. Помощник главкома ВМФ РФ Дыгало (который уже упоминался выше) утверждал, что решение о выходе в море «Адмирала Левченко» никак не связано с инцидентом вокруг российского траулера «Электрон».
Полит. ру пишет: «В Баренцево море для наблюдения за границей территориальных вод России вышел большой противолодочный корабль «Адмирал Левченко». Об этом сообщил РИА «Новости» помощник главкома ВМФ РФ капитан первого ранга Игорь Дыгало. Он говорит, что выход «Адмирала Левченко» из Североморска не связан с инцидентом с российским траулером в Баренцевом море. По его словам, большой противолодочный корабль вышел из Североморска «по плану боевой подготовки». «Корабль будет работать в районе территориальных вод России и выполнять задачи наблюдения за границей территориальных вод с целью предупреждения несанкционированного пересечения их иностранными кораблями» — сказал Дыгало. «ВМФ по прежнему не вмешивается в ситуацию вокруг траулера «Электрон». Ситуация разрешается по каналам внешнеполитических ведомств», — сказал Дыгало».
Показательно даже не откровенное вранье: «Адмирал Левченко» вышел, когда инцидент с «Электроном» был общеизвестен, встретил траулер и сопроводил до порта, что сложно сделать нечаянно, выполняя задачи наблюдения. Куда нагляднее высказывание о том, что де «ВМФ по прежнему не вмешивается в ситуацию». Интересно, а если бы по траулеру открыли огонь и он начал бы таранить норвежские корабли, военные бы тоже не вмешались? Было бы легко отмазаться — мол, далеко были же! Возможно, именно поэтому и не стремились на помощь…
Из интервью: «Нет у нас Северного флота. Я на них надеялся до самого конца, что не подведут. А они не подвели… Норвегию. Вот американцы своих в обиду никогда не дают. А у нас сначала было заявление министра Лаврова о том, что Россия расценивает задержание траулера как нарушение морского права, а потом ничего — ни ноты, ни официального протеста. Знаете, — заключает Яранцев, — честнее было бы прямо заявить, что Россия присоединяется к Норвегии и готова исполнять любые ее требования. Кому я больше всех благодарен, так это, конечно, «Арлашкину» — если бы не они, неизвестно, как бы все повернулось. И еще… командиру норвежского корабля. Я знаю, что ему приказывали стрелять, но он огонь не открыл. Если бы он это сделал, пришлось бы его потопить. Команду высадил бы на плоты — их подобрал бы «Арлашкин».
— Как бы вы его потопили? У вас же на борту нет никакого вооружения.
— Я знаю, как это сделать. Нас этому учили».
Честно говоря, я не знаю, как траулер может потопить крейсер. Даже таран маловероятен из за разницы в скоростях. Но, пока у нас есть такие капитаны, которые способны выиграть морское сражение двумя траулерами против четырех военных кораблей при поддержке авиации, русский флот еще рано списывать. Вот только надо разогнать верхушку, которая явно работает на противника.
Окончание в следующем номере