РУБРИКИ
- Главная тема
- «Альфа»-Инфо
- Наша Память
- Как это было
- Политика
- Человек эпохи
- Интервью
- Аналитика
- История
- Заграница
- Журнал «Разведчикъ»
- Антитеррор
- Репортаж
- Расследование
- Содружество
- Имею право!
- Критика
- Спорт
НОВОСТИ
БЛОГИ
Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ
АРХИВ НОМЕРОВ
ОБЕЗГЛАВЛЕННЫЙ ХРАМ
Эти земли недаром прозвали Мамоном. Места действительно богатые, обильные и пригодные для успешного ведения сельского хозяйства. После Азовских походов царя Петра Великого здесь обосновались первые переселенцы. Это были отставные служилые люди с семьями и родней из разряда однодворцев. Потом, проведав, что и как, народ повалил сюда валом.
Как установил историк Д. Ф. Шеншин, поселение на реке Мамонке возникло в 1702 году как застава Острогожского казачьего полка. Через село, расположенное на оживленном водном пути, пролегал Черкасский почтовый тракт. Михайловская церковь расположена в южной части Нижнего Мамона и является доминантной в структуре окружающего ландшафта. Когда‑то, насколько можно судить, в этих местах был построен монастырь, который по неизвестным причинам не сохранился. В 1786 году была сооружена деревянная церковь во имя архангела Михаила, с двумя штатами, за ней восемьдесят десятин земли. Прихожан на тот момент насчитывалось 1900 душ.В 1907 году был выстроен нынешний кирпичный храм с колокольней в три яруса предположительно по проекту Станислава Мысловского (1856 год — после 1918 года), самого известного воронежского архитектора того времени. Поляк по национальности, он был самым известным архитектором в Воронеже и с успехом построил десятки православных храмов и католических костелов. Даже сейчас, несмотря на то, что с ним было совершено, — храм в Нижнем Мамоне производит сильное впечатление своими изысканными формами.
В церкви были устроены приделы: Сретения Господня и Трех Святых. Декор фасада подражает формам русской архитектуры XVII века. Одновременно в нем присутствуют мотивы западноевропейской архитектуры. Радовали глаз изумительной красоты каменные кружева-крылечки над папертями, которые не дожили до нашего времени. Иконостас в четыре яруса, без резьбы. Техника письма — московского направления Строгановского училища.
Перед самым освящением церкви в одну из ночей рухнул один из «лотков» — перекрытие потолка. Известие об этом потрясло приход. Главного строителя собирались сурово наказать. Перед всем честным народом десятник встал на колени, сотворил несколько земных поклонов и взмолился: «Не высылайте меня и не подвергайте порке розгами! Дайте искупить мой великий грех делом».
Такая возможность ему была предоставлена. За сравнительно короткое время расчистили завалы, поставили строительные леса и восстановили своды — «на века». Именно так: как ни пытались в наше время выломать целые кирпичи, ни у кого это не получалось. Кирпич крошится и только.
Первыми, кстати, кто венчались в этих стенах, были мои дедушка и бабушка — Семен Никанорович и Евдокия Васильевна Берлевы.
До 1935 года церковь оставалась действующей. Затем ее закрыли, а священника Лехницкого вместе с семьей сослали на Колыму. Во время войны тут временно содержали пленных итальянцев. Впоследствии в самом помещении размещались склады зерна района и колхоза «Победа», затем — местного сельпо. В начале 60‑х годов Михайловскую церковь подвергли вандализму: двумя тракторами С-100 и металлическим канатом толщиной в руку принялись пилить великолепный храмовый купол, пока не свалили его.
Постановлением губернатора Воронежской области от 14 августа 1995 года № 850 церковь Михаила Архангела была включена в перечень объектов истории и культуры федерального значения.
Храм находится в страшном запустении, в руинах. Утрачено завершие, северные и центральные апсиды приделов и притворов колокольни, а также входные крыльца. Кругом груды щебня и боя. Часть внутренних стен разобрана, боковые камни фундамента выдраны, т. е. церковь стоит на одной «бутовке», правда, отменного качества. И только колокольня, как адмиралтейская игла в Питере, возвышается над селом. На ней чудом сохранился больших размеров ажурный чугунный крест. Рядом уцелели стены здания, где выпекали просфоры и хлебцы, — в нем долгое время находились почтовое отделение, магазин…
Еще раз хочу вернуться к уникальной технике. Цемента тогда не было и в помине. Наши предки владели технологией замеса строительного материала, в частности известки, и использовали крупнозернистый песок. Прежде чем возводить церковь, рыли огромные ямы. В них тоннами гасили известь, которая должна была пролежать в земле как минимум двадцать лет, и только тогда она становилась пригодной для строительства.
Кирпич никогда не завозили в Нижний Мамон со стороны, его мастерски изготовляли местные жители. Этим, в частности, занималось семейство Жердевых. Копали глину и складывали ярусами. Затем разгребали и на быках возили из карьера на ровные площадки, где ногами делали замесы. Секрет заключался в том, что нужную пропорцию глины нужно размесить, как блинную массу, и добавить определенное количество песка. Сушили кирпичи на солнце, но умно — не под прямыми лучами, а прикрывали соломой. Потом складывали штабелями в клунях (это сараи без стен), где их обдувал ветерок.
Следующий этап — обжиг в больших печах, которые выкапывали вручную в кручах. Сырой продукт складывали колодцем, чтобы между кирпичами были отверстия. Наваливали соломы с поля, ржаной или пшеничной. Обжигали двенадцать дней. Жара нет, зато прокаленный воздух обтекал кирпич со всех сторон. Если кирпич хорошо обожжен, он при легком ударе буковой палочкой звенит.
Чтобы скрепление между кирпичами было особо прочным, в раствор добавляли бычью кровь. Резали молодых бычков, кровь шла по назначению, а мясом кормили людей, таскавших по лесам кирпичи. А еще использовали куриные яйца, но только белок. Желток же откладывали в сторону, сливали в большие чаны, потом жарили яичницу и кормили ею рабочий люд. Результат использования этой технологии налицо: прошли десятилетия, а стены стоят, несмотря на все невзгоды и разрушения.
В 2011 году исполнится 225 лет со дня возведения в Нижнем Мамоне храма Михаила Архангела — архистратига Небесного воинства, и хочется надеяться, что к этому времени он, полностью восстановленный, перестанет служить зримым укором человеческому варварству.
Из досье «Спецназа России» БЕРЛЕВ Николай Васильевич родился 3 марта 1940 года в Нижнем Мамоне (Воронежская область) в семье лесника. В 1959‑1961 годах служил в Кремлевском полку в качестве разводящего на посту № 1. Участвовал в перезахоронении И. В. Сталина. С 1963 года — в органах госбезопасности. С 1974‑го — в Группе «А» 7‑го управления КГБ СССР. В 1976 году в Цюрихе (Швейцария) участвовал в обмене генерального секретаря компартии Чили Луиса Корвалана на диссидента Владимира Буковского. За участие в штурме дворца Х. Амина в Афганистане 27 декабря 1979 года награждён орденом Красного Знамени. Окончил 401‑ю специальную школу КГБ и Институт коммерции и права. Майор запаса. С 1993 года — генеральный директор ЧОП «А-Щит». Один из основателей и руководителей Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа». В 1999 году Н. В. Берлеву за обеспечение функционирования образования, медицины и культуры присвоено звание «Почетный гражданин Верхнемамонского района».