23 ноября 2024 18:22 О газете Об Альфе
Общественно-политическое издание

Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ

АРХИВ НОМЕРОВ

Автор: Юрий Нерсесов
БРАТ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

31 Декабря 2007
БРАТ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Мультфильм «Илья Муромец и Соловей Разбойник» получился красочный, смешной и навевающий мысли о нашей невеселой действительности.

Что такое русская национальная идея? За последние десятилетия хозяева Кремля неоднократно собирали остепененных мужей, чтобы те выработали соответствующий документ.

Чуя запах поживы, «дурачки, именующие себя политологами» (по определению председателя Верховного Совета РФ Руслана Хасбулатова) и прочие подобные субъекты немедленно слетались на зов. В итоге казна оскудевала на солидную сумму, опустошались шведские столы на фуршетах, но впрок потраченное и съеденное не шло. Правда, по слухам, один из творческих коллективов несколько лет назад таки родил пухлый талмуд, именуемый «Русской доктриной», но прочесть наполняющие его заклинания можно только под угрозой расстрела.

Куда больше преуспели пытающиеся выразить пресловутую идею на языке художественных образов. В кино это часто удавалось участникам творческих проектов Сергея Сельянова, по праву считающегося одним из самых успешных и талантливых продюсеров современной России. Вот и сейчас, в, казалось бы, чисто детских мультфильмах обнаружился интереснейший второй план, сближающий их с первой всенародно известной картиной Сельянова — боевиком «Брат».

После развесёлого, но не блещущего особо глубоким подтекстом «Алёши Поповича и Тугарина Змея», в проекте сменили режиссера, и, похоже, всерьёз озаботились сценариями последующих частей. Результат налицо. «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», а особенно «Илья Муромец и Соловей Разбойник» получились ничуть не менее смешными.

Но, отхохотавшись над уморительным толстеньким Змеюшкой, застенчиво розовеющим слоном по кличке Бизнес, мегаизбой, напоминающей треножники уэллсовских марсиан на курьих ножищах, косящим под Элвиса Пресли сутенёром в навороченном розовом паланкине и прочими смачными персонажами, вдумчивый зритель наверняка поразмыслит над общей картиной мира, созданного творческим коллективом студии «Мельница». И картина эта получится очень даже непростая.

В полном соответствии со словами императора Александра III, у Руси в этом мире, кроме армии и флота друзей нет. С востока налетают кочевые орды. Чтобы не обижать обитателей Татарии, в одной серии их предводителем выведен абстрактный Тугарин Змей, а в другой — крымский хан Бекет.

С крымскими татарами, регулярно поддерживавшим все вторжения в Россию, от англо-французской «Антанты» в 1854 ом, до гитлеровского «Евросоюза» в 1941 ом, авторы мультика решили не церемониться и правильно сделали, — подавляющее большинство этого народа враждебно России едва ли не на генетическом уровне, а значит играть в политкорректность тут бессмысленно.

Неспокойно и на западе. Оттуда надвигаются закованные в доспехи рыцари, словно перешедшие в мультик из кадров эйзенштейновского «Александра Невского». Наконец, с юга строит козни коварный византийский император, лениво зовущий палача голосом Олега Табакова. Его стольный град Константинополь — прибежище разного рода лохотронщиков и похищающих наивных русских девиц торговцев живым товаром.

Парадоксально, но более серьёзный, получивший благословение патриарха мультфильм «Князь Владимир» выглядит куда толерантнее. Там и Византия благостна, и сын печенежского предводителя пацан славный, а в сельяновском сериале за кордоном полный мрак. Красочный, порой смешной до колик, однако без единого дружественного персонажа. Лучше всего мир Ильи и Добрыни символизирует пограничный столб с указателями «Русь» и «Враги». Третьего не дано.

Казалось бы, враждебное окружение должно привести к сплочению народа вокруг вертикали власти во главе с князем Владимиром, но вертикаль давно прогнила. Озвученное Сергеем Маковецким рыжее недоразумение так правит державой, что никаких врагов не надо! То казну жуликоватому боярину Колывану проиграет, то сам сопрёт почти весь бюджет, именуя хищение «прочими расходами», а для пополнения прикажет заменить взимаемую с народа десятину четвертиной.

Одновременно пакостный князёк втихаря присваивает подвиги Ильи, выгоняет из дворца свободную прессу в лице корреспондентки газеты «Новая Береста» прекрасной Алёнушки, а дьяка, робко предложившего умерить воровство, клеймит демократом! Из всех людей Владимир верит только своему «брату» византийскому императору, поскольку тот точно такой же подлец, но побогаче, а ещё уставил весь Царьград памятниками себе, чего князю тоже очень хочется.

Думаете это всё? Как бы не так! Поганец-князь еще плененного Ильей предводителя бандформирования имени себя, Соловья Разбойника, за взятку амнистирует, после чего возмущенный богатырь уходит в отставку. Как это сделали многие заслуженные спецназовцы увидев, как те самые чеченские «соловушки», которым им не дали открутить головы, гордо расхаживают в охране уважаемого Рамзана Ахмадовича.

В Питере зловредные птички не так давно громили мясокомбинат «Самсон», а мультяшный Соловей украл у князя все золотишко, включая только что данную взятку, да и свалил с ней под крылышко византийского императора! Пришлось Илье взяться за дело, а что Константинополь немножко порушил, так сами виноваты — нечего у себя беглых бандитов прятать!

Князь довольный возвратом казны, ему погром простил. Правда, не наградил ничем, но и не посадил в поруб, как должен был бы исходя из прецедентов с Ульманом и Аракчеевым.

А что же народ? Как ему и положено — безмолвствует. Бояре? Их жуликоватые рожи прямо таки умоляют о кирпиче потяжелее! Княжеская дружина? Но она не то что ни слова не говорит, но и не воюет! Всех супостатов Илья, Добрыня и Алёша мочат в одиночку, а толпа дружинников, доблестно охраняя босса от настырной Алёнушки, на поле брани не спешит.

Может и надо бы дать князю пинка под зад и ввести демократию, только «демоса», то есть народа, способного её реализовать, нет! Поневоле приходится оставлять всё как есть, а свободы оказываются достойны лишь сами богатыри, не боящиеся её отстаивать ни от иноземных захватчиков, ни от родимого начальства.

Наверное, здесь можно увидеть влияние замечательного русского поэта Алексея Константиновича Толстого, который былинных богатырей чтил, а над тиранией и общечеловеческой демократией глумился равно язвительно.

Заметно в мульт-трилогии и влияние прежних работ Сельянова. Чем то Илья и Добрыня напоминают героев его постоянного партнёра Алексея Балабанова из фильмов «Брат», «Брат-2» и «Война».

Подобно им богатыри, ведущие свой вечный бой, не в силах изменить окружающий мир и могут лишь оставаться самими собой, надеясь, что в далёком будущем потомки дозреют до реализации их ценностей. Согласно которым и Америке, в случае чего, «кирдык» можно сделать, и «гнида черножопая» в рыло получает вовремя, и отечественная ментобандитскочиновная плесень своё место знает.

Только боюсь до этих светлых времён мы доживём разве что в качестве персонажей очередного мультика.

Оцените эту статью
2070 просмотров
нет комментариев
Рейтинг: 0

Написать комментарий:

Общественно-политическое издание