РУБРИКИ
- Главная тема
- «Альфа»-Инфо
- Наша Память
- Как это было
- Политика
- Человек эпохи
- Интервью
- Аналитика
- История
- Заграница
- Журнал «Разведчикъ»
- Антитеррор
- Репортаж
- Расследование
- Содружество
- Имею право!
- Критика
- Спорт
НОВОСТИ
БЛОГИ
Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ
АРХИВ НОМЕРОВ
ИМЕНЕМ «АЛЬФЫ»
На состоявшемся в конце марта 2008 года отчетно-перевыборном собрании Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» его участники избрали президентом на новый трехлетний срок депутата Московской городской Думы полковника Сергея Гончарова, занимающего этот пост с октября 1992 года. Сегодня он отвечает на вопросы газеты «Спецназ России».
— Сергей Алексеевич, расскажите, пожалуйста, как прошло собрание? Говорят, были жаркие дебаты?— Ни одно отчетно-перевыборное собрание без них не обходится. Но если выделить главное, то, как всегда, в перманентном противостоянии двух тенденций, которые присущи всему постсоветскому обществу: с одной стороны, возведение в абсолют денег, с другой — отстаивание нравственных ценностей. Собрание прошло честно, откровенно, в спорах и столкновениях интересов. Этим, кстати, Ассоциация специального подразделения «Альфа», как живой и сильный организм, отличается от многих других организаций.
— Скажите, а в чем причина возникающих споров?
— На мой взгляд, причина в том, что Ассоциация «Альфа» становится все более привлекательным объектом рынка. В прошлом году мы достаточно широко отметили пятнадцать лет Ассоциации «Альфа». За эти непростые годы был создан реальный рыночный бренд. По сути, только сейчас в России появляются люди, которые понимают, что это такое и как это можно использовать на практике. Нам же это было понятно с первого дня. Ведь наша общественная структура создавалась под имя, а не под вождей.
— Имя это, как мы хорошо помним, не требовало каких то особых разъяснений в российском обществе. Все знали, что такое «Альфа».
— Совершенно верно. Но этот бренд мы создавали таким образом, чтобы им могли пользоваться все без исключения члены Ассоциации «Альфа». То есть, исходили из простого и очевидного принципа: коль имя создавалось общими усилиями, то, соответственно, пользоваться им должны все. Но сначала нужно было испытать на практике, будет ли этот механизм работать и приносить дивиденды. Пятнадцать прошедших лет полностью подтвердили все наши предположения. И сейчас, когда тема брендов вообще пользуется большой популярностью, некоторые наши товарищи считают, что наш бренд используется не эффективно — с точки зрения бизнеса.
— Разве это плохо? Чем солиднее бюджет организации, тем больше социальных программ и благотворительных акций она сможет реализовать для общей пользы.
— Дело в том, какой ценой? Предлагается — ни больше, ни меньше — поступиться основополагающими принципами.
— Какими именно?
— Поступить с именем «Альфа»… как с обыкновенным рыночным брендом. То есть продавать открыто. Всем, кто может и хочет его купить. Что и предлагалось, особенно в последнее время. Тут встает принципиальный вопрос. Одно дело — чисто торговые марки: «Адидас», «Кока-Кола» или, скажем, «Пепси-Кола», другое — наименование боевого подразделения, глубоко укоренившееся в общественном сознании. На практике же это означает одно: торговать именем погибших товарищей. Именно так! Начать поступать подобным образом, значит разрушить все, на чем создавалась и развивалась «Альфа».
— Сергей Алексеевич, насколько я понимаю, Вы говорите не только о нравственной стороне дела.
— Да. Но если отказаться от нравственных базовых принципов, то мы понесем огромный и невосполнимый урон. В чем наше главное преимущество? В том, что мы спаяны боевыми традициями. Не формальными отношениями, а конкретными специальными операциями по нейтрализации террористов и освобождению заложников. И привносить во внутренние корпоративные отношения принципы рынка — это, по сути, равносильно самоубийству.
Чтобы нам не говорили о преимуществах либерального общества и рыночной экономики, их главными, основополагающими принципами являются частная собственность, жестокая конкуренция и эксплуатация. Так было, есть, и так будет в капиталистическом обществе. Можем ли мы руководствоваться этими принципами, одновременно выстраивая взаимоотношения внутри нашего «альфовского» сообщества»? Думаю, что нет. Убежден в этом!
— Неужели Вы предлагаете строить некий параллельный мир, «социалистический оазис», пусть и в рамках одной корпорации, который будет противостоять капиталистическому окружению? Как показывает опыт, окружающая среда все равно возьмет свое. Иное дело — наша личная нравственная позиция и моральные принципы, которыми мы руководствуемся по жизни.
— Вопрос, на самом деле, заключается в том, готовы ли мы в рамках своего воинского братства, освященного кровью, пройти путь, который прошла Россия после распада Советского Союза. Давайте посмотрим, что это будет означать для корпоративного сообщества ветеранов «Альфы». Частная собственность. Хорошо! Что это означает, по сути? В первую очередь, это стремление приватизировать общее достояние. Конкуренция. На практике это означает только одно: в достижении поставленной цели оправданы все средства. Чтобы нам не говорили о «добросовестной конкуренции».
Из двух основополагающих принципов — частной собственности и конкуренции — логично вытекает третий. Эксплуатация. Человек в этой схеме рассматривается как неодушевленная вещь, наравне со всеми другими вещами. То есть, если мы, предположим, руководствуемся либеральными принципами, то должны рассматривать человека как средство достижения своих целей.
Очевидно, насколько абсурдны и вредны подобные рыночные принципы, если их насаждать и применять внутри корпоративных, особо доверительных отношений ветеранов спецназа. Но, тем не менее, находятся люди, которые именно в таком контексте хотят откорректировать деятельность Ассоциации ветеранов спецподразделения «Альфа». Они наивно полагают, что возможно выстроить такую высокорентабельную идеальную конструкцию, не разрушая при этом нравственных основ Группы «А». Не получится.
— Не содержится ли здесь с Вашей стороны явное полемическое преувеличение?
— Нет, нисколько! Надо четко понимать, что нам (в отличие от других ветеранских организаций) удается сохранить единство своих рядов только за счет приверженности традициям и нравственным принципам боевого подразделения. Если же, допустим на минуту, возобладает рыночная психология, тогда не останется никаких препятствий к тому, чтобы на выходе ассоциаций насчитывалось по количеству людей, желающих встать во главе Ассоциации «Альфа». Это, в свою очередь, будет означать не только нравственную, но и очевидную экономическую девальвацию. Поскольку рыночная ценность определяется только редкостью предмета. Или коллектива. Суть тут одна.
Феномен нашего сообщества заключается в том, что все эти годы нам удавалось поддерживать устойчивый баланс между нравственными традициями боевого подразделения и необходимостью реально, как и всем остальным в России, выживать в условиях рыночной экономики. Выживать и использовать ее принципы для достижения общих целей, заявленных нами при создании Ассоциации «Альфа» в 1992 году.
— Каков же расклад сил на сегодня?
— Я бы сказал, что нет никаких оснований опасаться за нравственный климат в «альфовском» сообществе. Это находит свое подтверждение в результатах общих собраний. В этом нет ничего удивительного. И не только потому, что в начале был заложен прочный фундамент, а в тех подвигах, которые совершает действующее подразделение — это, прежде всего, нравственный результат. Имеются только отдельные проявления альтернативного мышления.
Ситуация осложняется внутренними и внешними причинами. Назову лишь несколько из них. Смена поколений, некоторый системный кризис и имущественное расслоение среди членов Ассоциации «Альфа». Но есть и внешние факторы — это рыночная конъюнктура и несомненный интерес рынка к нам как монопольному владельцу раскрученного и привлекательного бренда. Все это вместе взятое оказывает свое отрицательное воздействие. Странно, если бы это было иначе.
…Завершился целый цикл истории Ассоциации «Альфа». Пятнадцать лет! И сейчас закладываются принципы, на которых она будет развиваться в дальнейшем. Как мне представляется, главным итогом прошедших лет стало приобретение личного корпоративного опыта. В начале 90 х годов нам нужно было разобраться, в каком обществе мы оказались — совершенно в другой общественно-политической формации, о которой тогда не имели ни малейшего представления.
— А теперь?
— Теперь у нас нет никаких иллюзий! Сформировалось четкое понимание по поводу «общества равных возможностей», «добросовестной конкуренции», «правового государства», «общечеловеческих ценностей» и прочих либеральных идей. Либеральное общество — это общество прагматиков, это общество ресурсов и постоянной борьбы за место под солнцем.
— Какими ресурсами располагало «альфовское» сообщество изначально, делая первые шаги?
— На старте мы располагали только одним ресурсом — нашим славным и незапятнанным именем. Когда все бросились «делать деньги», мы стали создавать механизм коллективного выживания — замкнутую корпорацию ветеранов Группы «Альфа». Мы оказались правы. И опередили всех в понимании того, что означают для рынка бренды. И чем являются для общества в целом неформальные корпорации.
— Не кажется ли Вам, Сергей Алексеевич, что возникает некоторое противоречие: отрицая рыночные принципы, Вы, однако, говорите о коммерческом использовании «альфовского» бренда.
— Во-первых, не мы выбирали ту общественно-политическую формацию, в которой мы живем после декабря 1991 года. Во-вторых, использовать те очевидные дивиденды, которые дает раскрученный бренд в интересах общего дела, наших социальных программ — это одно, и совершенно другое, когда этот привлекательный бренд, заработанный потом и кровью, хотели бы приватизировать в интересах отдельных лиц. Чувствуете принципиальную разницу?
— Честно говоря, странно это слышать, ведь Ассоциация «Альфа» всегда славилась своим единством. Это выгодно отличает ее от других корпоративных структур силового сообщества.
— Действительно, начальный этап первоначального накопления мы прошли практически без потерь. Этот этап позволил нам выделить из своей среды людей с предпринимательскими возможностями. Сегодня они, реализовав свой потенциал, составляют основу нашего независимого положения. Однако теперь, когда мы успешно вписались в новые (на тот момент) социально-экономические условия, проявились не только приобретения, но и определенные издержки.
Да, мы обрели прочную финансовую независимость, но попутно получили имущественное расслоение среди членов Ассоциации «Альфа». Да, нами создан внушительный информационный ресурс — в первую очередь, эксклюзивные связи, рабочие контакты, но вместе с тем был нанесен некоторый урон внутреннему сознанию и отношениям внутри нашего сообщества. При этом, хотел бы отметить, определенной модернизации требует сама корпоративная структура.
— Что же дальше?
— Нужно четко и последовательно сформулировать задачи следующего исторического цикла, а именно: присоединить к финансовой независимости наш огромный, как я уже говорил, информационный ресурс, накопленные опыт и знания — с тем, чтобы через созданный механизм весь этот общекорпоративный потенциал использовался всеми без исключения членами Ассоциации «Альфа». Прежде всего, еще раз это подчеркну, — нашего бренда и огромных информационных возможностей. Основной этой работы, как и прежде, будут сохранение боевых традиций и воинского товарищества. А начнем мы с создания Декларации внутрикорпоративной этики, что будет только содействовать укреплению нашей организации.
— И все таки, не считаете ли Вы свое дело обреченным, т. к. доминантой общественного развития остаются рыночные отношения и либеральная идеология?
— Нет, не считаю. Мир входит в эпоху информационной экономики. А это принципиально иная ситуация.