РУБРИКИ
- Главная тема
- «Альфа»-Инфо
- Наша Память
- Как это было
- Политика
- Человек эпохи
- Интервью
- Аналитика
- История
- Заграница
- Журнал «Разведчикъ»
- Антитеррор
- Репортаж
- Расследование
- Содружество
- Имею право!
- Критика
- Спорт
НОВОСТИ
БЛОГИ
Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ
АРХИВ НОМЕРОВ
АВИАЦИОННЫЙ СПЕЦНАЗ
Дикая, горная территория Чечни, практически не контролируемая федеральными войсками, и вдруг — винтокрылая машина с президентом. Несколько человек охраны, не прекращающий держать обороты вертолет. И алые гвоздики, которые Владимир Путин укрепляет в форме креста — на ветках и у основания ствола искалеченного осколками и пулями дерева. Так глава российского государства, прилетев в 2001 году в зону гибели 6 й роты псковских десантников, почтил их память. И их подвиг.
«ФИНИСТ» ЯСНЫЙ СОКОЛ
По сути, это был один из самых дерзких поступков Путина, который, в полной мере полагаясь на профессионализм своих бывших коллег по Системе, счел для себя необходимым возложить цветы на то место, где приняли свой последний бой 96 русских солдат и офицеров. Видеоотчет об этом знаковом событии вообще не попал в прессу и не стал достоянием общественности, оставшись, до времени, в архиве Управления авиации ФСБ — структуры, отметившей 14 августа 2008 года 85 летие авиационного спецназа органов госбезопасности. Трагические события в Южной Осетии полностью заслонили эту дату.
Основные торжества прошли далеко от Москвы на территории базы Авиации ФСБ, расположенной в поселке Савино Республики Марий Эл. Из Москвы сюда прилетели первый заместитель директора ФСБ, руководитель Пограничной службы Владимир Проничев, начальник Управления авиации ФСБ генерал-лейтенант Николай Гаврилов и большая группа ветеранов авиаторов. Среди почетных гостей — первый командир отряда «Витязь» Герой России Сергей Лысюк. Ну и, конечно, многочисленная пресса.
«Сотрудники авиационных подразделений порой в экстремальных условиях действий выполняли свой служебный и гражданский долг, проявляли мужество и героизм, на высоком профессиональном уровне решали поставленные задачи по обеспечению безопасности страны. Их подвиги навсегда вписаны в историю российской авиации», — говорится в поздравлении директора ФСБ генерала армии Александра Бортникова, который пожелал авиаторам успехов в службе, крепкого здоровья, летного долголетия, счастья и благополучия.
Со словами приветствия выступили генеральные конструкторы — фирмы «Камов», вертолета «Ансат» и самолета «Финист», а также заслуженный летчик-испытатель, Герой России Квочур Анатолий Николаевич.
После праздничного митинга состоялись демонстрация авиационной техники, выступления пилотажных групп, а также показательные выступления парашютистов. Участники торжеств смогли осмотреть гражданский самолет СМ-92Т «Финист» — элегантного турбовинтового красавца, весь облик которого воплощает контрастное сочетание скорости и мощи с высокой проходимостью «по земле и небу». Недавно он прошел сертификацию и в августе приступил к выполнению полетов по охране российско казахстанского участка. В дальнейшем эта современная машина на восемь пассажирских мест будет использоваться и на других направления, чтобы все наши заставы были охвачены авиацией. Доставка почты, личного состава, эвакуация больных и раненых, обеспечение обзора границы с воздуха — таковы функциональны задачи «Финиста», способного садиться на грунтовые аэродромы и неподготовленные площадки.
Здесь же, на территории базы, был открыт мемориальный комплекс летчикам КГБ, отдавших свои жизни в Афганистане в период с 1979 го по 1989 год. Три вертикальных элемента, символизирующие части погибшего летательных аппаратов, соединенные между собой на высоте Георгиевской лентой. В основании памятника — пятиконечная звезда с «вечным огнем». И две шеренги мраморных плит с 54 фамилиями.
В основу композиции легли наиболее ценные фрагменты памятника, находившегося на туркменской авиабазе Мары (она расположена в 60 километрах к северу от афганской границы в долине реки Мургаб), которую также иногда называют досоветским названием Мерв, и вывезенного оттуда, согласно достигнутой договоренности, в Россию. Открыли мемориал два Героя России — Владимир Проничев и Николай Гаврилов.
— Все пятьдесят четыре наших летчика зачислены в вечные списки погибших авиаторов, защитивших интересы своего Отечества, — подчеркнул первый заместитель директора ФСБ.
Почетное право возжечь «вечный огонь» было предоставлено легендарному человеку — генерал-лейтенанту запаса Рохлову Николаю Алексеевичу, который в течение 10 летней Афганской войны руководил авиацией Пограничных войск КГБ СССР.
СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
История авиации органов безопасности начинается в далеком 1923 году, когда 14 августа был подписан приказ главного политического управления (ГПУ) СССР «О формировании авиационных звеньев для войск ГПУ». В подразделения, находившиеся в Средней Азии, было направлено несколько лучших по тому времени самолетов. Тогда же для подготовки летного состава был произведен отбор сорока слушателей Высшей пограничной школы. Это было началом зарождения чекистской авиации, однако как таковая она была создана лишь в начале 30 х годов, а до этого в основном использовались авиационные подразделения Красной Армии.
Авиаторы-чекисты активно помогали наземным подразделениям, обеспечивали их оружием, боеприпасами, продовольствием и водой, проводили разведывательные полеты, оказывали огневую поддержку подразделениям, ведущим операции по ликвидации банд, совершали санитарные и связные полеты в труднейших метеорологических условиях Памира и Тянь-Шаня, казахстанских степей и туркменских пустынь. В 1929 они принимали активное участие в советско-китайском конфликте на КВЖД.
Особая боевая веха — Средняя Азия. В 1920 е годы на сопредельной с Таджикистаном территории действовали банды басмачей, возглавляемые Ибрагим-беком. На деньги бухарского эмира и с помощью англичан ему удалось разными путями собрать вокруг себя около 30 тысяч сабель. Повстанцы осаждали малочисленные красноармейские гарнизоны, нападали на отряды милиции, уничтожали советские учреждения, разрушали транспорт и телеграфную связь.
Весной 1931 года трехтысячная армия Ибрагим-бека перешла границу со стороны Афганистана и вторглась в пределы Таджикистана. Первые удары басмачей приняли на себя «зеленые фуражки», подразделения войск ОГПУ. Местные жители стали оказывать помощь пограничным отрядам и частям Красной Армии. Передвижение банд фиксировалось активистами отрядов добровольцев. Информация быстро передавалась в оперативные группы ОГПУ и штабы войсковых частей.
Обладая точными данными о передвижении опасного и мобильного противника, что подтверждалось данными авиационной разведкой, объединенные отряды пограничников и добровольцев Таджикистана и Узбекистана, части Красной Армии при поддержке авиация разбили главные силы басмачей. В ходе боев авиаторы наносили бомбовые удары и вели пулеметный огонь.
Таким образом, уже в период своего становления авиация ОГПУ оказывала неоценимую помощь сухопутным частям в их боевых действиях. Однако отсутствие у полевых командиров опыта использования самолетов при проведении боевых операций приводило к тому, что их возможности недооценивались.
21 июля 1932 года на основе опыта применения самолетов ВВС принимается постановление Совета труда и обороны (СТО) о создании в Пограничных войсках авиационных отрядов. В ноябре того же года был утвержден план формирования летных частей Главного управления пограничной и внутренней охраны ОГПУ на 1932 1934 годы. В соответствии с ним к концу 1932 го были сформированы первые отдельные отряды в Алма-Ате, Тбилиси, Ташкенте, Минске, а в 1933 году — еще семь в городах: Акмолинск, Петропавловск Камчатский, Нагаево, Хабаровск, Казалинск, Ташауз, Владивосток (морской авиаотряд). К осени 1935 года создаются эскадрилья в Москве и авиаотряды в Грозном, Ростове-на-Дону, Мары (Туркменской ССР), на ст. Белая в Забайкальском пограничном округе, на Сахалине, в Иркутске, Мурманске, Архангельске, а также звено в бухте Провидения.
Во время Великой Отечественной войны авиация органов безопасности с честью оправдала свое боевое предназначение. Она выполняла специальные задания правительства, осуществляла обеспечение партизанских и диверсионных отрядов, охраняла тылы. Многие экипажи, направленные в военно-воздушные силы Красной Армии и флота, героически сражались во фронтовом небе, одно из свидетельств тому — двадцать шесть летчиков, удостоенных звания Герой Советского Союза.
В последующие годы в послужном списке авиаторов КГБ спецзадания за рубежом, Карибский кризис, перевозка литерных пассажиров, нелегкая служба по охране государственных границ, боевые действия в Афганистане (места временной дислокации — Мары, Душанбе и Алма-Ата) и Таджикистане.
БОРЬБА С ТЕРРОРИЗМОМ
После того, как Советский Союз стал достоянием истории, а Комитет государственной безопасности прекратил существование, авиация «зеленых фуражек» отошла к Федеральной пограничной службе. И хотя спецслужбы без авиации — это нонсенс, возможность исправить подобное, явно ущербное положение дел, появилась только на излете десятилетия.
В 1999 году была создана комиссия для создания собственной авиации ведомства на Лубянке. Ее возглавил бывший сотрудник «Альфы» и «Вымпела» Владимир Сергеевич Козлов, в ту пору начальника Организационно-оперативного управления Департамента по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом ФСБ. Фактически же инициатором создания управления стал нынешний первый заместителя директора ФСБ Владимир Егорович Проничев. Меньше чем за полгода были решены юридические и правовые вопросы, и в феврале 2000 года, по словам авиаторов, «мы уже полетели на своих крыльях выполнять специальные задания».
«То, что не является никаким секретом — это наша работа с «Альфой» и «Вымпелом», — говорил в 2002 году газете «Спецназ России»» один из руководителей Управления авиации ФСБ. — Мы доставляем их месту проведения спецопераций. И это не просто грузопассажирские рейсы. Работа с элитными подразделениями спецназа — особая статья. Вовремя прибывший на место спецназ может спасти человеческие жизни. Так было в Лазаревском, в Минводах. Уникальную операцию мы провели, когда террорист угнал Ту-154 из Махачкалы в Баку, а потом и в дальнее зарубежье. «Совершенно случайно» мы оказались рядом с самолетом террориста, и уже через шесть часов сам самолет, террорист и все пассажиры были возвращены на Родину».
11 марта 2003 года последовал долгожданный Указ президента России Владимира Путина, согласно которому была воссоздана авиация ФСБ, действующая в интересах всех служб, включая «зеленых фуражек».
Нынешнее поколение авиаторов ФСБ, находясь в состоянии постоянной боевой готовности, вносит весомый клад в борьбу с терроризмом и охрану рубежей, экономических интересов на море; оно в состоянии выполнять разведывательные, огневые, транспортные и иные специальные задачи. Сотрудникам управления, в котором несут службу несколько Героев России, удаются операции, которые по сложности и уникальности зачастую не с чем сравнить. Увы, но о большинстве из них станет известно, видимо, очень и очень нескоро. «Авиация спецназа» — так себя называют эти люди, тесно работающие с Центром специального назначения ФСБ, «Альфой» и «Вымпелом».
Согласно информации, проходившей в открытой печати, авиационная составляющая ФСБ начитывает порядка трехсот воздушных судов и большей частью рассредоточена вдоль границы, обеспечивая охрану и безопасность нашей страны. В последние годы, как уже подчеркивалось, авиаторы ФСБ самым активным образом участвуют в борьбе с международным терроризмом.
Основные задачи Управления авиации ФСБ можно свести к трем базовым позициям. Во-первых, это проведение авиационной разведки с целью недопущения разнообразной преступной деятельности, включая расхищение биоресурсов. Во-вторых, быстрое обнаружение и обезвреживание террористов. В-третьих, доставка и воздушная поддержка спецназа ФСБ.
Проводя борьбу с терроризмом, спецслужбы не мыслят себя без поддержки авиации, что сказывается на повышении мобильности (как руководящего состава, так и сил быстрого реагирования — Центра специального назначения ФСБ), оказании санитарной помощи спецназу и пограничникам, переброске вооружения, материальных ценностей и людских ресурсов. Стоит особо подчеркнуть, что авиация ФСБ ни в коей мере не дублирует или, скажем, подменяет летные подразделения армии и других силовых ведомств. Главный лозунг воздушного спецназа — выполнять задачи не количеством, а качеством.
На вооружении Управления авиации ФСБ находятся на первый взгляд обычные модели, отличие — в их оборудовании. Даже такие легкие вертолеты, как Ка-226, обладающий самым низким уровнем шума и небольшими габаритами, «Ансат», самолет «Финист» или абсолютно мирная машина Ми-8 (со специальной начинкой) способны сыграть огромную роль при выполнении поставленных задач. Также закупаются летательные аппараты новых модификаций или типов, которые оборудуются современной теле , радиолокационной и тепловизорной аппаратурой. Применяются, по ситуации, беспилотники, аэростаты и дирижабли.
НОВАЯ СТРУКТУРА
В настоящее время из состава региональных пограничных управлений выведены авиационные части, имеющие войсковую структуру. Теперь они подразделяются на объединенные (большая категория) и отдельные авиаотряды (меньшая категория). Например, одной из таких единиц является Четвертый авиационный отряд, образованный в Челябинске в 1999 году на базе выведенного из Оперативной группы ФПС в Киргизии вертолетного звена, — этот отряд оперирует на территории от Волги до Сибири.
Как отмечают специалисты, штатная реорганизация назрела уже давно. Еще в 1985 году руководство авиации Погранвойск КГБ СССР предлагало вывести летные полки и эскадрильи из подчинения командования пограничных округов, сделав их частью центрального подчинения. Причина — нецелевое и неэффективное использование авиации на местах. Сейчас это решение наконец то принято, осуществлен постепенный переход от войсковой структуры на стандарты спецслужб.
Внутри отрядов структура осталась прежней: эскадрилья, звенья, экипажи. В регионах частями управляют авиационные центры. Поскольку авиация является наукоемкой, технически совершенной частью спецслужб, решено было полностью отказаться от военнослужащих срочной службы на вспомогательных участках работы. Что касается летчиков Управления авиации ФСБ, то они профессионалы высочайшей квалификации — люди одаренные люди с чувством обостренной ответственности, имеющие большой опыт и высокую моральную мотивацию.
«Мы ведь не только повышаем эффективность действий нашего спецназа, но и причастны к тем операциям, которые он проводит, — еще раз процитируем собеседника газеты «Спецназ России». — Этим то наша авиация и отличается от любой другой. Простой вопрос: для чего создавать собственное управление, если можно было бы обратиться в «Аэрофлот» или ВВС? У нас собственная, особенная подготовка. И она отчасти связана с тем, что мы обогащаем свой опыт за счет нашего же спецназа. Это физическая, боевая, специальная подготовка. Ну и, конечно, совершенно особая ментальность. Сознание спецназовца, его постоянная готовность выполнить задачу уникальной сложности есть особое состояние, которое передалось нам. Без этого внутреннего ощущения ты просто водитель вертолета. Поэтому наши экипажи вполне в состоянии трое суток работать, не покидая кабины машины, и оставаться не просто на ногах, но и быть при этом вполне работоспособным.
Субботы, воскресенья, праздники для наших летчиков — самые напряженные дни дежурства. Чаще всего не приходится даже давать команду на тревожный сбор. Ребята научились правильно смотреть телевизор и слушать радио. Ты еще только получаешь задачу, а летный состав, инженеры, техники — уже на боевых постах. Это означает полную сосредоточенность и осознание того, что кроме тебя эту работу никто не сделает…»
Однажды в Чечне имел место такой случай. Сотрудники управления, используя свои особые приемы обнаружения противника, нанесли огневое поражение — прицельно, эффективно. Утром попросили авиаторов другого силового ведомства осуществить контрольный удар по цели. Они прилетели, но объект вообще не смогли обнаружить. И это днем! Имея координаты, отработали по квадрату и все. Другой характерный пример: за две ночи вылета боевого вертолета ФСБ по документальным и перепроверенным данным было уничтожено 150 боевиков, лагерь и два схрона.
Впрочем, если кому то покажется, что авиаторы ФСБ только и делают, что постоянно выполняем сложные задачи, то это будет неверным. В боевых же и экстремальных условиях все их действия — просчитанные, продуманные, стократ подстрахованные. Так и должно быть в такой структуре, как ФСБ. Правильно организованная работа, где не бывает «авось» и даже намека на разгильдяйство и самоуверенную отвагу.
В январе 2008 года Авиация ФСБ провела уникальную операцию по высадке спецназа на высшей точке Европы — вершине горы Эльбрус на Северном Кавказе. В рамках летно-тактических учений 6 января здесь приземлился вертолет Ми-8 с группой сотрудников Центра специального назначения во главе с директором ФСБ Николаем Патрушевым.
А на прошедших в декабре 2007 — январе 2008 года учениях отрабатывалось взаимодействие ЦСН и Авиации ФСБ при решении антитеррористических задач зимой в условиях высокогорья. Согласно плану, с различных аэродромов в заданное время стартовали самолеты и вертолеты с группами спецназа, которые в назначенное время прибыли в условленные места Северного Кавказа. Операция проводилась в условиях, приближенных к боевым.
БРОСОК НА ЮЖНЫЙ ПОЛЮС
Уместно вспомнить, что Герой России генерал-лейтенант Николай Гаврилов в январе 2007 го находился за штурвалом одного из двух вертолетов Ми-8МТВ-2 (доработаны по специальным техническим условиям — работа при низких температурах и в плохих условиях навигации), которые успешно достигли Южного полюса. Участники перелета подняли здесь флаг России. Одной из интриг этой экспедиции было участие в ней директора ФСБ России Николая Патрушева, Владимир Проничев. Вместе с ними были заместитель председателя Государственной Думы Герой России Артура Чилингарова и руководитель Росгидромета Александр Бедрицкий. Всего около двадцати человек. Иностранные полярники не верили, что этот полет вообще может состояться.
Готовясь к экспедиции, вертолеты оснастили дополнительными топливными баками, системой спутниковой навигации ГЛОНАСС-NAVSTAR, метеолокатором, виброгасителями, креслами и системой обогрева в салоне. Единственный недублированный агрегат — обогреватель КО-50. На тот случай, если «печка» откажет при температуре минус 50оC, что означало бы верную смерть для участников экспедиции. Поэтому авиаторы попросили разработать и установить дублирующую электрическую систему обогрева, которая, в случае отказа обогревателя, позволила бы выполнить безопасный полет до ближайшего аэродрома. Кроме того, был установлен ряд других ведомственных средств, позволивших выполнить задачу в поставленные сроки.
Вертолеты были доставлены самолетом Ан-124 «Руслан» на южноамериканский континент в Пунта-Аренас (Чили) на оконечности Латинской Америки. Там в кратчайшие сроки были установлены лопасти несущего и хвостового винтов. Группа была готова к перелету по маршруту: Пунта-Аренас — остров Короля Георга 1, российская полярная станция «Беллинсгаузен» (протяженность — 1270 км) — остров Аделаида, английская полярная станция «Ротера» (765 км) — ледовый аэродром Пэтриот Хиллс (1600 км) — площадка дозаправки в горах Тилль (550 км) — Южный полюс.
Полет проходил на высоте 2800 метров. Командирам второго вертолета Ми-8 были Владимир Авдеев, а штурманами — Павел Зорин и Владимир Письменный. «Вдруг резкое обледенение, вертолеты отяжелели и стали плохо управляемы, — вспоминали участники перелета. — Мы теряли высоту, а под нами горы! Отвернули в сторону моря и вышли из облаков только на высоте 100 метров. Представьте себе падение парой в облаках с высоты 4700 метров. Экипажи были подготовленные, и оборудование позволило выполнить столь нежелательный маневр. Когда вышли из облаков на высоте 100 метров, нас встретил снег, обледенение продолжалось, видимость была нулевая».
Это только один эпизод в беспрецедентной экспедиции вертолетной группы Авиации ФСБ. Началась она 25 декабря 2006 года, а завершилась 13 января 2007 го. После возвращения в Пунта-Аренас участники перелета поцеловали свои Ми-8. Техника не подвела!
В те дни Владимир Путин направил участникам экспедиции приветственную телеграмму: «Впервые в истории освоения Антарктиды российские вертолеты Ми-8 достигли Южного полюса и совершили посадку в самой южной точке планеты. Своим перелетом вы вновь продемонстрировали всему миру надежность отечественной авиационной техники и высокую профессиональную подготовку российских летчиков. А главное, доказали, что Россия по праву считается великой полярной державой».
Стоит добавить, что Авиация ФСБ в апреле 2006 года страховала экспедицию к Северному полюсу правящего князя Монако Альберта II на собачьих упряжках. Так что пройдя суровые испытания в полярных широтах, она теперь готова, если потребуется, к выполнению специальных задач в любой точке планеты.
КСТАТИ
В мае 2007 года на кафедральном соборе Святой Живоначальной Троицы в областном центре Камчатской области с помощью пограничного вертолета Ми-26 были установлены 13 тонный купол и большой крест. Уникальной операцией руководил начальник Управления авиации ФСБ генерал-лейтенант Николай Гаврилов, специально прилетевший для этого из Москвы.
МЕЖДУ ТЕМ
«На пульт диспетчерской Мурманского Центра медицины катастроф поступил вызов. Срочная операция требовалась пятилетнему мальчику, проживающему в поселке Островной, куда можно добраться только вертолетом. Состояние ребенка медики оценивали как угрожающее жизни, поэтому медицинская бригада должна была вылететь немедленно. Однако из за крайне неблагоприятных погодных условий летчики Мурманской авиационной компании не смогли выполнить этот полет.
Тогда специалисты Центра медицины катастроф обратились к летчикам ФСБ. И уже через час после вызова бригада вылетела к ребенку. Правда, из за плохой погоды летчикам не сразу удалось посадить вертолет в Островном. Тем не менее, благодаря их профессионализму вечером того же дня мальчик был доставлен в детскую городскую больницу Мурманска, где ему сделали операцию.
Сейчас состояние ребенка врачи оценивают как удовлетворительное. Администрация Центра медицины катастроф выражает искреннюю благодарность за помощь в спасении жизни ребенка командиру вертолета А. А. Лепехину, штурману А. С. Иванову и борттехнику Е. В. Казанцеву».
Газета «Вечерний Мурманск» от 23 января 2007 года.