РУБРИКИ
- Главная тема
- «Альфа»-Инфо
- Наша Память
- Как это было
- Политика
- Человек эпохи
- Интервью
- Аналитика
- История
- Заграница
- Журнал «Разведчикъ»
- Антитеррор
- Репортаж
- Расследование
- Содружество
- Имею право!
- Критика
- Спорт
НОВОСТИ
БЛОГИ
Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ
АРХИВ НОМЕРОВ
МЕНЯЕМ РЕСПУБЛИКИ НА РАКЕТЫ
Негласная санкция США на раздел Грузии стоила России отказа от поставок Ирану зенитных комплексов С300.
Август 2008 года оказался победным для российской армии, но провальным для отечественного военно-промышленного комплекса. Пока солдаты Северо Кавказского военного округа подсчитывали трофейные танки и самоходки, финансисты вычёркивали из бюджета доход от сорвавшейся сделки с Ираном. Контракт о поставке Тегерану пяти дивизионов зенитных ракетных комплексов средней дальности С-300, о подписании которого было заявлено ещё в декабре прошлого года, ушёл в небытие.Для Москвы потеря контракта в 20 миллиардов рублей стала хоть и чувствительной, но в целом не слишком существенной потерей. (Доходная часть бюджета на 2009 год запланирована в объёме почти 11 триллионов рублей). Тегерану неполученные С-300 могут обойтись куда дороже. Задуманная президентом Ирана Махмудом Ахмадинеджадом широкомасштабная программа создания современной противовоздушной обороны сорвана. Это значит, что в обозримом будущем города, военные базы, инфраструктура и главное, ядерные объекты страны окажутся беззащитны перед возможными ударами авиации и крылатых ракет НАТО. Сейчас противовоздушная оборона Ирана слабее, чем была перед исламской революцией 1979 года. Единственные относительно современные истребители — 75 Миг-29, составляют примерно четверть от общего количества. Остальные — безнадёжно устаревшие машины китайского и американского производства, многие из которых стоят на приколе из за общей изношенности и отсутствия запчастей.
Не лучше ситуация и с наземными средствами ПВО, основу которых составляют оставленные ещё в 70 е годы американские зенитно-ракетные комплексы средней дальности «Усовершенствованный Хок». Полторы сотни «Хоков» дополняют 45 китайских HQ-2j, представляющие собой местную версию советских С-75. Имеется также до 30 советских С-200 и около полусотни комплексов малой дальности, в основном «Кроталь», «Рапира» и «Тайгеркэт». Все они давно уже не соответствуют требованиям современного боя.
Единственными современными ЗРК Ирана стали закупленные в 2006 году 29 российских систем малой дальности «Тор-1М». Когда установки были поставлены, бывший биолог, а ныне типа военный обозреватель Павел Фельгенгауэр назвал их наступательным оружием. Организм, впоследствии предсказавший неминуемый разгром диких российских орд цивилизованной грузинской армией в очередной раз продемонстрировал свою альтернативную одарённость, но в своём классе «Тор» действительно не имеет равных. Только он может одновременно опозновать до 48 воздушных целей и вести огонь сразу по двум из них, перекрывая воздушное пространство в диапазоне от 20 до 6000 метров.
Вместе с комплексами средней дальности С-300, современными истребителями типа МиГ- 31, системами дальнего радиолокационного обнаружения и радиолакационной борьбы, «Торы» могли бы надёжно прикрыть небо Ирана, но в одиночку они неэффективны. Теперь США и их союзникам с технической точки зрения ничего не мешает, как минимум разбомбить иранские ядерные объекты, как это сделал в 1982 году Израиль в Ираке.
Что получила Россия взамен за отказ от поставок С-300 и сопутствующей им техники и вооружения? Анализируя крайне медлительные действия Кремля на первой стадии войны в Южной Осетии до середины дня 8 августа, я предположил на сайте АПН, что именно в первый день Пекинской Олимпиады были достигнуты договорённости о своеобразном бартере. Москва прекращает вооружать Иран, а Вашингтон предоставляет ей свободу рук в Абхазии и Южной Осетии, негласно соглашаясь на решение их проблем по кипрскому варианту. То есть, юридически, обе республики признаны не будут, но НАТО негласно смирится с их существованием, как смирилось в 1974 году с созданием протурецкой Республики Северного Кипра.
По другим сведениям обе стороны сговорились уже после завершения боевых действий в Южной Осетии, но главное не конкретная дата, а результат. Он налицо. Несмотря на все истерики Саакашвили, никаких санкций против России нет и не предвидится. Наоборот его вторжение в Южную Осетию начинают критиковать видные функционеры вроде бы настроенных исключительно прогрузински республиканцев. «Всё больше людей видит, что в этом конфликте есть две стороны и что Грузия была скорее не жертвой, а никем, не понуждаемым игроком». — Заявил один из ведущих экспертов по России, директор близкого к руководству Республиканской партии Центра имени Никсона Пол Сондерс. «Американская разведка подтверждает, что последняя вспышка вооруженного конфликта вокруг Южной Осетии была начата Грузией. Поэтому позиция России является правильной, а позиция США — нет», — вторит ему другой республиканец — заместитель парламентского председателя подкомитета по международным организациям Дан Рорабакер. «Российские войска вполне обоснованно ответили на нападение на миротворцев РФ в Южной Осетии». — Сквозь зубы признаёт посол США в России Джон Байерли.
Не всё просто оказалось и с грядущим вступлением Грузии в НАТО. «Все 26 стран-членов альянса уверены, что Грузия станет членом нашего альянса — в свое время. — Заявил на встрече со студентами Тбилисского государственного университета Генеральный Секретарь миролюбивейшего из военных блоков Яап де Хооп Схеффер. Однако в отношении времени получения «Плана действий по вступлению в НАТО» есть различные соображения. Оценку на этот счет сделают главы МИД стран Северо-Атлантического блока на встрече в Брюсселе в декабре. Я уверен, что если курс реформ будет проведен соответствующим образом, если страна будет соответственно работать с международными институтами, если страна продолжит работу над мирным урегулированием конфликтов, и соответственно, наступит безопасность как вне, так и внутри Грузии, ей будет дана возможность получить «План действий». Но окончательное решение будет приниматься всеми членами альянса, и, исходя из этого, должно быть сделано всё, чтобы члены альянса убедились в том, что Грузия этого заслуживает».
России сохранение статус-кво в регионе чрезвычайно выгодно и есть все основания предполагать, что она своего добилась. Если в соглашение не входит сдача Приднестровья, передача под контроль зарубежных корпораций российских энергокомпаний или другие глобальные уступки, то Кремль можно поздравить. Чтобы при том не портить отношения с Тегераном, Москва всячески тормозит консультации по ядерной программе Ахмадинеджада. Последняя встреча с главами внешнеполитических ведмств США, Великобритании, ФРГ, Франции и Китая была сорвана после заявления министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, сообщившего, что: «состояние вопроса по иранской ядерной программе сейчас не требует каких то экстраординарных мер». Очевидно, что Россия будет стараться по мере сил смягчать или блокировать любые акции против Ирана проводимые американцами через ООН.
Если же Вашингтон после Ирака и Афганистана решит ввязаться ещё и в не санкционированную ООН войну с Тегераном, может стать для нас лучшим подарком в грядущие десятилетия. В изнурительной и кровавой войне Запада с радикальными исламистами, Россия может занять позицию мудрой обезьяны с ленивым любопытством созерцающей с пальмы, сцепившихся у её подножия тигров.