27 ноября 2024 08:45 О газете Об Альфе
Общественно-политическое издание

Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ

АРХИВ НОМЕРОВ

Автор: Юрий Нерсесов
КАЗАЧИЙ ПУТЬ НЕПРИЗНАННЫХ РЕСПУБЛИК

31 Октября 2008

Крах августовского блицкрига Саакашвили позволил предоставить бывшим грузинским автономиям статус, максимально отвечающий интересам Российской Федерации.
Чтобы победа над Грузией не обернулась поражением, в сложившейся благоприятной ситуации России следует подумать о принятии эффективных и нестандартных решений. Фактически сейчас Абхазия и Южная Осетия являются ассоциированными с Россией государствами с общим гражданством, теснейшими хозяйственными связями, единой валютой и делегированным Москве правом представлять обе республики на мировой арене. Насколько это выгодно России и сможет ли она использовать открывшиеся возможности?

Геополитические преимущества Абхазии очевидны. Удобный плацдарм за Кавказским хребтом и резервная база для части Черноморского флота. Южная Осетия напрямую выводит Россию к Тбилиси и нефтепроводу Баку — Джейхан, а воссоединение осетинского народа, традиционно являющегося важнейшей опорой России на Кавказе, укрепляет позиции РФ в регионе.

Однако далёкому от политики обывателю до столь высоких материй, как правило, нет дела. Поэтому, несмотря на сочувствие жертвам грузинской агрессии, значительные группы населения восприняли выделение Южной Осетии 10 миллиардов на восстановление порушенного хозяйства без особого восторга. Особенно разозлило людей ретивое начальство, начавшее добровольно-принудительно вычитать «на восстановление Цхинвала» из зарплат подчинённых. В воздухе отчётливо запахло тошнотворными советскими отчислениями на пропаганду марксизма среди бегемотов Лимпопо. Народ глухо матерился и сочинял анекдоты. Самый популярный: «Когда президент выделил Южной Осетии 10 миллиардов, жители Воронежской области попросили Грузию их побомбить».

Другие спрашивали: почему за разрушения, причинённые армией Грузии должны расплачиваться жители России? Если мы победили, то где репарации? Не хотят ли тряхнуть мошной, почти поголовно голосовавшие за Саакашвили грузинские владельцы российских борделей, магазинов и казино? А ведь есть ещё карманы всенародно любимых олигархов, регулярно фигурирующих в миллиардерских списках журнала «Форбс».

Почему бы президенту с премьером не пригласить в кабинет господ Абрамовича, Алекперова, Дерипаску, Фридманов Авенов да Потаниных-Прохоровых и под жужжание телекамер не попросить их помочь цхинвальским детям? Думается, после отказа освободить Ходорковского и показательной порки босса металлургической компании «Мечел» Зюзина, даже сам Вексельберг переживёт расставание с парой любимых золотых яиц.

Не всё гладко и с военной стороной дела. Поскольку, в отличие от Израиля и Армении, Россия так и не создала в приграничных районах Грузии оккупированных «зон безопасности», обстрелы и атаки тбилисскими диверсантами Абхазии и Южной Осетии уже идут полным ходом.

Российская сторона реагирует вяло. Хвалёные евронаблюдатели от друга Саркози, похоже, набраны среди кротов, тетеревов и филинов. Грузинских провокаций они не видят в упор, и, боюсь, рано или поздно в Россию из свежепризнанных республик снова пойдёт «Груз 200».

На фоне экономического кризиса недовольство отношениями с Южной Осетией будет постепенно нарастать. Само собой, найдётся, кому такие настроения подогреть. Я с умилением наблюдаю, как две очень демократические газеты разделили между собой обработку общественного мнения.

Первая описывает дикие разгулы российской солдатни, которая пьёт всё, что горит, и насилует всё, что движется, в радиусе сто километров от Цхинвала. Вторая, наоборот, рассказывает о свирепых боевиках Кокойты, измывающихся над безропотными контрактниками 58 ой армии. Правда, конкретных фамилий ни та, ни другая не приводит, но кому это интересно, при таких убедительных и леденящих душу подробностях! С открытием архивов выяснилось, что страшилки Солженицына в «Архипелаге Гулаге» тоже надо делить минимум на десять, мозги почтеннейшей публике уже были прокомпостированы капитально.

Сухум будут раскачивать по другому. Сейчас среди родственных абхазам адыгов и черкесов потихоньку раскручивают идею потребовать от России покаяться за «геноцид» Александра II с последующей компенсацией. Затем попытаются вписать в проект часть абхазов, напомнив о боях с царскими войсками в XIX веке, выселении части абхазов мусульман в Османскую империю и возможности получить свою долю. Задействуют Турцию с её давней мечтой вернуться на Кавказ и сплочённой абхазской диаспорой. Отработают национальный вопрос в самой республике, где на 40 % абхазов приходится столько же мингрелов и армян. Подключат с российской стороны несколько карликовых, но шумных нацистских тусовок, завопящих о «засилье черножопых», и столь же визгливых «имперцев», призывающих поставить в Абхазию генерал-губернатора.

Конкретные технологии можно перечислять бесконечно, но, думаю, и так понятно: при наличии времени, денег и пассивности Кремля можно разжечь очень жаркий костёр. Наша история знает немало примеров, когда вчерашние освободители превращались в «оккупантов», борцы за свободу в «нахлебников», а недавние братья по оружию стреляли друг друга в упор. Очень не хочется, чтобы мы или наши ближайшие потомки снова наступили на старые грабли, а потому имеет смысл вспомнить, на чём споткнулся Советский Союз и не повторять прежних ошибок.

Прежде всего, надо учиться не давить претендующие на власть местные кланы в угоду одному, но создавать ситуацию, при которой нужные тебе решения будет принимать любой победитель. Нежелание следовать этому нехитрому правилу уже один раз едва не привело к потере Абхазии. В 2004 году тупость и жадность политиканов, пытающихся не допустить избрания президентом Сергея Багапша, возобладала над государственными интересами. Граница на Псоу была перекрыта, ввоз в Россию абхазских мандаринов запретили, а страна оказалась на грани гражданской войны с участием российских войск. Лишь воевавшему здесь против Грузин, бывшему командиру Рижского ОМОНа Чеславу Млыннику с трудом удалось разрулить ситуацию.

Помимо всего, следует понимать, — никакое расширение сферы влияния государства не прочно, если собственное население не видит от него реальной выгоды. С Абхазией как любимым народом курортом здесь всё нормально, а если грамотно вложенные в возрождение индустрии отдыха деньги смогут обеспечить приезжим соответствующий сервис, — будет ещё лучше. В своё время СССР упустил возможность превратить Кубу в место дешёвого отдыха для советских граждан и будет очень глупо, если Россия и сейчас потеряет один из самых приятных уголков распавшейся империи.

У Южной Осетии положение много хуже. Даже с учётом свинцово цинковых месторождений и возобновивших работу филиалов северо-осетинских предприятий, в обозримом будущем республика вряд ли сможет существовать без российских дотаций. Следовательно, стоит подумать, что она, в свою очередь, может предложить России.

На самом деле и Цхинвал и Сухум располагают ценнейшим ресурсом, а Москва накопила немалый опыт его использования. Речь идёт о людях, которые любят и умеют воевать — и в Абхазии, и в Южной Осетии их очень много, однако к мирной жизни приспособлены далеко не все. Статус независимых государств даёт возможность формировать из подобных кадров спецподразделения для экстремальных ситуаций, включая и те, в которых вооружённым силам РФ неудобно светиться. Именно таким образом СССР использовал в 70 е годы кубинскую армию на территории Эфиопии и Анголы, а российские монархи в XVII веке — пограничные казачьи войска.

Конечно, механически переносить вариант советско-кубинского сотрудничества в наши дни неприемлемо. Кубинцы действовали в основном в Африке, но формальных ограничений применения их частей не существовало. Применение абхазского и югоосетинского спецназов на российской территории должно быть категорически запрещено. Единственное кровопролитие с их участием может вызвать лавину, которая навсегда похоронит складывающийся союз.

Фидель Кастро высаживал в Африке целые дивизии призывников. Сейчас столь громоздкие контингенты не нужны, как и существование в бывших грузинских автономиях проклинающих московских империалистов «солдатских матерей». Речь может идти исключительно об элитных добровольческих подразделениях, где служат люди, не просто способные, а умеющие воевать.

Кубинцы воевали даром и анонимно. Работа спецназа непризнанных республик должна быть хорошо оплачена и по возможности прославлена. Как это делается, мы только что видели на примере пиар-компании югоосетинского похода сводной роты батальона «Восток». Средства массовой информации так воспели командира «Востока» Сулима Ямадаева, что теперь прокуратура никак не может допросить его по делам о погроме станицы Бороздиновской, налёте на мясокомбинат «Самсон» и убийстве родственников бывшего директора «Самсона» братьев Арсамаковых.

Плюсы создания подобного спецназа очевидны.

Пассионарность дружественных России народов используется в целях, наилучшим образом удовлетворяющих интересы обеих сторон, — Россия получает надёжный инструмент для решения особо деликатных специальных задач, Абхазия и Южная Осетия изрядно повышают свою обороноспособность.

Вздумай Саакашвили или его наследник повторить 8 августа, «новые казаки», оснащённые по последнему слову XXI века, быстро отправят его на свидание с Гамсахурдия.

Граждане бывших грузинских автономий, которым трудно найти применение или просто скучно в мирное время, занимаются любимым делом за деньги, которые вряд ли смогут заработать в другой ситуации.

Наконец, общественное мнение России безоговорочно склонится на сторону республик находящихся на переднем крае противостояния внешнему врагу. Кстати первый такой враг — налицо. После очередных провокаций на новой границе Грузии, провокаторы просто напрашиваются на порку, в которой Москва непосредственно может не принимать абсолютно никакого участия.

Оцените эту статью
2097 просмотров
нет комментариев
Рейтинг: 5

Написать комментарий:

Общественно-политическое издание