РУБРИКИ
- Главная тема
- «Альфа»-Инфо
- Наша Память
- Как это было
- Политика
- Человек эпохи
- Интервью
- Аналитика
- История
- Заграница
- Журнал «Разведчикъ»
- Антитеррор
- Репортаж
- Расследование
- Содружество
- Имею право!
- Критика
- Спорт
НОВОСТИ
БЛОГИ
Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ
АРХИВ НОМЕРОВ
АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ
Кто сейчас только не обсуждает мировой кризис! И как только не обсуждает… Предлагаются схемы наступления и схемы преодоления кризиса, делаются прогнозы (разве что официального тотализатора нет), обсуждение перетекает с доллара на амеро и с нефти на международную банковскую систему.
Иногда даже вспоминают известное выражение Карла фон Клаузевица «Война есть продолжение политики другими средствами». И боятся.
За всем этим хором, отвлекающим внимание, сложно сосредоточиться. Не знаю, может, очевидное нелегко заметить, может, вопрос специально замалчивается. Факт остается фактом — новостных сообщений на эту тему много, но вот в единое целое их не собирают. А ведь паззл получается интересный. Давайте соберем общую картинку?
Как известно, 3 февраля Россия и Белоруссия заключили соглашение о совместной охране внешних границ в воздушном пространстве и создании Единой региональной системы противовоздушной обороны. Документ был подписан в Кремле по итогам заседания Высшего Госсовета Союзного государства в присутствии президентов двух стран. В состав единой системы ПВО войдут пять авиационных, десять зенитно-ракетных и пять радиотехнических частей, а также одна часть радиоэлектронной борьбы.
Важно то, что такой документ было намечено подписать еще в 2001 году, однако согласования затягивалось, переносилось… И вот — подписан именно сейчас.
Главное — это не военное объединение, а идеологический и политический эффект. Союзники не просто сумели довести дело до конца; главное — обе стороны очень вовремя продемонстрировали готовность «дружить против» общих врагов. Конечно, это не гарантирует, что в дальнейшем все будет гладко и беспроблемно, но зачин — есть.
В конце концов, Лукашенко некогда абсолютно правильно заметил, что Белоруссия защищает не только себя, но и Россию, и что западнее Москвы у нее «нет ни одного солдата, кроме белорусских».
Еще ранее, 10 декабря, была достигнута договоренность с Минобороны РФ о проведении крупномасштабных стратегических учений «Осень-2009» и «Запад-2009» совместно с Вооруженными силами Белоруссии.
Впрочем, совместные учения проводились и ранее — скажем, в прошлом году с 22 сентября по 21 октября проводились стратегических командно-штабных учений «Стабильность-2008». Но хорошую традицию надо продолжать, не так ли?
Характерно, что белорусское оппозиционное движение «Молодой фронт» сильно возбудилось и начало подавать иски в судебные инстанции страны с требованием признать недействительным соглашение по созданию объединенной системы ПВО, а также договор о создании вооруженных сил ОДКБ, подписанный 4 февраля.
С их точки зрения созданный военный блок является «ярко выраженным противопоставлением другим странам и военным блокам», что, как полагают активисты, не соответствует Конституции Белоруссии, которая гласит, что «республика ставит целью сделать государство нейтральным».
Нейтральность, знаете ли, это не синоним пацифизма и беззащитности.
Лидер гражданской кампании «Европейская Беларусь» Андрей Санников — так и хочется написать «в панике» — заявил, что вооруженные силы республики могут быть использованы Россией «в военных планах, связанных с противостоянием Западу», а «Лукашенко заинтересован в сохранении своего режима и готов ради этого втягивать страну в опасные сценарии».
Позвольте, а что такое «безопасный сценарий» по такой «логике»? Сдаться Западу как только, так сразу?
ОБЪЕДИНЕННАЯ СИСТЕМА ПВО СНГ
Если оглянуться назад, то объединенная система ПВО СНГ существует уже почти пятнадцать лет, с 1995 года, но de facto символически. Самыми активными ее участниками были и остаются Россия и Белоруссия. Изначально средства для этой системы выделили девять государств: Россия, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан и Украина.
Сотрудничество России, Белоруссии, Казахстана, Украины и Узбекистана практически ограничивалось автоматизированным обменом информацией о воздушной обстановке между командными пунктами ВВС и ПВО. Обмен информацией с ПВО остальных стран происходит эпизодически из за отсутствия современных АСУ.
Однако после заключения договора с Белоруссией уже о конкретных действиях и охраны границ оживилась и Армения. После подписания договора о создании единой системы ПВО России и Белоруссии генеральный секретарь Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) Николай Бордюжа заявил о планах создания аналогичной системы РФ и Армении. Он, в частности, подчеркнул, что в настоящее время согласовываются нормативные документы о создании объединенной системы ПВО в Центральноазиатском регионе. А всего на первом этапе создание объединенных систем намечено в трех регионах — Восточноевропейском, Кавказском и Центральноазиатском. Затем планируется выйти на более высокую ступень, начав координировать деятельность всех региональных систем, вырабатывать единые правила несения боевого дежурства, а также обмена информацией.
Так что — процесс пошел.
Да, конечно же, Грузия вышла из договора о сотрудничестве с Россией в сфере противовоздушной обороны — еще весной прошлого года.
Так что там у нас сейчас творится с Грузией?
НАЧИНАЕМ ИЗОЛЯЦИЮ
Как сообщила пресс служба Кремля, Президент России Дмитрий Медведев подписал указ, запрещающий поставки в Грузию продукции военного и двойного назначения.
Поставка, продажа или передача Грузии с территории России или гражданами РФ продукции военного назначения, в том числе вооружений и военной техники, связанных с ними материальных средств, а также продукции двойного назначения, которая может быть использована в военных целях, запрещаются до 1 декабря 2011 года.
Обратите внимание — опять подвижка. Четкая, логичная и в нужном направлении.
Конечно, РФ не сотрудничала и не сотрудничает с Грузией в военно-технической сфере, и никаких особых изменений в России не предвидится — отслеживать надо только товары двойного назначения.
Но указ предназначен для оказания совсем другого воздействия.
Это верно подметил директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов, заметивший, что указ адресован «странам прозападной ориентации, которые могут продать оружие Грузии, но на которые у России есть ресурс влияния». В их числе он назвал Болгарию, Сербию, Черногорию и Чехию.
Кроме того, Пухов отметил, что решение российских властей прекратит поставки продукции двойного назначения в Грузию, которые имели место, несмотря на конфликт между двумя странами. «Не секрет, что грузины много чего получали из России по полуофициальным каналам. Например, «КамАЗы».
Глава аналитического департамента МВД Грузии Шота Утиашвили в ответ на изменение ситуации с одной стороны, сообщил, что основными партнерами страны в военно-технической сфере являются страны НАТО, включая США, а также Украина, Израиль и некоторые другие государства. То есть «а нам все равно».
А с другой стороны, МИД Грузии назвал указ «неадекватным» и «вызывающим удивление» — помимо запрета на поставки из РФ, иностранным государствам, поставляющим Грузии вооружение, грозят экономические санкции РФ.
В министерстве Грузии заявили, что Россия, требующая эмбарго на военные поставки Грузии, «сама на протяжении десятилетий поставляла и поставляет оружие самым одиозным режимам». Что характерно, списка режимов предоставлено не было, но в Тбилиси отметили, что эти режимы «угрожают международной безопасности и стабильности в различных регионах». Хотя небольшое уточнение было: в МИДе отметили, что российское оружие и военная техника поставлялись «российским марионеточным режимам» в конфликтных зонах Грузии.
Видимо, имели в виду нападение Грузии на Южную Осетию. К слову: после провокации Грузии Россия пыталась добиться международного эмбарго на военные поставки республике, ссылаясь на то, что это необходимо для предотвращения новой войны, но международной поддержки эта инициатива не получила. Будем делать то, что можем сами.
А то некоторые уже наглеют — так, в августе прошлого года Украина воевала против России: по данным Минобороны РФ, на всех комплексах ПВО, поставленных Киевом в Тбилиси, работали украинские специалисты. Не говоря уж о поставках оружия.
Характерно, что депутат президентской партии «Наша Украина» Андрей Парубий отверг требование России прекратить поставки оружия Грузии. Комментируя соответствующий указ президента РФ Дмитрия Медведева, парламентарий заявил, что речь идет об «очередной попытке давления на Украину» и выразил уверенность в том, что Украина будет «игнорировать подобные указы и подобные требования».
Подход продуктивен: представители чешского ОПК уже забеспокоились — на вооружении грузинской армии находилось и оружие чешского производства. Россия, кстати говоря, еще в сентябре 2005 года выразила Праге обеспокоенность по поводу передачи Грузии нескольких тонн боеприпасов.
А сейчас президент Ассоциации оборонной промышленности страны Иржи Гинек, выступая по Чешскому радио, заявил, что в случае введения РФ экономических санкций против Чехии за экспорт оружия в Грузию вооруженные силы республики останутся без запчастей к находящейся на вооружении военной техники российского производства. Прежде всего пострадают национальные ВВС: ремонт сложных систем невозможен без получения узлов и агрегатов от производителя.
Вывод: некоторым странам надо начинать думать, и они этим обеспокоены. Подход «мы просто торгуем, ничего личного» может быть непродуктивным.
ЗАКРЫВАЕТСЯ БАЗА
Американские самолеты дальнего радиолокационного обнаружения «Авакс» не будут больше размещаться на авиабазе международной антитеррористической коалиции в бишкекском аэропорту «Манас».
Президент Киргизии Курманбек Бакиев 20 февраля подписал указ о выводе из страны американской военной авиабазы. Воинский контингент будет обязан покинуть территорию Киргизии в течение 180 дней после официально уведомления о расторжении соглашения по базе.
Обратите внимание: впервые Бакиев объявил о решении ликвидировать базу 3 февраля, выступая в Москве на пресс-конференции по итогам встречи с президентом РФ Дмитрием Медведевым. Видите, как складывается картинка?
США были в растерянности. Пресс секретарь Пентагона Джефф Моррелл смог лишь заявить об огромной важности авиабазы для переброски военных грузов в Афганистан (скромно умолчав про базирование самолетов радиоэлектронной разведки): «Мы надеемся, что сможем продолжать наши хорошие отношения с правительством Киргизии… и использовать» Манас» для поддержки наших операций в Афганистане».
ДОГОВОР О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Шесть стран, входящих в Организацию договора о коллективной безопасности (ОДКБ) — Россия, Казахстан, Белоруссия, Киргизия, Таджикистан, Армения (также Узбекистан, но как то «условно») — 4 февраля подписали соглашение о создании «Коллективных сил оперативного реагирования» (КСОР).
Основу сил КСОР составят 98 я гвардейская воздушно десантная дивизия и 31 я десантная бригада ВДВ РФ. Предполагается участие Казахстана в размере одной десантно-штурмовой бригады. Остальные страны собираются выделить по батальону, а Узбекистан вообще выторговал себе некие «особые условия» — выделять для КСОР свои военные силы лишь эпизодически, для борьбы с терроризмом и наркоторговлей.
Как заявлено официально, силы КСОР планируется использовать для «отражения военной агрессии, проведения специальных операций по борьбе с международным терроризмом, транснациональной организованной преступностью, наркотрафиком, а также для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций».
Президент РФ Дмитрий Медведев, комментируя подписание договора, заявил, что по своему боевому потенциалу КСОР будут «не хуже, чем силы Североатлантического альянса» и пообещал, что подразделения укомплектуют самой современной техникой.
Понятно, что сугубо военных выгод Россия не получает.
В гипотетическом глобальном конфликте атака пойдет именно через эти страны, и это России придется помогать. В случае же локальных конфликтов, аналогичных провокации Грузии, помощь как то и не требуется.
Думаю, некоторые «националисты» (подвида «зачем нам ракеты, если нет двухсот сортов колбасы») возмутятся — как так, опять Россия сажает себе на шею «братские народы», как было в СССР (Белоруссии и Казахстану РФ дает кредит по два миллиарда долларов, возможны и другие кредиты). Я не буду гадать, с благодарностью ли воспринимают союзные отношения в бывших республиках, нахлебавшись независимости, или же с удовольствием называют Кремль вслух «стратегическим партнером», а в неофициальной обстановке — так даже и «братом», держа по фиге в кармане. Ведь, предоставляя кредиты, РФ даже не потребовала каких либо преференций для своих компаний и т. п.
Но думать то надо больше, чем на ход вперед!
Дело не в военной мощи сил КСОР (хотя для локальных конфликтов очень полезная идея), а в возвращении того, что было у СССР — «буферного кольца». Необходимо создать вокруг России то, что было утрачено при Ельцине — как модно говорить, геополитическое пространство. Территорию, на которой интересы РФ будут защищены долгосрочными сделками, многочисленными кредитами, военными соглашениями и другими договоренностями.
С моей точки зрения, если при этом все же не допускать свободно миграции граждан (и выселить на родину всех понаехавших в Россию), то устройство «буферной зоны» как самостоятельных сателлитов — даже лучше, чем если бы территории принимались в состав России. Замечу, что РФ и не стремится прирастать такими территориями, что видно на примере Южной Осетии и Абхазии. Впрочем, лично я сделал бы исключение для Приднестровья.
Важно, что появление военной структуры в рамках ОДКБ, общее дело, а не просто обмен документами, автоматически укрепит политический союз, что крайне важно, учитывая попытки стран Запада влиять на отдельных членов ОДКБ, чтобы закрепить свое военное присутствие на их территории.
Ну как картина — приобретает очертания?
АБХАЗИЯ
Россия и Абхазия также планируют заключить соглашения по военному сотрудничеству и охране государственной границы. Необходимые для этого документы, по словам главы российского внешнеполитического ведомства Сергея Лаврова, будут подписаны в этом году.
При этом важно заявление Президента Абхазии Сергея Багапша о том, что возглавляемая им республика не намерена иметь ассоциированный статус с РФ. Багапш подчеркнул, что Абхазия будет выстраивать с Россией дружеские отношения, и подтвердил, что республика подаст заявку на вступление в Союзное государство России и Белоруссии и по возможности постарается стать членом СНГ и ОДКБ: «Если будет расширение СНГ, то готовы участвовать и там, и в ОДКБ, но это будут решать те, кто там сейчас находятся».
При этом Россия и Абхазия в ближайшие месяцы подпишут соглашение о размещении российской военно-воздушной базы в Гудауте и военно-морской базы в Очамчире. Россия хотела бы разместить в Абхазии около 20 самолетов, в том числе истребители Су-27.
Аэродром в Бомборах является одним из важнейших военных объектов на Черноморском побережье и крупнейшим военным аэродромом в Закавказье. В советское время на аэродроме в Бомборах дислоцировалась истребительная, штурмовая и транспортная авиация ВВС СССР.
МОРСКИЕ ДЕЛА
У России в союзниках должна быть не только армия, но и флот.
В 2009 г. Россия приступит к созданию пункта базирования боевых кораблей Черноморского флота в абхазском порту Очамчира.
Представитель Главного штаба подчеркнул, что «Пункт базирования в Очамчире будет использоваться с учетом существующей угрозы диверсий и терактов со стороны грузинских спецслужб, которую нельзя исключать»..
После дноуглубительных работ абхазский порт Очамчира (около 60 км к востоку от Сухума) сможет принимать большие и малые десантные корабли, а также катера и морские тральщики Черноморского флота. Крупные корабли будут стоять на рейде — помимо сокращения объема работ, это способствует безопасности кораблей на стоянке.
Министр иностранных дел Абхазии Сергей Шамба предложил России создать в Очамчире базу Черноморского флота еще в октябре 2008 г. Ранее там базировалась Краснознаменная бригада морских частей погранвойск КГБ СССР, которая затем была передислоцирована в Каспийск (Дагестан).
Но и это еще не все.
В интервью РИА Новости 16 января заместитель начальника Генштаба ВС РФ генерал-полковник Анатолий Ноговицын сообщил, что Россия ведет переговоры с правительствами иностранных государств о размещении баз военно-морского флота на их территории. Хотя он не назвал конкретные страны, ранее проявлялась информация о том, что Россия через несколько лет будет иметь пункты базирования боевых кораблей на острове Сокотра (Йемен), в Тартусе (Сирия) и в Триполи (Ливия).
Кроме этого, о желании властей разместить на территории страны российские военно-морские базы сообщил посол Сомали Мохаммед Хандуле.
«Политическое решение по данному вопросу принято. Сейчас трудно сказать, сколько времени нам понадобится для создания пунктов базирования российского флота в этих странах, но то, что через несколько лет это будет сделано, несомненно. Иначе решить задачу регулярного присутствия ВМФ РФ в удаленных морских районах для защиты национальных интересов России будет невозможно и с экономической, и с военно-технической точки зрения», — подчеркнул представитель Главного штаба.
Пункт базирования на острове Сокотра нужен для обеспечения боевыми кораблями безопасности плавания российских гражданских судов в Аравийском море и Аденском заливе, аналогичные объекты в Тартусе и Триполи — для контроля и оперативного реагирования на обстановку в неспокойном регионе Ближнего и Среднего Востока
Ну и в довесок: Россия и Турция договорились сотрудничать в вопросах безопасности в военно-морской области на Черном море с учетом интересов двух сторон, говорится в совместной Декларации о продвижении к новому этапу отношений между Россией и Турцией и дальнейшему углублению дружбы и многопланового партнерства.
Также создается группа быстрого реагирования, совместные действия и так далее.
ПОСТАВКИ
Как я не раз писал, современные войны ведутся в том числе и экономическими методами. Россия некогда была сильно ослаблена «конверсией», но сейчас постепенно начинает возвращать себе место на рынке вооружений.
Генеральный директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФС ВТС) Михаил Дмитриев заявил, что Россия начинает осваивать новые рынки вооружений тех арабских стран, которые раньше ориентировались на Запад:
«Россия начинает выходить на новые рынки вооружений, где наше присутствие раньше считалось маловероятным. В частности, определенную заинтересованность в развитии военно-технического сотрудничества проявляют ряд государств Персидского залива, в том числе Катар и Бахрейн».
В то же время, отметил он, подписаны и выполняются масштабные проекты с Алжиром, активизировалось сотрудничество с Ливией и Сирией.
Ближневосточный регион всегда находился в сфере геополитических интересов как Советского Союза, так и Российской Федерации, которые стремились развивать всесторонние связи, в том числе и военно-технические, со странами этого региона. С некоторыми из них, как например, Сирией, Алжиром и Египтом сотрудничество перешагнуло за 40 летний рубеж.
Во времена Советского Союза главенствовал идеологический принцип: оружие поставлялось на весьма льготных условиях или даже бесплатно в арабские страны «социалистической ориентации», ведущие борьбу против «мирового империализма».
В начале 90 х годов XX века на первый план вышла коммерческая целесообразность и учет платежеспособности. Такая смена ориентиров, да еще отягощенная значительными долгами большинства прежних партнеров, перешедшими к России от Советского Союза, привела в 90 е годы к определенному застою в военно-техническом сотрудничестве с ними. Вместе с тем отказ от идеологической составляющей позволил выйти на рынки стран Персидского залива и подписать первые контракты на поставку российской продукции военного назначения в ОАЭ и Кувейт.
Сейчас же идет период активизации международных отношений, уже не на идеологической, а на союзнической основе.
Продукция российских оборонных предприятий всегда вызывает интерес у специалистов и потенциальных заказчиков. В условиях жёсткой конкурентной борьбы на рынках вооружений ближневосточных стран Россия восстанавливает частично утраченные в 90 е годы прошлого века позиции. Об этом говорят объёмы реализуемых контрактов. Только за 2008 г. поставлено в различные страны мира российской продукции военного назначения на сумму более 8 млрд. долларов, причем значительная доля пришлась на ближневосточный регион.
Прямо сейчас (22 26 февраля) проходит международная выставка «Айдекс-2009» в городе Абу-Даби (ОАЭ), в которой принимают участие десятки предприятий РФ. Кроме того, в рамках проведения выставки запланированы встречи главы делегации ФГУП «Рособоронэкспорт» Николая Димидюка с представителями высшего военно-политического руководства ОАЭ, стран — потенциальных заказчиков российской продукции военного и двойного назначения.
Все это, как не трудно догадаться, помогает записать в потенциальные союзники давних врагов Америки, а коммерческая прибыль от сделок и полученные заказы позволят развивать собственный ВПК.
Что немаловажно, мы выступаем на рынке вооружений отнюдь не как «третий сорт, не брак». Несмотря на целенаправленное уничтожение ВПК во время «перестройки» и позже, «утечку мозгов», лишение материальной и научной базы, которые не восстановлены до сих пор, русское оружие очень даже конкурентоспособно.
Так, австралийский аналитический центр «Air Power Australia» опубликовал в феврале очередное исследование, в котором сравнил возможности российской ПВО и американской боевой авиации. Согласно исследованию, средства ПВО России достигли уровня, который фактически исключает возможность выживания авиации ВВС США в случае военного конфликта.
По словам экспертов, ярким примером тому могут служить российские зенитные ракетные системы С-300 и особенно С-400, производящиеся предприятиями Концерна ПВО «Алмаз-Антей», которые «уже приняты на вооружение российской армии и по своим ТТХ значительно превосходят американские системы «Патриот».
Именно из за осознания факта преимущества системы С-300 над американскими самолетами F-15, F-16 и F-18 США болезненно реагируют на информационные сообщения о возможных поставках этих систем в Иран.
Доказательством признания факта качества российских средств ПВО является ажиотажный спрос на эти системы в мире. Системы большой дальности С-300 закуплены Китаем, Словакией, Вьетнамом, Кипром. Системы и комплексы ПВО малой и средней дальности типа «Тор», «Бук», «Тунгуска» поставлялись, в частности, в Китай, Иран, Индию, Грецию, Сирию, Египет, Финляндию, Марокко. Помимо традиционных заказчиков российской военной продукции, российскими средствами ПВО интересуются и такие страны, как Сингапур и Бразилия, которые закупили переносные зенитные ракетные комплексы.
По данным исследования «Air Power Australia», противостоять российским ПВО не способен даже перспективный многоцелевой истребитель пятого поколения Joint Strike Fighter, (он же F-35 Lightning II). А для того, чтобы достичь превосходства, которое американская авиация имела на момент окончания «холодной войны», Пентагону необходимо принять на вооружение еще как минимум 400 самолетов F-22 Raptor, гордости воздушного флота США.
Определиться с вопросом заказа F-22 Raptor команда Барака Обамы должна до 1 марта 2009 года, на фоне кризиса. На данный момент, согласно информации американских СМИ, цена одного самолета составляет около 150 миллионов долларов.
Интересно, что ориентировочная стоимость экспортного варианта Су-35 по разным источникам (и от комплектации) составляет от 30 до 38 миллионов долларов за машину.
Так что мы продолжаем традицию отцов и дедов «дешево, да сердито».
Очередная гонка вооружений, говорите? На фоне кризиса то и при такой разнице в ценах… Не страшно, знаете ли.
А русские всегда лучше развивались во время войны, пусть и «холодной», а не во время «разрядки».
Кстати говоря, Воронежский механический завод (ВМЗ) в 2009 г. на треть увеличит выпуск ракетных двигателей.
«На предприятии освоен выпуск новой камеры сгорания для нового ракетного двигателя РД-191, который будет использоваться при запуске РН «Ангара» — сообщил гендиректор предприятия Бондарь.
ПОЛОВНИК ДЕГТЯ
Как скептик и просто разумный индивид, я не склонен к оголтелому ура-патриотизму.
Да, перечисленные тенденции не могут не радовать — курс взят на сильную армию, возврат зон влияния и приобретение новых.
Даже поведение Украины не огорчает — понятно, что антирусские действия идут от правительства и местных шовинистов, а в случае конфликта народ антирусские действия не поддержит. Показательный опрос проводился в 2006 году — в случае войны между Россией и НАТО на сторону России безусловно встали бы 24,6 % опрошенных украинских граждан, и лишь 3,4 % респондентов приняли бы сторону НАТО.
Сотрудничество с союзниками пока еще недостаточно тесное, влияния не хватает, и Таджикистан и Узбекистан дали согласие на транспортировку через свою территорию невоенных грузов НАТО в Афганистан. Однако это в случае чего легко перекрывается, а вот военная база с самолетами — закрывается, что гораздо более важно.
Руководство Белоруссии напоказ рассматривает возможность покупки украинского вооружения, а также беспилотных летательных аппаратов израильского производства. Минск готов пойти на эти закупки в том случае, если по своим тактико-техническим характеристикам эти образцы окажутся лучше российских. Однако, как подчеркивается в сообщении, основным партнером в области ВТС для Белоруссии остается Россия.
На мой взгляд — наоборот, стимулирует, не дает застаиваться.
И дело даже не в том, что кредиты могут не вернуть.
Реально беспокоит «реформа» армии, проводимая под руководством министра Сердюкова. Слабо понятно, как вышеописанные правильные действия совмещаются с «реформами» — от действующих частей до сокращения военных вузов.
Честно — не знаю, что сказать. Недостаточно информации.
Но — и это главное — Россия восстанавливает правильную стратегию. А тактика — приложится.
Это и есть главная антикризисная мера, которую нужно развивать дальше. «Дутые» деньги, не обеспеченные золотом доллары и т. д. — эфемерны. Если случится действительно Кризис, тогда будет важен лишь уровень боеспособности армии и флотов.
И, если мы успеем — а, как вижу, уже запрягли и начинаем ехать — тогда пусть сильнее грянет кризис! Нам это будет даже забавно.