РУБРИКИ
- Главная тема
- «Альфа»-Инфо
- Наша Память
- Как это было
- Политика
- Человек эпохи
- Интервью
- Аналитика
- История
- Заграница
- Журнал «Разведчикъ»
- Антитеррор
- Репортаж
- Расследование
- Содружество
- Имею право!
- Критика
- Спорт
НОВОСТИ
БЛОГИ
Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ
АРХИВ НОМЕРОВ
КТО ОХРАНИТ ОХРАНУ?
Конец 2008 года ознаменовался принятием законодателями страны вполне ожидаемых и давно обсуждаемых в средствах массовой информации принципиальных изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации, касающиеся усиления роли государства при осуществлении регулятивных и контрольных функций в отношении частной охранной и детективной деятельности.
Федеральный закон от 22.12.2008 № 272 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности» скорректировал соотношение сил на рынке охранных и детективных услуг, внеся изменения и дополнения в следующие акты: Закон РФ «О милиции», Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», УК РФ, Федеральный закон «Об оружии», Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью», Федеральный закон «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации», Налоговый кодекс РФ, Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», Кодекс РФ об административных правонарушениях, Федеральный закон «О противодействии терроризму». Кроме того, изменения в упомянутых нормативных актах требуют корректировки большого количества действующих подзаконных актов и разработки новых, регламентирующих порядок исполнения измененных законов. В связи с этим будут разработаны и приняты новые Постановления Правительства РФ и ведомственные акты, в том числе в системе органов внутренних дел России.Необходимость осуществлять процедуры охраны и сыска в режиме более строгих правил требует от руководителей и сотрудников частных охранных и детективных организаций ясного и четкого представления о произошедших изменениях в законодательстве.
Нами предлагается раскрытие изменений в законодательных актах, которые могут стать поводом для корректировки субъектами охраны и сыска, как формальных элементов своей деятельности, так и содержания оказываемых услуг.
Так, с вступлением в силу закона частная охранная организация может быть создана лишь в единственной организационно-правовой форме — общество с ограниченной ответственностью.
Частная охранная организация приобретает специальную правосубъектность, то есть не сможет оказывать на рынке иные услуги, кроме охранных.
Далее, устанавливается минимальный размер уставного капитала частной охранной организации, который равен 100000 рублей. При оказании услуг в виде вооруженной охраны имущества, охраны объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, либо декларирования намерения оказывать такие услуги, минимальный размер уставного капитала частной охранной организации устанавливается в размере 250000 рублей. При этом предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал частной охранной организации не может быть более 50 процентов от размера уставного капитала.
Если юридическое лицо осуществляет иную деятельность, кроме охранной, то оно не вправе создавать дочернее общество, оказывающее охранные услуги.
Филиалы частной охранной организации могут создаваться только в том субъекте Российской Федерации, на территории которого эта частная охранная организация зарегистрирована.
Не допускается отчуждение долей (вкладов) учредителем (участником) частной охранной организации, повлекшее за собой появление в уставном капитале доли (вклада) с иностранным участием. В данном случае закон допускает исключение: если международными договорами Российской Федерации предусмотрено право на подобное отчуждение, то указанные выше действия учредителей (участников) по отчуждение долей (вкладов) с описанными последствиями допустимы.
С момента вступления в силу изменений в законе расширяется перечень охранных услуг. Он дополнен возможностью оказывать услуги по обеспечению внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в том числе по охране объектов и (или) имущества и обеспечению внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, имеющих особо важное значение для обеспечения жизнедеятельности и безопасности государства и населения. Их перечень утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
О начале и об окончании оказания охранных услуг, изменении состава учредителей (участников) частная охранная организация будет обязана уведомлять органы внутренних дел в порядке, установленном Правительством РФ.
Законодатель отменил право организаций, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка на договорной (возмездной) основе.
Запрещены вооруженная охрана имущества на территориях закрытых административно-территориальных образований, а также приобретение и использование оружия частными охранными организациями, зарегистрированными и (или) расположенными на их территориях.
Существенным образом закон изменил определение правового статуса охранника, а также отвёл особую роль специальным документам — удостоверению частного охранника и личной карточке охранника. Расширены признаки, в соответствии с которыми лица не могут претендовать на приобретение этого статуса. В их числе:
— отсутствие у претендента профессиональной подготовки для работы в качестве охранника;
— наличие в отношении претендента подготовленного в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и утвержденного руководителем уполномоченного на осуществление действий по лицензированию частной охранной деятельности подразделения федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел, его заместителями, либо министром внутренних дел, начальником управления (главного управления) внутренних дел по субъекту Российской Федерации или лицами, исполняющими обязанности указанных должностных лиц, заключения о невозможности допуска этого претендента к осуществлению частной охранной деятельности в связи с повышенной опасностью нарушения прав и свобод граждан, возникновением угрозы общественной безопасности;
— течение трехлетнего срока после досрочного прекращения полномочий претендента по государственной должности или увольнения с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, из органов прокуратуры, судебных органов, по основаниям, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации связаны с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь государственного служащего, утратой доверия к нему;
— течение годового срока после принятия решения об аннулировании у претендента удостоверения частного охранника по установленным законом основаниям;
— отсутствие у претендента обязательной государственной дактилоскопической регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Кроме того, частным охранникам теперь будет запрещено совмещать охранную деятельность с государственной службой либо выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях.
Вводятся ограничения для состава учредителей (участников) частной охранной организации. Из их числа исключены:
— общественные объединения;
— физические и (или) юридические лица, не соответствующие требованиям, указанным в части четвертой настоящей статьи;
— граждане, состоящие на государственной службе либо замещающие выборные оплачиваемые должности в общественных объединениях;
— граждане, имеющие судимость за совершение умышленного преступления, а также юридические лица, в составе учредителей (участников) которых имеются указанные лица;
— иностранные граждане, граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства, лица без гражданства, иностранные юридические лица, а также организации, в составе учредителей (участников) которых имеются указанные граждане и лица, при отсутствии соответствующего международного договора Российской Федерации.
Закон допускает исключение для учредивших частную охранную организацию лиц, получивших в соответствии с законодательством Российской Федерации право на пенсию по старости, перешедших на работу в общественные организации, работающих в сфере частной охранной либо частной детективной деятельности, либо назначены (избраны) на государственные должности Российской Федерации, которым предоставлено право оставаться участниками этой частной охранной организации.
Для учредителя частной охранной организации данный вид деятельности должен быть основным. Право учреждения частной охранной организации юридическим лицом, осуществляющим иную деятельность, кроме охранной, может быть предоставлено при наличии достаточных оснований в порядке, установленном Правительством РФ. Лицам, назначенным (избранным) на указанные государственные должности, запрещается принимать участие в управлении охранной организацией.
Изменены требования к руководителям частных охранных организаций. Руководитель частной охранной организации должен будет иметь не просто высшее, а высшее профессиональное образование и пройти повышение квалификации для руководителей частных охранных организаций. Обязательным требованием будет являться наличие у руководителя частной охранной организации удостоверения частного охранника.
Также введен запрет на замещение руководителем частной охранной организации государственных должностей Российской Федерации, государственных должностей субъектов Российской Федерации, должностей государственной службы, выборных оплачиваемых должностей в общественных объединениях, а также на вступление в трудовые отношения в качестве работника, за исключением осуществления им научной, преподавательской и иной творческой деятельности.
Значительно детализированы нормы, касающиеся лицензирования частной охранной деятельности и частной детективной деятельности:
— лицензия действует на всей территории Российской Федерации;
— в лицензии указываются вид (виды) охранных услуг, которые может оказывать лицензиат;
— решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении лицензии принимается органом внутренних дел в срок не более сорока пяти дней;
— порядок лицензирования устанавливается положением о лицензировании, утвержденным Правительством Российской Федерации;
— положение о лицензировании должно содержать перечень лицензионных требований и условий по каждому виду охранных услуг, а не к деятельности в целом, как это имеет место в действующем Положении о лицензировании частной охранной деятельности;
За органами внутренних дел закреплены полномочия в области лицензирования частной охранной деятельности/
Кроме того, зафиксированный буквой закона новый порядок лицензирования частной охранной деятельности предоставляет право органам внутренних дел приостанавливать действие лицензии в случае выявления неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензионных требований и условий на срок не более одного месяца, который дается для устранения выявленных нарушений. Если в указанный срок нарушения не устранены, то орган внутренних дел обязан обратиться в суд с заявлением о приостановлении действия лицензии на срок до шести месяцев либо об аннулировании лицензии.
Ужесточены требования к лицам, выражающим намерение осуществлять частную детективную (сыскную) деятельность. Гражданин, не зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, не может претендовать на получение или лишается права обладания лицензией частного детектива. Признаки, при наличии которых гражданин не может претендовать на получение лицензии частного детектива, схожи с прописанными в отношении частного охранника.
С вступлением в силу изменений в Федеральный закон «Об оружии» частные охранные организации будут иметь право приобретать служебные пистолеты и револьверы, изготовленные под патроны травматического действия, гражданское оружие самообороны, за исключением огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, а также получать во временное пользование в органах внутренних дел служебное оружие в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Таким образом, вводится запрет на обладание частными охранными организациями служебного оружия по праву собственности.
Законом Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» зафиксирована норма обеспечения служебным огнестрельным оружием в ходе осуществления частной охранной деятельности. Норма обеспечения оружием определяется с учетом потребности, связанной с оказанием охранных услуг, и не может быть более одной единицы на двух охранников.
Некоторое недоумение вызывает несоответствие наименования Раздела V Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» в новой редакции. Частный детектив, по «букве» закона, исключен из субъектного состава лиц, уполномоченных применять специальные средства и огнестрельное оружие при осуществлении детективной деятельности.
Революционным постулатом новой редакции Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» можно считать исключение из состава субъектов частной охранной и детективной деятельности службы безопасности юридических лиц — обособленные подразделения предприятий для осуществления охранно сыскной деятельности в интересах собственной безопасности учредителя.
В соответствии с вводимыми правилами узаконено право должностных лиц органов внутренних дел проводить проверку прохождения подготовки частных охранников и руководителей охранных организаций, касающуюся пригодности указанных лиц к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия.
В целях осуществления государственного контроля за соблюдением частными детективами и частными охранниками лицензионных требований и условий установлен новый порядок проведения плановых и внеплановых проверок органами внутренних дел.
Основаниями для проведения внеплановой проверки будут являться:
— нарушения лицензионных требований и условий, выявленные в результате проведения плановой проверки;
— информация о создающем угрозу здоровью и жизни граждан нарушении частными детективами и частными охранниками законодательства Российской Федерации, регламентирующего деятельность частных детективов и частных охранных организаций, полученная от органов государственной власти и органов контроля (надзора);
— обращения граждан и (или) юридических лиц с жалобами на нарушение их прав и законных интересов действиями (бездействием) частных детективов, частных охранных организаций либо их работников, а также иная информация, подтверждаемая документами и другими доказательствами, свидетельствующими о наличии такого нарушения.
Федеральным законом от 22.12.2008 № 272 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности» зафиксированы изменения в соответствующие статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовного кодекса Российской Федерации, усиливающие ответственность за нарушения в сфере частной охраны и сыска
Внесенное дополнение в часть первую статьи 137 УК РФ, предусматривающей ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни, выражающееся в незаконном собирании или распространении сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространении этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, существенно усиливает наказание за упомянутые деяния. Нарушение неприкосновенности частной жизни переведено из категории преступления небольшой тяжести в тяжкое преступление, за совершение которого вводится ответственность в виде лишения свободы сроком до четырех лет; в действующей же редакции этой статьи наказания в виде лишения свободы не предусмотрено.
Статья 138 УК РФ, предусматривающая ответственность за нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений, в части совершения указанного деяния лицом с использованием своего служебного положения или специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, дополнена нормой, устанавливающей наказание в виде лишения свободы на срок от одного года до четырех лет; в действующей редакции этой части статьи наказания в виде лишения свободы не предусмотрено.
Часть третья статьи 138 УК РФ изменена корректировкой определения цели, преследуемой субъектом правонарушения при приобретении специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.
Статья 203 УК РФ, предусматривающая ответственность за превышение полномочий имеющим удостоверение частного охранника частным детективом или работником частной охранной организации при выполнении ими своих должностных обязанностей, изложена в новой редакции, четко очерчивающей субъектный состав данного преступления (частный детектив, работник частной охранной организации, имеющий удостоверение частного охранника), условия привлечения лиц, нарушивших указанную статью закона, к уголовной ответственности, а также увеличивающей срок наказания в виде лишения свободы до семи лет за совершение данного преступного деяния с применением насилия или с угрозой его применения, либо с использованием оружия или специальных средств и повлекшее тяжкие последствия.
Изменения, внесенные в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, касаются ответственности за незаконное осуществление частной охранной деятельности и частной детективной деятельности, а также за незаконное использование специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, в частной детективной или охранной деятельности.
В частности, отменена норма, устанавливающая ответственность за создание в организации службы безопасности без специального разрешения (лицензии), в связи с исключением служб безопасности организаций из состава субъектов гражданско-правовых отношений, а также увеличен размер штрафов за вышеупомянутые нарушения.
Подытоживая сказанное, хочется обратить внимание всех коллег, оказывающих услуги в сфере охраны и сыска, что все вышеуказанные изменения в законодательстве действительны с 1 января 2010 года.
Учитывая объем и степень детализации нормативного материала, который придется изучить специалистам, а также неповоротливость как отдельных чиновников, так и системы в целом, — времени на анализ ситуации, на выполнение на основании сделанных выводов соответствующих конструктивных действий и на решение поставленных в связи с этим задач, осталось не так уж и много.
Юридическая фирма ООО «Альфа Спектр-3» предлагает широкий спектр юридических услуг, связанных, в том числе, с изменением / оптимизацией учредительных документов юридических лиц, а также иных профильных услуг, направленных на обеспечение экономической безопасности организаций.
Контактный телефон: +7 (495) 443 70 25