23 ноября 2024 19:07 О газете Об Альфе
Общественно-политическое издание

Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ

АРХИВ НОМЕРОВ

Автор: Юрий Нерсесов
ОТРАВА ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ПИВОВАРНИ

28 Февраля 2009

Показанный по НТВ халтурный и лживый фильм «Ржев. Неизвестная битва Георгия Жукова» представляет интерес, прежде всего, как оружие чёрного пиара.

«НАДО ОБРУШИТЬ ЖУКОВА…»

Над кадрами фильма переквалифицировавшегося в режиссёры телеведущего Алексея Пивоварова отсмеялся уже не один десяток любителей военной истории.

С точки зрения достоверности, картина сделана действительно левой ногой. В кадре мелькают то «Тигры», которых под Ржевом и в помине не было, то Т-34 с 85 мм пушкой, появившиеся на фронте почти через год после освобождения города. Командующий окружённой немцами 33 й армии общается с Москвой по телефону. Периодически появляются загадочные карты, на которых Красная Армия наступает по уже освобождённой территории, а вермахт, кроме Ленинграда полностью блокирует Сталинград. Созданный в 1939 году разведывательно-диверсионный полк «Бранденбург-800» объявляется командой русских перебежчиков… Перечислять все неточности и откровенные ляпсусы — газеты не хватит!

Если съёмочная группа собиралась сотворить максимально близкую к реальности документальную картину, — она полностью провалилась. Однако, в качестве оружия чёрного пиара работа, несомненно, удалась! Об этом свидетельствуют и тысячи сообщений в Интернете от радостных зрителей, которым наконец то зарезали правду-матку!

Давайте посмотрим: против кого направлена агитка и с помощью каких специй нас заставляют под видом первосортного баварского пить тухлятину из НТВ-шной пивоварни.

По свидетельству президента Академии Военных наук РФ генерала Махмуда Гареева, главный идеолог перестройки Александр Яковлев однажды якобы сказал, что, развенчивая действия советского руководства в годы Великой Отечественной войны: «Надо обрушить Жукова, тогда остальные сами повалятся».

Говорил, ли покойный Яковлев что то подобное можно узнать разве что на спиритическом сеансе, однако в последние годы основной мишенью профессиональных разоблачителей и вправду всё чаще становится не Сталин, а Жуков. На него переключился беглый предатель Владимир Резун. Георгий Константинович назначен главным злодеем и у Пивоварова.

Жульничество начинается уже с названия «Ржев. Неизвестная битва Георгия Жукова» Складывается впечатление, что о боях под Ржевом до сих пор ничего не писали, а товарищ маршал 14 месяцев безвылазно сидел под городом и без передышки штурмовал его, зазря проливая реки крови.

На самом деле в последние годы о боях вокруг Ржева выпущено изрядное количество книг, написанных с самых разных позиций. Даже в советскую эпоху любой интересующийся историей Второй Мировой войны мог прочесть о происходивших там боях в воспоминаниях самого Жукова, мемуарах командира 1 го гвардейского кавалерийского корпуса генерала Павла Белова, дневнике начальника германского Генштаба Франца Гальдера и других работах.

Нелепо описывать сражения вокруг Ржева и Вязьмы как одну супербаталию под командованием Жукова. С января 1942 го по апрель 1943 го там имели место четыре крупных наступления советских войск. Первая Ржевско-Вяземская (8 января — 20 апреля 1942 года), первая Ржевско Сычевская (30 июля -23 августа 1942 года), вторая Ржевско Сычевская (25 ноября-20 декабря 1942 года) и вторая Ржевско-Вяземская (2 31 марта 1943 года). Георгий Константинович участвовал только в первых трёх, а общее руководство осуществлял лишь в обеих Ржевско Сычевских операциях. В сентябре 1942 года, когда 30 я армия Калининского фронта штурмовала Ржев, Жуков вообще находился под Сталинградом.

Первая Ржевско-Вяземская операция и сопутствующие ей бои, которым посвящена почти половина фильма, проводилась силами Западного фронта под командованием Жукова и Калининского фронта, который возглавлял генерал Иван Конев. На самой западной части образовавшегося в ходе боёв Ржевского выступа в боях участвовала 4 я ударная армия Северо-Западного фронта. Однако она в фильме не упоминается вообще, Конев, мелькнув в одном кадре, исчезает почти до конца и получается, что за все неудачи сражения отвечает только Георгий Константинович! В том числе и за потерявшую две трети личного состава в окружении 29 ю армию Калининского фронта, к которому он тогда отношения не имел.

Замечательный пропагандистский приёмчик! Он позволяет все жертвы первой Ржевско-Вяземской операции, которые почти вдвое превосходят потери Красной Армии в остальных трёх наступлениях приписать исключительно товарищу Жукову! На него же записываются и 39 я армия с 11 м кавалерийским корпусом, погибшие в Холм-Жирковском выступе в июле 1942 года. Немцы успешно «завязали» вдающийся в Ржевско-Вяземский плацдарм «мешок», но произошло это опять же на Калининском фронте.

Само собой, потери в боях вокруг плацдарма объявляются многократно превышающими официальные. Реально в четырёх наступлениях наши войска потеряли 433037 человек убитыми, умершими от ран и пропавшими без вести, многие из которых потом были освобождены из плена или обнаружились в партизанских отрядах. Уничтожение Холм-Жирковского выступа обошлось ещё в 51458 погибших, пленных и пропавших. Остальные бои эту статистику существенно не меняют, однако в фильме появляются то 800, то 900 тысяч одних убитых! На каком основании? Поисковые группы до сих пор останки находят!

Пивоваров полный идиот и не знает, что непохороненные бойцы всё равно числятся погибшими и пропавшими без вести? Разумеется, знает! Но, поскольку такое враньё звучит убедительно, брешет и не краснеет. Для воздействия же не только на разум, но и на эмоции зрителей благообразные немецкие ветераны постоянно рассказывают, как славянские унтерменши толпами валили на их пулемёты, а сами герои вермахта страдали в основном от холода и переутомления.

КАК МАРШАЛ ЖУКОВ ГЕНЕРАЛА ЕФРЕМОВА ПОБЕДИЛ

Поскольку погибшая на реке Угре 33 я армия генерала Михаила Ефремова, в отличие от 29 й и 39 й, входила в состав Западного фронта, ей посвящена целая треть фильма! Складывается впечатление, что Жуков со Сталиным были озабочены не победой над врагом, а исключительно уничтожением ненавистного командарма, фигура которого раздувается до гигантских размеров и окутывается туманом неразгаданных тайн.

Михаила Григорьевича называют знаменитостью, так и не объяснив, чем именно он отличается от остальных военачальников. Ему приписывают командование Брянским фронтом, хотя он лишь месяц был заместителем комфронта. В одном из кадров карта Европы покрывается жирными чёрными стрелами. Они символизируют немецкие дивизии идущие громить персонально Ефремова. На руку немцам играет Жуков. Он долго и бессмысленно запрещает подчинённому прорываться из окружения, а когда разрешает, не наносит деблокирующий удар с фронта и губит всю армию!

История 33 й армии тут ключевая и поэтому методы агитпропа используются разнообразнейшие. От прямого вранья (на самом деле встречный удар войск Западного фронта был нанесён, но выводить из кольца оказалось почти некого), до замалчивания просчётов самого Михаила Григорьевича и численности его войск.

Не говорится, что на Угре погибла не вся армия, а только три стрелковые дивизии, общая численность которых перед попаданием в «котёл» не превышала 20 тысяч человек. Конечно, их гибель — всё равно трагедия, но масштаб её столь явно преувеличивается, что становится понятным: авторам глубоко плевать на погибших и они преследуют чисто технологическую цель. Ефремовым стараются посильнее врезать по репутации Жукова, как в 80 е годы по образу Сталина лупили сперва самим Жуковым и Лениным, а потом Бухариным и другими «верными ленинцами». Когда задача была выполнена, «верных ленинцев» мгновенно перестали превозносить и объявили такими же кровавыми извергами, как и сам Иосиф Виссарионович.

Не говорится в фильме и о судьбе соединений, окружённых по соседству. Правда Пивоваров указывает, что у Дорогобужа попал в кольцо ещё и 1 й гвардейский кавалерийский корпус, но о его дальнейших действиях ни слова. Потому что Белов в июне 1942 года удачно из окружения вышел, причём не только с кавалерией, но и с 8 м воздушно десантным корпусом, пятью лыжными батальонами и 329 й стрелковой дивизией 33 й армии. Не пожелай Ефремов непременно пойти своим путём, тоже вышел бы, но об этом зрителям знать не положено.

ЧТО ЭТО БЫЛО, ЧЬЯ ПОБЕДА?

Пивоваров и компания сквозь зубы признают, что бои за Ржев и Вязьму, хоть и закончились поражением Красной Армии, но зато сковали значительные силы немецких войск, не дав возможность перебросить их под Сталинград.

Это правда, но далеко не вся. На самом деле немцы удерживали Ржевско-Вяземский выступ, видя в нём важнейший центр коммуникаций и плацдарм для повторного наступления на Москву. Франц Гальдер называл Ржев и Сычевку «главными опорами нашего продвижения на Восток». Генерал Хорст Гросманн уже после войны написал книгу с красноречивым названием «Ржев — краеугольный камень Восточного фронта». В других германских источниках фигурируют не менее броские эпитеты «трамплин для прыжка на Москву», «кинжал, нацеленный на Москву» и «пистолет, приставленный к сердцу России».

Ни малейшего преувеличения тут нет. Летом-осенью 1942 го атака на столицу от Ржева в разгар германского наступления на юге создавала для СССР серьёзные проблемы. Чисто оборонительная тактика могла и не сработать. Итоги операции «Синяя», которую Сталин, по мнению пивоваровской братвы проглядел, показали: даже располагая абсолютным превосходством в силах, ждать наступления немцев смертельно опасно. Командование Брянского фронта за месяц до её начала перешло к обороне, получила вдвое больше танков, чем противник и даже имело точный план его действий, но немцы к Воронежу всё равно прорвались. Под Москвой подобный прорыв угрожал катастрофой, но в похожей ситуации находились и гитлеровцы. Проникновение крупных сил Красной Армии вглубь Ржевского плацдарма, могло стать для них смертельным. Неудивительно, что обе стороны неоднократно пытались перехватить друг у друга инициативу.

Историк Андрей Исаев напоминает, что советские наступления сорвали запланированные гитлеровцами операции. Одна из них получила название «Смерч» и предусматривала наступление от Вязьмы и Козельска с целью ликвидации войск Западного фронта в районе Кирова. Вторая, названная «Огненным болотом» предусматривала удары от Ржева и Демянска, с окружением и уничтожением главных сил Калининского и Северо-Западного фронтов, растянутых по огромной дуге Нелидово — Демидов — Великие Луки — Холм.

Поэтому немцев решили упредить. Три армии Западного фронта 6 июля 1942 года начали наступление из Кировского выступа на Жиздру, 30 июля ударил по западному фасу Ржевско-Вяземского плацдарма Калининский фронт, а 4 августа главные силы Западного фронта атаковали его восточный фас.

Планы гитлеровцев, вынужденных срочно затыкать дыры в трещащем фронте были сорваны. Самым опасным оказался прорыв 20 й и 3 й армий, — между Ржевом и Гжатском. Дивизии, предназначенные для атаки Кировского выступа с северо-запада, пришлось срочно перебросить к месту прорыва, где они смогли остановить советские войска. «Прорыв удалось предотвратить только тем, — вспоминал немецкий генерал Курт Типпельскирх, — что три танковые и несколько пехотных дивизий, которые уже готовились к переброске на южный фронт, были задержаны и введены сначала для локализации прорыва, а затем и для контрудара».

Атака Кировского выступа с юга оказалась возможной лишь после ввода в бой переведённых из под Воронежа 9 й и 11 й танковых дивизий, но контрнаступление Красной Армии отбросило немцев обратно. К концу августа бои прекратились и лишь в окрестностях Ржева и в самом городе они продолжались ещё месяц. Успехи советских войск ограничились взятием маленького городка Зубцова, но и наступление немцев провалилось. Им пришлось не только отказаться от последующей отправки войск под Сталинград, но и усиливать группу армий «Центр» 12 дивизиями с юга, из Западной Европы и тыловых районов.

Двойную задачу преследовало и третье наступление Калининского и Западного фронтов, известное как операция «Марс». Прославленный советский разведчик Павел Судоплатов указывал, что его планы были сознательно выданы немцам, дабы отвлечь их от Сталинграда, где готовился основной удар под кодовым именем «Уран». Ряд историков придерживаются таких же взглядов, но другие указывают, что фаворитом первоначально считалось именно центральное направление, где сосредотачивались куда более значительные силы, а наступление началось почти на неделю позже.

Действительно, к середине ноября 1942 года к операции «Уран» готовились 1.1 миллиона человек, 15501орудие и миномёт, 1463 танк и самоходное орудие, а к операции «Марс» — 1.89 миллиона человек, 24682 орудия и миномёта, 3375 танков и самоходных орудий. На первый взгляд, основное наступление Красной Армии и вправду готовилось под Москвой. Однако бОльшая численность далеко не всегда является свидетельством нанесения главного удара.

Во время войны за Испанское наследство, командующий французской армией маршал Жан Виллар 24 июля 1712 года бросил в атаку на австрийские позиции у Денена менее четверти своей 105 тысячной армии, пока остальные части находились в резерве или проводили демонстративные атаки. Тем не менее, французы одержали блестящую победу. Во время Нормандской операции союзники 18 июля 1944 года отправили в бой на вспомогательном направлении южнее французского городка Кана 3 танковые дивизии и 6 танковых бригад, а на главном в районе Сент-Ло — лишь 4 танковые дивизии. Прорыв у Кана не удался, но 7 немецких танковых дивизий завязли в боях за его развалины, 2 оставшихся оказались слишком слабы, чтобы заткнуть дыру у Сент-Ло и вермахту пришлось оставить Нормандию.

То же самое произошло и в ноябре 1942 года, но с одной существенной поправкой. Поскольку половину гитлеровских войск на Волге составляли румыны, итальянцы и хорваты, перевес Красной Армии оказался там куда значительнее, чем казалось исходя из чистой арифметики. Начавшееся 19 ноября наступление опрокинуло румын и советские танковые колонны устремились в тыл 6 й армии Паулюса. Затем 24 25 ноября советские войска атаковали и на центральном участке фронта, изрядно запутав вражеское командование. По всем правилам военной науки главный удар следует наносить позже отвлекающего, и бОльшими силами, а коли так и происходит, значит, под Сталинградом русские проводят лишь демонстрацию.

По воспоминаниям командующего З-й ударной армией Кузьмы Галицкого, Жуков, инструктируя его перед наступлением на Великие Луки, сказал: «Все эти удары, взаимодействуя между собой, обеспечивают начавшееся сегодня контрнаступление советских войск под Сталинградом, сковывают резервы врага. Такова основная роль и 3 й ударной армии. Возьмёте вы Новосокольники или нет, все равно, — задачу будем считать выполненной, если притянете на себя силы врага и он не сможет их снять с вашего участка для переброски на юг…».

Так и случилось. Наступление советских войск на западном и северо-западном направлениях оказалось успешным под Великими Луками, где окружённый немецкий гарнизон был полностью уничтожен 16 января 1943 года. Наступление на Ржевско-Вяземский выступ захлебнулось раньше, но свою роль оно сыграло.

В решающие дни операции под Сталинградом парировать удары Красной Армии оказалось нечем. Части 11 й, 17 й и 19 й танковых дивизий группы армий «Центр» появились слишком поздно. Окруженная 6 я армия не дождалась помощи и сдалась. Затем последовал удар по итальянцам и венграм южнее Воронежа, и весь южный фланг вермахта стремительно покатился назад. Весной 1943 года советские войска взяли Курск и, приближаясь с юга к Орлу, угрожали выйти в тыл группе армий «Центр». Чтобы остановить их, пришлось срочно сокращать фронт, оставив Ржев и Вязьму.

В целом многомесячные сражения вокруг Ржевско-Вяземского выступа завершились вничью. Вермахт отбил все попытки Красной Армии уничтожить плацдарм и оставил позиции в полном порядке. Однако и наша армия не позволила лучшему воинству Европы ни разрядить направленный на Москву пистолет, ни спасти своих товарищей, гибнувших в Сталинграде.

Оцените эту статью
2048 просмотров
нет комментариев
Рейтинг: 5

Написать комментарий:

Общественно-политическое издание