РУБРИКИ
- Главная тема
- «Альфа»-Инфо
- Наша Память
- Как это было
- Политика
- Человек эпохи
- Интервью
- Аналитика
- История
- Заграница
- Журнал «Разведчикъ»
- Антитеррор
- Репортаж
- Расследование
- Содружество
- Имею право!
- Критика
- Спорт
НОВОСТИ
БЛОГИ
Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ
АРХИВ НОМЕРОВ
РОССИЯ В ЭПОХУ ТЕРРОРА
В канун 35 летия Группы «А» КГБ-ФСБ редакция газеты «Спецназ России» попросила ответить на вопросы президента Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа», депутата Московской городской Думы полковника Сергея Гончарова.
— Сергей Алексеевич, Вы — один из признанных в стране экспертов по терроризму. К Вам часто обращаются за комментариями. Так скажите, терроризм — это надолго, быть может, навсегда?— Терроризм — это всерьез и надолго. Может быть, навсегда. Впрочем, организованное насилие, которое мы понимаем под этим явлением, сопровождало человечество на протяжении всей его истории. Менялись эпохи, появлялись и гибли великие империи. Но всегда находились силы, использовавшие терроризм как способ достижения своих политических целей.
Так что не будем драматизировать сам факт долговечности терроризма. Он был, есть и будет. Вопрос, как мне представляется, заключается в другом: насколько можно нейтрализовать это зло в масштабе человечества и применительно к России?
— Ответ на этот вопрос приобретает особую актуальность в канун 35 летия Группы «Альфа» КГБ-ФСБ.
— Я — офицер спецназа КГБ, отдавший значительную часть жизни борьбе с терроризмом. Поэтому я постараюсь не гадать, а прогнозировать возможное развитие ситуации на основании фактов. Что мы имеем. Развитие Запада в сторону «общества потребления» породило ответную волну со стороны Востока. Как говорится, на каждый хитрый Рим найдется гунн с винтом. Те «общечеловеческие» ценности, что распространяются по миру, встречают все большее противодействие.
— Ирония судьбы заключается в том, что Запад собственноручно вскормил эту грозную силу.
— И она теперь ему противостоит, словно подземный пожар. Имя ему — радикальный ислам, он же ваххабизм. С начала 1980 х годов в лагерях, разбросанных по территории Пакистана, обучалась и натаскивалась на убийства «кафиров» и «мунафиков» эта осколочно-подрывная сила, направленная на тот момент против Советского Союза и его афганских союзников в Кабуле. Но прошло время, и джинн с бородой бен Ладена вырвался на оперативный простор современной цивилизации. Бумеранг вернулся самолетами, протаранившими здания небоскребов близнецов в Нью-Йорке.
Я специально оставляю в стороне вопрос о загадках 11 сентября. Достаточно ознакомиться с материалами, которые обнародовал итальянский журналист и депутат Европарламента Джульетто Кьеза. Вопрос в другом. На наших глазах тот тут, то там проявляется столкновение двух цивилизаций — Запада и Востока, и это противостояние, имеющее глубокие мировоззренческие корни, находит свое выражение в форме терроризма. «Карикатурный скандал» в Дании был только поводом, зафиксировавшим растущее глубинное, тектоническое напряжение.
Вообще исламские радикалы могут сказать большое «спасибо» администрации Дж. Буша-младшего за тот испытательный полигон, который она создала им на территории фактически распавшегося Ирака. Школу «иракского джихада» прошли тысячи боевиков. Где они будут применять полученный опыт диверсионной и партизанской борьбы — вопрос!
— Эпидемия радикального ислама охватывает народы и континенты. Практически по всей Старой Европе существуют и активно действуют, набираясь идеологического и подрывного опыта, ячейки «параллельного ислама».
— Исламисты вербуют активных сторонников в среде новых диаспор, которые, не смешиваясь с коренным населением, набухают, словно тесто на дрожжах. Закваской служит версия эрзац-ислама — предельно упрощенного, лишенного глубоко мистического смысла, присущего нашим суфиям и тарикатистам, крайне агрессивного и нетерпимого во всех своих проявлениях. Одним словом, готового действовать по указке теневых «шейхов» и «амиров».
Добавим к этому юридическое оформление в Европе — на Балканах — оффшорной зоны терроризма, криминала и организованной преступности, именуемой теперь «Республикой Косово». Фактически, Старый Свет получил на свою крайне неумную голову балканскую Ичкерию со всеми вытекающими из этого факта последствиями. Только безумцы могли пойти на столь самоубийственный шаг, вооружая и политически прикрывая Приштину. Его негативные последствия начнут сказываться… в ближайшем, я полагаю, будущем.
Поэтому, говоря о ситуации в мире, мой прогноз крайне неутешителен. Запад не собирается отказываться (да он, похоже, уже и не может этого сделать!) от экспорта своих оберточных «ценностей». От убогой «политкорректности» и развращающей «толерантности». А Восток, почувствовав «первобытную» силу, все больше становится подвержен радикальному воздействию идеалистов фанатиков и тех, кто извлекает из организованного насилия высокую меновую стоимость и решает свои политические вопросы.
— Естественно, что положение дел в мире не может не отражаться на России — стране, которая первой подверглась агрессии международного терроризма и смогла выдержать этот свирепый натиск ценой больших человеческих жертв и лишений.
— Россия смогла уберечь свой народ от лобового межрелигиозного противостояния, на чем, собственно, и строился расчет зарубежных центров влияния и разноплеменных наемников. Как мне представляется — и это, замечу, отнюдь не только моя личная позиция, — нам нужно четко осознать одну простую, в общем то, истину: Россия не является ни Западом, ни Востоком. Россия — особая цивилизация, и чем последовательнее мы будем возвращаться к своим корням, к своим базовым ценностям, тем это благотворнее будет сказываться на психологическом климате в стране и ее безопасности в целом.
— Что значит, по Вашему мнению, приверженность традиционным ценностям?..
— Это подлинное, а не «квасное» уважение своего Отечества, своей малой Родины — города, села. Своей семьи. Это противодействие пороку — в том числе на телевидении, которое, по сути, подрывает духовную безопасность государства Российского, калеча сердца и души нашей молодежи. Да тот же терроризм… достаточно ознакомиться с сеткой вещания крупнейших телеканалов, чтобы понять всю ту бездну информационного насилия, что ежедневно обрушивается на всероссийскую аудиторию.
Давайте смотреть правде в глаза: следование западным «ценностям» формирует, в том числе, ту критическую среду, из которой менеджеры экстремизма и международного террора вербуют на Северном Кавказе и в Поволжье свои кадры. Москва изображается как этакая «вавилонская блудница». К сожалению, оснований считать ее таковой предостаточно. То есть мы сами даем нашим врагам аргументы против себя же. Может быть, хватит?..
Критически оценивая западный опыт, мы, тем ни менее, должны взять все лучшее, что дала миру Западная цивилизация. В первую очередь, уважительное отношение к правам человека — не молиться на них, не возводить в абсолют, подменяя содержание формой, но претворять в жизнь в качестве поведенческой доминанты на всех уровнях власти.
— Что Вы думаете, в этой связи, о высказываниях президента Дмитрия Медведева в Махачкале во время посещения филиала Центра специального назначения ФСБ России?
— Мне очень импонируют его высказывания и действия, направленные на искоренение «дикости и варварства», на борьбу с тотальной коррупцией и мздоимством. А то, что показали ему в Махачкале сотрудники «Альфы», — это квинтэссенция всего уникального боевого опыта, накопленного в подразделении за 35 лет боевой вахты Группы «А».
По словам главы государства, развитию негативных явлений в некоторых регионах ЮФО способствуют «и сохраняющаяся относительная бедность населения, очень высокий уровень безработицы, огромные масштабы коррупции, чудовищные просто масштабы коррупции, системные деформации в государственном управлении на региональном уровне, когда эффективность органов власти является крайне низкой. И, к сожалению, зачастую — везде, но, зачастую, это сопровождается и утратой доверия к власти, утратой авторитета власти. Этого допускать нельзя».
Правовой нигилизм порождает несправедливость, включая ее социальные аспекты, а отсюда рукой подать до экстремизма и терроризма. Каким образом? Приведу такой пример: произвол со стороны части работников силовых структур на Северном Кавказе заставляет некоторые горячие головы искать кровавое «утешение» в рядах ваххабитского подполья. А там всегда подскажут, «кто виноват» и «что делать».
— Особо тяжелое положение дел с соблюдением прав человека и гражданина сложилось в Ингушетии.
— Назначение главой республики Героя России Юнус-Бека Евкурова было шагом давно назревшим и жизненно необходимым (потому и удар преступников пришелся именно по нему). И не только для этой маленькой республики. Очень надеюсь, что у этого мужественного и волевого человека, боевого офицера десантника, все получится и, выйдя скоро из госпиталя, он продолжить начатое. Бог ему в помощь!
…Нужно ли говорить, что борьба с ним предстоит не на жизнь, а на смерть. Гибнут люди… Из боя не выходят наши боевые товарищи, оставляя дома родителей, жен и детей. Вот почему эта борьба требует целого комплекса скоординированных усилий властей и мобилизации всего гражданского общества. Принцип моя «хата с краю» не проходит. Мы — на передовой!
Страна должна свято чтить память тех, кто положил свои жизни на алтарь борьбы с террором — бойцов специальных подразделений. Равнодушие со стороны чиновников к нуждам семей, потерявших на этой необъявленной войне своих мужей и сыновей, я бы приравнял к государственному преступлению. Со всеми вытекающими последствиями.
Военно-патриотическое воспитание молодежи, как часть национальной безопасности, не может быть уделом энтузиастов из числа отставных военных и ветеранских организаций бывших сотрудников спецслужб и элитных армейских подразделений. Это — прерогатива государства, заботящегося о своем будущем.
— Пример профанации благого дела — повальная мода на «георгиевские» и гвардейские ленточки. Те самые ленты, что украшают ордена Святого Георгия Победоносца и солдатской Славы, нынешней весной, накануне очередной годовщины Великой Победы, некоторые человеческие экземпляры повязывали… да куда их только не повязывали! На ботинки, на сумки и брючные ремни, на нелепых покемонов…
— Иначе как святотатством, оскорблением воинских цветов я этого назвать не могу. Кстати, возращение к традиции предполагает и бережное отношение к памяти и символам воинской доблести — как царского и советского, так и нынешнего времени.
…Лет десять назад в нашей среде был популярен такой плакат. Надпись на нем гласила: «Терроризм — это болезнь». И крупным планом боец спецназа: «Доктор пришел, встречайте!». Ну, что то в этом роде. Так вот лечить нужно все наше общество, отравленное «перестройкой» и ядом «лихих девяностых», когда буквально на глазах расползалась государственная ткань. Когда рушились идеалы Державы и попирались святыни Веры.
Излечившись душевно — как народ! — мы будем способны противостоять грозным вызовам нынешнего века, включая международный терроризм.
— Сергей Алексеевич, Вы возглавляете ветеранское сообщество Группы «А» с октября 1992 года. Если вкратце, что такое нынешняя Ассоциация «Альфа»?
— По сути, воинское братство. По форме — закрытая корпоративная организация, которая, несмотря на все попытки расколоть нас извне, сохраняет единство рядов. У нас два депутата Государственной Думы, один от «Единой России» — Игорь Вячеславович Баринов, другой — Олег Иванович Денисенко, он прошел в парламент по списку КПРФ. Два депутата столичного парламента от тех же двух партий: Виктор Александрович Трифонов и я. Около пятисот членов. Шесть школ, носящих имена погибших сотрудников «Альфы» — в Москве, Подмосковье, Воронеже и Рязанской области. И незапятнанное имя.
После декабрьских выборов 2007 года меня часто спрашивали о том, как будут находить общий язык наши депутаты, коль скоро они принадлежат к таким разным организациям. И я, не вдаваясь в политические нюансы, отвечал: «альфовское» боевое братство нерушимо, это наглядно показали последние пятнадцать лет, что существует наша корпоративная структура. И вне зависимости от различий, которые имеются между «Единой Россией» или КПРФ, наше братство продолжает существовать в реальном измерении конкретных дел и проектов. Так оно и получилось в дальнейшем.
— Существуют ли ограничения для приема в Ассоциацию?
— Наш устав четко регулирует этот вопрос. Членами организации могут быть сотрудники, прослужившие в «Альфе» не менее пяти лет. Или те, кто получил ранение или контузии, кто отмечен государственными наградами за выполнение боевых задач в составе подразделения. Никто другой вступить в нашу организацию не может. Хотя желающих хватает.
На прошедшем весной 2009 года Общем собрании Ассоциации «Альфа» в устав нашей организации внесены поправки, изменившие ее статус с регионального на международный. После того, как они пройдут государственную регистрацию, мы сможем существенно расширить свою членскую за счет ветеранов Группы «А», которые проживают в республиках бывшего Советского Союза, а также представителей регионального спецназа ФСБ.
— В качестве многолетнего руководителя Ассоциации Вы можете наблюдать судьбы многих своих коллег и товарищей, оставивших службу. Как они складываются?
— По-разному. Большинство нашло себя в гражданской жизни, кто в бизнесе, кто в творчестве. Но были и те, кто не выдержал огромных психологических нагрузок. Говорю откровенно, как есть. Это сейчас можно обратиться к психологу, чтобы внести нужные коррективы, а раньше каждый сам, как умел, выводил себя из затяжного стрессового состояния.
— Когда пытаются помочь всем, не помогают никому.
— Поэтому мы пошли другим путем. Мы помогаем своим офицерам, их семьям. Сегодня в структуре Ассоциации «Альфа», которой в октябре 2009 года исполнилось семнадцать лет, насчитывается больше 150 различных структур: банковских, страховых, охранных, юридических, аналитических, которыми руководят бывшие сотрудники нашего подразделения. Эти структуры завоевали достаточно высокий имидж в сфере бизнеса. Благодаря этому мы имеем возможность осуществлять свою социально-благотворительную деятельность и помогать боевому подразделению. Хотя, конечно, экономический кризис внес свои существенные коррективы, отразившись на финансовом положении многих наших структур. Говорю как есть, без прикрас. Однако все свои социальные обязательства мы выполняем полностью.
Руководство Центра специального назначения считает Ассоциацию «Альфа» одним из отделов нашего Управления «А», седьмым по счету. Кстати, около 20 % членов нашей организации являются действующими сотрудниками. Я еще раз хочу от имени ветеранского сообщества Группы «А» хочу от всей души поздравить личный состав с юбилеем и пожелать боевой удачи, оперативной мудрости, моральной и физический выносливости. Счастья и благополучия. С праздником!