23 ноября 2024 20:58 О газете Об Альфе
Общественно-политическое издание

Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ

АРХИВ НОМЕРОВ

Главная тема

Автор: Павел Евдокимов
ПЛАМЯ КАБУЛА

30 Ноября 2009
ПЛАМЯ КАБУЛА

Тридцать лет назад в сознание советского народа прочно вошло понятие «Афганистан». Не только как название соседней страны, но как сильный эмоционально-психологический фактор, до сих пор оказывающий воздействие на судьбы целого поколения «афганцев». На судьбы страны.

Несмотря на то, что война началась с ввода на территорию ДРА Ограниченного контингента войск СА, основные события развивались в Кабуле 27 28 декабря 1979 года. Тогда сводные отряды, состоявшие из спецназа КГБ и ГРУ, десантников и пограничников, захватили ключевые объекты афганской столицы и обеспечили успех операции «Байкал-79». Генеральный штаб, Министерство внутренних дел («Царандой»), ЦК НДПА, штабы ВВС, ПВО и Центрального армейского корпуса, КАМ (служба безопасности), Центральный телеграф, радио и телецентр, тюрьма для политических заключенных Пули-Чархи — все это оказалось под контролем спецназа и «голубых беретов»

Однако в рамках операции «Байкал-79», подобно русской матрешке, скрывалась еще одна масштабная силовая акция по взятию дворца Амина. Ее кодовое наименование «Шторм-333». Без нее бы все остальные действия не имели никакого смысла.

Если оценивать события декабря 1979 го, то штурм Тадж-Бека и ввод Советских войск в Афганистан преследовал одну-единственную цель: сменить политическое руководство и привести к власти Бабрака Кармаля. Что и было осуществлено.

В рамках настоящей статьи мы не будем обсуждать, насколько оправданным был бросок на юг. Ограничимся лишь констатацией факта: тогдашний премьер-министр А. Н. Косыгин выступал категорически против акции, а потому был устранен от принятия окончательного решения «малым Политбюро ЦК».

Не будем описывать и то, какие усилия прилагали начальник Генерального штаба маршал Н. В. Огарков, начальник Главного оперативного управления ГШ В. И. Варенников и Главнокомандующий Сухопутными войсками генерал армии И. Г. Павловский. Их принципиальная и обоснованная позиция, которую они отстаивали перед руководством страны, не была учтена.

Действия спецназа в Кабуле — вот дата в истории. Его подвигу посвящена эта статья.

За последние годы стараниями прессы и недобросовестных исследователей возникли целые завалы полуправды и откровенной лжи. Оказывается, акцию по взятию объекта «верхней строки» (кодовое наименование дворца Амина) и устранению кровавого диктатора осуществили кто угодно, но только не главные участники событий. Иногда даже какие то мифические отряды и структуры.

Что ж, людям свойственно ошибаться и заблуждаться. Однако живы те, кто совершил этот подвиг — выполнили приказ, несмотря на все отрицательные к тому предпосылки. И мы можем только предполагать, как развивались бы события, окажись этот объект не по зубам.

Правда того декабрьского вечера, разделившая историю на «до» и после» Афганистана, такова: аминовский укрепрайон в престижном районе Дар-уль-Аман был взломан, резиденция — взята лобовым штурмом. Впереди действовали нештатные боевые группы «Зенит» и «Гром». Именно последний, укомплектованной лучшими, по сути, сотрудниками «Альфы», удалось первой зайти во дворец и, с боем прорвавшись на второй этаж, решить поставленную задачу.

Чтобы избежать возможных кривотолков и обвинений в предвзятости, восстановим основную хронологию тех месяцев, которые предшествовали развязке.

Март-май 1979 года. Первая командировка «Альфы» в Афганистан. Обеспечение личной безопасности Чрезвычайного и Полномочного посла СССР в Афганистане А. М. Пузанова и его семьи, представителя КГБ СССР генерал-лейтенанта Б. С. Иванова, а также военных советников в нескольких провинциях ДРА: Гардезе, Мазари-Шарифе, Герате, Джелалабаде и Кандагаре.

26 апреля секретной директивой ГРУ на базе 15 й отдельной бригады специального назначения ТуркВО формируется 154 й ооСпН. Переброшенный в Кабул, он занял стратегически важную позицию на подступах к Тадж-Беку и обеспечил «Гром» и «Зенит» бронетехникой для броска к цели.

5 июля в Кабул сроком на два месяца прибыла специальная группа разведчиков диверсантов, действовавших по документам прикрытия: ОСН «Зенит». Ее численность составила сорок человек. Руководитель — начальник легендарного КУОСа полковник Г. И. Бояринов — будущий первый Герой Советского Союза афганской войны, погибший при штурме Тадж-Бека.

7 июля на базе ВВС Баграм под Кабулом один за другим приземлились три военно-транспортных самолета Ан-12. Они доставили батальон «голубых беретов». Позднее он вошел в состав 345 го отдельного парашютно десантного полка. Им был взят под контроль аэродром.

4 сентября основная группа «Зенита» вылетела в Союз, а 19 сентября в Кабул прибыл второй состав. Добытые «зенитовцами» ценнейшие сведения позволили составить объективную картину положения дел в стране, а также досконально изучить стратегически важные объекты, что сыграло свою определяющую роль при проведении операций в декабре 1979 го.

Таким образом, в течение лета 1979 года избранная тактика точечного проникновения в Афганистан дала свои результаты и позволила создать базу для последующих активных и масштабных действий.

7 27 декабря 1979 года. Ташкент — база ВВС Баграм. Сотрудникам «Альфы» поручено обеспечение физической защиты будущего главы НДПА и ДРА Бабрака Кармаля и его ближайших соратников накануне государственного переворота. Их подопечные были взяты под охрану в Москве, сопровождены в Ташкент, где находились на даче кандидата в члены Политбюро ЦК КПСС, первого секретаря ЦК Компартии Узбекистана Ш. Р. Рашидова, а затем тайно переправлены на базу афганских ВВС под Кабулом.

После несостоявшейся попытки государственного переворота Кармаль и его доверенные люди были экстренно возвращены в Ташкент, но через некоторое время опять скрытно доставлены в Баграм, где, охраняемые сотрудниками «Альфы», дожидались исхода операций «Шторм-333» и «Байкал-79».

24 декабря. Группа «Гром» прибывает в Кабул и 25 го небольшими партиями перебрасывается на позиции внешней охраны Амина — в расположение «мусульманского» батальона ГРУ. Начинается обратный отсчет времени.

25 декабря — с 16.15, в течение 47 часов, в среднем каждые пятнадцать минут, на афганскую землю приземлялись «борта» советской военно-транспортной авиации. 343 самолето-рейса были совершены для переброски личного состава и боевой техники, в том числе 66 рейсов Ан-22, 77 рейсов Ил-76, 200 рейсов Ан-12. В Кабул и Баграм было доставлено 7,7 тысячи десантников, 894 единицы боевой техники и 1062 тонны различных грузов.

Впоследствии воздушно десантную операцию по переброске на аэродромы Кабула и Баграма 103 й дивизии ВДВ и 345 го парашютно десантного полка военные историки назовут стратегической. Это действительно было невиданное по масштабу и исполнению военное действо.

26 декабря. Спецназ КГБ готовится к штурму. Последняя рекогносцировка — ее проводят командиры «Грома» и «Зенита» — М. М. Романов и Я. Ф. Семёнов.

27 декабря. 19 часов 30 минут. Диверсанты из группы Б. Плешкунова подрывают в центре Кабула «колодец связи». После этого афганская столица отрезана от внешнего мира.

Бойцы «Грома» и «Зенита», разбившись на подгруппы, на БМП и БТРах вместе с экипажами «мусульманского» батальона устремляются вперед. Через сорок три минуты ожесточенного боя Амин ликвидирован — «главному конец».

Рассвет 28 декабря. Бойцы «Грома», обеспечивавшие личную безопасность будущих руководителей ДРА и НДПА, доставляют своих подопечных в Кабул. «Второй этап Саурской революции» завершен.

В операциях «Байкал-79» и «Шторм-333» каждый участник мужественно и профессионально выполнил отведенную ему роль, обеспечив общий успех. Но именно «Альфе» суждено было оказаться на острие результативной атаки. Такова правда.

Нужно отчетливо понимать: если бы Амин смог благополучно покинуть Тадж-Бек и организовать сопротивление (а армейских сил для этого было вполне достаточно), то ввод войск оказался бы сорван, политические последствия — катастрофичны.

Генерал Ю. И. Дроздов, один из разработчиков и руководителей операции «Шторм-333», охарактеризовал события вокруг дворца Амина (с позиций Полевого Устава РККА и богатейшего опыта Великой Отечественной войны) как «интенсивный бой». И не более того. Впрочем, нужно учитывать и то обстоятельство, что после 1945 года это был первый штурм подобного масштаба и размаха — причем, как мы видим, с небольшими шансами на успех. Тем не менее, задача была решена.

Именно штурм дворца Амина сделал из Группы «А» ту легендарную «Альфу», которую знает теперь весь мир. «Зенит», в свою очередь, стал предтечей «Вымпела» — тот будет создан в 1981 году. Пройдет время, и два уникальных боевых коллектива войдут в состав «ударной силы Лубянки» — Центра специального назначения ФСБ России, который несет основную нагрузку в борьбе с международным терроризмом.

Все это так… Но именно здесь, в элитном районе Дар-уль-Аман, на исходе 1979 года была заложена традиция побеждать, продолженная последующими поколениями Группы «Альфа».

Оцените эту статью
2954 просмотра
нет комментариев
Рейтинг: 5

Написать комментарий:

Общественно-политическое издание