РУБРИКИ
- Главная тема
- «Альфа»-Инфо
- Наша Память
- Как это было
- Политика
- Человек эпохи
- Интервью
- Аналитика
- История
- Заграница
- Журнал «Разведчикъ»
- Антитеррор
- Репортаж
- Расследование
- Содружество
- Имею право!
- Критика
- Спорт
НОВОСТИ
БЛОГИ
Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ
АРХИВ НОМЕРОВ
ПИСЬМО ГЕРОЮ РОССИИ
В московской средней школе № 787 (район Новогиреево), которой в 2009 году было присвоено имя Героя России полковника Савельева, на Рождественских каникулах ученики разных классов обдумывали необычные сочинения: «Сотрудники «Альфы» — кто они?», «Есть ли место подвигу в нашей жизни?», «Бойцы «Альфы»: герои нашего времени» и «Письмо Анатолию Николаевичу Савельеву».
ГЕРОИ НАШЕГО ВРЕМЕНИЛучшие работы будут отмечены Ассоциацией ветеранов спецподразделения «Альфа». Хотя, конечно, главное не в этом. Выйти за пределы школьной программы, соприкоснуться с той особой жизнью, без которой себя не мыслил легендарный командир спецназа КГБ-ФСБ, — вот задача, которую преследовали организаторы этого творческого конкурса.
Конечно, приходится делать скидку на Интернет и помощь родителей. Однако все, что опубликовано про Группу «Альфа» и размещено во «всемирной паутине», — хорошо известно. А то, что рождено от сердца, что является плодом собственных размышлений — сразу будет замечено. Впрочем, сам факт творческой работы с информационным пространством тоже, конечно, вызывает уважение. И помощь домашних не возбраняется.
Всего в конкурсе приняли участие тридцать учащихся — с пятого по одиннадцатый классы. Одна из работ (Насти Шевелёвой из 6-го «А») даже займет место в школьном музее «Моё Отечество».
Некоторые решили описать сам феномен Группы «А», а в качестве примера ими были взяты конкретные сотрудники спецподразделения. Например, Михаила Пестерева (8 й класс) привлекла личность майора Виктора Воронцова, погибшего в Первомайском, Юлию Головину из 6 го «А» — капитана Дмитрия Волкова: в декабре 1979 года, с этой первой потери в далеком Кабуле, открывается мартиролог «Альфы». Григорий Герасимчук из 5 го «Б» напомнил про спецоперацию в Минеральных Водах, проведенную летом 2001 года против вооруженного террориста, который захватил пассажирский «Икарус» и был обезврежен в результате «снайперского штурма».
В сочинении Киры Ламака из 11 го «А» достаточно подробно рассказывается о личности Героя Советского Союза В. Ф. Карпухина — участника штурма дворца Амина, возглавлявшего подразделение в 1988 1991 годах.
«Легких дней службы не было никогда, однако самыми трудными для генерала Карпухина стали 90 е годы, — пишет она. — Именно тогда ему вместе с бойцами «Альфы» пришлось испытать предательство и политическую безответственность тех руководителей государства, кто посылал элиту спецназа, верную Присяге, на войну с собственным народом.
В августе 1991 года из за неумелых, амбициозных действий ГКЧП страна была на грани гражданской войны. Именно тогда В. Ф. Карпухин принял самое главное в жизни решение: не следовать устному требованию руководителей ГКЧП о штурме «Белого дома», а, выслушав мнение подчиненных, отказаться от его выполнения.
Этим поступком были спасены жизни многих тысяч граждан нашего Отечества. И страна трудным, порой трагическим, но мирным путем прошла пик революционного кризиса, что редко бывает в истории, избежав политической и экономической изоляции «холодной» войны, а, возможно и «горячей». В ответ Родина «щедро» наградила боевого генерала увольнением из подразделения и отставкой на долгие 12 лет».
Пятиклассница Сабина Гулуева, говоря о героях нашего времени, не могла не вспомнить про Беслан: «Родилась я в столице Северной Осетии, городе Владикавказе. Рядом с этим городом есть ещё один небольшой городок Беслан. Там, как и везде, есть детские сады, школы, в которые ходят такие же ребята, как и мы. Также как и мы, они после летних каникул с удовольствием 1 сентября идут в школу. Но 1 сентября 2004 года им не удалось сесть за парту. Хорошо вооруженные террористы «полковника» Ортсхоева по приказу главарей «джихада» захватили свыше 1300 заложников в здании школы № 1 и в первый день расстреляли часть заложников.
Услышав эту новость по радио, а после увидев по телевизору все, что творится в Беслане, я не отходила от экрана телевизора и смотрела все новости. Ведь там могли оказаться и мои родственники. Я очень переживала…»
Свою работу Сабина заключила такими словами: «Я благодарна бойцам «Альфы». Они спасли сотни детей и взрослых, дали достойный отпор врагу. И я с гордостью могу сказать, что сотрудники «Альфы» — герои нашего времени».
СОТРУДНИКИ «АЛЬФЫ» — КТО ОНИ?
«Каждый день бойца «Альфы» — это испытание, борьба за жизнь невинных людей, иногда ценою собственной, — констатирует восьмиклассница Дарья Мельникова и дальше задает вопросы: — А как же семья? Каждый раз прощаться с дорогими тебе людьми, знать, что, возможно, больше их не увидишь. Нужна ли такая работа? Каждое задание может стать последним, любая ошибка стоить тяжелых увечий. Не возникает ли мысль сменить профессию? Поменять опасное оружие и военный камуфляж на деловой костюм и папки с документами? Что такое слава? Множество наград, орденов, званий или вечная благодарность людей, имена которых никогда не узнаешь. Восторг детей, для которых храбрый боец навсегда останется самым сильным, бесстрашным и добрым человеком на планете».
«Я думаю, выбирают такую опасную профессию те, у кого призвание спасать чужие жизни, не требуя ничего взамен», — заключает Даша.
Вполне по взрослому смотрит на работу спецназа Татевик Григорян (8 й класс): «Сотрудники Альфы не щадят своей жизни, борются с преступностью. Они участвуют в опасных операциях. Они не знают, каково быть героями, потому что для них это стало обычным образом жизни — спасать людей, ведь спасая жизни людей, они думают не о том, как им спастись, а о том, как спасти невинных людей, не причиняя им ни малейшего страдания.
Сотрудники «Альфы» — это те люди, которые находятся среди нас. Возможно, проходя по улице, вы увидите незнакомого человека, вспомните о том, что в экстремальных ситуациях он тоже может стать героем. Вы можете даже не догадаться, что этот человек спецназовец. А может, промелькнет какая то мысль? Наверное, ты даже не подумаешь, что он может не вернуться со следующего задания».
Для Юли Бобровой из 9 го «А» бойцы «Альфы» — «это герои, которые жертвуют собой ради людей, которых даже не знают. Для них чужая жизнь дороже собственной. Эти люди не думают о деньгах, славе, они просто делают то, что не под силу обыкновенному человеку.
Бойцы «Альфы» — это не просто бойцы. Это люди, заслуживающие глубокого уважения и почитания. Ведь на этих людей можно положиться, не боясь обиды и предательства».
Созвучные мысли высказывает Марина Тарасова из 9 го «А»: «Кто же такие бойцы группы «Альфа»? Они не боятся смерти, огня, оружия… Они не боятся ничего. Эти люди жертвуют собой, чтобы спасти жизни людей, в любой момент готовые прийти на помощь. В самых, порой неразрешимых ситуациях, они всегда смогут найти выход.
Если бы меня спросили: «Есть ли в современном мире герои?», я бы ответила «Да!». Эти люди, спасая жизни других людей, ничего не требуют взамен, потому что для них самая главная награда — это слезы и благодарность людей, которых они спасли. Бойцы «Альфы» — вот настоящие герои. Они приходят в самых экстренных ситуациях, требующих принятия мгновенных решений, они не медлят и ни у кого не спрашивают, что им делать.
Я горжусь, что в этом огромном мире есть такие люди. С глубоким уважением я говорю этим людям «Спасибо!».
А вот шестиклассница Екатерина Пенькова, помимо оценки спецподразделения в новейшей истории страны, остановилась на ее вооружении и даже перечислила некоторые образцы, например, «Винторез».
МЕСТО ПОДВИГУ
Естественно, что сформулированные задания напрямую были связаны с темой подвига в нашей жизни. Однако, как было верно подмечено авторами некоторых работ, для совершения героического поступка не обязательно быть бойцом спецназа. Так, Семен Комиссаров из 5 го «Б» рассказал о сотрудниках МЧС, которым довелось на Гаити вытаскивать людей из под завалов и оказывать им первую помощь.
С определения понятия «подвига» начинает Марина Дубровина из 6 го «А»: «Подвиг — это помощь в трудную минуту, спасение кого либо, рискуя своей жизнью. Просто добро, сделанное от чистого сердца. Конечно же, подвиг должен иметь место в жизни каждого человека. Я считаю, что люди, способные совершить подвиг, никогда не подведут, не предадут и всегда придут на помощь и родным, и совершенно незнакомым людям.
Каждый ли сможет помочь в трудную минуту или, спасти человека, рискуя своей жизнью? Это зависит от личности. Отзывчивый, добродушный, хорошо воспитанный всегда придет на помощь, выручит друга в беде и не сможет остаться равнодушным, услышав просьбу бабушки перевести ее через дорогу. Отважный и испытывающий чувство долга перед окружающими человек может, не думая о себе, вытащить человека из горящего дома, рискуя своей жизнью.
Трусливый и эгоистичный никогда не сможет рискнуть собой ради спасения других. Он в первую очередь будет думать о себе и о том, как обезопасить себя.
Тот, кто способен на подвиг, не может не иметь чистое и открытое миру сердце, ведь именно им герой «думает» во время своего подвига».
«Главное, не быть безучастным и надеяться, что другие люди помогут пострадавшему. Это безразличие — есть самое большое преступление», — справедливо замечает Элла Александрова из 9 го «А».
«Хорошо, что на свете есть люди, которые могут совершить героический поступок! — восклицает пятиклассник Егор Комиссаров. — А если бы не было тех людей? Наш мир был бы жестоким, безжалостным и ничтожным. Когда думаешь об этих людях, то ты сам захочешь совершить подвиг».
«Я считаю, что в нашей жизни всегда есть место подвигу, — пишет Ксения Захаренко из 10 го «А». — Подвиг уместен в любом случае, мал он или велик, за свершение подвига никто не может быть наказан, осужден, а лишь вознагражден всеобщим признанием и уважением. Совершив подвиг, человек становится настоящим героем. Ведь делая что то хорошее, совершая подвиг, он делает что либо для окружающих людей, для их благополучия, при этом рискуя своим здоровьем, а, может быть, и жизнью. Например, одним из героев нашего времени является Анатолий Николаевич Савельев. Это человек, пожертвовавший собой ради спасения чужой жизни, человек, совершивший настоящий подвиг.
Совсем недавно нашей школе было присвоено имя этого великого человека. Теперь о нем сможет узнать намного больше людей и, вполне возможно, что для кого то он будет примером для подражания. Но, совершая подвиг, совсем необязательно рисковать жизнью, ведь человек может совершать и маленькие, личные подвиги, их может быть много, можно совершать их для себя, но они обязательно должны быть хорошими и приносить пользу.
Может случиться так, что подвиг не будет оценен и вознагражден, при этом может появиться отчаяние, и человек опустит руки, но не стоит этого делать. Если человек любит совершать подвиги, он будет делать это снова и снова и рано или поздно добьется своей цели и признания окружающих», — убеждена Ксения.
«ВЫ НИКОГДА НЕ ПРОЧТЕТЕ МОЁ ПИСЬМО…»
Особая тема — письма А. Н. Савельеву. Представлялось, что мало кто возьмется за нее. Сложно! К счастью, опасения наши не оправдались. Кто то написал мало, но с чувством — например, Оксана и Татьяна Халиловы из 5 го «Б»: «Я хотела, чтобы таких людей, как Вы, было больше», «Мы Вас помнили, помним и будем помнить всегда». У кого то действительно получилось настоящее письмо.
«Пишет вам ученик 9 го «А» класса Некрасов Владимир. Я учусь в школе № 787, которая носит Ваше имя. Я знаю, что Вы родились в Москве и жили в районе Новогиреево. Вы выучились и стали сотрудником Группы «Альфа». В этой группе служат смелые, мужественные и ответственные люди. Одним из них были Вы. Я был бы рад знакомству с Вами. Хотел бы быть хоть немножко похожим на Вас, быть таким же храбрым и бесстрашным.
Я хотел бы Вас о многом спросить: о том, с кем Вы служили, сложно ли служить в Вашем подразделении, страшно ли Вам было выполнять свой долг, и что чувствуешь, когда его выполняешь?..»
«Анатолий Николаевич, представляете! Нашей школе присвоили Ваше имя! — спешит поделиться радостью Настя Фалалеева из 5 го «А». — Мы очень этим гордимся! На присвоении школе имени было много гостей. Приехали представители шведского посольства, Ваши боевые товарищи, Ваша супруга Наталья Михайловна.
Теперь вся школа знает Вашу историю. Все понимают, за какой подвиг Вы получили звание Героя России. А все началось со школьного музея. У нас в музее хранятся некоторые Ваши вещи, награды, грамоты, фотографии…
Недавно в музее мы проводили классный час. Мы с одноклассниками смотрели фильм о спецподразделении «Альфа», удивлялись и радовались тому, что многие фотографии из фильма есть в архиве нашего музея. А еще мы говорили о том, кто такой настоящий герой.
Хорошо, что есть на земле такие люди, которые готовы отдать жизнь за других. Такие, как Вы, Анатолий Николаевич. Спасибо Вам за то, что прожили жизнь честно и радостно!»
«Мне бы очень хотелось узнать у Вас, что значит быть героем? — спрашивает Александра Лазарева из 8 го «А». — Каково понимать, что ты ответственен за жизнь людей? Понимать, что от твоего решения и правильной оценки ситуации зависят судьбы окружающих тебя друзей, соратников и незнакомых граждан?
Сколько благородства надо иметь, чтобы так бескорыстно помогать людям! Именно для этого и существует «Альфа». Там наверняка все такие же смелые, неустрашимые, полные отваги люди, как А. Н. Савельев, Герой России, имя которого присвоено нашей школе. Имея такое большое храброе сердце, заботящееся о совершенно незнакомых людях, может, иногда Вы не замечаете, как заботятся о Вас и боятся потерять Вас близкие.
Иметь в семье такого героя — великая честь, но в то же время — море переживаний и волнений, бессонных ночей и слез. Но любовь родных людей никогда не сравнится с благодарностью того, чью жизнь Вы спасли, хоть она и велика…»
И словно Анатолий Николаевич присутствует среди нас, Александра пишет: «Берегите себя и никогда не забывайте о людях, которые ждут Вас дома живыми и невредимыми!» Что ж, будем считать это пожеланием всему личному составу Управления «А» Центра специального назначения ФСБ России.
Сходные мысли высказывает шестиклассница Каролина Мелконян: «Анатолий Николаевич Савельев был верен долгу, честен перед своей страной и людьми. Своим поступком он еще раз доказал, что ни одна мразь не может рассчитывать на уговоры и пощаду.
И я хочу пожелать действующим сотрудникам удачи, побед и благополучия; ветеранам — здоровья и веры в то, что их дело в надежных руках; семьям и родным — как можно реже провожать своих мужчин в командировки и всегда встречать их живыми и здоровыми».
«Может показаться, что в современном мире подвиг не ценится, — пишет Глеб Лукин из 11 го «А», — что люди стали более эгоистичны, зациклены на себе по сравнению с былыми временами… Конечно, многое изменилось, но наши идеалы остались прежними. Нас по прежнему воспитывают на примерах выдающихся личностей, героев нашей страны. Одной из таких личностей является А. Н. Савельев, человек, отдавший всю свою жизнь служению Родине».
На пронзительной ноте начинается письмо Насти Рыжук из 8 го «А»: «Пишу и знаю, что Вы никогда не прочтете мое письмо. О Вашей трагической смерти знают все ученики нашей школы № 787. Но и о жизни, полной героизма и мужества, наслышаны мы. Я состою в активе школьного музея, в котором Вам посвящена почетная экспозиция. Благодаря этому я знаю несколько больше о Вашей жизни, чем и горжусь. Актив музея устраивает встречи с Вашей женой, бывшими сослуживцами, которые настолько ярко описывают Вас, Ваш характер, что создается впечатление, будто мы лично знакомы.
Наша школа находится в том же районе, где Вы родились и учились. А совсем недавно произошло радостное событие! Школе присвоили Ваше имя, и теперь мы учимся в «школе имени А. Н. Савельева». В тот день в коридорах витало настроение праздника, гордости…
Торжество состоялось в актовом зале. Там собрались ученики, офицеры «Альфы», шведские послы, Ваши родные и близкие. Ребята с большим вниманием просмотрели видеозаписи о Вашей жизни, видеозапись событий того дня, когда Вы погибли. Спасибо, Анатолий Николаевич. Ваши подвиги и мужество навсегда в наших сердцах!»
…У нас в последние годы принято ругать молодежь. Да, она всякая. Но, быть может, это вопрос в первую очередь нужно отнести ко всему обществу? Проведенный в школе № 787 конкурс является примером вдумчивого подхода к военно-патриотическому воспитанию. И если он будет реализован как государственная политика, поддержанная такими организациями, как Ассоциация «Альфа», то, очевидно, результаты не замедлят быть. Просто этим нужно заниматься осознано и системно, не перекладывая очень важную и значимую работу на плечи одних только энтузиастов.