РУБРИКИ
- Главная тема
- «Альфа»-Инфо
- Наша Память
- Как это было
- Политика
- Человек эпохи
- Интервью
- Аналитика
- История
- Заграница
- Журнал «Разведчикъ»
- Антитеррор
- Репортаж
- Расследование
- Содружество
- Имею право!
- Критика
- Спорт
НОВОСТИ
БЛОГИ
Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ
АРХИВ НОМЕРОВ
АДМИРАЛ ОКЕАНА
Современная Россия совсем не с той торжественностью, которая приличествует случаю, отмечает столетний юбилей одного из великих сынов русского народа — выдающегося организатора флота и морского теоретика и геополитика Адмирала флота Советского Союза Сергея Георгиевича Горшкова.
«Главком устрашающей эффективности», как называли его еще при жизни соперники-американцы, возглавлял советский флот три десятилетия — с 1956 по 1985 годы. И если можно с чем то и сопоставить значение эпохи Горшкова в истории русского флота, то только с эпохой Петра Великого. «Мореплаватель и плотник» не только повелел «морским судам быть», но и сам заложил основы как русского кораблестроения, так и основ военного и политического применения морского флота России. И хотя сразу после его смерти могло казаться, что дело Петра на море погибло — корабли сгнили, дороги в Петербурге заросли травой, о флоте забыли, заложенная им традиция привела к великому возрождению русского флота при Екатерине Великой, к эпохе Чесмы, первой Адриатической экспедиции, и побед гениального Ушакова, эпохи, продолжившейся победами Сенявина, Наварином, плаваниями Крузенштерна, Беллинсгаузена и Лазарева, первым открытием Россией мирового океана.Сергей Георгиевич Горшков не был, как и Петр Великий, «великим флотоводцем» в том смысле, в каком ими были де Рёйтер, Нельсон, Ушаков или Нахимов. Он не одерживал крупных побед в морских сражениях и даже не планировал их. Его роль была гораздо труднее и, в чем то, гораздо выше — создать условия таких побед, создать те материальные условия, ту программу, ту доктрину и ту мечту, которая увенчает победой столетнее устремление русского народа к покорению моря и океана. Адмирал Горшков своим политическим искусством, мужеством и мудростью добился создания Советским Союзом большого океанского флота, подорвавшего единоличное господство США в мировом Океане. Он заложил основы не только боевого, но и политического использования нашего флота в период господства ядерного оружия и Холодной войны. Он выдвинул грандиозную мечту об Океане, понимания морской мощи не просто как «господства коммуникациями», но как освоения всех возможностей мирового Океана как жизненной среды, как формы существования.
Подобно флоту Петра Великого, флот Горшкова был практически заброшен и уничтожен в годы после его отставки и смерти. Но изменения, внесенные адмиралом в военно-морскую психологию Русской державы, созданные им организационные основы и традиции, философия океанского флота, усвоенная нашими моряками, уже никуда не уйдут. Даже сегодня, когда «горшковский» флот лежит в руинах или распродан (эта горькая судьба постигла и авианосец, названный именем адмирала и проданный в Индию), Россия всё таки сохраняет престиж великой океанской державы и остаточные возможности «демонстрации флага», созданные именно в эпоху Горшкова. Если наше государственное опамятование пойдет достаточно быстро, то мы еще сохраняем возможности восстановления нашего океанского могущества, имеем еще кадры, прошедшие горшковскую школу, воспитанные на идеях адмирала, свободные от узости кругозора, навязанной узостью возможностей.
Сегодня, в год столетия адмирала Горшкова нам необычайно важно проникнуть в смысл его военно-морской стратегии и его океанской философии, с тем, чтобы отделить главное от второстепенного, преодолеть массу невежественных стереотипов (включая и многочисленные клеветы, возведенные на память адмирала в эпоху развала флота). Нам надо не только и не столько слепо повторять его формулировки (зачастую дававшиеся под давлением политических и ситуативных обстоятельств), но научиться мыслить как он. Тогда мы, по его словам, будем «знать закон победы». Победы, которые все тридцать лет его руководства ВМФ нашей Родины ему не изменила.
«ГЛАВКОМ УСТРАШАЮЩЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ»
С. Г. Горшков родился в 1910 году в городе Каменец-Подольск в семье учителей, то есть по рождению принадлежал к интеллектуальной элите Российской империи. Его отец, Георгий Михайлович, был коллежским советником, смотрителем народных училищ города Коломны, а после прихода советской власти — директором трудовой школы, удостоенным за свою самоотверженную педагогическую деятельность «Ордена Ленина». В 1926 году после окончания школы Горшков отправляется в Ленинград, где поступает на физико-математический факультет Ленинградского университета. Но год спустя будущий адмирал резко меняет направление собственной карьеры и становится курсантом Военно-морского училища им. Фрунзе. К сожалению, адмирал Горшков не оставил мемуаров, посвященных годам своей молодости, поэтому мы не узнаем мотивов, подвигнувших его на столь радикальное решение, но как бы то ни было, русское государство, лишившись математика, приобрело выдающегося военно-морского деятеля.
В 1931 году С. Г. Горшков оканчивает училище и отправляется служить на Черноморский флот. Год спустя его переводят на Тихоокеанский флот, где Горшков и прослужил до 1939 года. С началом Великой Отечественной войны Горшков уже в звании капитана I ранга командует бригадой крейсеров Черноморского флота. Несмотря на то, что роль советского флота, в том числе Черноморского, во Второй мировой войне была незначительна, надо отметить тот факт, что боевая и организационная деятельность С. Г. Горшкова оказалась успешной, что нашло отражение в служебном росте. Став к концу войны вице-адмиралом, командующим Дунайской флотилией, а затем командующим эскадрой Черноморского флота, Горшков показал тем самым, что находится в первых рядах флотоводцев Советского Союза.
О своей службе на «Южном приморском фланге» адмирал Горшков написал книгу, где подробно осветил все морские операции, проводимые флотом в годы войны. Корабли под командованием Горшкова отражали авиационные налеты на Севастополь, участвовали в обороне и эвакуации Одессы, В Керченско-Феодосийской десантной операции Азовская флотилия и Керченская военно-морская база 25 30 декабря на маломореходных судах перебросили на Керченский полуостров до 20 тысяч войск 51 й армии и снабжали их.
В 1943 году советские войска начали ряд наступательных операций в ходе наступившего перелома в войне. Азовская флотилия, во главе которой встал адмирал Горшков, принимала активное участие в боевых действиях на Черном море. За освобождение Таганрога, Мариуполя и Осипенко контр-адмирала С. Г. Горшкова наградили орденом Кутузова 1 й степени. К 9 октября войска Северо Кавказского фронта при поддержке сил флотилии очистили от противника весь полуостров. За успешные действия Азовская флотилия получила благодарность Верховного Главнокомандования. 11 апреля 1944 года войска Отдельной Приморской армии освободили Керчь, через три дня прорвали Ак-Монайские позиции и полностью очистили от неприятеля берега Азовского моря. Среди отличившихся при взятии Керчи были упомянуты моряки Азовской флотилии под командованием С. Г. Горшкова.
С 20 апреля по 12 декабря 1944 года С. Г. Горшков командовал Дунайской флотилией, которая поддерживала советские войска в наступлении по Восточной Европе. В ночь на 22 августа флотилия скрытно, без артподготовки, форсировала Днестровский лиман. 24 августа корабли флотилии при поддержке авиации и торпедных катеров вошли в Килийское гирло Дуная, заняли Вилково, Килию, Тулчу и другие населенные пункты, а бронекатера направились вверх по Дунаю, освобождая берега от противника. 25 августа был взят Измаил. Часто бывало так, что моряки захватывали порты до того, как к ним подходили войска наступающего фронта. 27 августа флотилия овладела руслом Дуная до Галаца. 27 29 августа по требованию Горшкова капитулировали суда Румынской речной дивизии. 8 сентября советские войска вступили в Болгарию. Переправу в районе Измаил — Галац и у Тульчи и Исакчи в конце августа — начале сентября 1944 года обеспечивали корабли Дунайской флотилии. В сентябре флотилия проводила траление, перевозку и переправу войск и грузов на Дунае. В период освобождения Болгарии и Румынии имя Горшкова не раз упоминали приказы Верховного главнокомандующего.
После войны адмирал Горшков с 1948 по 1951 гг. — начальник штаба Черноморского флота, а затем с 1951 по 1955 гг. — командующий Черноморским флотом. За эти годы он активно способствовал послевоенному восстановлению Черноморского флота, проявил себя как способный руководитель штаба и командующий флотом. Эти достижения были замечены в Москве, и карьера адмирала делает стремительный взлет. С 1955 года он — первый заместитель главнокомандующего, а с января 1956 года — главнокомандующий Военно-Морским Флотом СССР — заместитель министра обороны СССР. Именно при адмирале Горшкове, главнокомандующем ВМФ СССР, было начато и успешно выполнено создание океанского флота, второго по силе в мире, способного достойно противостоять любом противнику.
Начало руководства С. Г. Горшкова флотом совпало с так называемыми «хрущевскими сокращениями», которые часто критиковались за волюнтаризм. Однако стоит признать, что сокращение почти 400 кораблей, зачастую представленных уже устаревшими моделями, привело к тому, что в составе флота остались более современные корабли, а экономия средств позволила развернуть активную судостроительную программу. Основным типом кораблей советского ВМФ стали подводные лодки и ракетные крейсера. Эти корабли оснащались ракетным ядерным оружием, которое в это время стало основным и для других ведущих морских держав мира.
4 июля 1958 года началась новая эпоха в истории ВМФ — головная атомная подводная лодка К-3 (пр. 627) под командованием кап. 1 ранга Л. Г. Осипенко прошла первые мили атомного подводного флота с использованием энергии ядерного реактора. Ядерные торпеды были испытаны с борта подводной лодки (ПЛ) пр. 613 в 1955 году. Первые успешные пуски баллистических ракет Р-11ФМ, способных нести боевые ядерные блоки, состоялись 16 сентября 1955 года с борта ПЛ Б-67 (пр. В-611). Комплекс крылатых ракет П-5, созданных в КБ В. Н. Челомея, был также успешно испытан 22 ноября 1957 года с борта ПЛ С-146 (пр.613). В итоге развития морских ракетно-ядерных сил на вооружении советского подводного флота к концу 1966 года стояло 364 крылатых ракеты и 105 баллистических ракет (в США — 656). К 1966 году в процессе создания ракетно-ядерного флота, ракетных надводных кораблей в ВМФ СССР числилось 29 единиц (в ВМС США — 67). За этот период было построено — 4 крейсера, 49 эсминцев, 105 СКР и МПК, 56 атомных ПЛ, 102 дизель-электрических ПЛ. По количеству атомных и ракетных подводных лодок уже к концу 60 х годов Советский Союз превзошел Соединенные Штаты Америки. Крылатых ракет на борту кораблей СССР, даже без ракетных катеров, было размещено более 500 единиц. Однако по количеству баллистических и зенитных ракет советский флот отставал от флота США в несколько раз.
За эти достижения в 1965 году С. Г. Горшков награждается званием «Герой Советского Союза», а в 1967 году ему присваивается высшее воинское звание «Адмирал Флота Советского Союза».
Достигнув близкого к паритету с США состояния, флот СССР начал новый этап развития, который фактически продолжался до конца существования СССР. Началось строительство боевых кораблей с темпом, превосходящим американский. Был построен самый большой в мире по водоизмещению и количеству боевых кораблей военный флот. По количеству размещенного на борту кораблей оружия (без учета авиационного вооружения) СССР также превзошел США. С середины 60 х годов, выполняя новую программу строительства вооруженных сил Гречко-Горшкова, было развернуто интенсивное строительство крупных надводных кораблей, фактически руководствуясь принципом «корабль за корабль». Началось создание в СССР мощного авианосного флота, что позволяло полноценно конкурировать с США в мировом океане.
Первый, специально спроектированный корабль с авиационным вооружением (вертолетами корабельного базирования Ка-25) и первыми противолодочными ракетами «Вихрь» — противолодочный крейсер «Москва» вошел в строй в 1967 году. В 1975 году вошел в строй первый крейсер с авиационным вооружением «Киев» с самолетами вертикального взлета Як-38. Всего было введено в строй 4 авианосных крейсера пр.1143 («Киев», «Минск», «Новороссийск», «Баку»). 27 марта 1974 года в Ленинграде на Балтийском заводе был заложен один из самых сильных современных кораблей с ракетным вооружением — тяжелый атомный ракетный крейсер «Киров». Всего было построено 4 таких корабля: «Киров», «Фрунзе», «Калинин» и «Петр Великий».
Флот начал пополнился также большими противолодочными кораблями (БПК) типа «Владивосток», «Кронштадт», «Николаев». Всего до 1979 года было построено 25 единиц этих проектов (8 с крылатыми ракетами и 17 — с противолодочными). В 1968 году был построен первый большой десантный корабль пр.1171 из серии в 14 единиц. Общее число больших и средних десантных кораблей к 1991 году превысило 100 единиц. Основным десантным судном ВМФ СССР стали средние десантные корабли пр.770, 771, 773, построенные в Польше. В состав флота были включены 3 больших десантных корабля типа «Иван Рогов». В течение 80 х и начале 90 х годов были введены в строй три ракетных крейсера типа «Слава», 13 больших противолодочных кораблей типа «Удалой», 20 эсминцев 1 го ранга типа «Современный». Корабли 2 го ранга типа «Бдительный», построенные в нескольких модификациях серией в 41 единицу, стали основой военно-морских сил СССР и России.
Таким образом, к концу почти 40 летнего руководства адмиралом Горшковым ВМФ СССР достижения его эпохи были очевидными и внутри страны и потенциальному противнику. Адмиралу было чем гордиться, сдавая командование. Вот как описывает последний день С. Г. Горшкова во главе ВМФ СССР контр-адмирал Г. Г. Костев:
Адмирал флота Советского Союза С. Г. Горшков скончался 13 мая 1988 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Таковы лишь внешние черты биографии адмирала. Но каковы были основные черты его личности? Прежде всего, Сергей Георгиевич был до мозга костей интеллектуалом. Сын известного всей Коломне смотрителя народных училищ, которому, не случись революции, было гарантировано потомственное дворянство, Горшков принадлежал к той части русской интеллигенции, которая приняла советский строй не во имя его идеологии, а ради верности Родине и долга служения ей. Эти выходцы из образованных слоев на протяжении всей жизни вели неутомимую работу под подтягиванию «рабочих, крестьян и матросов» и их потомков до своего уровня, никого не презирая, но и не принимая веры в то, что «энтузиазм масс» может заменить знания, интеллект и внутреннюю дисциплину.
Карьера Горшкова в коварные послервеволюционные десятилетия двигалась (причем весьма стремительно двигалась) не потому, что он был «крепким руководителем» сталинского стиля, не потому, что он совершал выдающиеся подвиги или ему «везло». Напротив, Сергей Георгиевич делал карьеры вопреки очевидному «невезению», которое стоило бы любому другому головы. В 1938 на Охотском море погиб находившийся под его командой эсминец «Решительный». В годы войны, когда Горшков командовал Азовской и Дунайской флотилиями, его действиям часто не благоприятствовали погодные условия, недостаточность сил, а порой и чья то рука в Главном штабе ВМФ, переводившая его с должности на должность как раз накануне крупных операций, в которых адмирал мог бы себя показать. В 1946 на крейсере «Молотов», входившем в его эскадру, произошел крупный пожар, а в 1947, когда на том же «Молотове» путешествовал Сталин, Горшкова не взяли в этот поход. В 1955 году, всего через полгода после ухода Горшкова с должности командующего Черноморским флотом, взорвался и затонул линкор «Новороссийск».
(Продолжение в следующем номере).