РУБРИКИ
- Главная тема
- «Альфа»-Инфо
- Наша Память
- Как это было
- Политика
- Человек эпохи
- Интервью
- Аналитика
- История
- Заграница
- Журнал «Разведчикъ»
- Антитеррор
- Репортаж
- Расследование
- Содружество
- Имею право!
- Критика
- Спорт
НОВОСТИ
БЛОГИ
Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ
АРХИВ НОМЕРОВ
«АЛЬФА» 95-Й ПРОБЫ
В марте 2010 года исполнилось пятнадцать лет Агентству безопасности «Альфа-95» (номер государственной лицензии ГУВД г. Москвы № 1333 от 14 марта 1995 года), которое с момента создания возглавляет Герой Советского Союза Г. Н. Зайцев. По этому случаю на Старой площади в Москве состоялся прием, собравший цвет силового сообщества страны.
Поздравили юбиляров заместитель директора ФСО, статс секретарь — генерал-майор Виктор Тарасов, начальник Управления «А» ЦСН ФСБ России генерал-майор Владимир Винокуров, первый заместитель председателя комитета по безопасности Госдумы Михаил Гришанков, заместитель главы «Справедливой России», депутат Геннадий Гудков, президент Международной ассоциации ветеранов спецподразделения «Альфа» Сергей Гончаров, трехкратная олимпийская чемпионка Тамара Пресс, и многие другие.От имени Агентства «Альфа-95» Г. Н. Зайцев высказал слова благодарности и признательности всем присутствующим и вручил руководителям фирм-партнеров приветственные адреса и подарки. О том, как создавалось предприятие и чем оно живет, рассказывает вице-президент Агентства «Альфа-95» генерал-майор в отставке Виктор Алейников.
ИЗ ДОСЬЕ «СПЕЦНАЗА РОССИИ»
АЛЕЙНИКОВ Виктор Васильевич. Генерал-майор в отставке. Бывший руководитель отдела личной охраны 9 го Управления КГБ СССР. Президент Ассоциации ветеранов органов государственной охраны «Девятичи». Член Президиума Координационного Совета при ДООП МВД. Член Координационного Совета ГУВД г. Москвы по взаимодействию с охранно сыскными структурами. Советник Российской Академии Естественных Наук.
— Виктор Васильевич, как выглядела ситуация в стране пятнадцать лет назад? С чего все начиналось?
— Развал Советского Союза и вместе с ним — кризис спецслужб, которые были связаны с судьбой страны, привел в конечном итоге к тому, что значительная часть профессионалов, причем профессионалов достаточно высокого уровня, остались вне рамок системы правоохранительных органов. Естественно, перед ними встал вопрос: как и куда двигаться дальше…?
Предпосылок к этому было много. Назову одну из причин: к руководству в КГБ пришел Бакатин, который заявил, что пришел «бороться с идеологией чекизма». Его публичное заявление было равнозначно по смыслу призыву к борьбе с теми, кто десятки лет честно помогал строить страну, обеспечивая ее безопасность, в том числе отдавая свои жизни. Что касается моего поколения, то это поколение времен Юрия Владимировича Андропова, которое никакого отношения не имело и не имеет к репрессиям и деяниям, о которых столь часто «по поводу и без повода» говорили в начале 1990 х. Ведь с приходом Андропова многое в системе КГБ принципиально изменилось.
Так вот, возвращаясь к 1990 м годам, — начались неоднократные ротации руководящего и личного состава в спецслужбах. Одних руководителей подразделений «уходили», другие уходили сами из за неудовлетворенности «положением вещей» и общественной атмосферой, складывающейся вокруг спецслужб. И это были, в основном, руководители среднего звена, начальники управлений и рядовые сотрудники. Таким образом, большинство из них оказалось «вне системы».
— В каких условиях пришла идея работы в частном охранном бизнесе?
— Появление подобного вида деятельности в стране было закономерным. И наше Агентство было создано не потому, что нам нечем было заняться, а потому что мы чувствовали ответственность за людей — своих бывших подчиненных, которые остались со своими семьями фактически без средств к существованию. В итоге мы объединились с целью создания такой структуры, где было бы возможно реализовать свой опыт и знания, одновременно решая социальные проблемы, особенно вопросы социальной адаптации. Тем более, что тогда многие в стране оказались в достаточно непростых условиях выживания.
Не стану скрывать, что к ряду наших сотрудников поступали предложения и криминального характера: проконсультировать, оказать содействие… Короче, предложения «перейти на другую сторону баррикад». Как руководители, мы не могли остаться в стороне от таких явлений. Можно считать это еще одной серьезной причиной создания не только нашего Агентства, но и многих других, хорошо известных сегодня на современном рынке НСБ охранных структур.
Но окончательно отойти от дел своего Управления, в котором мы так долго трудились и из которого вынуждены были уйти, было невозможно. Старались по мере сил оказывать материальную и моральную помощь оставшимся на службе, а потом стали содействовать подготовке молодого пополнения. Так, недавно мне довелось быть на встрече с молодыми офицерами ФСО. Глядя на них, вспоминал себя и своих товарищей — казалось все тоже, но иногда представляется, что уровень подготовки молодежи еще недостаточен. Возможно, это результат «разрыва 1990 х», когда в органах государственной безопасности была нарушена естественная смена поколений. Радует, что современное поколение руководителей воспитывает сотрудников также в духе преданности Отечеству, как было когда то с нами.
— С какими трудностями пришлось столкнуться в первое время?
— Почему я все время говорю «мы»? У нас была команда единомышленников, состоящая из бывших коллег по Комитету государственной безопасности СССР. Среди них командир легендарной Группы «А», Герой Советского Союза генерал-майор Геннадий Николаевич Зайцев, который не нуждается в представлении, и генерал-майор Луконин Юрий Алексеевич — бывший начальник Управления кадров Министерства безопасности РФ (осенью 2009 го его не стало), а также подполковник Юрко Елена Ивановна, майор Дерябин Николай Петрович, майор Ланин Николай Алексеевич, полковник Васильев Георгий Георгиевич. Всего нас было семеро, и мы «сели в одну лодку» в декабре 1994 года.
14 марта 1995 года мы получили лицензию, отсюда и название нашей организации — «Альфа-95». В этот промежуток времени пришлось решать множество проблем, занимаясь организационной и хозяйственной работой. Честно говоря, именно этот период, точнее его начало, был самым сложным. У нас не было ничего, кроме знаний, профессионального опыта и некоторых связей, которые порой облегчали установление нормальных взаимоотношений на рынке. Единственное, с чем не было проблем — это с приобретением объектов под охрану, объекты сами шли к нам. Немало способствовала этому и репутация, которую я и мои товарищи заслужили добросовестной службой. Недаром ведь говорят: первую половину жизни люди работают на свое имя, потом оно работает на них.
— А с чем были связаны основные проблемы?
— Как я уже отметил, проблемы были чисто организационного характера. Действие Закона «О частной охранной и детективной деятельности», принятого в марте 1992 года, подкреплялось рядом нормативных актов, не всегда конкретных и определенных, трактовка которых была различной. Безусловно, со своей стороны, мы старались способствовать быстрому подписанию Закона, что внесло бы в нашу деятельность хоть какую то определенность.
Закон декларирует, что одной из задач частного охранника является защита жизни и здоровья граждан. А каким образом это можно организовать, если, к примеру, МВД считало, что никакого института личной охраны не должно существовать. Тем самым фактически вводился запрет на саму профессию. Это, конечно, неправильно. Профессионалам понятно, что все другие виды охраны: физическая на объекте, использование технических средств — это меры половинчатые. А ведь у VIP-персоны имеется семья, которая также нуждается в охране. Короче, на то, чтобы профессия была признана «де-факто», ушло много усилий и времени.
— Вернемся к истории «Альфа-95». А как обстояли ваши дела позже, когда все первые шаги были сделаны?
— Каждая уважающая себя структура выбирает свой путь. Мы заняли принципиальную позицию, заявив, что мы не всеядны и не работаем, к примеру, с игровыми заведениями, казино и рынками. Предпочитаем работать с крупными промышленными предприятиями, иностранными компаниями, активно поддерживаем отношения и с иностранными коллегами. То есть подходим к выбору клиентов очень избирательно, что себя оправдывает. Предвосхищая ваш вопрос, замечу, что какого то жесткого противостояния с криминалом (не говоря о «стрелках») попросту не было. В ряде случаев «упомянутые лица» давали понять, что не втягиваются в «разборки», поскольку просто-напросто нас уважают.
— Как решался вопрос с кадрами? Ведь помимо бывших коллег нужно было иметь дополнительный резерв?
— Резервы, естественно, имелись. Через имеющиеся контакты мы имели возможность приглашать на работу не только своих бывших коллег, но и крепких офицеров Вооруженных Сил, к примеру — из авиации. Это происходило в тот период, когда целые соединения выводились из Германии. Многие бывшие боевые летчики работают у нас и до сих пор. Например, Александр Фёдорович Воронин, полковник запаса, в прошлом — командир авиаполка, проработал у нас начальником смены десять лет. А полковник запаса Лопатин Михаил Александрович успешно работает начальником охраны объекта и сейчас.
Таких примеров много, благодаря чему удается сохранять традиции и дух русского офицерства в коллективе. К сожалению, не все способны понять, что охранник — это человек, стоящий на защите жизни и здоровья других людей, охраняющий их собственность. По моему мнению, престиж профессии охранника необходимо последовательно поднимать, чему в немалой степени должны способствовать наши профильные СМИ.
— Каково Ваше отношение к явлению т. н. демпинга на рынке?
— Я считаю, что вопрос должен решиться сам собой. Мировой опыт показывает: в других странах 60 70 % проблем решаются с помощью негосударственных структур безопасности. Все крупные компании тратят на обеспечение собственной безопасности около 30 40 % своей прибыли. Не всегда то, что дешево — хорошо. Российские бизнесмены также постепенно приходят к этому пониманию. Понятное дело, что вопрос обеспечения безопасности — вопрос серьезный. Поэтому рынок расставит все на свои места.
— Предположим такую ситуацию: к вам приходит на работу молодой охранник. Какие у него шансы на трудоустройство и перспективы?
— Руководители нашей структуры лично встречаются с каждым кандидатом на работу, четко объясняют: в какую структуру он пришел, что от него требуется для соответствия сложившимся требованиям, традициям, имиджу компании. В положительном случае это означает вписаться в бренд «Альфа-95», которым мы дорожим. При условии добросовестной работы у нас имеется, к примеру, целая система по материальному и моральному поощрению. Всегда существуют, помимо прочего, возможности повышения в должности: старший сотрудник охраны, начальник смены, начальник охраны объекта.
— Что было упущено, на Ваш взгляд, в развитии сферы НСБ на начальном этапе?
— Прежде всего, следовало бы наладить более эффективные отношения НСБ с государственными органами. НСБ по всей стране включены в процесс взаимодействия с органами МВД по поддержанию общественного порядка, по борьбе с криминалом, по профилактике антитеррора, но на законодательном уровне эти отношения отрегулированы не лучшим образом. Тем не менее, мы и в дальнейшем готовы оказывать всяческое содействие правоохранительным органам.
— Благотворительность — визитная карточка любой солидной и преуспевающей фирмы. В этом плане «Альфа-95» показывает достойный пример социально-ориентированного бизнеса. Расскажите, пожалуйста, об этом.
— Наша помощь носит точеный, выверенный, адресный характер. Мы оказывали помощь ветеранам, являющимся гордостью мирового и отечественного спорта, семьям моряков, погибших на атомоходе «Курск», школам, детским садам, жертвам техногенных катастроф и чрезвычайных ситуаций. Русской Православной Церкви. Ветеранам спецслужб, действующему подразделению — Управлению «А». Всего не перечислишь. Эту работу мы ведем постоянно, и, безусловно, продолжим ее впредь.
Международная ассоциация ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» и редакция газеты «Спецназ России» от всей души поздравляют руководителей и всех сотрудников Агентства безопасности «Альфа-95» с пятнадцатилетием и желают оставаться, как и прежде, маяком российского охранного бизнеса.
ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА
Герой Советского Союза Г. Н. Зайцев:
«В январе 1995 года я вышел в отставку по достижении пенсионного возраста. Мемуаров писать не стал. Решил сохранить жесткий ритм, в котором привык работать все последние годы, проведенные на службе в органах государственной безопасности. Стоит расслабиться, дать себе годик на отдых, — и прежней формы уже нет. Поэтому рабочий день у меня начинается в восемь утра.
Вместе со своими коллегами решил попробовать себя на рынке охранных услуг. И хотя мы стартовали несколько позже других охранных фирм, но быстро наверстали упущенное. По всем рейтингам «Альфа-95» входит в десятку ведущих предприятий безопасности в Московском регионе.
А начинали мы практически с нуля: восемь сотрудников, которые размещались в трех комнатах. Приходилось кардинальным образом менять подход к новому делу, отказываться от привычных стереотипов, приобретенных на государственной службе. Иные возможности, иная специфика».