РУБРИКИ
- Главная тема
- «Альфа»-Инфо
- Наша Память
- Как это было
- Политика
- Человек эпохи
- Интервью
- Аналитика
- История
- Заграница
- Журнал «Разведчикъ»
- Антитеррор
- Репортаж
- Расследование
- Содружество
- Имею право!
- Критика
- Спорт
НОВОСТИ
БЛОГИ
Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ
АРХИВ НОМЕРОВ
НЕ ПЕЙТЕ КВАС!
Минздрав предупреждает: квас опасен для вашего здоровья! Отмена нормы в 0,3 промилле для водителей возмутила широкое автомобильное сообщество нашей страны своей явной несправедливостью.
ЛОГИКА МВДСобственно, дались Дмитрию Медведеву эти 0,3 промилле! Ведь должен понимать, что не в них дело. Но, очевидно, искусил президента глава МВД Рашид Нургалиев печальной и тревожной статистикой ДТП, случившихся по вине пьяных водителей. Правда, причем здесь эти самые 0,3 промилле главный милиционер так и не пояснил.
Доложил президенту полправды. То есть, фактически… ввел в заблуждение. Поскольку, например, за 2009 год в России произошло 203 603 (на 6,7 % меньше, чем в 2008 году) ДТП, из них только 12 326 (на 9,4 % меньше, чем в 2008 году) произошли по вине водителей, находившихся за рулем в состоянии опьянения. То есть, видим, что доля нетрезвых водителей составляет всего 6 % от общего количества ДТП.
В чем же причина других ДТП? Ответа нет.
За январь-июнь 2010 года в России произошло 81 822 ДТП, из них по вине водителей, находившихся за рулем в состоянии опьянения, 4 679 (что на 8,2 % меньше, чем за аналогичный период 2010 года). То есть опять видим, что по вине нетрезвых водителей произошло всего 5,7 % всех ДТП. Причина остальных ДТП неизвестна, а вот то, что норма 0,3 промилле сработала и обстановка на дорогах стала лучше — видно.
Хотя можно предположить, каковы причины, о которых умолчал Нургалиев: плохие дороги, элементарное несоблюдение водителями правил дорожного движения, отсутствие опыта у многих водителей, технические неисправности средств передвижения, плохая освещенность дороги, отсутствие разметки дорожного полотна и т. д.
Но почему Рашид Нургалиев об этом не доложил президенту? Это позволило бы на проблему ДТП на российских дорогах и проблему пьянства за рулем, в частности, посмотреть совершенно под другим углом зрения. Более трезвым… К примеру, сколько стоит получить водительские права, не проходя курс обучения в полном объеме, в результате чего за руль садятся откровенные лохи? Сколько стоит пройти техосмотр, не показывая гаишнику свое авто, и в рейс отправляются неисправные машины? Или почему вся Москва забита жестко тонированными авто, хотя решить эту проблему проще простого — было бы желание? Почему люди вообще выезжают на встречку и ничего не боятся?
Ответ ясен: убрать норму 0,3 промилле означает, что проблем больше станет у водителей, а вот навести порядок в собственном ведомстве — хлопот не оберешься. Коррумпированная практика свои позиции без боя не сдаст. И Нургалиев это прекрасно понимает.
Причем, даже на понятийном уровне царит полная неразбериха. Ни один гаишник не объяснит вам разницы между пьяным, выпившим или нетрезвым водителем. Да им это особенно и не надо. За них позаботился законодатель: все, у кого обнаружат хоть какую то промиллю — считаются пьяными. Естественно, что работать в таких комфортных условиях сотрудникам ГАИ просто благодать!
Принятие закона проходило сложно. Достаточно сказать, что даже депутаты обратили внимание на довольно противоречивую норму: пьяным будет считаться любой водитель, в крови которого обнаружат хотя бы 0,01 промилле. А ведь врачи-наркологи предупреждали, что такое количество алкоголя в крови может быть даже у совершенно трезвого человека. Кроме того, алкоголь присутствует естественным образом в крови, например, у больных сахарным диабетом. За что их то лишать водительских прав? И на каком основании больных-диабетчиков (и так глубоко несчастных людей!) лишать права иметь собственный автомобиль?
Нельзя не напомнить и о том, как происходило голосование в Госдуме. В тот день в зале заседания находилось всего 88 депутатов, которые бегали от одного депутатского места к другому и нажимали кнопки за своих коллег, решивших не возвращаться на работу после обеденного перерыва. Сюжет об этом прошел в новостях телекомпании РЕН. А располагавшийся в президиуме первый заместитель председателя Госдумы, представитель «Единой России» Олег Морозов с видом провидца прокомментировал: «Сейчас будет единодушное голосование».
КОМАНДИР, СВОИ!
Закон, возможно, и внесет свою лепту в борьбу с пьянством за рулем. Но, с другой стороны, он в очередной раз фактически поделил всех граждан России на две категории: которым «нельзя» и которым «можно». Первым теперь нельзя не только на собственном дне рождении или свадьбе единственной дочки водочки пригубить, но и утром кваску или «Тана» испить.
Кстати, о кисломолочных продуктах. Отвечая на вопросы депутатов об употреблении кефира, кумыса и айрана полномочный представитель президента РФ в Госдуме Гарри Минх обратил внимание на то, что «это спиртосодержащие продукты питания, и надо это иметь в виду при вождении». «С кумысом и с кефиром нужно вести себя осторожно», — философски добавил он. Большего цинизма трудно представить: это говорит человек, который сам за руль в ближайшее время (пока он представитель президента в Госдуме) не сядет. У него есть персональный водитель, и господин Минх может позволить себе выпить все — от кефира до виски.
Но депутаты не стали глубоко вникать в закон. То ли они полагали, что им с ним столкнуться не придется (об этом ниже!), то ли очень спешили на летние каникулы, а потому решили не спорить с президентом, которого даже не убедил мировой опыт: в США допустимая доза промилле — 1, во Франции — 0,8, в Германии — 0,5.
А посему придется водителям исключить из своего рациона кефир, йогурты, простоквашу, безалкогольное пиво… Ну, а если у вас еще и природный фон алкоголя в крови повышен или вы принимаете лекарства на спиртовой основе, то вам лучше сразу продать авто. В противном случае вы будете из одного судебного заседания плавно входить в другое и доказывать судьям (правда, с малой вероятностью быть услышанным!), что вы не пьяны.
Хорошо, что вспомнил о судьях. Лично не судился — не знаю. Но знающие люди предупреждают, что работники Фемиды вряд ли будут на стороне граждан. Поскольку закон однозначно определяет виновного и никаких поблажек типа «я выпил кваса» или «я принимаю лекарства» не предусматривает.
Самый яркий случай карательного правосудия, когда ты виновен лишь потому, что сел за руль и проехал в не то время мимо гаишника. А презумпцию невиновности, как я полагаю, можно оставить студентам юридических вузов: у них еще ветер в голове и настрой романтический. Да и свидетелей диалога с инспектором водителю будет найти достаточно трудно: простые граждане мимо будок ГАИ не ходят.
Ко второй категории относятся те, для кого российские законы вроде бы и писаны, а с другой стороны, они их как то не касаются напрямую. Ну вот, к примеру, депутаты. Они эти 0,3 промилле в гробу видели. У них машина с водителем — им с гаишником отношения не выяснять. Равно как и губернаторам, членам Совета Федерации, высокопоставленным чиновникам, известным общественным и политическим деятелям, а также примкнувшим к ним бизнесменам, артистам и особенно гражданам (в том числе — и приезжим) с нетрудовыми, но почему то большими доходами, которые поразительно быстро находят общий язык с сотрудниками МВД в любой ситуации.
И уж мало кто поверит в то, то гаишник изымет права у подвыпившего коллеги после предъявления им хоть какого то милицейского удостоверения и сакраментальной фразы: «Командир, свои». А мы получается — не свои, чужие. Нам что прикажете по лесам бегать и в катакомбах прятаться?
Между прочим, неясен вопрос о том, имеет ли гражданин право требовать освидетельствования сотрудника ГАИ на наличие алкоголя в его крови. Гаишники — ребята крепкие, квасят прилично. Значит — промилле у них остаются. И как после этого они, пьяные (по новому закону), будут общаться с нами, трезвыми? А о назначении ремней безопасности в авто вам, пожалуй, ни один сотрудник милиции не скажет. Никогда не видел их пристегнутыми.
Гаишники, конечно, не садисты. Но все же предвижу, с каким удовольствием они будут тыкать нам в рот свои приборы и печально (вроде даже как бы сопереживая!) констатировать: «Гражданин, вы пьяны!». И потекут деньги (причем, немалые!) из одного кармана в другой. И поутихнут разговоры о том, что у гаишников зарплата низкая. И перестанет Рашид Нургалиев жаловаться на то, что у сотрудников ГАИ слабое здоровье. Хотя, казалось бы, слабое здоровье — иди в фермеры, на природу, на свежий воздух. Не идут! Будут стоять где нибудь в кустах, ожидая нас…
«МЕНЯ ТЕРЗАЮТ СМУТНЫЕ СОМНЕНИЯ»
Размышляя обо всем этом, не могу отделаться от устойчивого впечатления… или, как сказал, герой одного фильма: «Меня терзают смутные сомнения». Короче, не статистикой ДТП был озабочен глава МВД.
Вообще, такой закон — подстава президента. Поскольку механизм закона не проработан, а от самого документа за версту веет популизмом и ведомственной заинтересованностью. И неудивительно, что закон о промиллях вышел накануне обсуждения другого документа — «О полиции». Обществу еще предстоит разобраться, что к чему. Поскольку еще ни одна система не могла сама себя достойно реформировать.
Взять наше Минобороны. Столько было шума вокруг реформы Вооруженных Сил и что в осадке: контрактной армии нет, престиж армии не восстановлен, офицеры продолжают маяться без квартир, новая техника и вооружение поступают в войска не в том объеме и не в те сроки, чтобы обеспечить безопасность страны, дедовщина по прежнему правит бал.
И с трудом мне верится, что новоявленные полицейские перестанут заниматься тем, чем так успешно занимались все это время и продолжают заниматься сейчас их предшественники — милиционеры. Очень трудно апеллировать к морально-нравственным категориям, когда в стране буквально все заточено на деньги.
Нет сомнений, что с пьянством надо бороться. Но как? Можно, конечно, принимать неработающие законы. И это в то время, как в стране больше сотни заводов гонит левую алкогольную продукцию, а государство молчит! Наркотики открыто продают в клубах, школах и на рынках, а государство молчит! Закрываются спортивные секции, зато как грибы после дождя открываются всевозможные бары, в которых подростки вполне легально постигают науку потребления спиртных напитков, а государство молчит! Вымирают без работы целые селения и небольшие города, а государство опять молчит!
А что касается того, что в России человек после первой рюмки не остановится и выпьет вторую (о чем говорил президент Медведев), то скажу одно: мы живем в стране, где не пить, к сожалению, просто нельзя — столько кругом несправедливости! И не видит честный человек выхода. И жить ему просто противно там, где «ни церковь, ни кабак — ничего не свято». Вот о чем государство должно в первую очередь думать!