22 ноября 2024 04:55 О газете Об Альфе
Общественно-политическое издание

Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ

АРХИВ НОМЕРОВ

Антитеррор

Автор: Тарас Галюк
ЗАПОРОЖЬЕ: КТО ЦЕЛИЛСЯ В НЕБО?

1 Августа 2010
ЗАПОРОЖЬЕ: КТО ЦЕЛИЛСЯ В НЕБО?

28 июля — память благоверного князя Владимира, крестившего Русь в днепровских водах. В Киеве в этот день было торжество: Святейший Патриарх Кирилл, завершая свой визит на Украину, служил литургию на площади перед Успенским собором Киево Печерской лавры. А в Запорожье произошла трагедия — убийство человека, инокини Людмилы.

МУЧЕНИЦА

Прихожане Покровского храма на Малом рынке, собираясь к вечерней службе, не обратили внимания на пакет, лежавший под скамейкой в церковном притворе. Около 16 часов 40 минут, незадолго до начала службы, прогремел взрыв. Как позже установили эксперты — безоболочное взрывное устройство кустарного производства мощностью 300 400 граммов в тротиловом эквиваленте.

Взрывной волной были выбиты стекла, сорвано покрытие с пола, пострадало и убранство храма: иконы, киоты. Девять человек доставили в больницу с травмами различной степени тяжести, контузиями и ранами от осколков стекла. Одна из них, инокиня Людмила (Донец), находившаяся в непосредственной близости от взрывного устройства, скончалась в реанимации.

На следующий день президент Украины Виктор Янукович собрал экстренное совещание силовиков и потребовал срочного раскрытия дела о взрыве в церкви.

Вглядимся в фотографию матушки Людмилы, вывешенную на епархиальном сайте рядом с некрологом. Такие лица (иногда подобрее, иногда построже, реже в апостольниках, чаще просто в платочках) смотрят на нас из за свечных ящиков везде, от Тюмени до Севастополя. Мы, молодые и образованные прихожане-захожане, чаще всего просто не замечаем бабулек-тружениц, на плечах которых держится весь наш церковный быт. А зря: у них есть чему поучиться. И терпению в скорбях, и смирению, и особенно трудолюбию.

Биография у матушки Людмилы самая типовая: она — незаметная героиня того самого «русского мира», о котором патриарх Кирилл так убедительно говорил в Киеве. Военное детство, с юности до преклонных лет тяжелый труд: Мария Михайловна Донец 40 лет проработала на Запорожском алюминиевом комбинате, была передовиком. А в старости, когда и дети подняты на ноги, и пенсия заработана, стала послушницей в Свято-Елисаветинском монастыре… Но не для того, чтобы отдохнуть от мирской суеты: такие бабушки отдыхать не приучены. В монастыре инокиня Людмила делала то же, что и в миру: трудилась до изнеможения, несла нелегкие послушания на хозяйственном дворе.

В Покровский храм матушка заходила часто, была его прихожанкой. И в этот вечер пришла помолиться, хотя и праздника никакого не было (князя Владимира праздновали с утра). В ожидании службы присела на лавочку, стоявшую в притворе… Как оказалось, ту самую, под которой злоумышленник разместил взрывное устройство.

С мирской точки зрения — страшная и бессмысленная гибель. С духовной — блаженная кончина праведницы, заслуженный всей жизнью «венец нетленный», о котором писал апостол Павел.

Инокиня Людмила — самая обычная бабушка-церковница, каких тысячи. Как и Евгений Родионов, самый обычный солдат срочник. Мы не знаем, отчего Господь именно их избрал, именно им ниспослал мученический венец. Но знаем другое: кровью мучеников созидается и укрепляется Церковь Христова.

Вспоминаются слова Вселенского Патриарха Варфоломея, сказанные во время визита в Россию, на прощальной трапезе: «Нам была предоставлена благословенная возможность порадоваться, как никогда ранее, рождающей святых Россией, которая и в наши дни выделяет новых Христовых мучеников, например, Евгения Родионова. В девятнадцать лет, когда у его ровесников совсем другие приоритеты в жизни, он своей кровью остался верным Кресту нашего Господа…»

В словах Его Всесвятейшества прозвучала не только радость, но и явная укоризна: православные греки даже не сомневаются, что Евгений — мученик, пострадавший за Христа, а в Русской Церкви до сих пор идут споры, препятствующие его общецерковному прославлению. Возможно, почитание преподобномученицы Людмилы Запорожской тоже начнется не с России и не с Украины. Но важно другое: ныне она молится за нас на небесах. Молится о России и Украине, о благополучии родного города, о покровских прихожанах и елисаветинских сестрах, об «умягчении злых сердец» и прекращении расколов… Молится, наверное, и за своих убийц: «не ведают бо, что творят».

ВЕРСИИ

Кто же эти убийцы? Версии стали возникать уже в день преступления.

У профессиональных свидомитов вариант один на все случаи жизни: рука Москвы. Россия у них виновна во всем, от плохой погоды до разыгравшегося геморроя. Сразу же после взрыва русофобские органчики исправно включились. Например, некий эксперт Владимир Цыбулько обвинил в трагедии ФСБ: дескать, «по почерку видно». Похожую версию озвучили и представители «Украинской народной партии», и запорожское отделение движения «Свобода».

Дикая логика русофобов выглядит примерно так: визит патриарха Кирилла будто бы «прошел вяло», «не привлек достаточного внимания» (проще говоря, не было скандалов и сенсаций), и чтобы поправить такое положение, российские спецслужбы устроили провокацию. Доказательств ни малейших, но не за тем органчики стараются, чтобы что то доказывать. Украинские журналисты по традиции считают такие бредни «информационным поводом», на новостных сайтах, а то и в газетах появляются яркие заголовки вроде «ФСБ взорвала храм?» При третьей или четвертой перепечатке вопросительный знак обычно куда то девается.

Евстратий (Зоря), раскольнический епископ и главная «говорящая голова» филаретовского патриархата, не стал винить москалей. Он предположил, что во взрыве виновны сатанисты или язычники. И с этой версией понятно: кто угодно, хоть инопланетяне, лишь бы вывести из под удара собственную «юрисдикцию», прославившуюся погромами храмов и избиениями священников.

Василий Анисимов, руководитель пресс службы УПЦ (МП), комментируя запорожский взрыв, выразился очень осторожно и обтекаемо (впрочем, у него работа такая). Давайте, дескать, не будем торопить следствие, раньше времени искать виновных… А то некоторые горячие головы уже приписали взрыв раскольникам или униатам, хотя в Запорожье нет ни тех, ни других.

В самом деле, крупных раскольнических приходов там нет, но маленькие группки более или менее «отмороженных» русофобов встречаются на Украине везде: и в Донецке, и в Одессе, и в Запорожье. Взрыв, конечно, ни в каком смысле не мог быть выгоден филаретовскому руководству: добавлять к своей репутации погромщиков еще и террористические «лавры» им ни к чему. Но у раскольников, помимо «архиереев», больше всего заинтересованных в сохранении своей власти и влияния, есть и рядовые прихожане. А среди них, увы, не так мало несчастных, для которых единственным содержанием веры стала животная ненависть к москалям и «москальской церкви». Визит Патриарха Кирилла на Украину вызвал у многих всплеск этой ненависти. Так что, увы, версия, от которой предостерег Анисимов, напрашивается и должна быть рассмотрена хотя бы в ряду прочих.

И последняя версия, самая правдоподобная: псих-одиночка или небольшая компания психов. В ее пользу говорит хотя бы то, что технология использована самая примитивная. Она посильна для любого подростка, добравшегося в интернете до какой нибудь «поваренной книги анархиста»: кастрюлька, часовой механизм, химикаты, которые можно купить в ближайшем промтоварном ларьке. Но не так уж эта версия отличается от предыдущей.

Если призывы громить «москальских попов» и ненавидеть все, что связано с Россией постоянно звучат и с телеэкранов, и на интернет-форумах, и, что всего страшнее, с церковных амвонов, нет ничего удивительного в том, что рано или поздно это безумие, разлитое в воздухе, сконцентрируется в чьей нибудь убогой голове. И этот несчастный, желая спасти ридну неньку от ее вечных врагов, отправится в хозяйственный магазин за кастрюлей и селитрой.

ПРЕСТУПНИК НАЙДЕН?

2 августа в прессе появилось сообщение, что известен подозреваемый во взрыве. Им оказался 25 летний Антон, ранее прислуживавший в Покровском храме. Вроде бы настоятель поймал его за руку при попытке прикарманить церковные деньги и выгнал взашей, а юноша затаил обиду и решил отомстить таким вот чудовищным способом. Были задержаны и сам Антон, и его брат, и мама, и еще несколько приятелей за компанию. Пожилую бабушку включать в состав «террористической ячейки» постыдились. Она целыми днями плачет и пытается найти доступного по деньгам адвоката (семья Антона живет очень небогато). Через пару дней Антон дал признательные показания.

Удобный преступник, ничего не скажешь. Никакой политики, никакой идеологии, никакой связи с патриаршим визитом, мотив — мелкая личная месть. Он как будто специально найден, чтобы одернуть православную общественность: дескать, не ищите злодеев на стороне, среди раскольников и самостийников, сатанистов и язычников, посмотрите лучше на себя самих.

На бывшего пономаря, не имеющего ни денег, ни влиятельных знакомых, без труда можно надавить (если в КПЗ вся семья, то способов масса) и получить любые показания. В итоге громкое дело будет не только закрыто, но еще и переквалифицировано из теракта в «бытовуху». Чем не блестящий результат работы спецслужб? Можно рапортовать президенту о выполнении его заказа и сверлить дырки в погонах.

Беда в том, что ни отец Леонид, настоятель Покровского храма, ни другие клирики, ни прихожане, хорошо знавшие Антона, не верят в его причастность к взрыву. Парень он, как все говорят, тихий, нерешительный, ни в каких криминальных делах раньше замечен не был. Нечист на руку — это возможно: близость к церковной кружке многих испортила. Но и о воровстве пока известно только со слов источников в органах. Духовенство и прихожане это обвинение не подтверждают, а кто то из близко знавших Антона решительно отрицает. Да даже если он и был виноват — между мелким воровством и жестоким убийством лежит психологическая бездна (тем более, что убийство лишь чудом не стало массовым).

Трудно поверить, что опытные священнослужители «проглядели» тяжелого психопата (а именно таким нужно быть, чтобы отомстить смертоносным взрывом за обличение в мелких кражах). И, повторим, уж слишком удобна эта версия для украинских спецслужб и политиков, чтобы быть похожей на правду…

Итак, дело может считаться закрытым. Скорее всего, настоящие виновники взрыва никогда не будут найдены. Уйдут от ответственности и те, кто вдохновил преступников. Но от этого не теряют силу слова патриарха Кирилла, сказанные в послании к запорожским верующим в связи с трагедией: «… Любой, кто целится в небо, попадает в конце концов в самого себя. Надеюсь, что террористов настигнет земное правосудие. Уверен: главное наказание они уже получили — ещё при жизни ввергли свои души в ад ненависти и бесовской злобы. А ведь нет ничего страшнее для человека, чем искалечить собственную личность, превратившись из подобия Божия во вместилище зла».

Оцените эту статью
2249 просмотров
нет комментариев
Рейтинг: 0

Читайте также:

Написать комментарий:

Общественно-политическое издание