РУБРИКИ
- Главная тема
- «Альфа»-Инфо
- Наша Память
- Как это было
- Политика
- Человек эпохи
- Интервью
- Аналитика
- История
- Заграница
- Журнал «Разведчикъ»
- Антитеррор
- Репортаж
- Расследование
- Содружество
- Имею право!
- Критика
- Спорт
НОВОСТИ
БЛОГИ
Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ
АРХИВ НОМЕРОВ
ХИЩНИКИ
В начале июня в российский кинопрокат вышла новая версия знаменитого фильма «Хищник», снятого в далёком 1987 году с культовым героем тех лет «Шварцем». Однако вряд ли выход даже такого ожидаемого фильма смог бы стать хоть сколько нибудь знаковым событием посреди беспощадного зноя и сезона отпусков, если бы не тот странный факт, что героем его вдруг становится русский спецназовец Николай, участник кавказской войны. Офицер «Альфы».
СБОРНАЯ ЗЕМЛИКонечно, сам по себе этот факт не является уникальным — в импортном кино нередко можно встретить какого нибудь «отмороженного» персонажа, представляющего всю совокупность бытовых представлений и стереотипов, связанных со словом «русский» в сознании западного человека. Однако на этот раз искреннее удивление вызывает именно то, что наш герой представлен не в образе очередного бандита, агрессивного алкоголика, либо «сумасшедшего революционера», как выразился кто то на форуме, но являет собой героя, достойного, наконец, с полным правом быть названным Русским.
Роль майора Николая Старова сыграл наш соотечественник Олег Тактаров, всемирно известный спортсмен и актёр, многократный чемпион турниров по джиу-джитсу и боям без правил, а также просто нормальный парень.
Для начала необходимо разобраться, что же представляет собой этот фильм в целом. Режиссёр, Роберто Родригес, хорошо известен нам по таким фильмам, как «От заката до рассвета», «Отчаянный», «Однажды в Мексике» — все они принесли ему славу человека изобретательного, незаурядного. Однако, «Хищники», судя по отзывам, не стали для зрителей ещё одним откровением.
Не хочется сразу начинать с критики и говорить, что кино это очевидно слабое, снятое наспех и кое как, что его сюжет вот уже которое десятилетие пережёвывают все кому не лень.
Типовые персонажи, с типовыми диалогами и ругательствами, предсказуемый сюжет и т. д. Единственное нетипичное, что есть в этом фильме — это присутствие, а, главное, нестандартное поведение русского майора Николая, резко контрастирующее с психологией среднего персонажа западного кино. Но об этом чуть ниже.
Поскольку представляется крайне затруднительным ответить на вопрос — так о чём же кино, ибо в нём совсем не сделан упор на человеческие отношения, да и тема инопланетной цивилизации хищников тоже не раскрыта, то гораздо проще вкратце пересказать сюжет, благо, что он совсем нехитрый.
Одиноким инопланетным монстрам никак не живётся спокойно у себя дома. Дело в том, что очень любят ребята охотиться, а на своей планете, поросшей прекрасными джунглями и милыми берёзовыми рощами, достойных противников не имеют. И охотятся они вовсе не ради пропитания, а, так сказать, для спортивного интереса, чтобы постоянно совершенствовать свои «убийственные» способности и навыки.
Очевидно, Хищники сочли землян достаточно свирепыми и продвинутыми существами, посему решили отобрать для своих развлечений несколько наиболее опасных особей из разных концов нашей планеты. Их неизвестным нам образом похищают и вывозят к себе, где сбрасывают с парашютом в джунгли.
Оказавшись в неизвестной и очень странной местности, вновь прибывшие земляне понимают, что им необходимо держаться вместе. С самого начала из их числа выделяется лидер, как выясняется позже — бывший американский наёмник, который, по справедливому мнению большинства зрителей, смотрится в этой роли не совсем адекватно. Ведь актёр, сыгравший его — Эдриан Броуди — более известен, как исполнитель ролей утончённых интеллигентов, клерков и ловких проходимцев. А свою всемирную известность он приобрёл благодаря роли польско-еврейского музыканта Владислава Шпильмана в фильме «Пианист».
Что касается остальных межпланетных «туристов», то здесь подобралась такая малоприятная компания: боевик мексиканского наркокартеля Los Zetas, офицер эскадронов смерти Объединённого Революционного Фронта Сьерра-Леоне, женщина снайпер из Армии обороны Израиля, киллер Якудза, заключённый американской тюрьмы, приговорённый к смертной казни — очевидный сексуальный маньяк, и ещё один белый извращенец под прикрытием врача. Присутствие же здесь русского спецназовца из Группы «Альфа» вызывает очень большое удивление. Хищники «изъяли» его с Северного Кавказа прямо во время боевых действий.
«НУ И РОЖА У ТЕБЯ!»
Первые полчаса не происходит почти ничего. Компания просто бродит по лесу с выпученными глазами, переругиваясь и отчаянно пытаясь понять, что же с ними произошло. Затем они выходят на опушку леса и видят, что в небе вместо привычного солнца и луны в большом количестве зависают какие то непонятные небесные тела. Так наступает минута прозрения. Акклиматизация, видимо, произошла намного раньше.
Хищники, для того, чтобы понять, на что способны их противники, устраивают людям несколько проверок на прочность, и лишь после этого появляются перед нами во всей красе. Хозяева представляют собой двухметровых детин с туловищами по человеческому подобию, но с непонятными большими головами, увенчанными дредами. Кому то их облик может смутно напоминать героев детского мультфильма — черепашек-ниндзя.
Монстры облачены в «доспехи», которые позволяют им становиться невидимыми, кроме того, они снабжены энергетическим оружием и тепловым инфракрасным зрением. Удивительно только, что при такой экипировке им всё равно интересно гоняться по лесу за несчастными и до смерти запуганными человечками. Ещё и учиться у них чему то умудряются.
Итак, наши герои скитаются в джунглях и заодно отбиваются, как могут, от местной нечисти. Внезапно они встречают человека, который научился выживать в этих условиях и уже, видимо, многие годы прячется от Хищников, от чего у бедолаги налицо прогрессирующая шизофрения. Он приводит компанию к себе в гости. Домом ему служит некая заброшенная буровая установка. Кто и что бурил — мы не знаем.
С этого момента и почти до самого конца действие фильма погружается в темноту, что существенно затрудняет восприятие событийного ряда. Мне удалось разобрать следующее: вскоре несчастный «отшельник» осознаёт, что прокормить такую уйму народа ему не удастся, поэтому решает избавиться от своих гостей, и довольно оригинальным способом — подпалив собственное жилище. Возникшая суматоха привлекает внимание Хищников, которые только и ждали повода, чтобы начать полномасштабную «разборку».
Народ долго блуждает по тёмным переходам — Хищники преследуют людей, люди преследуют Хищников. А фильм понемногу движется к завершению.
Погибает Николай. Его смерть вовсе не первая. Намного раньше «выходит из игры» мексиканец, затем негр — тот самый темнокожий боец из Революционного фронта. Их смерти проходят для нас как то незаметно. Просто им не повезло — один скончался в ходе перестрелки, другой попадает в ловушку.
Наш Николай погибает иначе. Он мог бы просто свалить из шахты следом за остальными. Но он не позволил себе пройти мимо товарища, попавшего в беду. И неважно, что тот оказался потом настоящим человеческим отбросом. Вызволив другого, наш герой, раненый и фактически безоружный, сам попадает в руки к жестокому Хищнику. Но и здесь, перед лицом неизбежной смерти, он заботится о судьбе остальных — хватает гранату и подрывает себя вместе с Хищником. Его последние слова адресованы врагу: «Ну и рожа у тебя!». К сожалению, звукорежиссер, побоявшись проблем с авторскими правами, вырезал её логическое завершение — «…Шарапов!».
Видимо, героизм нашего майора «Альфы» оказался настолько воодушевляющим, что его примеру решает последовать истеричный американский зэк. Он подбегает к Хищнику сзади, бросается ему на шею и с устрашающими криками «Сдохни, уродец! Ты с кем связался? Бегите!» — лупасит его что есть мочи по железной башке. Но монстр скор на расправу. Он стряхивает с себя убогого и смачно выдирает ему вместе с черепом позвоночник.
Думаю, не стоит пускаться в подробное описание дальнейших событий. Команда продолжает бороться с оставшейся нечистью. На каком то этапе «пианист» решает, что со всем этим пора завязывать и спешит в лагерь Хищников, чтобы угнать их космический корабль. Но его ожидает провал — до монстров быстро доходит, что их собираются «кинуть». Поступают они очень просто: взрывают собственный корабль.
Очевидно, «пианист» так и не успел забраться в него, т. к. целым и невредимым он возвращается к своим. К сожалению, непонятно, проснулась ли у него совесть, либо он просто не сумел улететь. В заключении он спасает снайпершу Изабель от «доктора», который чисто для научного эксперимента решил полоснуть её ножичком с соком ядовитого растения. Затем в одиночку расправляется с оставшимися Хищниками.
В финальной сцене мы видим измождённых Изабель и Ройса в обнимку (своё имя пианист упорно скрывал до самого конца), они наблюдают, как в небе кружат парашюты с новой партией «дичи». Судя по всему, продолжение следует.
«Я ВАМ ПОКАЖУ СТАЛИНГРАД!»
В интернете можно посмотреть довольно интересное интервью с Олегом Тактаровым, где он подробно рассказывает о своей роли, о том, как работал над ней, и какое значение придавал тому, что он должен был делать на съёмочной площадке.
Сам актёр вкладывал в свою роль гораздо больше, чем мы увидели в фильме в конечном итоге. В частности, и для него самого было очень важно, что ему досталась именно героическая роль — здесь он подчёркивает желание режиссёра и сценариста видеть его в таком свете:
— Положительный персонаж — не моя заслуга, а Родригеса. Он смотрит на вещи под немного другим углом. В любом случае, он был своего рода «борцом» за права мексиканского народа. Ведь мексиканцы в Америке — своего рода обслуживающий персонал. И отсюда, наверное, и отношение к русским, соответственно, гораздо лучше. Кроме того, в сочетании со сценаристом Александром Литваком, который вырос на советском героическом кино, и получилась такая роль.
Олег подчёркивает желание предать своему персонажу именно героические черты. Очевидно, это стремление родилось у него не просто так. Оно берёт своё начало в воспитании, в гордости за свою историю. Наконец, его питает любовь и глубокая привязанность к родным корням.
— Отличие моего героя — в том, что он отражает всё лучшее, что было в Советском Союзе. У него черты коллективизма видны практически с первой секунды. Если все остальные пытаются выживать в одиночку, мой герой с первых мгновений и до последних остаётся коллективным бойцом, человеком, для которого другие люди — не то, что не последние, а иногда выше него самого. Майор Николай, конечно, советский персонаж, даже не российский, именно героический персонаж из нашего славного прошлого.
Интересен ещё один вопрос — какими взглядами руководствовались режиссер и сценаристы, когда подбирали для Хищников именно такой международный состав команды? Стоит ли искать здесь какую то политическую подоплёку и как получилось, что режиссер не сделал в фильме ни одного положительного героя-американца?
Возможно, авторы решили немного подколоть американцев. Хотя, может быть, кто то назовёт «пианиста» вполне положительным, ведь к концу фильма его нравственность переживает «большой положительный сдвиг» — он понимает, что не хватит у него совести улететь одному на космическом корабле, оставив товарищей на расправу Хищникам.
Что же касается нашего спецназовца, Олег объясняет выбор режиссера следующим образом:
— То, что на Северном Кавказе с 1994 года идёт непрерывная война, это известно на Западе всем. И, наверное, это и послужило причиной того, что мой герой именно оттуда был выбран Хищниками на эту планету.
И ещё немного символики. Работая над внешним видом своего героя, Олег не позабыл привнести одну немаловажную деталь — на протяжении всего действия он одет в настоящую тельняшку.
— К тельняшке войска ВДВ относятся просто с почтением, — объясняет он. — Это такой почти религиозный знак. Её нельзя опускать слишком низко, нужно её постоянно поднимать, чтобы она была под горлышко. К сожалению, моя тельняшка была грязная, уже по фильму её испачкали, я ничего не мог с ней сделать. Очень хотел, чтобы именно в последних кадрах я оказался в тельняшке, как в героических фильмах прошлого. И был очень счастлив и доволен, когда это получилось. Для меня это было очень важно.
СПАСАТЕЛИ ПОНЕВОЛЕ
Ну и некоторые выводы напоследок.
В России как то укоренилась порочная жертвенность. Если окинуть оком ближайшую историю, века эдак за два, то мы постоянно занимались военно спасательными операциями, платя за них очень высокую цену — жизни кадровых офицеров и русских крестьян, «забритых» в солдаты. Одна история с «братушками» чего стоит. Шипка, Плевна… А чем нам отплатили болгары, получив независимость? Союзом с Германией.
Еще один наглядный пример — сербы, спасая которых, Россия после провокационного выстрела в Сараево в 1914 году втянулась в мировую войну и надорвалась, став в итоге жертвой февральского заговора.
Примеров таких — множество.
И в этом плане гибель майора Николая Старова, офицера Группы «Альфа», является лишь отзвуком «позитивного» образа нашей страны — жертвенного, искупающего мир ценой своей жизни.
Может быть, хватит?..
Написать комментарий:
Комментарии:
И "подтягивать" ничего не надо, если это "правильная", под горло тельняшка, а не ширпотреб из полосатой ткани.
Кино - полнейшая засада, даже непонятно зачем было писать статью.
"Майор" вовсе не главный герой, а один из персонажей, как, скажем мекс.
Кстати, на "Западе", как ни прискорбно, о войне в Чечне известно ДАЛЕКО не всем, а скорее большинству неизвестно вообще.
Кстати, откуда у "майора" M134 Minigun, прямо из Чечни???