23 ноября 2024 20:40 О газете Об Альфе
Общественно-политическое издание

Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ

АРХИВ НОМЕРОВ

Антитеррор

Автор: Сергей Долгов
ИНГУШСКИЙ ГЕРОЙ РОССИИ

1 Сентября 2010
ИНГУШСКИЙ ГЕРОЙ РОССИИ

Каждый раз, когда уходят друзья, невольно задаешься вопросом, а не напрасны ли эти жертвы, что изменят они в современном мире, что принесет их уход родным и близким? Возникает много и других вопросов, на которые, даже прожив собственную долгую жизнь в системе спецслужб России, из которых двенадцать лет выпали на Группу «А», и более пятнадцати — на оперативные подразделения, занятые борьбой с терроризмом, я не знаю ответа.

Ты прекрасно знал их, своих боевых друзей — с кем не раз выполнял сложные и рискованные задания. С кем отдыхал, когда это было возможно и уместно. Кого поздравлял при рождении детей, при получении государственных наград. Радовался, когда ты видел, как из просто хорошего человека вырастает профессионал в своем деле, когда ученик превосходил в чем то своего учителя. И каждый раз с уходом боевых товарищей задаешься вопросом: почему смерть забирает лучших?..

 

Работая с 1992 года в оперативных подразделениях, занимающихся разработкой главарей банд, освобождением заложников, розыском лиц, осужденных по статьям, отнесенным к компетенции спецслужб, я могу сегодня сказать только одно. Хлеб у нас такой же черствый, как и у сотрудников спецназа. Более того, каждый оперработник должен обладать такими же личными и боевыми качествами, как спецназовец, но при этом иметь склонность к оперативной работе.

 

Таких людей очень мало, и поэтому каждый, кто служил и служит в отделе, на вес золота. Каждый в чем то уникален и дополняет другого. Это позволяло нашему отделу в Оперативно-разыскном управлении Службы по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом ФСБ России с 1992 го по 2007 й год пройти без потерь, хотя мы всегда были там, где «горела земля под ногами».

 

17 сентября 2007 года. На федеральной трассе, ведущей в город Грозный, в районе села Гази-Юрт Назрановского района, около кафе «Вайнах» был убит мой друг и боевой товарищ Алихан Калиматов.

 

Известие об этом пришло в Москву уже через час, в это не хотелось верить, и пока его гибель не подтвердилась из разных источников, теплилась маленькая надежда, что этому сильному и мужественному человеку повезет в очередной раз, и он выживет. Но, тяжелораненый, Алихан скончался в Назрановской больнице.

 

18 сентября, в самолете, летящем в Ингушетию, я встретил многих знакомых и родственников семьи Калиматовых. Оказывается все они, узнав о случившейся трагедии, отложив свои дела, срочно направились на родину, чтобы выразить соболезнования родным и близким Алихана, чтобы в это тяжелое время быть рядом с ними.

 

Ворота дома семьи Калиматовых в станице Орджоникидзевской, Сунженского района были открыты настежь и туда постоянно шли люди, казалось, это был нескончаемый поток людского горя и искреннего соболезнования. В те минуты мне с другой стороны открылся человек, с которым я работал не один год. Оказалось, Алихана знала и уважала, чуть ли не вся Ингушетия, за исключением её врагов, которые его ненавидели и убили офицера.

 

В дом его отца пришли и старики, которые не забывают заветы отцов, и ровесники — с кем Алихан вместе рос, учился, работал и воевал. Были и молодые люди, стоящие на распутье, ищущие за кем правда в продолжающейся на кавказкой земле гражданской войне.

 

Зная, что я долгое время служил вместе с Алиханом, ко мне подходили многие и помимо слов печали, говорили о том, что они знают, за что погиб Алихан Калиматов, и что они дальше будут бороться с теми, кто хочет вернуть Ингушетию во времена мракобесия, насилия и изоляции от современного мира. Все были уверены — те, кто совершил это преступление, сами подписали себе смертный приговор.

 

«ПРИ МОЕМ АКТИВНОМ УЧАСТИИ…»

 

Мой друг Алихан родился 18 апреля 1969 года в станице Орджоникидзевской Сунженского района Чечено-ингушской АССР. В большой семье Калиматовых, Макшарипа Сулейменовича и Аминат Умаровны, он был самым младшим — седьмым ребенком.

 

После окончания в 1986 году средней школы № 4 и службы в Советской армии, с 1987 го по 1989 й год, Алихан вернулся домой, где попал в круговорот исторических событий.

 

Война опалила его гораздо раньше службы в ФСБ. В анкете при поступлении в органы он писал: «В 1991 году после августовских событий и провозглашения независимости Республики Ичкерия я включился в общественно-политическую жизнь Ингушетии. Являлся членом и председателем Сунженского отделения общественного объединения «Народный Совет», который в последствии был преобразован в «Координационный Совет» ингушского народа. При моем активном участии в течении1991 года был проведен референдум в районах компактного проживания ингушей об образовании Ингушской республики в составе Российской Федерации. В качестве командира народного ополчения участвовал в вооруженном сопротивлении дудаевским формированиям, которые силовым методом препятствовали проведению референдума на территории Ингушетии.

 

В ноябре 1992 года во время осетино-ингушского конфликта в Пригородном районе РСО-А принимал активное участие в разъяснительной работе населению Республики Ингушетия действий федеральных вооруженных сил и по упреждению возможных провокаций со стороны спецслужб Чечни (ДГБ).

 

Будучи командиром народного ополчения, был избран в организационный комитет от Сунженского района по избранию первого Президента РИ. Участвовал в организации и проведении выборов первого Президента Ингушетии».

 

Кто помнит, что творилось в Чечне, Ингушетии и Северной Осетии, тот согласится со мной: чтобы иметь и отстаивать свои убеждения, нужно обладать большим личным мужеством и смелостью. А ведь Алихану тогда было всего лишь двадцать с небольшим лет.

 

С 1996 года жизнь в Самаре и учеба на юридическом факультете в государственном университете. Там он был неформальным лидером среди ингушей, обучающихся в ВУЗах города.

 

В 2001 году — свадьба, затем рождение сына и дочери…

 

Службу в органах ФСБ Алихан начал в 2000 году в УФСБ России по Самарской области, в 2002 м был переведен в ОРУ 2 й Службы ФСБ. В общей сложности, в свои неполные тридцать восемь лет, до момента гибели, он прослужил в органах — девять лет, три месяца и двенадцать дней.

 

Казалось, что впереди у Калиматова долгая и интересная жизнь, полная больших планов и ожиданий, главным содержанием которой было стремление быстрее прекратить братоубийственную войну на Северном Кавказе, борьба с коррупцией, борьба за социальную справедливость и порядок.

 

Появились первые успехи в оперативной работе, как итог — награждение в 2002 году орденом Мужества, через два года медалью «За участие в контртеррористической операции».

 

В 2006 07 гг. за конкретные результаты в работе на Калиматова было подготовлено два представления к награждению орденами Мужества.

 

Материалы, получаемые им в оперативной работе, неоднократно докладывались руководству ФСБ. Его информация всегда носила четкий и выверенный характер, объективно отражала сложные процессы, проходящие в политической, социальной и экономической жизни северокавказских республик.

 

Появились и первые недоброжелатели внутри ФСБ, сотрудники, сознательно искажавшие сведения по вопросам политической борьбы и борьбе с коррупцией.

 

Но по очень многим причинам заменить Алихана было попросту некем. Почему? За ним было глубокое знание традиций и обычаев народов, живущих на Кавказе, владение языками, а самое главное — внутренняя честность и порядочности, верность данной им присяге российскому Отечеству. Для многих в управлении и в отделе Алихан был образцом понимания и выполнения офицерского долга не перед начальством, а перед своей совестью.

 

Несмотря на разницу в возрасте и служебном положении, мы быстро стали друзьями, подружились и наши семьи. Мне посчастливилось, благодаря ему, познакомится со многими замечательными людьми, проживающими на Северном Кавказе, узнать реальную новейшую историю Кавказа, которая еще долго будет находиться под грифом «Секретно».

 

«Тайная война» — вроде бы избитый штамп, но он точно передает сущность работы спецслужб, а на войне, как известно, бывают и победы, и поражения. Никто уже давно не сомневается, что в ней нам противостоит умный, профессионально подготовленный враг, что сегодня бандподполье использует весь арсенал форм и методов борьбы, присущей спецслужбам. Здесь в плен не берут, а раненых добивают. Так было и 17 сентября 2007 года…

 

НЕ НАПРАСНЫ ЛИ НАШИ ЖЕРТВЫ?..

 

Сегодня доподлинно известно, что в случае с убийством Алихана мы имеем дело со спланированной операцией по его ликвидации: были здесь и заказчики преступления, и организаторы, пособники, и исполнители. Случилось и предательство среди тех, кого Алихан считал своими соратниками по борьбе.

 

Причина, почему выбор бандитов пал на Калиматова — его активная, бескомпромиссная и последовательная борьба с ними, доверие, которое к нему испытывали простые ингуши, вера в него, в то, что он сможет повлиять на ситуацию в республике, помочь оступившимся, выдвинуть вперед достойных, покарать преступников и предателей. Убить его — это значит нанести непоправимый ущерб безопасности России.

 

4 ноября 2007 года Указом Президента России № 1468 сс «за мужество и героизм, при исполнении воинского долга» Калиматову Алихану Макшариповичу было присвоено звание Героя Российской Федерации — посмертно.

 

Приказом руководителя Службы по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом ФСБ в конце 2007 года он был навечно зачислен в списки воинской части.

 

В декабре 2008 го были открыты три мемориальные доски — в средней школе № 4 станицы Орджоникидзевской Сунженского района Республики Ингушетия, на здании Самарского государственного университета и в служебном помещении Службы по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом ФСБ России в Москве.

 

22 декабря 2009 года директором ФСБ генералом армии Александром Бортниковым сыну Алику и вдове, Лидии Мурадовне, были переданы на вечное хранение медаль «Золотая Звезда Героя Российской Федерации» и Грамота Героя Российской Федерации, подписанная Владимиром Путиным.

 

Смерть сотрудника ФСБ, как это ни странно, имела широкий общественный резонанс. В газете «Коммерсантъ» от 18 сентября 2007 года за подписью корреспондента издательства Ольги Аленовой появилась статья «Похищенных ингушей некому искать». Более тысячи откликов на гибель Алихана можно найти в интернете. Слова сочувствия и соболезнования прозвучали в телеграммах от начальников управлений ФСБ, расположенных в Южном федеральном округе.

 

Помимо этого 19 сентября того же года поступило письмо от представителя Федерального бюро расследования, атташе по юридическим вопросам посольства США в Москве Джеймса Х. Трейси, в котором было сказано: «Мы хотим выразить коллегам Федеральной службы безопасности Российской Федерации соболезнования в связи с убийством 17 сентября в Ингушетии подполковника Калиматова.

 

Трагедии такого рода лишь укрепляют понимание нами необходимости в тесном сотрудничестве в деле борьбы с терроризмом и беззаконием, где бы они не происходили, и нашу решимость тесно сотрудничать с нашими коллегами из ФСБ в борьбе с ними, стремящимися положить конец нашему образу жизни.

 

Еще раз примите наши соболезнования в связи с этой трагедией».

 

…Прошло три года после гибели моего товарища. За это время сотрудниками отдела, где служил Алихан, семьей Калиматова, родственниками, друзьями было много сделано для увековечения его памяти.

 

Ингушская поэтесса Ася Тимирханова сочинила стихи «Алихан, ты был смелым и мудрым…». Али Димаев выпустил целый альбом песен на свою музыку «Я все сказал» памяти Героя России Алихана Калиматова на стихи М. К. Арчакова. Т. М-Г. Дзейтовым была написана пронизывающую душу песня — памяти офицера, отдавшего свою жизнь за восстановление мира и спокойствия на Кавказе, которую он посвятил Алихану. Но….

 

Но вопросы остаются.

 

Ограничивается ли память руководства управления и Службы, назначением пенсии в связи с гибелью сотрудника, выдачей ежегодных путевок семье на отдых и лечение? Куда делись многочисленные благотворительные фонды, ставящие своей задачей оказание помощи семьям погибших сотрудников — тем более фонд, образованный при 2 й Службе? 

Жизнь Алихана — это пример сложного пути, пройденного человеком, сознательно посвятившим себя борьбе за порядок и справедливость. Может ли его судьба стать примером для подражания молодым людям, сегодня решающим, в какой стране им завтра жить? Достойна ли его жизнь некого осмысления и выпуска документального фильма?

 

Почему бывший президент Ингушетии Мурат Зязиков (он же генерал-лейтенант ФСБ), имеющий непосредственное отношение к семье Калиматовых, так и не высказал своих соболезнований, в связи с гибелью сотрудника госбезопасности?

 

Вопросы, вопросы, вопросы… И, по сути, на главный из них — «Не напрасны ли наши жертвы?» — я для себя давно уже дал ответ: нет, не напрасны..Для себя я давно уже дал на него ответ. Нет, не напрасны. У нас есть славное прошлое, у нас есть трудное — сегодня, но у нас должно быть и великое завтра.

 

Да, мы приносим в жертву свою жизнь и здоровье, да мы рискуем благополучием жен и детей, да мы недосыпаем, много работаем и в жизни многого не успеваем сделать. Но защищать свою страну — это наш выбор, сделанный когда то в молодые годы.

 

Автор статьи — полковник запаса Сергей Долгов, в 1980 1991 гг. сотрудник Группы «А» Службы ОДП Седьмого управления КГБ СССР. С 1992 2007 гг. сотрудник УБТ МБ — ОРУ 2 й Службы ФСБ России

Оцените эту статью
4919 просмотров
нет комментариев
Рейтинг: 4.4

Читайте также:

Автор: Сергей Иванов
1 Сентября 2010
ПАТРИАРХ ТЕРРОРА

ПАТРИАРХ ТЕРРОРА

Автор: Ольга Егорова
1 Сентября 2010

УРАЛЬСКИЙ ЩИТ АНТИТЕРРОРА

Автор: Федор Бармин
1 Сентября 2010
САРАТОВ-АНТИТЕРРОР

САРАТОВ-АНТИТЕРРОР

Написать комментарий:

Общественно-политическое издание