РУБРИКИ
- Главная тема
- «Альфа»-Инфо
- Наша Память
- Как это было
- Политика
- Человек эпохи
- Интервью
- Аналитика
- История
- Заграница
- Журнал «Разведчикъ»
- Антитеррор
- Репортаж
- Расследование
- Содружество
- Имею право!
- Критика
- Спорт
НОВОСТИ
БЛОГИ
Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ
АРХИВ НОМЕРОВ
ДИКАЯ ДИВИЗИЯ
или Нужен ли нам такой «футбол»?
Краткая история произошедшего: 3 октября в рамках 23 тура чемпионата России по футболу «Анжи» принимал «Спартак». Традиционным кавказским гостеприимством и не пахло. Еще до матча главный тренер москвичей Валерий Карпин обращал внимание журналистов на отвратительное состояние поля, но это оказалось не главной проблемой, с которой пришлось столкнуться «Спартаку» в этот день.«Сдох Гитлер — сдохнут и его внуки»
Собственно матч прошел в практически равной борьбе и закончился минимальной победой гостей, но значение матча по сравнению с околофутбольными событиями быстро снизилось.
В начале матча на трибунах махачкалинскими фанатами был развернут баннер с упоминанием Адольфа Гитлера и изображением свастики. В некоторых СМИ он был классифицирован как фашистский, хотя, если судить по фотографии, дагестанские болельщики своей акцией пытались высказаться против проявлений фашизма на футбольных стадионах.
В то же время нельзя не отметить, что махачкалинцы поступили явно некорректно, по сути, поставив знак равенства между болельщиками «Спартака» и фашистами, ведь свастика была использована в спартаковском ромбике.
Впрочем, провокаторов тут же задержали и отправили в ОВД Советского района Махачкалы. Правда, тридцать молодых людей почти сразу отпустили на все четыре стороны.
Дальше — больше.
Сигналом к беспорядкам, по сути, послужил гол, забитый спартаковцем Александром Шешуковым в середине первого тайма. Отмечая это событие, один из московских фанатов зажег на трибуне файер. На это сразу же отреагировали дагестанские ОМОНовцы. И нужно признать, отреагировали весьма странно: в нарушение всех предписаний они вошли на трибуну к спартаковцам и стали избивать их дубинками, фанаты в ответ начали бросать пластиковые кресла.
Бесчинства продолжились и после финального свистка — москвичи были вынуждены покидать стадион под градом летевших в них камней. Часть спартаковских болельщиков погрузили в милицейские «КамАЗы» и под охраной ОМОНа отвезли на запасной аэропорт «Махачкала-1».
«Что касается камней, которыми закидали автобус — это такой город. Словами не передать. Меня предупреждали, что в Махачкале хуже, чем в Грозном, но чтобы настолько… Оскорбляли? В игре на это внимания не обращаешь. Все этим занимаются. А вот когда ты садишься в автобус, и в тебя кидают камнями, это ненормально», — рассказал защитник «Спартака» Сергей Паршивлюк.
Один из автобусов с фанатами был не только закидан камнями, после чего местная милиция посоветовала москвичам побыстрее отправляться туда, откуда они приехали.
В погоню пустилось несколько машин с агрессивно настроенными дагестанцами. Они пытались остановить автобус, а после того как водитель отказался остановиться, в него стреляли то ли из травматического, то ли из боевого оружия, то ли из обоих сразу. К счастью, никто не пострадал.
Автобус кое‑как покинул приделы Дагестана, но в итоге от полученных повреждений он сломался на полпути к Москве. По горячим следам был задержан один подозреваемый в нападении — это житель Махачкалы Марат Радимов. Ему грозит обвинение в хулиганстве.
…Как такое вообще возможно?! Не во второй лиге. Не на матчах любительских команд. И вообще, такое не должно происходить никогда! Попытаемся разобраться с двумя извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать?
Кто виноват? На матчах с участием южных команд, и «Анжи» в частности, подобные инциденты происходят не редко, но до такого, кажется, еще не доходило. Вооруженная погоня за автобусом со стрельбой…
Народ‑то горячий, кто спорит, но есть правоохранительные органы, которые для того и существуют, чтобы остужать пыл горячих парней. Что же случилось на этот раз? ОМОН сам и спровоцировал дальнейшие беспорядки, начав избиение фанатов в их секторе, это и послужило сигналом того, чтобы гнать москвичей туда, откуда они приехали, что и посоветовали милиционеры делать пассажирам последнего задержавшегося автобуса, как можно быстрее.
О чем все это говорит? О том, что правоохранительные органы совершенно не владели ситуацией. Хочется сразу расставить все точки над «i»: те люди, которые стреляли по автобусу, болельщиками не являются. Это прослойка, которая есть в любом обществе, в любой группе людей, и судить по ним обо всех — неправильно. Они оказывают медвежью услугу прежде всего всем дагестанцам. Конечно, и мы, фанаты «Спартака», далеко не ангелы, но судить по одной группе обо всех тоже нельзя.
Ничего хорошего после этого инцидента ожидать не приходится. Либо стадион в Махачкале дисквалифицируют, либо клуб очень крупно оштрафуют (это из официальных мер). Кроме того, давайте называть вещи своим именам: эту акцию многие восприняли как акт агрессии не к фанатам «Спартака» конкретно, а как к русским людям, приехавшим на Кавказ.
Теперь не только болельщики «Спартака» будут специально готовиться к визиту в Махачкалу, но и болельщики многих команд, в среде которых присутствует сильное националистское крыло. А особенно «тепло» будут встречать самих болельщиков «Анжи». Не исключено и объединение старых врагов для проведения различного рода акций против визитеров. Хочу напомнить недавний пример солидарности фанатов «Спартака» и ЦСКА после убийства кавказцами болельщика красно-белых Юрия Волкова.
«Мы хотим мира!»
Как не печально, но футбол может спровоцировать межнациональный конфликт… Очевидно, бойцы дагестанского ОМОНа об этом не думали. Равно как и те, кто решил продемонстрировать «кавказское гостеприимство».
«Вывешенный на западной трибуне стадиона «Динамо» баннер носил антифашистский характер, — мнение руководителя клуба болельщиков «Анжи» «Дикая дивизия» Рамазана Газиева. — Мы помним, как спартаковские фанаты отмечали годовщину рождения фюрера. Мы же против фашистской идеологии. Еще давайте вспомним матч первого круга между «Спартаком» и «Анжи», который проходил на стадионе «Локомотив». Тогда все от мала до велика позволяли себе в адрес нашей команды оскорбительные выкрики. Потом случилось и нападение на наших фанатов, только никто об этом почему‑то не писал. А одному парню сильно разбили лицо металлическим болтом.
После такого спартаковским фанатам сложно было рассчитывать на теплый прием в Махачкале. На моей памяти матч со «Спартаком» первый, когда поклонники нашей команды допускали нецензурные выкрики в адрес гостевого сектора. Уверяю вас, больше этого не повторится. Мы просто дали понять красно-белым, что с нами не надо так себя вести. Далее.
Во время матча произошла стычка местной милиции с приезжими фанатами. Но поверьте, с болельщиками «Анжи» наш ОМОН ведет себя так же бесцеремонно. Это наша общая проблема.
К сожалению, не все махачкалинцы проявили благоразумие. На стадионе принялись скандировать матом, хотя у нас это вообще не принято. Да и спартачи — «молодцы». Сколько бы мы не просили их не покидать оцепление, они выходили в город, где завязывались стычки с жителями.
Большие претензии к милиционерам — кажется, они не в состоянии обеспечить безопасность, не умеют работать при большом стечении народа. Когда говорят о том, что надо дисквалифицировать стадион, я удивляюсь: в чем виноват стадион и команда? В чем мы виноваты, если милиция допускает столько хулиганских случаев по всему городу? У нас всякий топовый матч проходит с инцидентами.
Хочу еще развеять два мифа. В автобус, в котором ехали футболисты и тренеры «Спартака», полетел всего один камень, да и то бросившему его отморозку свои же надавали по голове.
И еще. Спартаковские фанаты сами нарушили правила безопасности. Вместо того чтобы двигаться в сопровождении милиции, они пошли своим путем, в результате чего у них возникли стычки не с фанатами «Анжи», а с городскими жителями. Наверное, это произошло не на пустом месте.
Вместе с тем я глубоко возмущен фактом обстрела одного из автобусов со спартаковскими фанатами. Думаю, люди, так далеко вышедшие за рамки, должны понести уголовную ответственность. Мы хотим мира! После всего, что произошло в Махачкале, считаю, что необходимо провести «круглый стол» с участием фанатов и милиции. В противном случае такие инциденты будут уже не единичными. Надо научиться уважать друг друга».
Однако постоянные посетители гостевой книги сайта «Дикой дивизии» говорят о своей солидарности с теми, кто вывешивал в Махачкале скандальный баннер и участвовал в закидывании гостей камнями.
«На матчах «Спартака» то «у-у-у» кричат, когда темнокожий футболист с мячом, то поют что‑то про Муссолини. Пока такие ушлепки среди них, то баннер в тему», — заявляет Sedoff. «И из‑за такого баннера пацанов еще в милицию забрали?» — недоумевает Magomeduero. Его поддерживает и Temuri: «Баннер четкий, хлесткий, как удар плеткой». «Я сам двумя руками за тех, кто придумал этот баннер», — заметил Nasrula.
Махачкалинские фанаты и не скрывают, что заранее готовились к беспорядкам. «Мы хотели драться стенка на стенку, но почему‑то спартаковские герои прятались за решетками милицейских машин. Мы приехали на вокзал, но они уже уехали. Это им лишь напоминание про Раменское», — пишет Bushido. «Сейчас спартаковские фаны говорят, что все было не по правилам. Но они же сами вспоминают, как в Раменском имели численное превосходство в два раза», — высказывается Guaresma.
«В следующий раз, когда спартаковские болельщики захотят скандировать крайне нелицеприятные кричалки в наш адрес, они уже задумаются. К сожалению, эти лозунги уже вошли в обиход, хотя повода для этого не было. Вот теперь и получите. Первыми мы не начинаем», — подвел итог Tazhudin.
Голосам радикально настроенных болельщиков вторит и пресс‑служба «Анжи»: в открытом письме руководство клуба «Анжи» заявляет, что действия сотрудников милиции, может, и выглядели жестокими, но были адекватными (!) и направлены на обеспечение охраны общественного правопорядка. А также, что поведение болельщиков хоть и считается некорректным, однако, не является чем‑то из ряда вон выходящим для российского футбола. Позиция, явно допускающая подобные инциденты в будущем.
Что делать?
Преступление заслуживает наказания — это относительно нападавших и бросавших камни. Что касается стадиона в Махачкале, то, вероятно, запретить на нем матчи до конца сезона было бы самым правильным решением по многим причинам.
Во-первых, понятно, что органы правопорядка не всегда могут обеспечить безопасность — как болельщиков, так и футболистов гостей «Анжи».
Во-вторых, настоящим болельщикам «Анжи» нужно понять к чему ведут подобные акции со стороны околофанатских или просто радикально настроенных групп. Гадость сделали одни, а страдать придется всем. Возможно, такие вопросы и должны решаться внутри республики.
В-третьих, чтобы не повадно было другим. События в Махачкале должны служить примером не безнаказанности виновных, а напротив жесткого отношения к подобного рода нетерпимости.
Ну и, в‑четвертых, газон-то в Махачкале все так же плох и это еще один маленький аргумент за принятие решения о невозможности проведения матчей на этом стадионе.
Штраф клубу, безусловно, должен быть выписан. Ответственные за обеспечение безопасности гостей начальники органов должны быть отправлены в отставку.
Мнение «Russia-Footbal» относительно баннера махачкалинских болельщиков таково: баннеры не проливают кровь, а поэтому баннерная война самая безопасная и, следовательно, самая приемлемая из всех фанатских войн, особенно когда в баннерах присутствует здоровая ирония и частичка творчества.
Относительно конкретного баннера: ни для кого не секрет, что часть фанатов «Спартака» действительно отличается крайне правыми взглядами, остальных болельщиков этот баннер оскорблять не может. В истории премьер-лиги была масса примеров гораздо более худшего содержания.
А свинка очень даже забавная получилась…
За корректностью баннеров должен следить комитет по этике премьер-лиги, при нарушении правил клуб должен нести ответственность за своих болельщиков и вести разъяснительную работу среди них.
Тем временем представитель спартаковского движения Fratria Евгений Селеменев прокомментировал этот инцидент: «Мы выражаем возмущение тем, что произошло в Махачкале. Наш клуб готовит официальное обращение в РФС, а мы будем действовать через ВОБ, будем требовать дисквалификации стадиона. ОМОН спровоцировал драку своими действиями, полез зачем‑то на сектор показать свою силу, поиграть мускулами. Видимо, им не понравился какой‑то флаг. Потом нашу команду забросали камнями, автобус с нашими болельщиками был обстрелян из ружья «Сайгак», но правоохранительные органы не стали вмешиваться. Что касается баннера, то пускай он останется на совести хозяев.
В матче первого круга дагестанских болельщиков мы не трогали. На их сектор никто не заходил, никакого физического воздействия на них не было оказано. Если бы мы захотели устроить «теплый» прием, то он был бы устроен, но мы этим не занимаемся».
Бывший президент Российского футбольного союза Вячеслав Колосков считает, что поведение болельщиков «Анжи» может помешать РФ заполучить чемпионат мира.
— То, что произошло в Махачкале, не красит российский футбол, — приводит слова Колоскова bobsoccer.ru. — Скажу больше: случившееся, на мой взгляд, выходит за рамки нашего чемпионата. Нанесен комплексный удар по имиджу страны. Боюсь, что события в столице Дагестана могут негативно отразиться на шансах России получить чемпионат мира 2018 или 2022 годов.
— Что должен предпринять РФС в сложившейся ситуации?
— Необходимо провести объективное, открытое расследование и наказать виновных в строгом соответствии с дисциплинарным Регламентом РФС. Иными словами, при вынесении санкций не должно быть никаких эмоций. Нужно показать всему миру, что мы, с одной стороны, жестко пресекаем хулиганские выходки на футбольных матчах, но при этой действуем только в рамках закона.
— Что Вас больше всего огорчило из событий в Махачкале?
— Отношение местных жителей к популярной московской команде. Чем оно вызвано, мне трудно сказать. Да это и не важно. Ничто не может оправдать ту агрессию, которая имела место на стадионе и за его пределами.
И напоследок. В результате антитеррористической операции в Махачкале был убит 25‑летний полузащитник и вице‑капитан местной команды второго дивизиона «Дагдизеля» Римихан Зиядов, который, как оказалось, являлся членом каспийской диверсионно-террористической группы и был уничтожен спецназом ФСБ.
Главный тренер «Дагдизеля» Магомедрасул Ахмедов прокомментировал информацию: «Мы в шоке. На протяжении нескольких сезонов Зиядов был лидером команды, а играл у нас года четыре точно. Никто не мог подумать, что наш футболист окажется бандитом. Он был хорошим человеком и спортсменом. Он был порядочнейшим и честнейшим человеком».
Можно было бы оставить это без комментариев, однако так и хочется спросить: нет ли проблем в обществе, где лидер профессиональной футбольной команды, «порядочнейший и честнейший человек», оказался террористом?..