РУБРИКИ
- Главная тема
- «Альфа»-Инфо
- Наша Память
- Как это было
- Политика
- Человек эпохи
- Интервью
- Аналитика
- История
- Заграница
- Журнал «Разведчикъ»
- Антитеррор
- Репортаж
- Расследование
- Содружество
- Имею право!
- Критика
- Спорт
НОВОСТИ
БЛОГИ
Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ
АРХИВ НОМЕРОВ
ПУТИН В ТУРГИНОВО
Через год, когда православная Россия будет отмечать Светлое Рождество Христово, мы будем уже знать наверняка, в каком качестве себя видит Владимир Путин после марта 2012 года. Ну, а пока он побывал на торжественном богослужении в храме Покрова Богородицы, находящемся в селе Тургиново Тверской области, близ которого его предки жили, как минимум, с XVI века — более десяти поколений русских крестьян.
РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ТРАДИЦИЯКак известно, для Путина встреча Рождества вне Москвы — привычная практика. В столице он отмечал этот праздник лишь дважды: в 2000 году — в церкви Троицы Животворящей на Воробьёвых горах, и в 2001 м, в храме Христа Спасителя, когда глава государства принимал канцлера Германии Герхардта Шрёдера.
После этого — «широка страна моя родная…»
2002 год, Успенский собор Владимира на берегу реки Клязьма, главный (кафедральный) храм ВладимироСуздальской Руси.
2003 год, храм Владимирской иконы Божьей Матери в посёлке Агаповка под Магнитогорском, расположенный на слиянии двух рек — Урала и Сухой.
2004 год, Знаменская церковь на реке Мжарка, Суздаль.
2005 год, церковь Рождества Христова в селе Городня Тверской области, река Волга.
2006 год, СпасоПреображенский кафедральный собор Якутска, река Лена.
2007 год, Новоиерусалимский монастырь в Подмосковье на реке Истра, храм Рождества Христова.
2008 год, кафедральный собор Прокопия Праведного на берегу реки Сухона, Великий Устюг.
2009 год, Сретенская церковь Петрозаводска, расположенная на берегу пролива, соединяющего Онежское озеро и Логмозеро. Карелия.
2010 год, церковь во имя святых мучеников Александра и Антонины Римских в селе Селище Костромской губернии, река Волга.
Одна из путинских поездок вызвала нездоровый ажиотаж и спекуляции по поводу покушения на него. Так, директор российской и евроазиатской программы Центра стратегических исследований Эндрю Качинс опубликовал сценарий, согласно которому «Россия и мир будут потрясены убийством Владимира Путина на выходе из храма Христа Спасителя после полуночной мессы 7 января 2008 года».
Бредовые прогнозы подхватил, помимо других, сайт «КавказЦентр»: «…Опасаясь покушения, которое согласно сообщениям американских экспертов было запланировано на Путина 7 января в Москве, главарь Кремля неожиданно вылетел 6 января в небольшой русский провинциальный город Великий Устюг, несмотря на царящие там ужасные морозы с температурой 30 градусов по Цельсию».
То, что посещение старинных русских городов на Рождество является для российского лидера традицией, не было известно ни мистеру Качинсу, ни ичкерийским террористам. Вот и попали пальцем в небо.
…Большинство политиков ельцинского призыва, как отставных, так и действующих, остались «подсвечниками». Сам Борис Николаевич, хотя и приложил руку к постройке нескольких храмов (например, на Арбатской площади в Москве и на РублевоУспенском шоссе), так и не решился исповедаться и причаститься. Почему? Кто знает. Быть может, и по причине «мальчиков кровавых в глазах».
Что касается бывшего мэра Москвы, то Юрий Михайлович от причастия уклонялся, кощунственно ссылаясь на то, что не употребляет вина (согласно христианскому учению, причастие — это не вино, а кровь Христова, причём каждому причастнику достается лишь несколько её граммов).
Иное дело — Путин, религиозные убеждения которого разделяют многие члены его команды. Китайский эксперт по России Люй Нинсы считает, что в настоящее время власти России возрождают православие для стабилизации ситуации в обществе. Об этом он рассказал в программе китайского спутникового телеканала «Феникс».
Люй Нинсы отметил, что с 1453 года, после падения Константинополя, в России укрепились идеи о том, что Москва — это «Третий Рим», а православие является истинным хранителем христианства, которое подготовит человечество к пришествию Мессии. После Октябрьской революции 1917 года православие в СССР шло к упадку, но распад Советского Союза привёл к возрождению религии.
Эксперт задался вопросом о том, какая именно идеология способна в настоящее время сплотить народ новой России. По его мнению, идеи рыночной экономики и демократии не находят отклика у широких народных масс и ещё не укоренились в сознании народа. В то же время, несмотря на годы антирелигиозной пропаганды в Советском Союзе, православие и православная культура пустили глубокие корни в народном сознании.
И в этом отношении, по мнению Люй Нинсы, показательна встреча Рождества премьерминистром Владимиром Путиным в селе Тургиново Тверской области, где, как особо отметил китайский эксперт, в 1911 году крестились его будущие родители.
СНЕСЁННЫЕ КУПОЛА
Еще несколько лет назад центр села Тургиново представлял собой откровенно жалкое зрелище. Здесь стоял покрытый толстым слоем серебрянки Ильич, за ним находилось нелепое здание клуба, не видавшее ремонта, по крайней мере, несколько десятилетий. Ансамбль площади довершали несколько дореволюционных двухэтажных домов, в большинстве своём обезображенных поздними перестройками.
О том, что представлял местный пейзаж, рассказывал доктор исторических наук Александр Крылов: «По вечерам местная публика (молодёжь или совершенно спившиеся личности неопределенного возраста) распивала напитки у подножия памятника Ленину. Часто подобные распития заканчивались бурным выяснением отношений и мордобоем. Те местные алкаши, которые уже были не в состоянии передвигаться, оставались спать у ног Ильича или на деревянных крылечках окрестных магазинов и аптеки. По утрам один и тот же бодрый старичок занимался уборкой территории вокруг памятника и только благодаря самоотверженным усилиям этого приверженца коммунистической идеи, вождь мирового пролетариата не был похоронен под грудами мусора, объедков и пустых бутылок. Неудивительно, что у приезжих дачников и большинства местного населения тургиновская площадь популярностью не пользовалась, и в позднее время суток они старались миновать её побыстрее.
Разительные перемены в Тургиново начались летом прошлого года. С тех пор центр села совершенно переменился: развернувшаяся здесь масштабная стройка вытеснила с площади местных алкашей, а затем и Ильича, который был снесён на днях. Правда, в отличие от памятника царюосвободителю, его не собираются выбрасывать на свалку истории, а планируют вновь установить в нескольких десятках метров от его прежнего места. Уродливое здание клуба вновь стало Покровским храмом и теперь можно только поражаться, до какой степени неузнаваемости был изуродован этот памятник архитектуры».
Распространено мнение, что Путин не слишком любит храм Христа Спасителя — «детище Ельцина и Лужкова». Якобы именно поэтому во время церковных праздников он часто уезжает подальше от столицы — чтобы отметить Рождество в какой нибудь старинной церкви. Так ли это на самом деле, и какое место в его душе занимает храм Христа Спасителя, знает лишь сам Владимир Владимирович. И вряд поделится своим мнением на этот счёт с широкой публикой.
История Покровского храма в Тургиново наглядно демонстрирует различия взглядов на жизнь и характеры первого и второго президентов России. Как освещалось восстановление Храма Христа Спасителя, инициатором которого был объявлен Ельцин? По этому поводу первый президент и его окружение отпиарились, что называется, по полной программе. Правда, на рейтинге «царя Бориса» это практически не сказалось.
«Государево дворцовое село Тургиново» расположено на левом берегу реки Шоши, притока Волги, и известно по письменным источникам (Писцовая книга 1539 1540 гг.) с первой половины XVI столетия как поместье князя Семёна Ивановича Глинского.
В начале века Тверь и другие российские города были разорены. В Дозорной книге Тверского уезда 1615 года в отношении почти всех поселений было отмечено, что «они запустели и позжены от литовского разоренья и от казаков а крестьяне побиты, а иные розбрелись безвестно».
В документах тургиновского прихода в 1627 году впервые упоминается бобыль Якимко Никитин, живший в селе Бордино (т. е. Бородино) Захожского стана Тверского уезда. Именно его потомок Владимир Владимирович стал вторым президентом России.
История появления Якима Никитича Путина в этих краях неизвестна, но, без сомнения, она связана с возрождением Тургиновской вотчины после Смутного времени. Собственно селом она стала в 1628 году после постройки храма.
В первой половине XVII века Тургиновым с деревнями владел боярин Иван Никитич Романов по прозвищу Каша, брат Патриарха Филарета и дядя первого царя из рода Романовых. При нём в Тургиново находилась деревянная Никитская церковь. Сын боярина наследников не оставил, и после 1654 года село было передано в ведомство приказа Большого дворца. Юный царь Фёдор Алексеевич пожаловал Тургиново своей тёще Домне Апраксиной и её детям.
По переписи 1710 года село значится во владении ближнего стольника Петра I графа Андрея Матвеевича Апраксина, брата царицы Марфы Матвеевны. На тот момент в селе числилось 162 двора.
В середине XVIII века предок Путина, Семён Фёдоров, был переселён из деревни Бородино в Поминово, которая вошла в приход села Тургинова при её продаже в 1627 году боярину И. Н. Романову новгородскими дворянами Малечкиными.
Наконец в XIX веке село Тургиново с окружающими деревнями перешло во владение Неплюевых, которые вели свой род от Андрея Кобылы, предка Романовых и Шереметьевых.
На средства «кавалерственной дамы» Натальи Васильевны Неплюевой, вдовы действительного тайного советника Павла Николаевича Неплюева (члена Государственного Совета и генераладъютанта императора Павла), в 1824 35 гг. и была возведена нынешняя каменная церковь Покрова Богородицы, где и крестили родителей Путина. Позднее храм был расширен двумя приделами — Пресвятой Троицы и Страстной иконы Божьей Матери, надстроены два яруса колокольни.
Здешний приход считался одним из самых почитаемых и богатых в Тверской губернии. От него исходила не только благодать православия, но и просветительство, почиталось культурное наследие, поддерживались традиции, оберегались исконные нравы.
Тургиново потихоньку обустраивалось: работали кирпичный завод, маслобойное и красильное производства, появилась земская школа, позже — больница. Вокруг центральной площади у церкви разместились магазины, несколько мелочных лавок, два постоялых двора, склады… Крестьяне выращивали лён, пшеницу, рожь, картофель, овощи. Всяк жил по своему, но дружно, с Верой.
Но вот грянул ХХ век, а с ним и революции. Все хорошие земли, принадлежащие в ту пору Неплюевым, были национализированы. Началась коллективизация, оказавшаяся болезненной для многих основательных хозяев. Тургиново в ту пору стало районным центром, а центром делового притяжения — колхоз имени С. М. Кирова.
Предпоследний служивший в Покровском храме священник отец Илья Смирнов за особые заслуги был удостоен царских наград и царского жалования. После него служил его сын, отец Иоанн Смирнов, который надел на себя наперсный крест в очень непростое время, когда многие эти кресты с себя снимали.
Будучи земским учителем, отец Иоанн был рукоположен в 1920 году и служил в храме до 1933 го. Потом церковь была захвачена обновленцами, а затем закрыта властями в 1935 году «за отсутствием прихожан».
Были снесены купола и верхняя часть колокольни, часть проёмов заложена, внутреннее пространство разделено на два этажа. Несмотря на варварские перестройки, в церкви уцелели фрагменты академической масляной живописи второй половины XIX века, в том числе композиции «Несение креста» и «Дочь фараона находит младенца Моисея», исполненные по образцу гравюр Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда. Сохранились также изображения евангелистов и расположенная в верхней части западной стены северного придела роспись «Суд царя Соломона».
«О том, как уцелела часть росписей и многие архитектурные детали храма, — пишет историк Александр Крылов, — нам рассказал нынешний настоятель Покровской церкви священник Андрей Миляев. По его словам, в 1935 году церковь была закрыта и перестроена в клуб. Активное участие в этом процессе принимал последний церковный староста, который стремился сохранить от храма всё, что было возможно. Росписи были закрашены простым мелом, проёмы закладывались таким образом, чтобы их можно было без труда разобрать. Это свидетельствует о том, что даже во времена самого воинствующего атеизма люди сохраняли веру, что когда нибудь Покровский храм будет возрождён».
В годы Великой Отечественной войны край оказался в центре кровопролитных сражений за Москву. 14 ноября 1941 года ослабленные части прикрытия 107 й мотострелковой дивизии оставили рубеж обороны Тургиново, Большие Горки.
Оккупация этих мест длилась чуть более месяца. За это время в Тургиновском районе немцы сожгли девять деревень, две больницы и двадцать семь школ, расстреляли и повесили 76 жителей, которые покоятся в братской могиле на центральной площади вместе с 276 солдатами, погибшими при освобождении села 18 декабря 1941 года частями 185 й стрелковой дивизии Западного фронта.
Послевоенное восстановление разрушенного хозяйства шло тяжело, на пределе сил и возможностей. Однако укрупненный колхоз, объединивший пять окрестных деревень, стал развиваться очень динамично — во многом благодаря тому, что его возглавил масштабно мыслящий «универсальный хозяйственник» Василий Иванович Орлов. Его бескорыстные старания были на виду, и поэтому его слово было законом. Как отмечают старожилы, работал он на совесть, и все хозяйства района следовали его примеру.
В районе построили льнозавод. Чтобы перегонять тяжёлую технику в Заречье, возвели добротный мост через Шошу, заасфальтировали гравийную дорогу до Твери. Заработали промкомбинат, швейная мастерская «Тверские узоры», открыли Дом быта и общественную столовую. Так колхоз имени С. М. Кирова стал лидером среди областных хозяйствмиллионеров, а его председатель — Героем Социалистического Труда. Однако в течение 1980 х годов XX века часть этих достижений пришла в упадок. А дальше была горбачёвская перестройка и новое Смутное время.
ВОЗВРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ
Первой рассказала о тургиновских корнях Владимира Путина газета «Вече Твери», ей мы обязаны многими интересными подробностями, опубликованными затем в отечественной и зарубежной прессе. Чаще всего упоминали родителей Путина — Владимира Спиридоновича из деревни Поминово и Марию Ивановну (в девичестве Шеломову), родившуюся в Заречье. Они были рождены в Российской империи и крещены в Покровском храме в один год — 1911 й.
Фамилии Путины и Шеломовы издревле проживали в деревнях Тургиновского прихода и относились к категории крепостных крестьян, которые получили свободу благодаря реформе царяосвободителя Александра II. Его бюст стоял до революции перед тургиновским Покровским храмом, затем на его месте встал тот самый бетонный Ильич.
13 ноября 1941 года от рук немцев погибла бабушка Путина — Елизавета Алексеевна Шеломова. Случилось всё неожиданно. В деревне находился лишь взвод наших солдат с трехлинейками — штаб наблюдательного поста противовоздушной обороны.
Шестидесятилетнюю Елизавету Алексеевну ранили, когда она несла в окоп котелок с горячей вареной картошкой — кормить бойцов было некому. Пуля попала в живот… Положили Шеломову в братской могиле на старом Тургиновском погосте вместе с погибшими солдатами.
Хоронить, вообще то, должны были на кладбище села Непеино, где покоится прах всех поминовцев, но там шли бои. Зимой Иван Андреевич Шеломов перезахоронил супругу невдалеке от Шоши. Когда селяне стали спрашивать, зачем он это сделал, рассказал: жена явилась ему во сне, вся в слезах — вот он и подумал, что не хочет его Лизавета в общей могиле лежать.
На крутом берегу Шоши поставили деревянный крест, который после войны заменили на металлический, и муж попросил написать: «Убита немецкофашистскими захватчиками». А пять лет назад над местом последнего приюта Елизаветы Алексеевны был установлен большой крест из чёрного мрамора.
…Первая попытка вернуть к жизни некогда богатый и полнокровный Тургиновский приход была предпринята вскоре после Великой Победы, однако 19 сентября 1945 года Калининский облисполком это ходатайство решительно и бесповоротно отклонил. А зачем?
Покровский храм был возрождён в 2000 году. Поначалу богослужения совершались в той части клуба, которая была выделена властями для удовлетворения «религиозных потребностей» местного населения. Подобное вынужденное сожительство храма и клуба могло продолжаться и дальше, если бы не то обстоятельство, что предки Владимира Путина когда то жили в окрестных селах Поминово и Заречье и принадлежали местному приходу.
«На втором этаже в приделе Страстной иконы Божией Матери взяли комнатку, сложили там печку — собственноручно принимал участие в этой печной работе, — рассказывал священник Андрей Миляев, — и это стало первым шагом к возрождению храма. Там, в этой комнатке, служил шесть лет. И я сам, и прихожане верили, что рано или поздно церковь будет восстановлена. Наша молитва, как видите, была услышана…»
По словам настоятеля, «только благодаря особенностям биографии второго президента России Покровский храм был возрожден во всём своём блеске и в поразительно короткие сроки. Поэтому мы поминаем Владимира Владимировича как нашего благотворителя на каждом богослужении».
В 2007 году в день Покрова Божией Матери в восстановленном, сияющем новыми красками Покровском храме была совершена первая Божественная литургия. Символично, что в возрожденную церковь начали возвращаться старые иконы, сохранившиеся до наших дней в кладовых и на чердаках местных жителей. Первую из них передал настоятелю храма Игорь Коновалов, чей дед, Пётр Петрович Коновалов, бывший церковный староста, в 1930 е годы возглавлял работы по перестройке церкви в сельский клуб.
Пётр Петрович наказывал обязательно возвратить икону в возрожденную Покровскую церковь своему сыну, но исполнить его волю смог только внук.
Ну, а воссоздал Покровский храм в его «первоначальном виде» уроженец Северной столицы, вернувшийся к своим тверским корням — Владимир Путин. Согласно информации, указанной на стенде, заказчиками работ являлись «Дирекция по строительству и реконструкции объектов в СевероЗападном округе» и Управление делами Президента РФ. Рождество 2011 года окончательно расставило всё по своим местам.
«Глядя на неё, никак не скажешь, что это образчик сельской провинциальной архитектуры, — писала газета «Тверские Ведомости» в октябре 2007 года. — Пятиглавый, с белокаменным цоколем, увенчанный золочеными крестами собор, к которому с запада примыкает трехъярусная колокольня, заканчивающаяся острым шпилем с крестом. Внутри иконостас, отделанный мрамором и привезённым с Урала полудрагоценным камнем змеевиком, золочёные иконы. Богатая роспись на сводах и стенах храма на библейские сюжеты. Внутри так много воздуха и света, что церковь кажется огромной.
И всё это благолепие возвращено к жизни всего за год с небольшим, после того как в начале мая 2006 года сюда пришли строители и реставраторы. Возвращено к новой жизни после почти семидесяти лет забвения и небытия».
…Говорят, что когда Путина первый раз избирали президентом, он неофициально, практически тайно, приезжал в Тургиново. Теперь он появился здесь на Рождество, но без помпы и официоза, в красивом свитере, подаренном простой русской женщиной из сгоревшей прошлом летом и восстановленной из праха Верхней Вереи.
Путин передал настоятелю храма икону Покрова Пресвятой Богородицы работы неизвестного художника, которая датирована началом XIX века. Впрочем, некоторые граждане, обитатели Интернета, комментируя новости из Тургиново, обратили внимание только на свитер.