РУБРИКИ
- Главная тема
- «Альфа»-Инфо
- Наша Память
- Как это было
- Политика
- Человек эпохи
- Интервью
- Аналитика
- История
- Заграница
- Журнал «Разведчикъ»
- Антитеррор
- Репортаж
- Расследование
- Содружество
- Имею право!
- Критика
- Спорт
НОВОСТИ
БЛОГИ
Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ
АРХИВ НОМЕРОВ
РОДИМОЕ ПЯТНО
Михаил Горбачёв ничего не знал. Как всегда.
Имя «нашего ласкового Миши» опять на слуху. Правда, не так, как бы ему этого хотелось. Но — худая слава тоже слава. Двадцатилетие ГКЧП, задержание в Австрии экс-командира «Альфы» Михаила Головатова, которого упорно пытаются заполучить «на разговор» литовские ястребы, и юбилей, который Михаил Сергеевич с натужным пафосом отмечал в Лондоне — все эти события заставили вновь говорить о первом и последнем президенте Союза.По мнению известного военного эксперта Владислава Шурыгина, если бы желание Вильнюса было удовлетворено, последствия оказались бы драматичными: «То, что Головатов избежал задержания и этапирования в Литву, дало возможность и Австрии, и России, и Литве избежать громадного обострения отношений. Такой демонстративный арест и вывоз в Литву офицера спецслужб такого уровня является не только скандалом, но и поводом для очень серьезных санкций. Сдать такого человека является национальным позором. Так что, повторюсь, то, что Головатов вернулся на родину, можно считать хэппи-эндом».
И все‑таки — кто направил военных в Вильнюс, почему погибли люди? Лидер Социалистического фронта Литвы Альгирдас Палецкис указывает (со ссылкой на очевидцев, подтвердивших свои слова в суде под присягой), что в ту ночь «свои стреляли в своих».
Пресс-секретарь президента России Наталья Тимакова сообщила о позиции Дмитрия Медведева по «делу Головатова», который получил письмо ветеранов «Альфы»: Россия всегда защищала и будет защищать своих граждан — и «в данном случае вызывает недоумение неадекватная позиция литовских властей, которые пытаются возложить вину на российских граждан за действия, совершенные государством, которого ныне уже не существует».
Хотя литовская сторона жестко отстаивает концепцию ответственности командира «Альфы» и обвиняет Австрию, все же обойти стороной вопрос о роли Горбачёва в тех давних событиях не удалось. И вот Михаил Сергеевич дал ответ, но в своем стиле: дескать, я не я и лошадь не моя. В интервью австрийскому изданию Die Presse он, рассказывая о вильнюсских событиях, сообщил, что когда атмосфера там накалилась, было решено направить представителей, чтобы найти политический компромисс. «Но все произошло в ночь перед их приездом. Это привело меня в недоумение. Очевидно, что кто‑то перенял инициативу и повернул все событие именно в такое русло», — напустил туману любимец Запада.
По словам Горбачёва, как только он узнал о произошедшем, сразу позвонил министру обороны Дмитрию Язову и руководителю КГБ Владимиру Крючкову, чтобы выяснить, кто отдал приказ. «Язов сказал, что команду дал руководитель Вильнюсского военного гарнизона. То же сказал и Крючков. У меня было ощущение, что они сговорились. Мои последующие выяснения подтвердили, что не было никакого приказа сверху. Возникает вопрос, кто спровоцировал, кто отдал такой приказ и кто стрелял?» — рассказывает Михаил Сергеевич.
Тогда почему он не арестовал, не сместил с постов командиров-бунтовщиков? Тут требуется комментарий. СМИ широко освещали те события — в Вильнюсе находились заместитель министра обороны СССР, командующий Сухопутными войсками генерал армии Валентин Варенников, командующий ВДВ генерал-полковник Владислав Ачалов. Наивно предполагать, будто вильнюсский комендант, скромный генерал-майор, мог принимать в той ситуации самостоятельные решения. Однако в любом случае ясно: если бы военачальники отдавали такие приказы вопреки воле Верховного главнокомандующего, то это был бы настоящий бунт, что‑то вроде переворота.
Напомнили австрийские журналисты Горбачёву и о том, что «Альфа» в связи с событиями в Вильнюсе постоянно говорит о его ответственности. «Уже известно, что «Альфа» действовала под руководством армии и КГБ», — ответил Михаил Сергеевич, в очередной раз, как водится, сняв с себя ответственность за какие‑либо решения, чреватые неприятностями.
«Почитайте книгу (Михаила Болтунова) «Альфа» — сверхсекретное подразделение КГБ», в которой говорится о спланированной чекистами и армией операции в Вильнюсе. Как я упоминал, я был ответственен за политические решения. Не знаю, какие еще свидетельства надеется получить от меня Литва», — разводит руками Горбачёв, отвечая газете Die Presse.
Отношение к этой книге, увидевшей свет в 1992 году, у ветеранов «Альфы» не просто неоднозначное, но отрицательное по причине большого числа фактических ошибок и даже одного сюжета (создание Группы «А») в духе исторического апокрифа. Весьма символично, что М. С. оправдывая себя, ссылается именно на этот источник.
Да, персональная ответственность Горбачёва пока не доказана, но только несведущий человек может предполагать, что военные и спецслужбы действовали без приказа президента. Почему же тогда в разных ситуациях в разные времена судили командующих за действия их армий и гибель мирных людей, а тут правоохранительные органы Литвы обходят вниманием роль Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами СССР?
Очевидно, что Запад на это никогда не пойдет. Действительно, как можно судить человека, который вместе с другими «прорабами перестройки» сделал то, чего Североатлантический альянс не смог достичь военным путем.
Теперь Горбачёв в новых интервью говорит о том, что сожалеет о распаде СССР, и признает, что был слишком слаб для тогдашней борьбы. По поводу ненависти, которую к нему до сих пор испытывают соотечественники, он сказал немецкому журналу Spiegel следующее: «Чтобы обо мне заговорили хорошо, мне нужно сначала умереть». Что ж, земной суд обошел Горбачёва стороной — тем хуже для него, т. к. впереди теперь только один суд — Божий…
Авторы публикации в Spiegel отмечают у Горбачёва «манию величия»: в начале 1996 года, приехав на малую родину, в Привольное, он сравнил свой путь… с крестным путем Христа на Голгофу. Кроме того, на подмосковной даче Горбачёва, куда вхожи лишь немногие друзья, есть картина, подаренная артистом Андреем Мягковым — на ней некто под видом Спасителя кисточкой рисует на голове Горбачёва алое пятно…