РУБРИКИ
- Главная тема
- «Альфа»-Инфо
- Наша Память
- Как это было
- Политика
- Человек эпохи
- Интервью
- Аналитика
- История
- Заграница
- Журнал «Разведчикъ»
- Антитеррор
- Репортаж
- Расследование
- Содружество
- Имею право!
- Критика
- Спорт
НОВОСТИ
БЛОГИ
Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ
АРХИВ НОМЕРОВ
СТРАСБУРГСКИЙ СЧёТ
Европейский суд по правам человека обязал Россию выплатить потерпевшим при теракте на московской Дубровке компенсации — миллион 300 тысяч евро.
В том, что произошло, следует винить не спецслужбы и правоохранительные органы, а государство в целом. Ведь его основная функция — обеспечение безопасности наших граждан. И если все‑таки произошел такой масштабный захват заложников, как «Норд-Ост», то вина в первую очередь лежит на власти — как это принято в цивилизованных государствах.
Вопреки очевидному милосердию и элементарному политическому расчету, работа по возмещению ущерба (хотя какое реально, когда погибли люди, может быть «возмещение»!) не была проведена: семьям погибших и тем, кто пострадал, не была выплачена соответствующая компенсация. И теперь все это аукнулось!
Государство должно возмещать ущерб людям, потерпевшим от некомпетентного решения вопроса. Хотя, конечно, борьба с терроризмом — это самая настоящая война, жестокая и бескомпромиссная, а на войне, к несчастью, бывают жертвы.
Зачем нас оставили в чужом часовом поясе?
Рано или поздно приходит понимание того, что в жизни надо что‑то менять. Но менять что‑то материальное, например, последовательно проводить модернизацию экономики — дело достаточно сложное и хлопотное. Куда проще именным указом осенью оставить без изменений летнее время.
Когда на излете советской власти было принято историческое решение переводить стрелки часов каждые полгода (туда-сюда, туда-сюда), то под него была оперативно подведена научная база про экономию электроэнергии, «захват светового дня» и прочее, и прочее. Вроде все верно, но чувствовалось — что‑то не так.
И вот теперь появилось новое мудрое решение — стрелки часов оставить на прежнем месте. Дескать, данная сезонная манипуляция неблагоприятно сказывается на биоритмах человека. И научная общественность довольно единодушно опровергла то, что ранее также дружно доказывала — стрелки действительно переводить более не надобно. И вроде бы все опять верно. Но чувствуется, как и прежде: что‑то не так…
Люди по утрам хмурые, производительность труда низкая. Конечно, если рассуждать исключительно с точки зрения эффективности работы насосов, исправно перекачивающих нефть и газ за рубеж и обеспечивающих нашу экономику на 90 %, то часовые пояса вообще не имеют никакого значения.
Если рассматривать вопрос с точки зрения жизненных позиций упакованных «слуг народа», для которых когда встал, тогда и доброе утро, то сие тоже глубоко безразлично. А если рассуждать с точки зрения людей, зарабатывающих на жизнь трудовую копейку, или с точки зрения перспективного развития — человеческого капитала или, скажем, экономики знаний, то картина получается совсем неприглядная.
Так в чем же дело?
А в том, что никто из тех, кто дружно доказывал то, что стрелки часов переводить более нецелесообразно, не задумался над тем, что нас оставляют в летнем времени. Хотя родным для страны (еще до всех мудрых «часовых» указов) является именно зимнее. Вот и маются люди — десять утра, а еще темно, и спать хочется.
Так доколе у нас будут приниматься указы ради личных рейтингов, а не ради людей, населения и всей страны? Ведь интегрально на таких решениях государство теряет огромные объемы производства.
Или с точки зрения «большой политики» это неважно? Правда, глава правительства обещал дать команду разобраться (хотя чего уж тут разбираться?!). Не исключено, что все спустят на тормозах, и мы так и останемся в зимней спячке.
Геенна огненная для бессовестных
В детстве каждому человеку бывает за что‑нибудь стыдно: обманул родителей, не поддержал друга, не сумел защитить девушку…. Но потом наступает период взросления, и люди стремятся к серьезным, ответственным поступкам. Одним словом, стремятся действовать по совести.
Раньше я не разделял мнение тех, кто категорически считает, что когда Бог наделял людей совестью, политики гостили у дьявола. Я все же считал, что бессовестность политиков есть явление не заведомо врожденное, а приобретенное, и последние капли совести сметает у них коррупция.
Глядя на последние выборы в Государственную Думу, отчетливо понимаешь, что в «реальной политике» чаще всего побеждают те деятели, которые в борьбе со своей совестью вышли победителями, уложив ее на обе лопатки.
Если в классическом понимании политика рассматривается как сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, сутью которой является определение форм, задач, целей и самого содержания государства, то в современной отечественной политике понятие «государство» давно элиминировано и подменено понятием «свой бизнес».
У нас политика давно похожа не на управление государством, а на манипуляции со сложной иерархией — правда не элит, а псевдоэлит, наполненных не доблестными поступками политических мужей на благо РОДИНЫ, а зачастую неадекватными поступками отечественных политиков, так и не ставших мужчинами в полном смысле этого слова.
Быть может, поэтому простым людям непонятны многие положения политических программ и направления политической деятельности. Очевидно, именно это обстоятельство вызывает острое неприятие населением наблюдаемых выборных инструментов и технологий достижения частных, по сути, политических целей.
Рядовому гражданину кажется, что лучше действовать по зову совести и нанести себе ущерб, чем бессовестно — иметь прибыль. А в политике задачи столь тонки, что не вмещают в себя излишнее и обременительное понятие «совесть».
Нам по наивности казалось, что в условиях фактического избирательного безголосья политикам можно было бы услышать и голос своей совести. Ан нет, даже после масштабных митингов протеста мы слышим от них нечто горбачёвское: «Все нормально. Процесс, как говорится, идет».
Конечно, у нас же свобода совести: хочешь, имей совесть — хочешь не имей. Вот и потекла своим чередом послевыборная работа. Одни в спешном порядке увольняют руководство «Коммерсанта» за материалы, посвященные ходу и итогам выборов в Государственную Думу — как «граничащие с мелким хулиганством».
Вторые, кстати готовые купить тот же «Коммерсант», выдвигают свою кандидатуру на президентские выборы, чтобы сыграть роль отдушины и выпуска пара для митингующих и несогласных, с одной стороны, и роль магнитика, оттягивающего голоса оппозиции — с другой. Третьи, в мэрии, заявляют организаторам митинга оппозиции: ребята, а заявленные места для акции уже заняты!
Четвертые переносят контрольную работу по математике в школах на день нового массового митинга.
Пятые уверяют, что претендент номер один в президенты непосредственно не связан с партией власти, а вопросы на прямой линии, показанной по центральному телевидению, с ним заранее не обсуждаются.
Пора, очевидно, завести Красную книгу — для тех, кто способен еще за себя краснеть. А то слишком уж много людей в Большой политике руководствуются не совестью, а инструкцией и практическим интересом. Только не уйти избежавшим этой Красной книги ни от себя, ни от Геенны огненной.
Думские кресла раздора
После нашумевших выборов в Государственную Думу каждый человек невольно взвешивает все «за» и «против» произошедшего. А в кардинальной трактовке можно поставить вопрос так: «А ради чего все это?»
Во-первых, наша Дума (впрочем, как и Совет Федерации) толком ничего не решает. Можно даже сказать, что ровным счетом ничего не решает, поскольку как при конституционном, так и не при конституционном большинстве всегда существует масса инструментов манипуляции мнениями далеко не антагонистичных (как это может показаться внешне) фракций.
На худой конец Думу, не поддержавшую документ, внесенный президентом, всегда можно разогнать. Так что в таких карманных институтах власти, как Дума и Совет Федерации, по большому счету надобности нет. А то, что «слуг народа» (которые почему‑то традиционно живут лучше этого народа) станет меньше — даже хорошо. На перегруженных столичных дорогах сократится число «мигалок», меньше людей будут налево и направо размахивать сановными корочками и т. д.
Во-вторых, подобные выборы есть огромный удар по бюджету. По сути, за эти (выборные) деньги можно было решить массу проблем образования (начиная от бесплатного, дошкольного, и заканчивая бесплатным высшим), а также оказать дополнительную помощь пенсионерам, обеспечить ряд федеральных программ экономического развития.
В-третьих, кроме смуты в обществе ничего позитивного выборы не принесли. А уж что вытворяют с молодежью дирижеры «выборных технологий» просто уму непостижимо:
— одни беззастенчиво предлагают деньги за участие в митингах в поддержку и против чего‑нибудь, и даже голосование, поскольку своей патологической безыдейностью не способны «за так» привлечь ни одного человека (но в условиях идеологического вакуума это тоже своеобразная идеология);
— другие более стеснительно, но под зорким оком ректоров, входящих в политсовет известной партии, настойчиво предлагают студентам проголосовать на выборах за «кого следует» в обмен на поддержку на зимней сессии (сходи, сделай — и получишь все автоматом);
— третьи комментируют данные на экранах текущих результатов выборов, сгорая от стыда, поскольку понимают, что даже подростки, имеющие кол по арифметике, способны оценить, что в бегущей строке 65 % «Единой России», 25 % КПРФ, 20 % «Справедливой России», 13 % ЛДПР и т. д. в сумме дают неслабое превышение 100 % (!!!);
— четвертые, привлекая молодежь на работы на избирательных участках, доводят их просто до истерики. Юноши и девушки, видя реалии избирательного закулисья, когда в протоколы для голосования вносятся данные младенцев и умерших и те «голосуют» (!!!), понимают, что все фильмы ужасов (вместе взятые) на этом фоне просто «Спокойной ночи, малыши»;
— пятые, шестые, седьмые…
Слава Богу, что на митингах и маршах после выборов пока все обошлось без эксцессов. Но молодежь во все времена отличалась максимальной социальной активностью и бурной реакцией на любого рода обман и несправедливость. И ставить над ней подобные эксперименты — дело не шутейное.
Так нужны ли нам такие выборы?
А что же предлагается взамен? — спросит читатель.
Давайте смотреть варианты.
Первое, что можно сделать — это сохранить хорошую мину при плохой игре. Говорить о том, что все хорошо, выборы прошли успешно и для пущей убедительности нагнать на площади «нах-нахов» (разумеется, за бабло). И делу конец!
Второе. Можно устроить небольшое, но громкое жертвоприношение, представив на «публичную порку» пару фамилий нарушителей, а заодно и главу Центризбиркома перевести на другую (разумеется, более высокооплачиваемую) работу.
Третье. Можно вообще отменить результаты выборов, проявив необычайную принципиальность. Но и здесь эффект не очевиден, поскольку ждать иного исхода при нынешних выборных технологиях наивно и глупо.
И, наконец, четвертое. Учитывая известную лояльность наших законодательных институтов (во всех ее фракционных проявлениях) высшей исполнительной власти, не лучше ли просто отказаться от Государственной Думы? А заодно и Совета Федерации…
И вернуться к монархии. В державные времена РОССИЯ добивалась таких успехов, о которых сегодня мы и не мечтаем, даже в долгосрочной перспективе.
Антидоллар
Американские аналитики сегодня всерьез рассматривают сценарий обвала мировых цен на нефтепродукты, чтобы сделать более сговорчивыми и управляемыми недостаточно подконтрольные сегодня страны мира. Это, в первую очередь, касается Ирана, Венесуэлы и России. Кстати, хочу напомнить: с отечественной экономикой успешный опыт по обвалу цен на нефть американцы уже проводили в период специальной операции «развал СССР».
Для США это традиционная тактика во все времена. Но в этом году распоясавшийся мировой полицейский по кличке дядюшка Сэм, будучи не в силах справиться с собственными экономическими проблемами, особенно нагло действует по известному злодейскому принципу: «Наш девиз четыре слова: тонешь сам — топи другого!»
Масштабы бед, принесенных американцами разным странам, (только в этом году!) зашкаливают. Где‑то мировой полицейский действует откровенно агрессивно, применяя военную силу, а где‑то подленько, исподтишка, осложняя внутреннюю социально-экономическую и политическую обстановку в той или иной стране. А в результате — неуемное стремление доказать на практике закон относительности: у нас в США все не так плохо, потому что в других странах (нашими стараниями) все гораздо хуже!
Изумительный по своей «созидательной» силе подход. В результате на орехи (в той или иной мере) досталось всем — и Арабскому миру, и Латинской Америке, и Европе, и Юго-Восточной Азии.
У стран всего мира сегодня существует четкое понимание, что с этим беспределом дядюшки Сэма надо заканчивать, однако нет понимания — как?..
Военно-политический союз? Но сегодня одни страны повязаны обязательствами в НАТО, а другие в блок АнтиНАТО пока, к сожалению, не объединились.
Объединение на религиозной основе? Тем более утопия.
А вот объявить тотальную мировую блокаду доллару — вполне возможно. Если сегодня всем миром объявить бойкот Америке и разом отказаться от ничем не обеспеченных зеленых фантиков, распыленных по всему миру, а также скинуть на рынке штатовские ценные бумаги, то Сэм захлебнется в этой макулатуре. Тем более, что сегодня полмира и так уже понимает, что ВВП США — это самый настоящий дутый мыльный пузырь.
И радоваться мы будем отнюдь не тому, что американцам станет худо. Нет, конечно! Просто весь остальной мир, избавленный от проделок гнусного пакостника, сможет вздохнуть спокойно. Это предложение, конечно, можно воспринимать как шутку. Однако в ней сама шутка занимает лишь маленькую долю.
Закон отрицания отрицания
Накануне выборов агитационная активность партий, претендующих на депутатские мандаты, традиционно многократно возрастает. Призывы, лозунги, обещания, обвинения конкурентов — все это классика жанра, характерная для предвыборных кампаний во всем мире. Но есть и истинно российское отличие подготовки к выборам, которое в состоянии разрушить за считанные дни в глазах избирателей многое из того, что по крупицам создавалось годами.
Речь идет о партии власти, а точнее о тех технологиях, которые она активно использует в своих агитационных кампаниях. Поясню, о чем идет речь.
Как и в любой партии, стремящейся к победе на выборах, в партии власти импульс с призывом обеспечить поддержку на выборах передается на места. Различия с другими официальными субъектами политического процесса заключаются в том, что партактивы на местах, по сути, одновременно являются местными администрациями. То есть исполнительной властью.
Понимая, ЧТО нужно исполнять, но не имея четкой инструкции из центра КАК «обеспечить поддержку на выборах», чиновная братия в своем усердии («чином от ума избавленная») продвигается достаточно далеко — от назойливого навязывания своей воли до неприкрытого шантажа подвластных структур по вопросу неизбежности участия в голосовании на безальтернативной основе.
Все эти истории (например, на тему указания начальника подчиненному — иди, проголосуй за кого надо, сфотографируй свой бюллетень с галочкой и пришли мне ММС) лавинообразно тиражируются и обсуждаются в интернете.
Что же в итоге?
Как показывают социальные опросы, многие из тех простых граждан, которые в душе были лояльны к партии власти или, по крайней мере, нейтральны, и, соответственно, индифферентны к выборам (то есть идти на них не собирались), сегодня готовы пойти на выборы. Но зачем? А чтобы из принципа проголосовать против партии власти, требования голосовать за которую людям навязывали местные чиновники. И в условиях отсутствия графы «против всех», эти голоса достанутся любой партии, кроме партии власти.
Вот так топорные технологии «агитации», не учитывающие законы психологии масс, отрицания отрицания и другие объективные научные подходы социального управления, способны быстро поменять естественный расклад политических сил в обществе.
Дневник Алексея Филатова: http://alfafilatov.livejournal.com