РУБРИКИ
- Главная тема
- «Альфа»-Инфо
- Наша Память
- Как это было
- Политика
- Человек эпохи
- Интервью
- Аналитика
- История
- Заграница
- Журнал «Разведчикъ»
- Антитеррор
- Репортаж
- Расследование
- Содружество
- Имею право!
- Критика
- Спорт
НОВОСТИ
БЛОГИ
Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ
АРХИВ НОМЕРОВ
СПЕЦНАЗ СБУ
В начале февраля 2012 года украинская пресса сообщила о спецоперации в Одессе, в ходе которой сотрудники Центра специальных операций «А» взяли штурмом квартиру, в которой укрывались отец и сын Осмаевы, причастные к организации террористического акта против Владимира Путина.
Проведенное в Одессе мероприятие — одно из многих в послужном списке украинской «Альфы». О том, чем живет спецподразделение, беседуют президент Международной ассоциации ветеранов подразделений антитеррора «Альфа» полковник Сергей Скорохватов и вице-президент содружества Группы «А» КГБ-ФСБ Владимир Березовец, возглавивший в 2011 году Международный благотворительный фонд антитеррора.Штурм в Одессе
— Сергей Иванович, одна из последних громких боевых операций украинской «Альфы» была проведена в Одессе, где спецназ СБУ обезвредил опасного преступника Аслана Дикаева и его подручного.
— Да, 1 октября 2011 года. Накануне Дикаев с подручными убили двоих и ранили четырех милиционеров. Боевики забаррикадировались в гостинице и четыре часа отстреливались от милиционеров. Одессу террористы как свой учебный центр выбрали неслучайно. Во-первых, рассчитывали, что спецслужбы не дотянутся, а во‑вторых, надеялись на либеральность здешних милиционеров. Чеченцев в городе много — больше 10 тысяч только легально зарегистрированных, потому до поры до времени патрули на них особого внимания не обращали.
Приходится признать: спецподразделения МВД потеряли фактор внезапности, так как неправильно оценили «потенциал» бандитов. Когда руководство МВД поняло, что бойцы не могут штурмом взять гостиницу, то обратилось в СБУ, и в дело вступил одесский отдел Центра специальных операций «А». Какое‑то время ушло на изучение обстановки и поиск оптимального решения. Когда идет бой, нельзя рисковать ни сотрудниками, ни населением, ведь перестрелка велась в жилом квартале. Идти на захват уже не было смысла.
Было понятно, что мы имеем дело не с простыми уголовниками, а с отъявленными убийцами, у которых руки по локоть в крови. Они десять лет воевали в Чечне, научились убивать профессионально. Но никто не знал, что у них в гостинице окажется целый арсенал: у каждого — автомат с шестью магазинами, пистолет, десять гранат Ф-1. Боевики грамотно вели огонь, перемещались так, чтобы не попасть под обстрел. Хочу особо подчеркнуть, что ничего подобного в Украине раньше не случалось.
— Насколько я понимаю, бандитов изначально не хотели убивать, а надеялись взять живыми?
— Сотрудники «Альфы» стреляли кумулятивными зарядами, которые причиняют баротравмы. Рассчитывали подавить сопротивление бандитов, заставить прекратить огонь и сдаться. Но когда Дикаев понял, что в бой вступила «тяжелая артиллерия», то попытался прорваться через оцепление и был уничтожен. На эту операцию «Альфа» потратила сорок минут.
Статусные задержания
— Для сотрудников украинской «Альфы» задержания подозреваемых, судя по всему, уже становятся делом привычным. За последние несколько лет они работали по разным Vip-персонам. Например, задерживали экс-министра Юрия Луценко и экс-генерала МВД Алексея Пукача, которого сейчас судят за убийство Георгия Гонгадзе.
— Следователь по делу Юрия Луценко постановил задержать экс-министра. Естественно, это было поручено спецназу СБУ — не милицию ведь просить задержать своего бывшего руководителя! При этом учитывалось, что у Луценко было боевое оружие, которое он мог применить. Наши сотрудники провели задержание очень корректно. Хотя надо отдать должное Юрию Витальевичу — он вел себя достойно.
Алексея Пукача тоже брали сотрудники «Альфы» и по тем же мотивам — из‑за его повышенной опасности. До задержания оперативники СБУ изучали обстановку, возможные пути отхода, отслеживали его передвижения, и только в самый последний момент в дело вступила «Альфа». Наручники на Пукаче защелкнули за считанные секунды.
— Мы, в России, очень внимательно читаем все, что сообщается о нашем братском подразделении. Иногда просто диву даешься, читая такие, скажем, комментарии: «…Еще «Альфа» по команде бандитской власти арестовывала опаснейшего преступника — Луценко, который в то время выгуливал опасного террориста — свою собачку. Желаю «Альфе» помнить, что такое преступный приказ и когда он поступит, то атаковать не собственный народ, а того, кто отдаст такой приказ. Даже советская «Альфа» во время ГКЧП поступила достойно. Верю, что и украинская поступит не менее достойно, не посрамив свою честь».
— Что такое честь — наши сотрудники хорошо знают! Мы — люди служивые, это нужно четко понимать тем, кто пытается рассуждать с «диванных позиций». Есть государство, власть и общественно-политическая система. Мы же не «спецназ батьки Махно», а боевая структура СБУ, выполняющая приказ своего руководства — четко, грамотно и без эксцессов.
Что касается августа 1991 года, то мы являлись тогда частью Группы «А» КГБ СССР. И я хорошо понимаю, насколько труден был выбор, стоявший тогда перед старшими командирами подразделения. Однако они приняли единственно правильное в той ситуации решение — отказались от действий, которые привели бы к массовой гибели людей, находившихся вокруг Белого дома и внутри него.
— Когда мне говорят, что это из‑за сотрудников «Альфы», отказавшихся идти на штурм, провалился ГКЧП, я отвечаю: не надо грязи! В ночь на 19‑е августа сотрудники «Альфы» во главе с Героем Советского Союза Виктором Фёдоровичем Карпухиным окружили дачу в Архангельском, где находился Ельцин и лица из его окружения. И впустую прождали до утра! Все можно было закончить уже тогда, без танков на улицах и площадях Москвы, но приказа от Крючкова так и не поступило. Спрашивается: зачем вообще нужно было городить этот огород?..
— Поэтому, Владимир Васильевич, я всегда прошу российских коллег — почаще, пожалуйста, напоминайте факты из нашей истории. Чтобы люди знали, как все было на самом деле. И в этом отношении я всегда в качестве примера указываю на Геннадия Николаевича Зайцева, чей труд «Альфа — моя судьба» является не просто мемуарами, а настоящей живой энциклопедией. На этом прочном фундаменте нужно возводить здание «альфовской» исторической науки. Если мы сами этого не будем делать, то за нас это охотно сделают другие — но так, что не приведи Господь!
Без боевых потерь
— Если сравнивать с Россией, то украинская «Альфа» защищает участников уголовного процесса, сотрудников правоохранительных органов и членов их семьей — при наличии угроз со стороны. И не только на Украине, но и за ее пределами. Ведь именно «альфовцы» охраняют посольство Украины в Ираке и самого посла, не так ли?
— Совершенно верно! К счастью, у нас нет проблем, как на Северном Кавказе, поэтому любой опыт, максимально приближенный к боевому, представляет большой практический интерес. И в этом отношении Ирак, как справедливо отмечено, позволяет «обкатать» наших сотрудников. Благодаря этой «боевой стажировке» многие сотрудники ЦСО «А» прошли обкатку горячей точкой — пусть и не боевыми действиями, но это, несомненно, хороший опыт.
Во внутренней жизни «альфовцев» часто привлекают к обеспечению личной безопасности статусных лиц. А кандидата в президенты Виктора Ющенко после печально известного отравления охраняли ветераны, а не действующие сотрудники. И, надо сказать, работу они выполнили хорошо.
— Сергей Иванович, а что за эксцесс, насколько я знаю, произошел в Крыму?
— Во время поездки Ющенко на Ай-Петри обнаружили «хвост». Правда, потом выяснилось, что он не представлял большой опасности для кандидата в президенты. Оказалось, что за Ющенко присматривали сотрудники МВД. И когда мои коллеги показали им удостоверения, милиционеры ретировались.
— Международная ассоциация «Альфа» (Киев) выплачивает пенсии «альфовским» семьям, потерявших своих основных кормильцев. Сюда включены боевые потери?
— Таковых не было за всю историю существования украинской «Альфы». Бог миловал! Опять же, как я уже сказал, у нас не было войн… аналогичных двум «чеченским» кампаниям. Если у российских коллег вычленить боевые потери на Северном Кавказе, то получится такой же результат.
— Каковы ныне критерии отбора в подразделение? Очевидно, что специальная проверка, медицинская… Оцениваются психологическая и физическая подготовка.
— Приведу такую цифру. Из ста претендентов проходит только один. Кандидатов подбирают не только из действующих работников СБУ, но и из выпускников военных институтов, из спецназа аэромобильных войск, МВД, погранвойск, налоговой милиции. Главный критерий — желание работать, бойцовские качества.
— В подразделении служат только офицеры?
— Да. Новобранец принимает участие в некоторых специальных операциях и мероприятиях, но действует «на оттяжке», одновременно обучается…. Становление занимает до пяти лет. Кстати, после этого он получает право вступить в Международную ассоциацию «Альфа».
— А бывают при подборе кадров просчеты?
— Изредка. Вот недавно в Хмельницке была задержана группировка угонщиков дорогих автомобилей, так среди них оказался бывший «альфовец». Правда, молодой человек всего полтора года прослужил в спецподразделении и был уволен по служебному несоответствию. Но все мы считаем это своей недоработкой.
— Сергей Иванович, давайте уточним для наших читателей: сколько времени составляет средний срок службы в Центре специальных операций «А»?
— Десять-пятнадцать лет, так как год считается за полтора. После этого сотрудники переходят в другие оперативные подразделения или идут в запас. Международная ассоциация «Альфа» помогает с трудоустройством и социальной адаптацией, чтобы хорошо подготовленных сотрудников после окончания службы не переманили криминальные структуры. Ведь самому молодому нашему пенсионеру сейчас всего‑то сорок лет. Ясное дело, что опытные бойцы в самом расцвете сил интересуют и криминальный мир.
«Альфа» и Евро-2012
— В этом году Украина принимает чемпионат по футболу. Заместителем председателя Национального агентства по подготовке и проведению Евро-2012 является Александр Семёнович Бирсан, бывший начальник Управления государственной охраны Украины и командир «Альфы». Как будут задействованы сотрудники подразделения?
— Матчи групповой стадии с поединками мы относим к низкой степени риска. Однако это не мешает Службе безопасности Украины отрабатывать наихудшие возможные сценарии. За прошлый год «Альфа» провела более тридцати учений на официальных объектах Евро-2012. Один из самых масштабных — «Донбасс-Антитеррор».
Финальная стадия проходила в Донецке, она включала в себя несколько сценариев. Первый — освобождение заложников, захваченных на официальном объекте Евро-2012. Второй — это алгоритм реагирования подразделений МВД на массовые беспорядки в «фанатской зоне». Ну и третий сценарий — ликвидация последствий техногенной катастрофы.
В Украине на законодательном уровне утвердили институт «стюардинга», что позволит вывести за пределы стадионов работников милиции. Отныне украинские болельщики должны привыкать к новым принципам работы правоохранителей во время футбольных матчей. Милиция ориентирована на предотвращения инцидентов, наказание же по факту совершения правонарушения не является самоцелью.
— Наверняка многие наши товарищи поедут в качестве болельщиков на Евро-2012. Хочу пожелать всем действующим сотрудникам и ветеранам украинской «Альфы» крепости духа, высоких профессиональных показателей, счастья и благополучия. Если одним словом — Добра!
— Спасибо! Мы всегда с огромным уважением отзываемся о наших российских друзьях и коллегах, регулярно читаем газету «Спецназ России», которая доставляется к нам поездом. Ваши победы — это наши победы. Вместе с вами мы скорбим по поводу потерь… В самые сложные периоды отношений между Украиной и Россией ветераны «Альфы» показывали закусившим удила политикам как нужно жить двум братским народам. И этот пример навсегда останется в истории. Просто для нас иного и не существовало, мы — такие! Из «одной шинели».