РУБРИКИ
- Главная тема
- «Альфа»-Инфо
- Наша Память
- Как это было
- Политика
- Человек эпохи
- Интервью
- Аналитика
- История
- Заграница
- Журнал «Разведчикъ»
- Антитеррор
- Репортаж
- Расследование
- Содружество
- Имею право!
- Критика
- Спорт
НОВОСТИ
БЛОГИ
Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ
АРХИВ НОМЕРОВ
КАЗАКИ ТАМАНИ
Как показывает история, феноменальное явление русской жизни — казачество — приобретает особое значение в наиболее тяжелые годы. Сегодня, когда Россия, возможно, опять находится на пороге великих испытаний, глаза многих наших сограждан обращены на казаков.
О жизни современного казачества и его роли в происходящих процессах нашему корреспонденту рассказал атаман Таманского отдела Кубанского Казачьего Войска Иван Безуглый.
Мы поднялись и возродились
— Таманский отдел — один из наиболее сложившихся в структуре Кубанского Казачьего Войска. Как происходило становление отдела? С какими трудностями пришлось столкнуться?
— Собрались потомки казаков — те, чьи деды и отцы жили на Кубани, осваивали и облагораживали этот край. Нами двигали и голос крови, и любовь к родной земле, к отеческим обычаям, к своей культуре, и ясное понимание, что другого шанса на возрождение может и не быть. Я знал, что если не мы, то после нас никто этого уже не сделает, потому что наше поколение еще знает обычаи и традиции казачества, мы застали живых казаков. Словом, собрались те, кто «болел душой», и начали создавать казачий отдел и поднимать казачество Кубани.
Нам было очень сложно. Мы практически не находили поддержки у окружающих — напротив, встречали скепсис, непонимание, а то и открытую неприязнь. Мало кто хотел, чтобы казачество возродилось. Власть предержащие уже поделили «пирог» и не желали, чтобы кто-то к нему приблизился. Время было сложным — и власть препятствовала, и силовые структуры поначалу воспринимали возрождение казачества с недоверием и даже опаской. Когда мы в первый раз в казачьей форме зашли в автобус, нас окружил народ, посыпались вопросы. Обыватели думали, что приехали артисты, и будет сниматься казачий фильм. Но казаки — наши братья и родные — воспринимали происходящее по-иному. Когда меня в казачьей форме впервые увидела мать, она заплакала и сказала: «Эту форму носил мой отец». Но у родных это вызывало не только радость, но и страх. Еще помнили репрессии. Наверное, еще и поэтому поначалу немногие потомки казаков пошли в отдел, опасаясь и помня предостережения родителей, что, мол, вас всех выявят, соберут в общество, а потом репрессируют, расстреляют.
— Но «джинна выпустили из бутылки», и из попыток отыграть назад ситуацию, приструнить казачество, ничего не вышло!
— Хотя думали в кабинетах так: пусть «поиграем в казаки», они тут нарядятся, походят в форме, напьются, споют песни и разойдутся. А когда стало ясно, что казачество представляет собой могучую неиссякаемую силу, назад пути уже не было. После начальных лет становления казачества в 1992-1993 гг., наступило его признание. Власть стала сотрудничать и взаимодействовать. Особенно это проявилось в сложное время, когда распадался Советский Союз. Силовики, в том числе милиция, обратились к нам и сделали ставку на казачество, что сыграло положительную роль в стабилизации ситуации, борьбе с криминалом, и правовым нигилизмом.
Люди с уважением, иные с опаской или недоумением воспринимали активизацию станичников. В ключевой момент стало ясно, что именно ему гораздо проще навести порядок, чем власти и силовым структурам. Казаки имели влияние на ситуацию в то тяжелое время.
— Иван Васильевич, как выглядела самоорганизация казаков? Благодаря чему удалось сплотить людей?
— Началом любого государственного института является принятие соответствующего закона, или иного указания «сверху». Феномен казачества состоит в том, что оно организовалось само, создав общество, начиная с низших — станичных и хуторских структур. И только потом для нас и под нас начали писать законы и указы. То есть, легализация произошла уже после возрождения. Тогда казачьему обществу и придумали определенные рамки.
…Убежден, что казаков уничтожали прежде всего за способность к самоорганизации. После того, как нас расстреляли и выжгли, никто и подумать не мог, что мы способны на возрождение из пепла, да еще в таком количестве. Но мы поднялись и возродились. И — слава Богу!
Казачество — мощная сила на Кубани. Говорю это даже не как атаман, а потому что знаю, что казачьи структуры здесь являются стабилизирующим фактором, способным защищать Отечество. Казаки с полным основанием могут сказать, что это их земля. Возможно, меня пытаются поправить, но я еще раз отмечу, что это казачья земля дарована грамотой Императрицы Екатерины Великой, что никто и никогда не в силах отменить и, тем более, посягнуть на нашу землю. Если сегодня допускается беспредел в отношении земли, когда ее распродают, совершают махинации, думаю, это временное явление, и казаки расставят все по своим местам, восстановив законность и справедливость. И тогда тем более станет очевидным, кто в доме хозяин.
Боевой потенциал
— Фактически казаки — стабилизирующая сила не только на Кубани, но и на всем Северном Кавказе. Не так ли?
— Для этого у нас есть все силы и средства. Если мы начинали с нескольких десятков человек, не имеющих помещений, без необходимых средств, то сегодня ситуация изменилась в корне. Тот же Таманский отдел располагает нормальной экономической базой, экипирован и обмундирован. Структуры Кубанского Казачьего Войска, включая наш отдел, способны выполнять полноценные боевые задачи. И если в войсках случается так, что на передовую отправляют плохо обученную и не способную выполнить задачи молодежь, то казачество — совсем другое дело. Не случайно разведки враждебных для нас государств сегодня пристально изучают положение казачества на Кубани, включая наши мобилизационные возможности, ресурсы на случай обострения обстановки. Это внимание мы постоянно чувствуем на себе. Сегодня в отделе состоит 107 казачьих обществ, личный состав которых насчитывает более девяти тысяч человек, взявших обязательства по несению службы и вступивших в государственный реестр.
— Таманский отдел, кроме прочего, известен своими боевыми традициями, в том числе и полковыми сборами.
— Недаром говорится, что «война — казачья пашенка» — воинский дух является основой казачьего бытия. И не случайно потомки казаков, даже во времена запрета и гонений выбирали для себя воинскую службу, защиту Родины. Многие казаки нашего отдела имеют значительный боевой опыт. Они сражались во многих горячих точках в рядах Советской и Российской Армии, в добровольческих формированиях, имеют государственные награды. Немало в наших рядах и кадровых офицеров, имеющих военное образование. Кроме Приднестровья и Абхазии, где их присутствие сыграло значительную роль, казаки принимали активное участие в осетино-ингушском конфликте и в последующей охране административной границы Осетии с Чечней и Ингушетией.
Во время Первой чеченской кампании из казаков-добровольцев Министерством обороны был сформирован мотострелковый батальон имени генерала Ермолова. Его эффективность была столь высока, что напугала прокремлевских чеченцев, усмотревших в появлении казачьих частей первый шаг по возрождению Терской области. Под их нажимом батальон был выведен из Чечни и расформирован. Во время второй кампании казаками были укомплектованы 205-я мотострелковая бригада, а также комендантские роты, несшие службу в Шелковском, Наурском и Надтеречном районах Чечни. Кроме того, значительные массы казаков, заключив контракт, воевали в «обычных», то есть неказачьих подразделениях.
Таким образом, в рядах сегодняшнего казачества значительное число людей обладает реальным боевым опытом, и готово его применить, отстаивая интересы Российской державы. Эти люди, как правило, не склонны лезть в объективы телекамер, украшая себя самыми невероятными наградами и регалиями. Они ведут себя скромно. Пока не прогремят выстрелы.
На базе отдела сформирована первая и пока что единственная не только на Кубани, но и вообще в России, Таманская казачья бригада, состоящая из двух полков: 1-го Полтавского кошевого атамана Сидора Белого и Таманского генерала Бескровного, объединивших восемь казачьих дивизионов, и еще двух — артиллерийских. Регулярно проводятся полевые выходы и сборы.
— По сути дела речь идет об уникальном эксперименте — территориальном боевом соединении, содержание которого обходится государственной казне практически даром?
— Если провести параллель с Русской императорской армией, то это соединение является аналогом полков второй очереди, полностью сохраняющих свою штатную структуру и мобилизационную готовность, казаки которых, живя дома и занимаясь хозяйством, регулярно участвовали в сборах. В случае необходимости такой полк уже через несколько часов был готов выступить в район боевых действий.
Недавно завершились ежегодные бригадные сборы, в которых, кроме двух наших полков и двух артиллерийских дивизионов принимали участие подразделения ГУВД Краснодарского края, а также военнослужащие Вооруженных Cил России, Абхазии, Южной Осетии. Присутствовали также казаки Украины.
Исходя из реалий сегодняшнего дня, особое внимание было уделено вопросам борьбы с терроризмом — как известно, Кубань находится в непосредственной близости с достаточно проблемными регионами нашей страны, где все еще действует террористическое подполье радикальных исламистов. Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов и постоянные попытки Тбилиси дестабилизировать ситуацию в сопредельной с Краснодарским краем Абхазии.
На войне как на войне
— Несомненно, что и грядущая Олимпиада в Сочи потребует от казаков участия не только в контртеррористических мероприятиях, но и в обеспечении общественного порядка?
— Конечно! Фронт работ широк. Так, например, во время предыдущих сборов были проведены учения, во время которых отрабатывались вопросы по отражению вторжения боевиков, освобождению (зачистке) населенных пунктов от вооруженных формирований и освобождению заложников.
Мы организуем учения с целью повысить уровень боевой готовности, провести боевое слаживание подразделений и частей. И полностью отработать действия в горно-лесистой местности и городских условиях. При этом особый упор делается на огневую подготовку. Должен сказать, что степень готовности к выполнению боевых задач представителями Министерства обороны и специалистами более узкого профиля оценена довольно высоко. На Тамани уже пятнадцать лет ежегодно проводятся учебные полевые сборы, в рамках которых организованы командно-штабные тренировки с командирами подразделений и офицерским составом, занятия по огневой, тактической, топографической, минной и медицинской подготовке.
Казачьи подразделения, роты и взводы возглавляют офицеры российской армии, имеющие боевой опыт, которые принимали участие в операциях в горячих точках на Кавказе, в Афганистане и в других регионах. Так, разведывательным подразделением 1-го Полтавского полка командует казак Абинского районного общества, который прошел боевой путь в Чечне, был с миротворческой миссией в Югославии. Это подразделение разведки было признано лучшим из тех, которые принимали участие в операции в Чечне.
О том, как оцениваются наши боевые возможности, говорит и то обстоятельство, что достигнуто соглашение, согласно которому личный состав срочной и контрактной службы 7-й десантно-штурмовой дивизии, дислоцированной в Краснодарском крае, будет укомплектовываться нашими казаками. В любое время мы способны подняться по тревоге и выполнить задачу Верховного Главнокомандующего и губернатора Краснодарского края.
— Принимали ли казаки Вашего отдела участие в сравнительно недавних событиях в Южной Осетии?
— Да! Сформированный из наших казаков отряд принимал участие в боевых действиях в Южной Осетии. Одна из задач, поставленная перед ними, заключалась в зачистке грузинских анклавов вокруг Цхинвала и поддержании на их территории общественного порядка. Незадолго до начала агрессии их жители уехали в Грузию — переждать, как им обещали эмиссары Саакашвили, «два-три дня».
В опустевших анклавах действовали террористические группы из грузинских спецназовцев и наемников, банды грабителей и мародеров. Кроме того, в некоторых домах остались старики, чтобы приглядывать за имуществом, и они нуждались в защите. За несколько дней казаки зачистили эту территорию, защитили оставшихся жителей. Их действия были отмечены особой благодарностью президента Южной Осетии Эдуарда Кокойты.
Что касается Абхазии, то до того, как ее рубежи были взяты под охрану российскими пограничниками, наши казаки постоянно находились вахтовым методом в одном из самых тревожных мест республики — в Кодорском ущелье, через которое постоянно пытались проникнуть террористические банды «Лесных братьев» и «Белого легиона».
Окончание в следующем номере.
Из досье «Спецназа России»
БЕЗУГЛЫЙ Иван Васильевич, атаман Таманского отдела Кубанского казачьего войска, родился 7 февраля 1949 года в станице Мингрельской Абинского района Краснодарского края в семье потомственных кубанских казаков.
Окончил Абинское ПТУ-70 по специальности «бурильщик нефтяных и газовых скважин», Новочеркасский геологический техникум, Краснодарскую школу МВД, Московский государственный педагогический институт, Международный институт управления, бизнеса и права по специальности «юриспруденция».
За время службы в войсках специального назначения награжден медалями: «За отвагу», «За воинскую доблесть», «60 лет Вооруженных сил СССР», «70 лет Вооруженных сил СССР».
Служение казачеству начал на заре возрождения Кубанского казачества — с 1991 года.