РУБРИКИ
- Главная тема
- «Альфа»-Инфо
- Наша Память
- Как это было
- Политика
- Человек эпохи
- Интервью
- Аналитика
- История
- Заграница
- Журнал «Разведчикъ»
- Антитеррор
- Репортаж
- Расследование
- Содружество
- Имею право!
- Критика
- Спорт
НОВОСТИ
БЛОГИ
Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ
АРХИВ НОМЕРОВ
ПРОКОНСУЛ КАВКАЗА
В кинозале Дома Русского зарубежья состоялась премьера фильма известного режиссера-документалиста Сергея Роженцева «По следам генерала Ермолова». Прошла при полном аншлаге, что неудивительно — фигура легендарного «проконсула Кавказа» и в наши дни продолжает волновать умы.
В чем причина этого интереса и этой популярности давно умершего генерала? На эти и другие вопросы нашего корреспондента отвечает создатель фильма Сергей Роженцев.
Очернение Ермолова
— Сергей, почему Ермолов?
— Идея создания фильма, посвященного Алексею Петровичу Ермолову, возникла у меня, когда во время работы над фильмом «Миротворцы» я перечитывал записки генерала. У меня у самого кавказские корни, мой отец происходит из кубанских казаков. Поэтому тема Кавказа, казачества всегда меня интересовала. Почему Ермолов? Наверное, потому, что читая его записки, я вдруг понял: это написано про происходящее на Северном Кавказе с момента развала СССР по сегодняшний день.
Все эти княжества, ханства, беки, которые стремились захватить «сколько можно суверенитета», интриговали с эмиссарами иностранных государств, шантажировали российские власти, добиваясь подачек, во многом напоминают сегодняшнюю картину. Так же было и когда на Кавказ приехал Ермолов. А следовательно, и многие ермоловские способы, а, главное, принципы решения задач, стоящих перед представителем российской государственности актуальны и сегодня. Так что Ермолов — это, по моему мнению, очень современно и актуально.
Отмечу, что выбирая тему, я не стремлюсь следовать конъюнктуре. Если эта тема интересна мне, интересна моим друзьям-казакам — берусь за нее. Кстати, насчет казаков и Ермолова. Я обнаружил, что и казаки очень мало что знают о Ермолове. То есть познания их исчерпываются тем, что Алексей Петрович был тверд и решителен в отношении немирных горцев, хищников, как их тогда называли. А вот о его миротворческой, хозяйственной, административной, культурно-просветительской деятельности мало кто знает даже среди них.
Практически никому неизвестно, что Ермолов занимался и вопросами внешней разведки, ездил по распоряжению государя в Персию с дипломатической миссией. Таким образом, одной из задач фильма было рассказать, в том числе и казакам, насколько многосторонней личностью был Ермолов, и его деятельность отнюдь не исчерпывалась репрессиями против хищников.
С молоком матери
— Скажите, Вы говорили с самим горцами по поводу Ермолова?
— У меня есть немало знакомых горцев. С ними я много говорил о Ермолове, так сказать, проверяя свои задумки, размышления, догадки на них. В процессе обмена мнениями мне стало ясно, каковы ориентиры в среде горцев-интеллектуалов: для них Ермолов — враг, воплощение той России, против которой восставали и воевали их предки, поскольку он, как они убеждены, проводил геноцид их народов. Что, якобы, его целью было уничтожение всех горцев, в частности, всего чеченского народа. Эти легенды они подкрепляли якобы цитатами самого Ермолова, вроде: «Не успокоюсь, пока жив будет хоть один чеченец!» Или: «Цель моей жизни — поголовное уничтожение чеченцев!»
Так вот, я задался целью выяснить, были ли вообще у Ермолова подобные высказывания, ибо из его записок ничего подобного не следовало. Напротив, было очевидно, что он искал пути интеграции всех, даже самых непримиримых племен в жизнь России. И потом, он ведь не действовал сам от себя — он строго и неукоснительно исполнял волю Государя. А ведь ни один из русских монархов никогда никому не ставил задачу по уничтожению племен и народов — ни на Северном Кавказе, ни в Сибири, ни в Средней Азии, ни на Дальнем Востоке. Были задачи по умиротворению — на приведение силой к миру воинственных, враждебных племен, нападающих ради разбоя на русские окраины, но никогда — на уничтожение. Наоборот, целью имперской администрации была интеграция туземцев в русскую жизнь, развитие у них гражданственности и культуры.
Поэтому я решил тщательнейшим образом поднять и изучить все, что говорят источники об этом человеке, найти эти высказывания или опровергнуть факт их существования. Посидеть в архивах, перечитать всю его переписку, в том числе и частную, его приказы, распоряжения и служебные записки. Может быть, где-то это и промелькнет…
Никогда, нигде этих слов Ермолов не говорил и не писал. То есть все эти приписываемые ему фразы взяты буквально из воздуха. А когда я залез в Интернет, так у меня просто волосы дыбом встали! Так, на одном из ресурсов Ермолову приписали слова Аллена Даллеса в отношении Советского Союза после окончания Второй Мировой войны — что нужно изнутри подрубать культурные, национальные корни русского народа!
— Очевидно, в интернетовском варианте это уже говорил Ермолов, и в отношении, разумеется, чеченского народа?
— Именно так. Опираясь на собранные и изученные материалы, я беседовал с представителями творческой элиты Северокавказских республик, в частности с известным чеченским писателем и публицистом Русланом Мартаговым. И он мне открыл тайну: «Эти слова входят в сердце каждого чеченца с молоком матери. И ненависть к Ермолову, и ненависть через него ко всему русскому — тоже с молоком матери».
Исходя из этого, я не ставил перед собой задачу разрушить эти мифы в сознании горцев. Но пусть хотя бы русские люди знают, что деятельность Алексея Петровича не сводилась к приведению к покорности мятежных племен. Ведь если казак, для которого Ермолов является огромным политическим и нравственным авторитетом, будет считать, что он действительно говорил: «Не успокоюсь, пока будет жив хоть один чеченец», то эта ложь может привести к большой беде.
— Но ведь у значительной части мифов о Ермолове не чеченское авторство…
— Безусловно. Очернение Ермолова придумали не горцы. За ними стояли Турция и Персия, за спинами которых, в свою очередь, скрывались Англия и Франция. Париж и Лондон направляли своих инструкторов как в персидскую и турецкую армии, так и в стан мятежных горцев, посылали туда своих эмиссаров-провокаторов, оружие и деньги. В войсках Шамиля воевали легионеры-поляки, завербованные английской разведкой. Можно вспомнить действовавшего на Кавказе английского шпиона и журналиста Спенсера. Он и ему подобные не только уверяли горцев в намерении Белого царя и его генералов поголовно их уничтожить, но и старались убедить тогдашнюю мировую общественность в «звериной жестокости» русских, истребляющих малые, но гордые и свободолюбивые народы. Тогда также, как и сегодня, с подачи Запада вся эта чудовищная и абсурдная ложь подхватывалась российскими «прогрессивными людьми».
Значительно позже, после революции, вся эта клевета в подтверждение тезисов Ленина о «тюрьме народов» и «преступлений самодержавия» оказалась в школьных учебниках. Которые для многих остаются самыми авторитетными носителями информации. Так эта ядовитая ложь и въедалась в сознание не только горцев, но и многих русских людей.
Мудрый правитель
— Разоблачение антиермоловских мифов, как основы антироссийской пропаганды, несомненно, очень важно. Но, вероятно, и грандиозный опыт Ермолова как правителя, как администратора, мог бы быть востребован сегодня….
— Это так, одна из мыслей, которую мы стремились донести этим фильмом такова: генерал Ермолов на Кавказе за десять лет службы достиг большего, чем современные кремлевские демократы за двадцать пять лет своего правления. Кавказская проблема из региональной превращается в общероссийскую. В 2005 году — выстрелила Кондопога, ещё через пять лет — уже Манежка. Духовные лица — и православные, и мусульманские, призывают остановиться, одуматься. Потому что умные ответственные люди прекрасно понимают, насколько страшны набирающие силу тенденции. Недаром Мартагов в конце фильма говорит: «Я прекрасно понимаю, почему казаки (а я добавлю — и вообще русские люди, поскольку кавказская проблема уже вышла за рамки Кавказа) ставят памятники Ермолову. Потому что они не чувствуют защиты этого государства, и потому вспоминают Ермолова, который не давал их в обиду».
Действительно, война закончилась. И кто в ней победил? Казачьи станицы в Чечне, в которых казаки еще до войны жили, сегодня пустые. Вернее, в них живут не казаки, а чеченцы. Такое ощущение, что Кремль приложил все усилия, чтобы зачистить от казаков эти территории. Можно объявлять какие угодно программы, но никто сегодня туда не поедет, поскольку никто не сможет там гарантировать русским безопасность. Грозный — русский город, основанный Ермоловым, в котором вначале жили казаки, затем, когда началась добыча нефти — и рабочие люди, на сегодняшний же день является абсолютно чеченским.
Ведь, повторюсь, когда Ермолов приехал на Кавказ, то нашел там проблемы, во многом аналогичные сегодняшним. Когда русское влияние на Кавказе утверждалось главным образом с помощью подкупа племенной верхушки, раздачи им званий и наград. Что самими беками и ханами воспринималось чуть ли не как дань, которую им Россия платит. Причем речи о добросовестном исполнении взятых ими перед Российской империей обязательств не шло.
И за десять лет Ермолов существенно переломил ситуацию, сумел добиться очень многого. Так почему же нам не воспользоваться чем-то из его наследия. Он ведь и курорты открывал. Не там, правда, где людей убивают, где идет контртеррористическая операция, а там, где ситуация полностью взята под контроль, и абсолютно безопасно. Так что Ермолов провидел в диком и довольно суровом тогда крае большой туристический и оздоровительный потенциал и даже предпринимал шаги к его реализации.
— Но Ермолов был отозван с Кавказа, не реализовав все свои планы…
— Оказавшись в опале, он очень внимательно следил за происходящим на Кавказе, вел переписку с одним из своих преемников, Воронцовым, давал ему необходимые советы. И, в конце концов, чтобы завершить Кавказскую войну, пришлось вернуться к тактике и, главное, к стратегии Ермолова. Его опыт был востребован и теми, кто обживал и осваивал уже замиренный Кавказ, выстраивал отношения с горцами, вводил их в жизнь Российской империи. Ермолов очень хорошо знал, как заставить их отказаться от разбоев, как это сделать, не унижая их достоинства и их Веры.
Кавказ — война и мир
— Как Вы думаете, почему кавказский период жизни Ермолова затмевает в сознании наших современников все остальные?
— Думаю потому, что его таланты по-настоящему, во всей своей полноте, раскрылись только на Кавказе. Ведь во время Отечественной войны и до нее он был одним из когорты блестящих полководцев и отважных офицеров. Если в 1812 году он находился как бы в тени Кутузова или Багратиона, то на Кавказе Ермолов сам оттенял всех. Ведь именно он первым понял, как именно нужно воевать на Кавказе, как нужно выстраивать отношения с горцами, с их племенной верхушкой, поставив их перед дилеммой: никаких подачек, никаких поблажек и задабриваний — или война, или абсолютная верность и лояльность России. Но верный будет иметь все: от защиты русского оружия до значительных льгот.
— В чем еще заключалась новизна ермоловского подхода?
— Мы знаем, что до Ермолова все происходило следующим образом: в ответ на набеги горцев русские отвечали карательными экспедициями. Эффект этих мероприятий был невысок, а потери значительны. Как правило, выдвижение воинских колонн определялось заранее, горцы успевали эвакуировать свое имущество, стада. В результате солдаты могли только разрушить жалкие хижины да вытоптать поля. Причем войска подвергались нападениям — обычно, когда направлялись в обратный путь. Горцы выбирали самое удобное для этого место. А бой в теснинах, в лесу, всегда стоил большой крови. В результате — практически нулевой эффект при огромных потерях. Подобные экспедиции только укрепляли хищников в сознании собственного превосходства и безнаказанности, и подталкивали к новым набегам.
Ермолов эту ситуацию изменил — он начал ставить крепости и заселять земли мятежников. Главным оружием стали не пушка и ружье, а лопата, топор и кирка. Он начал вырубать просеки, прокладывая дороги от новых крепостей к самым отдаленным и хищным аулам. Под прикрытием крепостей строились казачьи станицы. Очень скоро стало ясно, что русские на этот раз не собираются уходить назад, за Сунжу, за Терек, а буквально через несколько часов их штыки могут засверкать около любого аула, отправившего партию хищников на казачьи станицы.
Ранее непроходимые, дремучие леса и предгорья начали заселяться. Причем не только русскими и казаками. Под защиту крепостной артиллерии и казачьих пикетов стали переселятся и мирные горцы, уставшие от бесконечной войны всех против всех. Но, несомненно, именно появление русских поселений стало залогом умиротворения и стабилизации края.
Кроме того, Ермолов энергично привлекал к охране порядка, борьбе с разбоями и местных жителей. Из них формировались отряды горской милиции, от обществ аулов он требовал ответственности за все, что происходит на подконтрольных им землях. Все это было абсолютно новым подходом. И очень многое из этого не утратило актуальности и по сей день. И сегодня, когда мы начинаем потихоньку собирать все растащенное в 1990-е годы, его наследие может очень пригодиться.
— Новая картина является как бы логическим продолжением фильма «Живи и веруй». В нем была озвучена проблема, поставлен вопрос, на который новая работа старается дать ответ…
— Безусловно. «По следам генерала Ермолова» — это более глубокий фильм, прежде всего по задачам, которые мы ставили. В «Миротворцах», в «Живи и веруй» мы даем осмысление трагических событий, происшедших в наши дни на личностном уровне — писателя, побывавшего в Чечне, священника, поехавшего туда, чтобы помочь людям. В новой же работе осмысление выводится на иной, государственный уровень, рассматривается личность иного масштаба. Конечно, это логическое развитие темы, попытка ответить на вопросы: куда идти? что делать? Правильно мы поступаем сегодня или нет?
— Каким на Ваш взгляд должно быть сегодняшнее неигровое кино?
— Конечно, прежде всего, оно должно быть честным и актуальным, обращенным к важнейшим проблемам нашего времени. Оно должно обладать высокой энергетикой, должно будоражить, держать внимание. Нужно, чтобы в нем было заложено послание в будущее, чтобы его с интересом смотрели и через десять, и через тридцать лет. И еще — фильм должен быть очень нужен людям. Этот фильм мы делали три с половиной года.
Год шла работа в архивах, работа со сценарием. Затем подбор и запись людей. В фильме нет случайных людей — это историки, кавказоведы, или участники боевых действий. Эти люди и делают фильм. У каждого свой опыт, связанный с Ермоловым. Мы так и назвали наш коллектив — творческое объединение «Кавказский корпус». Это не студия, не киностудия, это объединение людей, которых волнует одна тема: Кавказ — война и мир.
Беседовал Сергей Смирнов.
Читайте также:
Написать комментарий:
Комментарии:
- Почему - ощущение? Только неграмотный будет верить в "ощущения", а нам с вами, бойцам невидимого фронта положено знать.
Знать блядей поименно и помнить. Не мы, так может наши дети их, сук, на вилы поднимут. Падлюки мохноносые.
Ех, не довел дело до конца Отец Родной, ех недодумал ...
И кинами и книжками нихуя тут не поможешь.
Кто мешал блять, узнать, что Ермолов ничего такого не говорил? Что, из местних "интеллигентов" никто не знал???
Байда.
Наверняка знали.
А в войну кто им, бля, поперек дороги вставал?
"Казачьи станицы в Чечне, в которых казаки еще до войны жили, сегодня пустые. Вернее, в них живут не казаки, а чеченцы."
Что же они, носороги, в чужие дома-те позалазили, и жируют?
И душа у сук не болит, что отнято жилье, а хозяева замучены, убиты, подчас смертью лютой.
Как ему спиццо, волчине позорному? Что ему сниццо? Не Русские-ли, порезаные, замученные, изнасилованные, баззащитные Русские, кто их блядей ЧИТАТЬ, блять, учил? Кто научил их срать в одном месте, а в другом месте - есть?
Что же душа не возболит, не закровоточит? Не побредёт он к "комитету по делам Русских беженцев" и не повиниццо?
Всех их сук, атомнои бомбой, разом.
А вы тут распустили сопли, кино они снимают, казакам про Ермолова рассказали.
И что, распротакую вашу мать? Что, нахуй измениццо???
Черти нас зауважают? Он что, совсем идиот, этот ваш режиссёр?
Страна должна знать своих Героев. Слава великому генералу!
Надо ввести в конституцию статью за разжигание межнационалньой розни 10 лет рудников и опять написать что ни одна нация не имеет приоритет. Давить надо всех ханов, баев и царьков.Слава генералу Ермолову.