РУБРИКИ
- Главная тема
- «Альфа»-Инфо
- Наша Память
- Как это было
- Политика
- Человек эпохи
- Интервью
- Аналитика
- История
- Заграница
- Журнал «Разведчикъ»
- Антитеррор
- Репортаж
- Расследование
- Содружество
- Имею право!
- Критика
- Спорт
НОВОСТИ
БЛОГИ
Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЫЦАРИ ХРАМА СОЛОМОНА,
Эпоху Крестовых походов принято считать одним из самых романтических периодов в истории человечества. Примечательно, что сегодня к ней обращаются люди, которых сложно заподозрить в идеализме и романтизме. «Аль-Кайда» объявляет войну «крестоносцам». А ее оппоненты, в свою очередь, собирают «крестовый поход против мирового терроризма». Идеи Саллах-ад Дина, Годфруа Булонского и Бодуэна владеют умами и поныне.
Пожалуй, главным «генератором идей» в те далекие времена был орден тамплиеров. Самый загадочный из всех средневековых рыцарских организаций.
Спустя девятнадцать лет после завоевания крестоносцами Иерусалима, в Святом городе небогатый рыцарь из Шампани Гуго де Пайен и восемь единомышленников приняли монашеские обеты и заявили о создании рыцарского Ордена. Инициатива новых воинов-монахов получила поддержку иерусалимского короля Бодуэна I.
Средневековый хронист Гийом Тирский писал: «Король, его рыцари и господин Патриарх были преисполнены сострадания к этим благородным людям, оставившим все ради Христа, и пожаловали им некоторую собственность и бенефиции, дабы помочь в их нуждах и для спасения души дарующих».
В качестве резиденции Бодуэн I отдал рыцарям принадлежавшее ему здание легендарной мечети Аль-Акса, построенной на месте храма иудейского царя Соломона. Отсюда и наименование «тамплиеры» (в переводе на русский язык — «храмовники»). Полное же название ордена звучало как «Бедные соратники Христа и Соломонова Храма».
Монашествующие кладоискатели
Как свидетельствует все тот же Гийом Тирский, «первым делом, которое им поручили и предписали во искупление грехов, была охрана дорог, по коим проходили паломники, от воров и разбойников, чинивших им много зла». Трудно сказать, каким образом рыцарям удавалось выполнять эту задачу, поскольку в течение первых десяти лет ряды Ордена не пополнялись. Как ни удивительно, но храмовники не стремилась привлечь под свое знамя новых рыцарей и послушников. Надо сказать, что история Ордена вообще изобилует загадками и недомолвками.
Один из пилигримов, побывавших у тамплиеров в первые годы их существования, позже напишет, что под зданием Ордена рыцарями были созданы конюшни на 2 тысячи лошадей. Зачем, спрашивается, девятке монашествующих рыцарей, держащихся замкнуто, столь грандиозный «подземный гараж»?
Возможно, что это и послужило основой для одной из первых легенд об Ордене. Согласно ей, потомки иудейских царей после разгрома Иерусалима римлянами в первом веке нашей эры, бежали в земли франков и основали королевскую династию Меровингов, которая в раннем Средневековье правила большей частью Западной Европы.
Последний король Меровинг — Дагоберт II — был убит Каролингами, основавшими новую династию. Один из потомков этого рода, граф Гуго Шампанский оказывал покровительство, как тамплиерам, так и их главному идеологу и духовному отцу цистерцианскому монаху Бернару, разработавшему устав Ордена. Гуго Шампанский якобы знал об огромных сокровищах Соломонова Храма, скрытых в его подземельях незадолго до разрушения главной иудейской святыни. И их поиски были подлинной задачей тамплиеров. Найденное золото планировалось вложить в дело восстановления династии Меровингов. Другой покровитель рыцарей Храма — Бодуэн I — согласно легенде также был Меровингом.
Любопытно, что спустя девять лет после своего скромного и незаметного существования у тамплиеров вдруг появляются более чем значительные денежные средства (в это же самое время обладателем несметного богатства становится отец Бернар, основавший разом около 70 аббатств).
Храмовники строят в Палестине несколько крепостей. Более того, они ссужают деньги королю Бодуэну на фортификационные работы по укреплению Иерусалима. Любопытно, что вместе с деньгами король получил документы, якобы подтверждающие его природное право на правление Святой землей.
Ударная сила
С этого момента начинается стремительный рост военного могущества Ордена. Гуго де Пайен отправляется в Европу и возвращается в Палестину с тремя сотнями завербованных рыцарей. По тем временам это была большая сила — столько же рыцарей было и у самого Бодуэна I. Орден храмовников сразу превратился в мощную военную организацию. Соответственно, значительно расширился круг решаемых им задач: оборона границ, завоевание соседних мусульманских княжеств, подавление бунтов населения на захваченных землях.
Храмовники, наряду с иоаннитами, стали играть ведущую роль во всех военных предприятиях крестоносцев. Обычно они находились на самых трудных участках: при наступлении — в авангарде, при отступлении, когда надо было прикрывать уходящих — в арьергарде. Во время штурма очередного замка или крепости первыми врывались в него рыцари-монахи. В тот момент в Европе не было более организованной и подготовленной военной силы, нежели тамплиеры и их извечные соратники и конкуренты — госпитальеры или иоанниты (впоследствии — мальтийцы).
Чтобы мирские интересы не отвлекали их от защиты христианства, братья связывали себя монашескими обетами: безбрачием, отказом от личной собственности, беспрекословным послушанием старшим по иерархии в Ордене. Особое значение орденские уставы придавали послушанию, так как от него зависела сплоченность и дисциплинированность нового воинства — главные их преимущества над светскими рыцарями. Один из параграфов устава храмовников прямо гласил, что «каждый из братьев совершенно не следует собственной воле, но более всего заботится о том, чтобы повиноваться приказывающему».
Им запрещены были также светские развлечения: соколиная охота, игра в кости, любование зрелищами, громкий смех, пустословие, ношение украшений из золота и серебра, в том числе на оружии. Весь образ жизни рыцаря-монаха строго регламентировался. За нарушение тех или иных статей устава на виновных налагались взыскания (их перечислению посвящено более сорока параграфов устава храмовников!), в том числе достаточно суровые.
По мысли основателей братств, свободное время этих «монахов по духу, бойцов по оружию» должно было заполняться молитвами, пением священных псалмов и воинскими упражнениями. Упомянутый святой Бернар прямо противопоставлял рыцарей-монахов холеным, тщеславным, пышно разодетым, буйным, плохо управляемым светским рыцарям.
В отличие от воинов феодальных дружин храмовники обязаны были иметь единообразную экипировку. Рыцари облачались в белые плащи, сержанты и послушники — в черные. Впрочем, это касалось не только одежды, но и вооружения. Оружие воина-монаха, не украшалось золотом и затейливым орнаментом, но было выковано из лучшей стали, и было надежно в бою. Самой важной частью орденской атрибутики являлось знамя, стяг — Боссеан (Gonfanon baussant).
Черно-белый флаг, гордо реющий над полем боя был не только ориентиром для воинов-монахов, но и средством поддержания в них боевого духа. Пока знамя поднято — Орден жив, Орден сражается, и каждый взмах меча храмовника — вклад в грядущую победу над врагом.
В 1150 году тамплиерам, как «храбрейшим и опытнейшим в воинском деле людям», была навечно отдана крепость Газа, воздвигнутая для обороны от Египта. В 1152 году, после того, как Hyp-ад-Дин, нанеся поражение войскам графства Триполи, разрушил крепость Тортозу, ее руины тоже отдали храмовникам для восстановления и «вечного владения». В их распоряжение поступили замки Бет Жибелин, Торон де Шевалье и ряд других.
Громкая военная слава храмовников, прослывших «воинами без страха и упрека», а также стремительный рост их богатства привлекли в Орден множество людей. К 1306 году, когда его руководство вернулось с Востока во Францию, храмовников насчитывалось более 30 тысяч человек! Они были рассеяны по всей Европе: от Англии и Ирландии на западе, до Славонии и Венгрии на востоке; от Швеции и Германии на севере, до Сицилии и Кастилии на юге.
Во главе Ордена стоял Великий магистр, пожизненно избираемый коллегией из тринадцати выборщиков. При нем имелся руководящий орган, именуемый Генеральным капитулом. Великому магистру и Генеральному капитулу подчинялись магистры (руководители региональных отделений — провинций), магистрам — приоры (руководители местных филиалов), приорам — комтуры (коменданты замков и крепостей). И все они, от магистров до рядовых рыцарей, были связаны между собой железными узами повиновения, дисциплины и…тайны.
На пороге единой Европы
Со второй половины XII столетия с Орденом начинают происходить странные вещи. В 1148 году из-за измены тамплиеров был потерян Дамаск. Укрывшегося у храмовников египетского принца-христианина они за 60 тысяч золотых выдали сарацинам. В 1166 году двенадцать рыцарей Ордена были повешены за предательскую сдачу крепости на Иордане.
Но вот что удивительно: чем хуже шли дела у государства крестоносцев, чем больше поражений наносили ему воины Саллах-ад-Дина, тем богаче и могущественнее становился Орден храмовников. Так, когда Людовик IХ попал в плен к сарацинам, за него потребовали выкуп в 25 тысяч ливров золотом. Ни одно государство тогдашней Европы не могло собрать требуемое количество денег. Обратились к храмовникам, и их казначей, причем не в парижском центре, а в Аккре, выложил всю сумму наличными.
После падения Иерусалима храмовники перебрались на Кипр, купленный у короля Ричарда Львиное Сердце за 100 тысяч византийских золотых — тоже астрономическая по тем временам сумма.
В Европе храмовникам принадлежали сотни замков, десятки тысяч жилых зданий, складских помещений, крытых рынков, мельниц, всякого рода мастерских, земельных участков. Владели они также множеством селений, жители которых считались их крепостными, и подвергались жесточайшей эксплуатации.
Еще у рыцарей были десятки кораблей, на которых они за приличную плату возили в Палестину паломников из стран Европы и различные товары. Всей своей торгово-хозяйственной деятельностью они занимались беспошлинно и без уплаты налогов, наживая огромные барыши.
Поднакопив денег и различного имущества, храмовники стали заниматься финансовыми операциями. В основном, они давали деньги в долг под большие проценты (что, кстати, запрещено христианам под угрозой отлучения от Церкви). Богаче их в тогдашнем христианском мире не было никого. Орден включал в себя 5 тысяч комтурств, которые были не только крепостями, но и ячейками финансовой сети. Кстати, векселя, по которым можно было получить требуемую сумму в любом месте — изобретение рыцарей-храмовников.
Располагая достаточно мощным военным потенциалом, а также разветвленной сетью филиалов, Орден вскоре начинает оказывать услуги по доставке корреспонденций во все концы католического мира. Воинское братство гарантировало быструю передачу и сохранность информации.
Таким образом, храмовники сумели поставить под свой контроль финансовые и информационные потоки всей Европы. Они пользовались неприкосновенностью во время бесконечных войн между европейскими государями, что позволяло им осуществлять финансовые операции даже в условиях вооруженных конфликтов.
Практически все католические монархи того времени находились в той или иной степени зависимости от рыцарей Храма. Тем более, что помимо информационных и финансовых возможностей, Орден продолжал оставаться мощнейшей военной силой и был в состоянии перекинуть в любую часть Европы необходимое количество войск с оперативностью, недоступной ни одному из государств того времени. Формально оставаясь религиозным объединением, храмовники, тем не менее, были, фактически, не только независимы от Папы римского, но и очень часто навязывали ему свои решения. Вполне вероятно, что до создания Единой Европы под черно-белым флагом-боссеаном оставался всего один шаг…
Метаморфозы храмовников
Почему же «бедняки храма Соломона» так настойчиво стремились к богатству? Лично каждому из них, давшему обет бедности, деньги были ни к чему, но богатство — это власть. А зачем «бедным рыцарям» власть, раз они сосредоточили все свои помыслы на борьбе с мусульманами? Очевиден огромный разрыв между декларируемыми храмовниками принципами и реальными действиями. Вполне вероятно, первоначальные устремления отцов — основателей Ордена претерпели метаморфозы под воздействием того людского материала, который поставляла в Палестину средневековая Европа.
Тем первым бойцам, которых завербовал магистр храмовников Гуго де Пайен после внезапно свалившегося на Орден богатства, отец Бернар дал красноречивую характеристику: «Нечестивцы, святотатцы, клятвопреступники, блудодеи, стяжатели, грабители и убийцы!» Он радовался, что Франция освободилась от столь нежелательных элементов, и что их специфическим наклонностям нашлось достойное применение на Востоке.
Когда положение Ордена упрочилось, в его ряды потянулись множество мелких рыцарей не только из Франции, но и других европейских стран. Среди них было немало откровенных хищников, настоящих садистов. Христианская вера интересовала их меньше всего. Они отправлялись в Палестину прежде всего потому, что там можно было всласть убивать, грабить, насиловать, истязать людей и при этом не только не беспокоиться об ответственности, но напротив, слышать со всех сторон похвалы и получать награды!
Неверные — хуже собак, так что законы милосердия, сострадания, чести на них не распространяются. Кстати, взяв в плен светского рыцаря, мусульмане охотно возвращали его за выкуп, либо меняли на своих соратников, оказавшихся в плену у франков. Храмовников же всегда ждала в плену смерть после длительных изощренных пыток, ибо сами они были хуже зверей.
Второй важный элемент мировоззрения храмовников, помимо ощущения вседозволенности в отношении мусульман — их невероятная гордыня. Известно старинное выражение: «Горд как храмовник!»
Рыцари-храмовники вполне осознавали, что являются первоклассными бойцами, лучшими из лучших. Более того, превосходят светских рыцарей тем, что действуют в сражениях плечом к плечу, как единое целое, так как, напомним, «послушание превыше всего». И образ жизни, который они ведут, резко отличен от поведения этих тщеславных щеголей, думающих только о том, как бы добиться расположения знатного сеньора или любви дамы сердца.
Члены Ордена ставили его интересы на первое место по сравнению с интересами светских государей и даже самой католической церкви. В этом нет ничего странного. Законы саморазвития любой замкнутой организации с неизбежностью приводят к тому, что внутри ее возникает своя собственная идеология, весьма существенно отличающаяся от тех задач и норм, которые были приняты за основу в момент создания. Но, разумеется, данное обстоятельство надлежало хранить в глубокой тайне от окружающих.
Сложим теперь воедино все, о чем шла речь: осознание собственных приоритетов, отличных от целей других организаций, высокомерно-презрительное отношение ко всем, кроме своих «братьев», фактическое отсутствие христианских настроений и идеалов, жестокость, доходящую у иных рыцарей-монахов до звериной жажды крови; наконец, осознание своей силы и независимости.
Всего перечисленного вполне достаточно для того, чтобы внутри Ордена «рыцарей храма» на каком-то этапе возник свой тайный культ, который бы в собственных глазах возносил их высоко над всеми. И он действительно появился.
Их «Символ веры»
Неотесанные европейцы-крестоносцы на Ближнем Востоке познакомились не только с азиатской роскошью и ранее неизвестными болезнями. Они также подпали под обаяние изощренных мистических построений, впитывали идеи самых различных сект и оккультных течений. В этом плане Орден храмовников стал в некотором смысле предтечей масонства.
Кстати, устав Ордена разрешал ради спасения заблудших контакты даже с отлученными от Церкви, еретиками, преступниками. И рыцари этим правом пользовались более чем интенсивно.
По мнению ряда исследователей, возникновению тайного вероучения в Ордене храмовников способствовали ассасины, члены ордена убийц, который создал шейх Хасана ас-Сабах. Кстати, современные исследователи склоняются к тому, что ассасинов ни в коем случае нельзя считать мусульманами, так же как и поздних храмовников-тамплиеров — христианами. И тех, и других вдохновляло нечто иное.
В резиденциях тамплиеров часто можно было слышать арабскую или персидскую речь, видеть смуглые лица. Это были вчерашние мусульмане, «принявшие» веру в чужого им Бога. Многие из них достигли вершин в орденской иерархии, один стал даже Великим магистром! Историков всегда удивляло организационное сходство ассасинов и храмовников. «Ассасины, — писал один из них, — были оригиналом, тамплиеры — их копией». Другой идет еще дальше: «Не копией, а филиалом», — утверждает он.
Заставляют задуматься и некоторые внешние детали. Ассасины одевали в торжественных случаях белые одежды (цвет невинности), подпоясанные красными кушаками (цвет крови). Тамплиеры носили белые плащи с красными крестами на них. Известны также факты, свидетельствующие о том, что ассасины, перед которыми трепетал весь Восток, которые, как и тамплиеры, никому не подчинялись и никому не платили дань, передавали храмовникам значительные суммы золотом. С чего бы это?
Другим источником тайного вероучения храмовников стали, видимо, катары — адепты еретического течения, получившего развитие в Средние века на юге Франции. Кстати, некоторые исследователи утверждают, что происхождение этого учения так же восточное.
Учение катаров базировалось на видимом несовершенстве мира. Задавался вопрос: разве мог такой мир создать Всемилостивый Бог? На это катары сами же отвечали: Высшее Божество чуждо всего материального, а этот мир создан низшим, злым богом. Посему, для того чтобы достичь успеха и благополучия, поклонись Люциферу, которому и делегировано решение всех людских вопросов.
Во время начавшихся гонений на катаров, многие из них вступили в Орден храмовников, формально подчинявшийся Папе римскому. Один из исследователей пишет: «Вернувшихся с Востока храмовников связали с катарами особые отношения. Они встретились, как разлученные братья». Веротерпимость Ордена граничила с богоборчеством…
Окончание в следующем номере.