РУБРИКИ
- Главная тема
- «Альфа»-Инфо
- Наша Память
- Как это было
- Политика
- Человек эпохи
- Интервью
- Аналитика
- История
- Заграница
- Журнал «Разведчикъ»
- Антитеррор
- Репортаж
- Расследование
- Содружество
- Имею право!
- Критика
- Спорт
НОВОСТИ
БЛОГИ
Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ
АРХИВ НОМЕРОВ
ТЕРАФИМ ПОНЕВОЛЕ
Продолжение. Начало в №8, 2012 г.
Для одних Ленин — «вечно живой», а его мумия, помещенная в Мавзолей на Красной площади, — это «мощи Красной Веры», для других — злой гений, даже «демон», от которого все беды Россiи, с начала XX века и поныне. И то, и другое — крайности.
«Ленин холку намылит»
Теперь непосредственно о Екатеринбургском злодеянии. 30 апреля император с семьей прибыли в столицу Урала из Тобольска, и Романовых разместили в доме Ипатьева. 4 июля была осуществлена ротация охраны: Авдеева сменил Юровский. Тогда же уральский военком Филипп Голощёкин выехал в Москву для решения со Свердловым вопроса о дальнейшей судьбе царственных узников.
16 июля Свердлов послал Юровскому условную телеграмму — «убить всех» — через некоего завербованного охранника и посыльного вождей, а в дальнейшем доцента Московского архитектурного института Алексея Фёдоровича Акимова.
Директор самарского музея завода «Прогресс» Н. П. Лапик привел машинописную запись беседы А. Ф. Акимова с А. Г. Смышляевым, ветераном завода, занимавшимся поисками материалов по истории предприятия. В протокольной записи этой беседы, состоявшейся 19 ноября 1968 года, со слов бывшего кремлёвского порученца записано следующее:
«Когда тульский (ошибка в записи — уральский — авт.) губком решил расстрелять семью Николая, Совнарком и ВЦИК написали телеграмму с утверждением этого решения. Я. М. Свердлов послал меня отнести эту телеграмму на телеграф, который помещался тогда на Мясницкой улице. И сказал — поосторожней отправляй. Это значило, что обратно надо было принести не только копию телеграммы, но и ленту.
Когда телеграфист передал телеграмму, я потребовал от него копию и ленту. Ленту он мне не отдавал. Тогда я вынул револьвер и стал угрожать телеграфисту. Получив от него ленту, я ушел. Пока шел до Кремля, Ленин уже узнал о моем поступке. Когда пришел, секретарь Ленина мне говорит: «Тебя вызывает Ильич, иди, он тебе сейчас намоет холку».
В этом отрывке много неясного. Во-первых, если охранник был ленинский, то почему указания ему давал Свердлов? Во-вторых, почему телеграфист не хотел отдавать телеграфные ленты и копию Акимову? В-третьих, если Ленин был в курсе отправки телеграммы, то почему он «намылит холку» Акимову, который в точности выполнил указания главы ВЦИКа?
Представляется, что Свердлов действительно передавал телеграмму об уничтожении Царской Семьи на условном языке, но передавал он ее через своего агента, возможно, им завербованного в окружении Ленина. Причем передавал втайне от главы правительства. Собственно, этим и объясняется незаконная угроза оружием со стороны Акимова и ленинский гнев, когда он узнал, что какую-то депешу послали на Урал без его ведома.
За несколько часов до казни Царской Семьи Ленин написал телеграмму в редакцию датской газеты National Tidеnde, в которой опровергались слухи о смерти Николая II: «Слух неверен, бывший царь невредим, все слухи — только ложь капиталистической прессы».
В 16 часов текст был послан на телеграф, но телеграмма так и не была отправлена. На ней имеется запись сотрудника секретариата: «Вернули с телеграфа. Не имеют связи». По мнению историка А. Г. Латышева, смысл этой депеши «означает, что Ленин даже не предполагал о возможности расстрела Николая II (не говоря уже о всей семье) в ближайшую ночь».
…В два часа ночи 17 июля в Екатеринбурге в подвале дома Ипатьева были без суда и следствия расстреляны Государь Николай Александрович, его супруга Александра Фёдоровна, наследник цесаревич Алексей, дочери, Великие княжны — Ольга, Мария, Татьяна, Анастасия, а также верные слуги Семьи.
А уже на следующий день в городе Алапаевске свершилась еще одна расправа: были сброшены в шахту живыми, а затем забросаны гранатами «алапаевские узники». Это были Великая княгиня Елизавета Фёдоровна, Великий князь Сергей Михайлович, князья Иоанн Константинович, Константин Константинович (младший), Игорь Константинович, князь Владимир Павлович Палей, управляющий делами Великого князя Сергея Михайловича Фёдор Семёнович Ремез, инокиня Варвара (Яковлева).
Сообщение о расстреле всех членов Царской семьи поступило в адрес секретаря Совнаркома Н. П. Горбунова 17 июля 1918 года… На конверте стоит автограф: «Получил. Ленин». Текст секретной депеши уничтожен.
Вечером 18 июля Свердлов явился на заседание Совета Народных Комиссаров. Слушали доклад наркома здравоохранения. Глава ВЦИК сел позади Ильича и что-то зашептал ему на ухо. Тот объявил: «Товарищ Свердлов просит слово для внеочередного сообщения».
И Свердлов доложил Совнаркому все, что официально передали из Екатеринбурга: о том, что царь «собирался бежать», что он расстрелян, а Семья эвакуирована в надежное место и т. д.
Во время обсуждения Ленин молчал, а потом продолжил заседание.
Сегодня ни один честный исследователь не сомневается в виновности Свердлова. Волнует другое, о чем пишет в своей книге «Тайна России» Михаил Назаров: от кого конкретно исходил приказ об убийстве? Только ли от Свердлова, или же от Якова Шиффа, как это предполагал белый следователь Соколов? Его друзья утверждали, что из расшифрованных им телеграмм, которыми обменивался Екатеринбург с Москвой, следовало, что именно Шифф отдал Свердлову соответствующие распоряжения через американскую миссию в Вологде.
А Пётр Мультатули в своей работе доказывает, что все именно так и было.
«Принять к сведению»
Параллельно с ликвидацией династии Романовых на Урале происходили и другие события. 15 января 1918 года якобы при попытке к бегству был убит кадет Виктор Ардашёв, двоюродный брат Ленина из Перми.
Документ о смерти Ардашёва подписал областной комиссар юстиции Филипп Голощёкин, а расследовал это «темное дело» председатель следственной комиссии и по совместительству глава революционного Трибунала Екатеринбурга Яков Юровский.
…Кто-то сообщил Владимиру Ильичу об этом инциденте. Ленин немедленно телеграфировал: «Прошу расследовать и сообщить мне причины обыска и ареста Ардашёвых, особенно детей в Перми. Предсовнаркома Ленин».
По этому поводу Пётр Мультатули пишет: «Лишь чудом Ленину удалось вырвать семью Ардашёвых из лап Юровского. Убийство родственников Ленина проводилось теми же людьми, которые убили Царскую Семью. Это были люди Свердлова. Они действовали явно вопреки Ленину и втайне от Ленина».
Владимир Ильич случайно узнал об опасностях, грозящих семье его родственников. Из этого следует, что в то время он находился в определенной информационной блокаде и не был всемогущим правителем, как нам долго внушали толмачи от истории и создатели мифологизированного культа Ленина.
Вот еще одна выдержка из замечательной работы П. Мультатули «Екатеринбургское злодеяние 1918 года»: «Интересно, что если на своем заседании ВЦИК «решение» Уральского Совета (о расстреле Царской Семьи) одобрил, то Совнарком — только «принял к сведению». Это еще одно косвенное подтверждение страха и сомнений Ленина в целесообразности истребления Царской Семьи.
Напрашивается вывод: не Ленин играл в организации убийства Царской Семьи решающую и главенствующую роль. Наоборот, он до последнего стремился выполнить возложенное на него германскими правящими кругами поручение вывезти Царскую Семью из Екатеринбурга. Но для подлинных организаторов Екатеринбургского злодеяния было очень выгодно свалить всю ответственность на Ленина.
Во-первых, Ленин считался «русским», а значит, нити, ведущие к зарубежным организаторам, скрывались в тени. Во-вторых, роль таких изуверов, как Свердлов и Троцкий, сводилась как бы к второстепенной, малозначительной роли «Яшки-хулигана» и «Пламенного Льва», слепо выполнявших приказы «всесильного» вождя мировой революции.
Также напрашивается вывод, что истребление на Урале родственников Ленина, убийство Мирбаха, цареубийство, мятеж левых эсеров и покушение на Ленина — стоят в одной цепочке и подготавливались и осуществлялись одной и той же силой».
Итак, в июле-августе 1918 года, резче, чем когда-либо, проступила угроза личной власти Ленина. На политическом горизонте вырисовывалась фигура нового партийного руководителя: не оратора и идеолога, каким был Троцкий, и не авторитетного вождя, каким был Ленин, а незаметного партаппаратчика, функционера, известного лишь в узких кругах партии — Свердлова.
Покушение на Вождя
Первое покушение на «вождя пролетариата» было совершено 1 января 1918 года. Тогда был ранен Фриц Платтен, Ленин не пострадал. Организовал акцию князь И. Д. Шаховской.
Утром 30 августа 1918 года в Петрограде был убит Урицкий, а вечером того же дня стреляли в Ленина на заводе Михельсона: четыре выстрела якобы произвела эсерка Фанни Каплан. Существует несколько версий того, кто стоял за этим покушением. Самая же убедительная из них — Свердлов, который использовал этот акт для узурпации власти и разжигания Гражданской войны.
Прежде чем перейти к изложению этой версии, озвучу один любопытный факт: Фанни Каплан была хорошей подругой родной сестры Свердлова — Сары, работавшей в секретариате Ленина. Также небезынтересно, что изначально отрицавшая свою вину Каплан после допроса Петерса и очной ставки с Брюсом Локкартом будто бы что-то признала. Через три дня ее расстрелял комендант Кремля, бывший матрос Балтийского флота Мальков по приказу Свердлова, а ее тело сожгли в бочке. При этом присутствовал революционный поэт Демьян Бедный. Новый «вождь» убрал опасную свидетельницу еще до начала серьезного расследования.
«30 августа 1918 года будет убит Моисей Урицкий, и на завтра, в один день, — 31 августа, в Москве будет ранен Ленин, а в Петрограде 31 августа во время обыска чекистов в английском посольстве, во время оказания сопротивления будет убит английский капитан Кромми. Чекисты, верные Ленину, несомненно знали точно, где искать, и они нашли то что искали, иначе бы из архивов ОГПУ не пропали бы все документы, связанные с этим периодом. Трудно поверить, что это не связанные между собой события. Неужели были такие вопиющие факты вовлечённости англичан в подготовку левоэсеровского мятежа? Все документы ВЧК, относящиеся к этому периоду, от 20 мая 1918 года до 1 октября 1918 года, уничтожены», — сообщает бывший начальник ЦОС ФСБ генерал Александр Зданович в работе «Четыре попытки Дзержинского».
Кто это мог сделать?
Только сами чекисты, но естественно, лояльные Троцкому, а не Сталину. А на этот период попадает и расстрел Царской Семьи, и левоэсеровский мятеж, и покушение на Ленина, и убийство Мирбаха, и обыск в английском посольстве, и смерть капитана Кромми, и начало Красного террора, и расстрелы заложников.
В статье Николая Мордикова «Так кто же стрелял в Ленина?» все разложено по полочкам, даны краткие и четкие ответы на вопрос, вынесенный в заголовок. Фанни Каплан не имеет к этому преступлению никакого отношения, в Ленина стреляли чекисты-провокаторы Александр Протопопов и Лидия Канаплёва, общепринятая версия — миф.
Автор спокойно и достаточно аргументированно подводит к выводу, что непосредственный виновник тех событий — Свердлов, который имел связь с Сиднеем Рейли через брата Зиновия (Пешкова).
Мордиков приводит несколько «странных» фактов в подтверждении своей версии: «Напомню, что в те дни протекал так называемый «Августовский кризис власти», и, естественно, были люди заинтересованные в замене Ленина любым путем. Одним из «заинтересованных» лиц мог быть и Свердлов. У этой, на первый взгляд невероятной версии, есть свои подтверждения. Бонч-Бруевич видел, как в день покушения Свердлов открыл кабинет Ленина и рылся в его бумагах, несмотря на строжайший запрет. Строжайший! Верный Бонч сам слышал, как Свердлов говорил: «Ну вот, Ильич болен, а мы и без него отлично справляемся».
И далее: «Не менее странен и тот факт, что сразу после покушения на Ленина тот же Свердлов подписывает сообщение «О злодейском покушении на тов. Ленина», в котором сообщается, что в вождя стреляли правые эсеры. Значит, Каплан уже допросили? Нет. Сообщение подписано в 22 часа 40 минут — 30 августа. Допрос же Каплан на Лубянке начался часом позже — в 23 часа 30 минут. Выходит, Свердлов знал о готовящемся покушении? Разумеется, знал. Об этом ему неоднократно докладывалось».
Так же интересен факт из разряда «случайных совпадений», которых в природе не бывает. В уголовном деле Фанни Каплан имеются уникальные фотографии следственного эксперимента, проводимого следователем по особо важным делам Виктором Кингисеппом на третий день после покушения. На снимках отчетливо видны все участники следственных действий: это сам Кингисепп, водитель Ленина — Гиль, другие участники эксперимента.
Совершенно неожиданно выяснилось, что упомянутые фотографии делал Яков Юровский, чекист из Екатеринбурга, принимавший активнейшее участие в расстреле Царской Семьи. Но и это еще не все. Доподлинно известно, что прибыл он в Москву вместе с другим цареубийцей Филиппом Голощёкиным — Военным комиссаром Урала, по личному вызову Председателя ВЦИКа Якова Свердлова. Интересно знать, зачем понадобились в Москве эти люди?
Да затем же, что и всегда — для решения «щепетильных вопросов». Правда, теперь эти «друзья» понадобились «нашему Якову» еще и в качестве личной гвардии.
Неудавшийся переворот
Что же произошло потом, когда Ленин был отстранен от дел из-за ранения? По внешним признакам, — государственный переворот, затеянный Свердловым и Троцким, удался.
2 сентября 1918 года ВЦИК передал всю полноту власти в стране срочно примчавшемуся из Казани Троцкому, назначив его председателем вновь созданного Реввоенсовета республики.
5 сентября Совнарком принял свое знаменитое кровавое «Постановление о красном терроре», обрекшее на смерть сотни тысяч невинных людей. И к концу 1918 года на всех границах России и внутри нее уже полыхала гражданская война.
Организатор переворота Свердлов, председательствуя в Совете народных комиссаров вместо Ленина и сохранив за собой руководящие посты во ВЦИКе и ЦК РКП (б), сосредоточил в своих руках всю полноту власти в партии и стране.
Но что-то сработало не так, как планировалось. По редчайшему стечению обстоятельств нанесенные раны не оказались смертельными. Они даже не вывели Ленина надолго из строя, и он, похоже, прекрасно понял, что его сподвижники едва не осуществили против него заговор. Во всяком случае, уже 8 октября в состав Реввоенсовета, в котором Троцкий собрал своих приверженцев, было введено семь новых членов — противников Троцкого, включая И. В. Сталина.
16 марта 1919 года от загадочной простуды, якобы подхваченной в железнодорожных мастерских Орла, скончался сам Свердлов, а через полгода от бомбы террориста, брошенной в окно здания МК партии, в числе других погибает свердловский приятель и протеже В. Загорский.
Причина смерти Свердлова до сих пор не выяснена. Не то от «испанки» загнулся Яков Михайлович, не то от побоев рабочих…, а может, траванули…
Юрий Москаленко пишет: «Так умер ли Свердлов собственной смертью или был, например, отравлен? Скорее всего, Якову Михайловичу все-таки «помогли». Не стоит забывать, что на 18 марта 1919 года был назначен судьбоносный VIII съезд РСДРП (б), на котором должна была разгореться острая борьба. Ленин после ранения был уже не такой энергичный и мог встать вопрос о его замене. Вероятнее всего, в руках Свердлова и сосредоточилась бы вся полнота власти.
А за полтора дня до начала съезда, 16 мая, в 16.45, Свердлов неожиданно умирает, хотя до этого отличался неплохим здоровьем. Ну не верю я в такие совпадения…». И я в такие совпадения не верю!
Кто же «помог» Свердлову перейти в мир иной? Николай Мордиков утверждает, что: «…за полчаса до смерти Свердлова посетил Ленин. О чем они говорили — неизвестно. Но тот же Бонч пишет, что Свердлов пытался что-то сказать Ленину. Потом затих, сжал руку и умер». Гримаса судьбы?
Чтобы дополнить складывающийся образ и закончить первую часть нашего исследования о «вожде вождей», приведу отрывки из двух книг.
«Кто бы, как бы ни относился к Ленину и большевикам, нужно все же признать, что они помешали антирусским мировым силам реализовать план раздробления России и ликвидации ее как великой державы. Восстановив территориальную целостность России и вернув таким образом, к жизни великую державу, самодостаточную по своим внутренним ресурсам и возможностям, самобытную по своему традиционному укладу, державу, подобную целому миру, большевики неизбежно должны были оказаться перед перспективой «национализации» Октябрьской революции, или строительства социализма в одной стране» (И. Фроянов, «Уроки Красного Октября»).
Что большевики-ленинцы и сделали, тотчас став для перманентных революционеров «контрой».
Знаменитый английский писатель-фантаст, масон Герберт Уэллс по результатам своей поездки в Советскую республику написал книгу «Россия во мгле». Глава, посвященная Ленину, называется «Кремлевский мечтатель». Так что же Ленин — утопист, фантазер?
«Я ожидал встретить марксистского начетчика, — писал Г. Уэллс, — с которым мне придется вступить в схватку, но ничего подобного не произошло».
Вообще, Ленин оказался совершенно иным человеком, не таким, каким рисовался при прочтении его статей.
«Дело в том, что Ленин, который, как подлинный марксист, отвергает всех «утопистов», в конце концов, сам впал в утопию, утопию электрификации. <…> Но осуществление таких проектов в России можно представить себе только с помощью сверхфантазии. В какое бы я волшебное зеркало я ни глядел, не могу увидеть эту Россию будущего, но невысокий человек в Кремле обладает таким даром. <…> Он безгранично верит в свое дело».
Уэллс очень живо рисует Ленина, восторгается его умом и верой в идею, решимостью ее воплотить. Поэтому он и называет Ленина не фантазером, а «мечтателем». Но мне думается, что Уэллс вкладывает в этот термин и другой смысл. Какой же?
Чтобы это понять, прочтем цитату из И. Фроянова: «Ф. М. Достоевский как-то высказал мысль, замечательную по глубине проникновения в суть явления. Он говорил, что «движением демоса» управляют мечтатели, а «мечтателями — всевозможные спекулянты».
Иными словами, в революционном движении существуют видимые, легальные вожди и руководители невидимые, теневые, неизвестные порою тем, кого Ф. М. Достоевский называет «мечтателями»».
Если даже и не узнал «кремлёвский мечтатель» имена этих «спекулянтов», но на практике вел борьбу с их представителями за освобождение от такой «опеки», особенно в последние годы жизни, в отдельно взятой социалистической державе…
Ленин и Церковь
21 января 1924 года Ленин умер, и сразу началась такая суета вокруг похорон и «увековечивания» памяти вождя, которая наводит на мысль о том, что этой смерти ждали и к ней готовились заранее. Далее мы вернемся к этому, а пока предварим наши рассуждения разговором о Ленине и вере, Ленине и Церкви. Отношения, конечно, были непростыми, но не такими, как описывают историографы.
Мы разделяем мнение, что большевики были лишь Орудием Божьего Промысла, гонения же были попущенны, «иначе бы Церковь не спаслась». Это — наказание за теплохладность, обновленчество, непоминание Царя (с 1905 года), измену Помазаннику Божьему в феврале 1917 года и благословение Временного Правительства, т. е. фактически признание Священным Синодом революции.
Показательно и то, что после расстрела без суда и следствия Царской Семьи, пожалуй, один только патриарх Тихон открыто осудил это зверство…
«В предреволюционное время, — написал князь Н. Д. Живахов, — натиск на Царскую Россию вели не только пиджаки и мундиры, но и смиренные рясы, а этим последним Патриарх был нужен лишь для опоры их революционных замыслов и вожделений» («Воспоминания товарища обер-прокурора Св. Синода»).
Санкцию на восстановление Патриаршества, к сведению, дал Ленин 18 ноября 1917 года. При этом Церкви предлагалось сосредоточиться на духовных делах и не вмешиваться в дела светской власти, т. е. политику. Кстати, Церковь была отделена от государства еще правительством Керенского.
В книге «Русская Православная Церковь под игом богоборческой власти» Олег Губкин, давая взвешенную оценку событий, делает вывод: «Однако Церковь сумела приспособиться к новым условиям. Количественное уменьшение привело к резкому росту качества. <…>Как бы парадоксально это ни звучало, но объективно гонения были на пользу духовному состоянию членов Церкви»…
…Владимир Ульянов родился в семье верующих, был крещён, но в возрасте пятнадцати лет, по рассказу Г. Кржижановского, «резко покончил со всяческими вопросами религии».
Ленин отпал от Веры, стал атеистом и, в дальнейшем, требовал «бороться с религиозным туманом». Но это борьба была не столь беспощадной, как нам внушается, и первую скрипку в ней играл вовсе не Ленин, а группа товарищей, действовавших под его эгидой.
Главными «заводилами» были Троцкий и Луначарский. О роли последнего поговорим далее, что же касается «перманентного русофоба» Троцкого, приведем выдержку из статьи Сергея Фирсова «Атеист Лев Троцкий»: «В то время, в начале 1920-х гг., постановления Политбюро ЦК, регламентировавшие антицерковную политику большевиков, фактически писались или инициировались Троцким».
Как пишут современные исследователи, и идейная разработка, и кадровые назначения, так же как сама инициатива, и бешеная энергия в ее осуществлении вместе со стратегией и тактикой, — все исходило от Льва Давидовича, поистине одержимого желанием отнять золото, расстрелять попов, ограбить даже и самые бедные храмы.
Итак, Ленин был атеистом, то есть безбожником, но не язычником или сатанистом (это принципиально!). По Н. Бердяеву, атеизм — вера с черного входа.
Словарь дает такое разъяснение этого термина: «Атеизм (франц. atheisme, от греческого «а» — отрицательная частица, и «theos» — Бог; буквально — безбожие), отрицание существования Бога, каких-либо сверхъестественных существ и сил, и связанное с этим отрицание религии».
От себя добавим: атеист — жертва заблуждений грубого материализма или «вульгарного марксизма». Ленин, по определению Герберта Уэллса, как раз и являлся «вульгарным марксистом», то есть не понимал самой сути, которую изложил А. Луначарский, написав о Карле Марксе: «Он стал на сторону сатаны…»
Иное дело — космополитизм, это «идеология так называемого «мирового гражданства», реакционная буржуазная идеология, проповедующая отказ от национальных традиций и культуры, патриотизма». Так было записано в словаре советской эпохи.
Однако космополитизм — это не столько идеология или мировоззрение, сколько вера; вера в антибога: космос, ноосферу, высший Разум и тому подобное, а по сути — в Люцифера, то есть Сатану.
Человек, именующий себя космополитом, либо легковерный превозносящийся дурак, либо раб сатанизма, прикрывающий свой оккультизм рассуждениями о неких общемировых ценностях, «прогрессе» и «просвещении».
Космополиты всегда за «Новый Вавилон» — всесмешение, «общечеловека», глобальный унифицированный порядок.
Апологет космополитизма фантаст Г. Уэллс в 1939 году сделал доклад «Яд, именуемый историей», в котором есть такие строки: «Если нам выпало установить Всеобщий мир, то прежде всего необходимо отказаться от разделения содержания истории по национальным вывескам <…> Давайте устроим всесожжение учебников старой истории в качестве нашего вклада в создание Космополиса — естественного, а сейчас просто необходимого Всеобщего братства людей».
Очень похоже мыслил и масон Луначарский.
К несчастью, Ленин был окружен такими соратниками, которые сначала использовали риторику марксизма, а затем и ленинизма для прикрытия своих истинных целей. Не случайно первым директором института его имени стал масон.
К концу жизни Ленин, судя по всему, понял, что ошибался, опирался на пустоту и потому испытывал душевные терзания. К этому времени относится и его просьба — «позовите мне попа!» И такая встреча состоялась: с Лениным наедине беседовал митрополит Трифон (Туркестанов).
Интересные мысли высказал в свое время христианский социалист А. Краснов-Левитин: «…Прежде всего, никогда Ленин не претендовал на непогрешимость, с ним и спорили, и дискутировали, и никого за это он не убивал и не карал, а лишь опровергал (рабочая оппозиция Шляпникова, Коллонтай, Рязанова, еще раньше Зиновьев и Каменев, да и его ближайший соратник Троцкий). И в то же время он глубоко ошибался. Ленин — трагическая личность, который к концу жизни многое понял. И отсюда мрачные, окутанные тайной последние дни Ленина. Прежде всего, он понял, что материалистическая философия, которую он с таким жаром отстаивал всю жизнь, не может быть опорой в тяжелые минуты. И отсюда его отчаяние, просьба дать яд, судорожные попытки уцепиться за что-то, тайная беседа с Епископом Трифоном.
И наконец, ирония судьбы — самый лютый враг государства, давший в «Государстве и революции» сокрушительный анализ самой идеи государства, стал основателем самой ужасной государственной машины. Он это понял, но уже ничего не мог сделать, подобно волшебнику, вызвавшему дух из бутылки, он не мог с ним справиться. И умер пленником созданного им чудовища, от которого он не мог защитить даже свою жену».
Через несколько дней после смерти вождя Патриарх Тихон, человек, которому удалось в лихие годы сохранить Церковь, заявил следующее: «По канонам… возбраняется служить панихиду и поминать в церковном служении умершего, который был при жизни отлучен от Церкви… Но Владимир Ильич Ленин не отлучен от Православной Церкви высшей церковной властью, и потому всякий верующий имеет право и возможность поминать его» («Вечерняя Москва», 25 января 1924 г.).
А вот какими «подвигами» на ниве борьбы с религией хвастался «верный ленинец», христоненавистник Н. Бухарин в письме поэту Британу в том же 1924 году: «Вот вы все бормотали мне своим исступленным шепотком о церкви да о религии, а мы ободрали церковь, как липку и на ее «святые ценности» ведем свою мировую пропаганду, не дав из них ни шиша голодающим. При Г. П. У. мы воздвигли свою «церковь» при помощи православных попов, и уж доподлинно врата ада не одолеют ее. Мы заменили требуху филаретовского катехизиса любезной моему сердцу «Азбукой коммунизма», закон божий — политграмотой, посрывали с детей крестики да ладанки, вместо икон повесили «вождей» и постараемся для Пахома и «низов» (mundus vult decipi — ergo decipiatur) открыть мощи Ильича под коммунистическим соусом…»
Продолжение в следующем номере.