РУБРИКИ
- Главная тема
- «Альфа»-Инфо
- Наша Память
- Как это было
- Политика
- Человек эпохи
- Интервью
- Аналитика
- История
- Заграница
- Журнал «Разведчикъ»
- Антитеррор
- Репортаж
- Расследование
- Содружество
- Имею право!
- Критика
- Спорт
НОВОСТИ
БЛОГИ
Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ
АРХИВ НОМЕРОВ
«АЛЬФА» ПО-УКРАИНСКИ
Среди общественных организаций бывшего Советского Союза особое место занимает ветеранская организация офицеров антитеррора, действующая на Украине. По своему реальному весу в обществе она ничуть не уступает российской Ассоциации «Альфа». Ее президентом с момента учреждения является полковник запаса Сергей Скорохватов.
Киевская прописка
— Сергей Иванович, на страницах «Спецназа России» мы не раз размещали публикации о ветеранской структуре и боевом подразделении, ныне это Центр специальных операций «А» СБУ. А вот о Вас — ничего! Впрочем, биографические сведения о Вас, насколько я могу судить, вообще отсутствуют в Сети. Давайте восполним этот досадный пробел. Кем был Ваш отец?
— Мой отец, Иван Иванович Скорохватов, закончил войну командиром минометной батареи, старший лейтенант. Приехав после ранения в Киев, он был направлен служить в Подольский военкомат, располагавшийся на улице Жданова. Город, выселенный немцами, стоял пустой. Военком сказал ему: «Можешь идти выбирать себе квартиру» — «А куда?» — «Иди в сторону Андреевского спуска, что тебе нравится, то и бери». Отец так и поступил. Увидел уцелевший дом, поднялся на третий этаж и зашел в первую квартиру. Там и обосновался.
Прошел месяц. Однажды возвращается отец со службы и вдруг слышит в своей квартире голоса. Видит, навесной замок сломан, дверь приоткрыта… Он достает свой ТТ и заходит внутрь. На спинку стула наброшен китель с погонами полковника. Тут же и его хозяин, женщина и дети. «Товарищ полковник, лейтенант Скорохватов! Я тут живу». — «Старлей, ты один, а у меня семья. Так что давай, найди себе что-нибудь подходящее. А я тут останусь. Действуй!»
Отец собрал вещи в чемоданчик. Куда идти? Свернул на улицу Боричев Ток, а там несколько частных домиков было, потом еще раз налево — прошел квартал и увидел трехэтажный дом. Поднялся на третий этаж, зашел в пустующую квартиру, где и обосновался. В ней уже я родился, до сих пор там живет моя мама. Об отце я знаю с ее слов, он умер, когда мне три года было.
— Как ее зовут?
— Алла Сергеевна, уроженка города Яранска Кировской области. До войны она училась в Ленинградской лесотехнической академии. Потом их эвакуировали в Йошкар-Олу, Марийская республика. Обосновавшись в Киеве, отец вызвал маму к себе.
— Как складывалась Ваша биография? Расскажите о себе.
— Обычно: школа, армия. Службу проходил в 1972-1974 годах. «Учебка» в 22-й Гвардейской учебно-танковой дивизии, которая дислоцировалась под Киевом. Батальон связи. Потом меня направили в 4-ю Гвардейскую мотострелковую дивизию в Ворошиловграде.
30 августа 1975 года я был зачислен на работу в КГБ и отправлен в Ленинградскую 401-ю спецшколу, где в течение года проходил обучение. Жили мы в общежитии на Проспекте энергетиков. Со мной квартировал парень из Симферополя, второй был из Ленинграда, а третий из Москвы. Звали его Шура Репин. Сейчас его величают Александром Георгиевичем. Вице-президент Международной Ассоциации ветеранов спецподразделения «Альфа». Участник штурма дворца Амина, кавалер ордена Красного Знамени. Полковник.
…С Шурой мы дружили, вместе занимались спортом. Он был кандидатом в мастера спорта по самбо. Когда в Ленинграде стояли морозы за минус тридцать, только мы с ним вдвоем выходили на утреннюю пробежку и нарезали круги по бетонной дороге вокруг стадиона. Больше никто не отваживался. Вместе с Репиным мы проходили практику, работали в одном наряде.
— Что было дальше?
— Школу я закончил с отличием. С 1979-го по 1984 год учеба в ВКШ КГБ имени Дзержинского. Закончил ее с отличием. «Альфа» ведь откуда родом? Из «семерки». Когда весной 1990 года у нас была образована 10-я группа Группы «А» КГБ СССР численностью в двенадцать человек, ее основу составили сотрудники, входившие в нештатную группу «Набат». Многие являлись выходцами как раз из «семерки». Собственно, как это первоначально было и в Москве в период формирования подразделения «А».
Первым командиром был назначен Пётр Феликсович Закревский, ныне полковник запаса. До этого он прошел хорошую оперативно-боевую школу московской Группы «А» и являлся профессионалом своего дела. Зона ответственности нашего регионального подразделения распространялась на территорию Украины и Молдавии.
Выбор пути
— Сергей Иванович, когда Вы были зачислены в «Альфу»? Еще при Союзе?
— Нет, в подразделении я с 1992 года, но многие мои друзья оказались в первом составе, еще советском. 30 мая 1992 года приказом главы СБУ 10-я группа была преобразована в Службу «С». Ее руководитель подчинялся непосредственно председателю СБУ, а в его отсутствие — первому заместителю председателя.
Начальником стал Юрий Иванович Буйволов. Ныне он Почетный член нашей Ассоциации. Это было непростое время, когда само имя «Альфа» у нас оказалось под запретом… Летом 1994 года Служба «С» была реформирована и стала Управлением «А».
— Как и когда возникла идея создать на Украине ветеранскую организацию антитеррора?
— Свою спецназовскую биографию я закончил в должности начальника отдела осенью 1995 года. Поддерживал тесные связи с подразделением. И тогда нам пришла здравая идея — пойти по стопам наших российских товарищей, хотя на самом деле собственно ветеранов у нас насчитывалось около тридцати человек. Командиром «Альфы» на тот момент являлся Василий Васильевич Крутов. Изначально это была его инициатива — создать украинский аналог российской Ассоциации «Альфа».
В 1996 году я поехал в Москву, встретился с Сергеем Алексеевичем Гончаровым, Владимиром Николаевичем Зайцевым и Владимиром Васильевичем Березовцом. Со всеми побеседовал, они рассказали, что такое ветеранская организация антитеррора. Поделились опытом, дали уставные документы.
Надо сказать, в России существовал «человеческий ресурс» для создания мощной ветеранской организации. К тому моменту, когда в Москве осенью 1992 года была учреждена Ассоциация ветеранов «Альфы», сама Группа существовала уже восемнадцать лет и имела значительное число ветеранов. Мы же, можно сказать и так, опередили время, создав ветеранскую структуру «на вырост».
Переработав российский устав, мы подготовили все необходимые документы. Учредительная конференция состоялась 30 января 1997 года. Она проходила в актовом зале Управления «А» Службы безопасности Украины. В «полицейском садике».
— Интересное название… Что оно означает?
— До революции этот небольшой парк прилегал к полицейской школе. Тут проводились концерты духового оркестра городской полиции. В советский период в здании располагались поликлиника, школа КГБ. И даже посольство Ватикана, но это уже в годы независимости Украины.
— Скажите, а почему решено было создавать именно международную организацию?
— Подняв планку, мы задались целью получить «на выходе» не областную, а всеукраинскую структуру. Попав в Москву, я понял, что у наших российских друзей организация носит региональный характер. Это сейчас она юридически повысила свой статус, а тогда все было иначе. Структура Управления «А» несколько отличалась от российской: в каждой области Украины, а их двадцать пять, уже существовали на тот момент Управления СБУ, в каждом из них — отдел «А». На их основе мы и стали создавать отделения Ассоциации.
Когда мы столкнулись с вопросом регистрации, то оказалось, что по закону нам предстояло создать в более чем половине областей отделения, зарегистрировать их, после собрать их представителей на съезд и учредить всеукраинскую организацию. Вы представляете, какой нужно было пройти путь? Страшная морока! Работа на годы.
В Министерстве юстиции нам подсказали, что можно создать международную организацию, ее гораздо проще зарегистрировать. Для этого нужно всего три учредителя — два из Украины и одного из другого государства. И заплатить пятьсот долларов. Представляете? Мы пошли по этому пути и в марте 1997 года уже получили государственную регистрацию.
— И этим иностранным учредителем стал Владимир Березовец. Почему выбор пал на него? Ну, помимо украинской фамилии, конечно!
— В ту первую поездку в Москве, как я уже говорил, состоялось несколько важных встреч. Одна из них — с президентом Ассоциации «Альфа» Гончаровым, проходившая в прежнем офисе на Ленинском проспекте, 117. Сергей Алексеевич выдержал тогда официальный тон, сказал: «Тут многие уже приезжали до тебя с Украины, собирались создавать ветеранскую организацию. Звали меня — давай, мол, с нами. А воз и ныне там». — «Я буду стараться, а там — как получится».
А с Березовцом получился неформальный контакт. Ну, не знаю, Господь так положил. Мы дружески беседовали несколько часов в офисе фирмы «Альфа-Профи» — первого коммерческого предприятия, созданного ветеранами Группы «А». Березовец подробно описал всю технологию, как все происходило, предупредил о подводных камнях. А главное — между нами сразу установился хороший контакт. Поэтому, когда встал чисто технический вопрос о нашей регистрации, мне легче было обратиться именно к Владимиру Васильевичу.
В итоге нас зарегистрировали без проволочек, и началась сложная, где-то рутинная работа по фактическому созданию Международной ассоциации ветеранов подразделений антитеррора «Альфа» и ее материальной базы.
Окончание в следующем номере.