РУБРИКИ
- Главная тема
- «Альфа»-Инфо
- Наша Память
- Как это было
- Политика
- Человек эпохи
- Интервью
- Аналитика
- История
- Заграница
- Журнал «Разведчикъ»
- Антитеррор
- Репортаж
- Расследование
- Содружество
- Имею право!
- Критика
- Спорт
НОВОСТИ
БЛОГИ
Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ
АРХИВ НОМЕРОВ
ГЛЕБОВСКIЙ СПАСЪ
Вы присутствовали когда-нибудь при рождении иноческой обители? Из руин, из сельской нищеты и народного упадка? А ведь это сродни таинству рождения Россiи — той будущей страны, которая уже незримо существует среди нашей повседневности.
Радонежскiй, но другой
Дивное Дивеево, которому предначертано, как сказано батюшкой Серафимом, стать женской лаврой, далеко не сразу стало монастырем. Прошло почти сто лет, прежде чем Казанская и Мельничная общины, пережив нищету и привнесенную извне смуту, получили соответствующий статус.
Нынешнее время настолько убыстрилось, спрессовалось, что события, которые ранее растягивались на десятилетия и даже века, теперь совершаются в предельно ускоренном темпе. Это касается и людей, и городов, и целых государств.
…Глебово расположено у слияния двух речушек и имеет еще исторические названия Ильинское и Богоявленское. Первые документальные свидетельства о селе относятся к 1531 году как уже о сложившемся богатом поселении, с перечислением построек, скота, земельных угодий. Нынешний каменный храм построен в 1824 году на средства прихожан и имеет три престола: главный — во имя Богоявления Господня, правый — во имя пророка Илии, левый — во имя святителя Николая Чудотворца.
На этой земле начинал свое служение Дионисий Радонежский. Звали его тогда Давидом Зобниновским, имел он жену и двоих детей. Похоронив семью во время эпидемии, ушел в Старицкий Успенский монастырь и там принял постриг, а позднее стал игуменом Радонежским, каковым и поминают его во святых. Его имя стоит в ряду тех великих патриотов Руси, что освободили и вывели разоренную страну из Смутного времени.
В 1904 году Глебово посетил архиепископ Тверской и Кашинский Димитрий (Самбикин). Он посоветовал в честь Дионисия Радонежского поставить часовню, а в самой церкви — престол его имени.
Часовня была построена годом позже около перекрестка дорог в километре от Ильинского, где когда-то начинал свою церковную службу святой Дионисий. Ежегодно 10 мая в день его памяти совершался Крестный ход от села до часовни. Так было до 1937 года.
Кирпичик на кирпичик
Сегодняшнее Глебово не на каждой карте-то найдешь. Нет уже того богатого села, в которое на службы в Богоявленскую церковь стекалось множество народу. А храм нужно буквально спасать! В нижней его части две колонны едва опираются о камни, фактически они «повисли в воздухе». Если рухнут, то обрушится и свод.
Рядом провалами окон зияет корпус бывшей церковно-приходской, а затем советской школы. Сохранился огромный яблоневый сад. Рука человека не касалась его лет двадцать или даже более того.
Говорит москвич Александр Лощилин, в прошлом десантник:
— Приезжали мы к матушкам дважды, первый раз 13-14 октября, второй раз 17-18 ноября. Встретили нас как дорогих гостей, накормили сытно, да еще в нашу честь пирогов напекли! Как работники поели, сразу поехали к храму, но перед этим нам пришлось уговаривать «уазик» начать движение — не хотел, отказывался. На «уговоры» потратили два часа. В первый заезд положили фундамент под сруб, во второй заезд уже работали в самом храме, постарались успеть за отведенное время сделать все по максимуму, что было в наших силах: прикрыть в крыше дыры, чтобы зимой снег не падал внутрь, перекрытия укрепили местами. Окна забили досками, да и деревья, выросшие на храме, смогли спилить.
Воздух и природа тут потрясающие, пока были на крыше, каждый раз оборачивался, смотрел на просторы, очень красиво и умиротворенно все вокруг. Так же сделали замеры в колокольне. Внутри были явные следы чьих-то проделок по поиску клада, так как на втором и третьем ярусе колокольни в одном и том же месте были выбиты проемы в стене. Работали явно по наводке, так как знали, в каком месте конкретно искать, иначе бы все раздербанили. На крыше, кстати, тоже были видны следы «кладовиков» — железный настил был в некоторых местах специально оторван для прохода под свод церковных перекрытий.
Конечно, работы там очень много, но я надеюсь, что помаленьку будем кирпичик на кирпичик ставить, и все получится, верю и надеюсь, что люди будут приезжать и продвигать общее дело по восстановлению Храма. А то живем для себя — жизнь пройдет без Божьих дел, да и памяти о себе не оставим. Получается, и не жил человек. Добрыми делами приумножится Вера наша! Обязательно еще приедем. Думаю, уже в январе, как все ребята с сессиями расквитаются.
…Пока что в Глебово никто не живет. На Старицком подворье обитают четыре матушки, в том числе схимница, в соседнем домике — священник Николай. Здесь радушно принимают всех, кто готов помочь обители.
«Признаёте себя виновным?»
Духовно Глебово, как и все Русское Село, убивали в несколько этапов. Отсюда был взят в 1937 году замечательный батюшка Николай Верещагин, уроженец этих мест. Один из троих, тогда служивших, он не отрекся от Христа — не убежал и не спрятался, а остался на своем посту у Престола Господня. Его отец, Михаил Алексеевич, также был глебовским настоятелем, с 1891 года.
Несмотря на добытые показания, сотрудники НКВД не сразу арестовали «служителя культа». Только 20 сентября отец Николай был взят под стражу и заключен в тюрьму города Ржева. В тот же день следователь допросил его. Верещагин твердо стоял на своем, так что допрос был недолгим.
— Следствие располагает данными о том, что вы систематически проводили контрреволюционную агитацию, направленную на срыв мероприятий партии и правительства. Признаете ли себя виновным в этом?
— Нет, виновным себя не признаю, так как контрреволюционную агитацию я не проводил.
— Почему вы не хотите дать справедливых показаний? Следствие располагает данными о том, что вы в июле 1937 года среди колхозников, которые забирали камень от церковной ограды, вели контрреволюционную агитацию, указывая, что скоро настанет крах советской власти, и тому подобное.
— Да, действительно, в июле сего года забирали камень, но среди работающих я контрреволюционную агитацию не проводил.
— Вы упорно не даете справедливых показаний, между тем следствие располагает данными, что вы систематически проводили контрреволюционную агитацию. Вы признаете себя виновным в этом?
— Нет, виновным себя не признаю и больше показать ничего не могу.
В середине октября «тройка» НКВД приговорила Николая Верещагина к расстрелу. Казнили через день, 17 октября 1937 года. Настолько торопились, что в архивах госбезопасности не осталось даже дела с его фотографической карточкой.
Труды неженские
Господь свел монахиню Феофилакту, открывшую уже два монастыря, с человеком, который начал было хозяйствовать на земле рядом с церковью — да по непонятным причинам не пошло у него дело. Он и предложил ей заняться устроением монастыря на древней земле.
Матушка обратилась к духовнику: «Отче честный, что делать?..» «Поезжай, проси Тверского Владыку, — отвечал архимандрит отец Кирилл (Павлов), — возьми сестер, какие захотят с тобой поехать».
Сестер оказалось числом восемнадцать. Обосновались двумя подворьями: в Сергиевом Посаде, под покровом Сергия Радонежского и Дионисия Радонежского, и в старом доме в Старице, где преподобный Дионисий стал монахом. Собраться воедино им пока не представляется возможным по причине отсутствия жилья.
Когда впервые матушки приехали в Глебово и вошли в церковь, то заплакали: всем было ясно, что ожидают здесь каждую неженские труды. После пожара, случившегося в 2005 году, можно увидеть лишь фрагменты настенной живописи. Обвалились своды обоих пределов, обрушился средний свод, опиравшийся на них. Выпало часть кирпичей из алтарной апсиды, стены кирпичной кладки в сквозных трещинах. Купол представляет собою ржавый металлический каркас.
Церковная белокаменная ограда разграблена, могильные камни видны и в фундаменте бывшей советской школы, и вместо ступенек у одной из четырех сохранившихся изб. Во времена «проклятого царизма» в здешнем приходе к началу прошлого века в Глебово проживали 4085 человек и насчитывалось 532 хозяйства. На 1 января 2005 года в селе оставалось всего одно-единственное хозяйство и один коренной житель. Летом 2010 года он умер в доме для престарелых.
Чтобы добраться от Старицы до Глебово нужно иметь внедорожник. Матушка Иова совершает этот двадцатикилометровый путь за вырывающимся рулем ржавого «уазика». Каждая такая поездка является для нее серьезным испытанием. Но помощь пошла, и это отрадно. И глядишь, старый «уазик» заменит «Chevrolet Niva» или иная ходкая и неприхотливая «лошадка».
Утром 27 октября в Глебово приехали студенты Свято-Тихоновского университета. Они складывали доски, которые за четыре рейса были доставлены к храму нанятым лесовозом.
Кузов машины вмещает в себя 15-19 кубометров пиломатериалов. Казалось, такую гору досок и бруса придется складывать не меньше недели. Однако к полудню следующего дня перед дверьми осталось кубов пять неприбранной древесины. Сестры сердечно благодарят Никиту, Геннадия, Александра, Рустика и Всеволода!
Вместе с ребятами в эти дни трудились еще два замечательных человека: Иван, приехавший с Украины, и москвич Алексей. Мужчины успели и доски поносить, и огромный участок сада вычистить. А еще с сестрами были бессменные помощники, крестники из села Бабынино, что в четырех километрах от Глебова: Денис, Максим и Герман. Мальчишки очень трудолюбивые, с радостью помогали и старались выполнить как можно больше работы.
В начале ноября, в самую распутицу, в Глебово выбралась семья Володиных — Владимир, Ирина и их дочь Светлана. Они привезли помощь, собранную в Москве.
Рассказывает Ирина:
— Несмотря на разруху, все в Глебово живое, настоящее, истинное! Каждое слово матушек исцеляет. Слушаешь их, и начинают открываться глаза и души, и начинаешь видеть всего себя во всей своей «красе». Это большое счастье знать, что есть место на земле, где за тебя и твою семью тихо молятся такие труженицы — вроде бы слабые, но в тоже время такие сильные; старенькие и одновременно молодые, с юмором и с задором, простые и мудрые сестры-монахини.
Можете считать меня фантазеркой, но я верю в то, что скоро в Глебовой пустыни будут золотиться купола, зазвучат колокола и вокруг возродятся настоящие деревни. А может быть, в этих деревеньках будем жить и мы, те, у которых уже сейчас Глебово вошло в сердце? Разве это не реально? Советую всем, кто поедет туда, уже примечать кусочек земли. Там очень красиво. И столько кругом источников!
— 24 и 25 ноября в нашем Глебово трудился очередной, четвертый десант московско-курских ребят, — делится радостью матушка Иова. — Они вычистили две большие комнаты в первом этаже корпуса, который расположен рядом с храмом. Ребята замечательные, и мы с сестрами им очень благодарны за своевременную работу. Теперь с их помощью у нас и все доски под крышей! Помолитесь об их здравии: Андрей, Николай, Олег, Екатерина.
Дело начато, а значит, будут обязательно и плоды. Вместе с возрожденным храмом в Глебово вернется жизнь. Вокруг обители опять расселятся люди, готовые трудиться на земле. А если понадобится, то и защитить ее, как это делали наши предки.
Возвращенiе к жизни
Каждый день Бог посылает нам вместе с солнцем возможность изменить все то, что делает нас несчастными. Но мы упорно пытаемся притвориться, будто не замечаем этой возможности. Но тот, кто всмотрится в свой день внимательно, найдет этот волшебный миг.
Россiи предстоит воскреснуть не из имперского золота и столичного благополучия, а из возвращенной к жизни российской глубинки. Вся предшествующая власть довела ее до разрухи, одичания и почти физической смерти, что мы видим на примере села Глебово.
Возвращение к жизни начинается с Храма. Собственно, так было и всегда — после войн и кровавых усобиц, когда, казалось, уже не встать, не подняться. Это состояние хорошо показано в фильме Тарковского «Андрей Рублёв». Собравшиеся в обители мужики обсуждают тогдашние дела: «Вымираем потихоньку, прости Господи!» А ведь всего через каких-то полвека будет Куликовская битва, и русские полки, благословленные Сергием Радонежским, ознаменуют возрождение Руси.
Вы присутствовали когда-нибудь при рождении иноческой обители? Из руин, сельской нищеты и народного упадка? А ведь это сродни таинству рождения Россiи — той могучей и процветающей страны, которая уже незримо существует среди нашей повседневности.