РУБРИКИ
- Главная тема
- «Альфа»-Инфо
- Наша Память
- Как это было
- Политика
- Человек эпохи
- Интервью
- Аналитика
- История
- Заграница
- Журнал «Разведчикъ»
- Антитеррор
- Репортаж
- Расследование
- Содружество
- Имею право!
- Критика
- Спорт
НОВОСТИ
БЛОГИ
Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ
АРХИВ НОМЕРОВ
СТО ДНЕЙ МИНИСТРА ШОЙГУ
АРМИЯ ПРИ ШОЙГУ БУДЕТ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ АРМИЕЙ, А НЕ ОБОРОНСЕРВИСОМ
И случилось чудо. Точнее — два. Во-первых, сняли Анатолия Сердюкова. Этого решения президента, можно сказать без всякого преувеличения, ждала вся страна. Военные люди само собой, а гражданские — просто потому, что почти каждый из нас так или иначе связан с военной тематикой: у кого сын служит, у кого внук, кто работает на оборонном предприятии, у кого отец военный и т. д.
Даже если гражданин совсем далек от дел армейских, то, читая российскую прессу, в которой о Сердюкове слово доброго никто не сказал, он не мог не задаться вопросом: «А что этот человек вообще делает в нашей армии?».
И второе чудо — министром обороны стал Сергей Шойгу. Человек, за которым прочно закрепилось прозвище — «Главный Спасатель Страны». Потому что даже безграмотная старушка в отдаленном селе знала, кто он такой, и грозила неведомому начальнику в телекамеру: «Вот приедет Шойгу и наведет порядок!».
А теперь можно перевести дух и спокойно в этих чудесах разобраться.
В НАЧАЛЕ «СЛАВНЫХ» ДЕЛ
Справедливости ради, прежде чем хаять Анатолия Эдуардовича, неплохо бы выяснить, а есть ли для этого веские причины. Быть может, напраслину возводят на бывшего руководителя налоговой службы и бывшего министра обороны. И здесь важны не эмоции, а фактическая сторона дела.
Анатолий Сердюков о карьере военного не помышлял. В 1984 году он окончил Ленинградский институт советской торговли. Не хочу ничего плохого сказать о работниках торговли, но сам выбор такого института молодым человеком свидетельствует об определенном складе ума и характера. Хотя, надо отдать должное, долг Родине Сердюков отдал сполна: прошел срочную службу в Вооруженных Силах СССР, обучался даже на офицерских курсах и был уволен в запас офицером.
С 1985-го по 2000 год он работал в мебельном бизнесе, пройдя путь от заместителя заведующего секцией магазина до генерального директора ОАО «Мебель-Маркет», что характеризует его положительно: человек старался, рос. Следует отметить, что этот период жизни будущего министра обороны проходил в славном городе Санкт-Петербурге — настоящей кузнице кадров для всех уровней власти современной России.
Резкие кадровые изменения в судьбе Анатолия Сердюкова произошли в 2000 году, когда он удачно женился. Во второй раз. «Удачно» в том смысле, что после этого карьера Анатолия Эдуардовича, во-первых, круто поменялась, а, во-вторых, не менее круто пошла вверх. Он переходит на государственную службу и становится заместителем руководителя Межрайонной инспекции ФНС России № 1 по Санкт-Петербургу, затем заместителем руководителя Управления МНС России по Санкт-Петербургу, а в ноябре 2001 года — руководителем Управления МНС России по Санкт-Петербургу.
Одновременно Анатолий Сердюков повышает свой профессиональный уровень, что также следует отметить: в 2001 году он окончил юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета.
А дальше последовала вообще сплошная феерия: в феврале 2004 года наш фигурант уже руководитель управления МНС России по Москве, в марте того же года — заместитель министра России по налогам и сборам, а уже в июле распоряжением правительства назначен руководителем Федеральной налоговой службы России.
Надо сказать, что налоговая служба, хотя и не принадлежит к числу силовых структур, тем не менее, методами воздействия на нерадивых плательщиков или на тех, кого назначили нерадивыми, может дать фору любому МВД. При этом налоговики почему-то считают себя истинными радетелями государственных интересов и живут с твердой уверенностью в том, что все граждане являются потенциальными преступниками, так как регулярно уклоняются от уплаты налогов.
Все это не могло не сформировать у Анатолия Сердюкова эдакой убежденности в перманентной правильности своих решений. Да и деньги, в мире которых он постоянно вращался, выработали у него привычку специфически оценивать все происходящее вокруг.
Достижения Анатолия Эдуардовича на налоговом поприще, очевидно, впечатлили Владимира Путина, и он 15 февраля 2007 года подписал указ о назначении питерского выдвиженца министром обороны России. Поскольку это решение у военных да и у гражданского сообщества вызвало, мягко говоря, недоумение, то Путин счел нужным объяснить смысл такого кадрового поступка: мол, в условиях реализации программы развития и перевооружения Вооружённых Сил России, связанной с расходованием «огромных бюджетных средств», «нужен человек с опытом работы в сфере экономики и финансов».
Народ ничего не понял, но молча проглотил это объяснение, а военные замерли в напряженном ожидании. Знали ли бы они, что их ожидает!
Здесь, правда, у Сердюкова взыграла совесть: 18 сентября 2007 года он подал прошение об отставке из-за родственных связей с председателем правительства России Виктором Зубковым — мол, неудобно мне быть на такой должности. Однако Путин отставку не принял — работайте, товарищ Сердюков, вы нам крайне нужны на этом месте!
НАЛОГОВЫЙ НАЕЗД НА МИНОБОРОНЫ
И попал Анатолий Эдуардович в свою стихию, когда надо отнимать и делить. А если и умножать и складывать, то только в свой карман. Впрочем, об этом читающей публике стало известно лишь спустя пять лет — в ноябре 2012 года, когда Сердюков с позором, другого слова не придумаешь, был изгнан со своего поста. «Судьба изменчива и меняется она обычно только к худшему». Возможно, Эзоп просто мудрствовал, однако об Анатолии Эдуардовиче сказано точно.
Но тогда, в 2007 году, жизнь казалась прекрасной. Перспективы — ошарашивали, а сама должность — пьянила. С чего, как ты думаешь, уважаемый читатель, начал свою многотрудную деятельность Анатолий Сердюков? Никогда не догадаешься: с разработки новой военной формы и разгона высшего командного состава.
На создание новой формы и переход на новое обмундирование из бюджета была выделено 5,5 млрд. рублей. В разработке формы приняло участие несколько профильных организаций и аж два дома моды — Валентина Юдашкина и Игоря Чапурина.
С новой формой случилось как в пословице: «Хорошо было на бумаге, да забыли про овраги». Поместив погон на середину груди, офицеры откровенно матерились, а солдаты в новой форме замерзали, простуживались, заболевали.
Для понимания ситуации напомню основные положения военной реформы:
1. Создание четырех вместо шести военных округов: Западный, Южный, Центральный и Восточный;
2. Реорганизация органов центрального военного управления, существенное сокращение численности Вооружённых сил России;
3. Реформирование системы военного образования;
4. Реорганизация системы резерва и подготовки резервистов;
5. Перевод Сухопутных войск на бригадную основу с упразднением дивизионного и полкового звена;
6. Реорганизация Военно-воздушных сил и ПВО с упразднением армий, корпусов, дивизий и авиационных полков и переход на систему авиационных баз и бригад воздушно-космической обороны;
7. Перевод на аутсорсинг (обслуживание гражданскими организациями) системы обеспечения и обслуживания ВС России;
8. Гуманизация условий прохождения службы по призыву, в том числе и расширение взаимодействия с гражданскими организациями;
9. Оснащение Вооружённых Сил новейшими образцами вооружения и военной техники, в том числе зарубежного производства.
В развитие каждого из перечисленных пунктов можно написать не одну аналитическую статью. Общее у них будет одно: при здравых идеях, заложенных в этой концепции, результат оказался не тот, который ожидали. Взять хотя бы систему аутсорсинга. Всем она хороша, за исключением одного: не надо ее на российскую коррумпированную почву сажать. Поэтому неудивительно, что еще в декабре прошлого года ответственный чиновник Минобороны заявил, что «в некоторых частях будем его отменять».
Кстати, в западных армиях к аутсорсингу отношение уже не такое восторженное, как прежде. Как показала практика, подрядчики аутсорсинга со временем стараются повысить договорную цену или требуют пересмотра цен в сторону увеличения при перезаключении контрактов (иначе, что это за бизнесмены?).
Военные, ликвидировав свои собственные продовольственные службы, не имеют выбора и соглашаются с новыми ценами. В чем здесь выигрыш для бюджета — непонятно! Вот и получается, что аутсорсинг — сплошной пиар и дань западной моде!
И хотя многие наблюдатели едины во мнении, что Анатолию Сердюкову удалось сдвинуть проведение реформы в Вооруженных Силах с места, общий фон от его нахождения на посту министра обороны остался в целом негативный, поскольку проколов у него оказалось предостаточно.
Совершенно непонятым стало желание бывшего министра обороны закупать иностранную военную технику и вооружение, причем в больших количествах. Речь, в частности, идет об итальянских бронеавтомобилях Iveco LMV M65 (сумма контракта составляет 1,5 млрд. долл.) и колесных танках Centauro и французских вертолетоносцах Mistral. И это при том, что предприятиям отечественного ОПК под силу выпускать такую продукцию. С ними надо только хотеть работать…
Жесточайшим преобразованиям подверглось высшее военное образование. Ставленницы Сердюкова исходили из того факта, что офицеры почти девять лет своей службы проводили в учебных заведениях (четыре года в училище, три года в видовой академии и два-три года в академии Генштаба). Поэтому они закрыли несколько десятков военных училищ и академий. Предполагалось создать на их месте десять учебных центров, где офицер перед получением новой должности (и звания) должен будет пройти краткосрочные курсы. Идея вроде бы здравая, вопрос в том, как она была реорганизована: академии, имевшие славные истории, разгоняли в считанные дни, а преподавателей увольняли.
От действий Анатолия Сердюкова стонала и военная наука. Так, был продан 31-й ГПИСС, который со всей своей документацией, по большей части представляющей государственную тайну, оказался почему-то у коммерсантов. Было ликвидировано Главное управление боевой подготовки.
При Сердюкове сменились практически все заместители министра обороны, главкомы видов Вооружённых Сил, командующие родами войск, а также военных округов и флотов. Неужели была необходимость? «Ушли» Юрия Балуевского (начальник Генштаба ВС России), Любовь Куделину (заместитель министра обороны по финансам), Владимира Исакова (замминистра обороны по тылу), Валентина Корабельникова (начальника Главного разведывательного управления Генштаба ВС России) и многих других.
Уже к концу первого полугодия 2008 года кадровый состав заместителей и начальников служб главы Минобороны России обновился более чем на 70 %! Увольняли людей, которые могли бы передать новому поколению управленцев богатейший опыт, который, как известно, никогда не бывает лишним.
Теоретически стремление Сердюкова к омоложению высшего командного состава и ставка на гражданских специалистов понять можно. Однако на практике все делалось уродливо и неприлично. Он омолодил состав (причем, определенной половой ориентации!) до такой степени, что сейчас, когда стали известны подробности, просто неловко, что пост министра обороны такой страны занимал заурядный бабник!
Так, Татьяна Шевцова стала заместителем министра, курирующим финансовый блок, Елена Козлова — замминистра, курирующим военную медицину и финансовую инспекцию, Вера Чистова — замминистра по финансово-экономической работе, Екатерина Приезжева возглавила департамент образования, Ольга Харченко — департамент жилищного обеспечения, Ольга Васильева — департамент финансового обеспечения, Анна Кондратьева — департамент финансового планирования, Алла Яшина — департамент по ценообразованию продукции военного назначения, Марина Балакирева — правовой департамент, Елена Чуфырева — департамент по санаторно-курортному обеспечению, Елена Кальная стала руководителем аппарата министра, а Ирина Ковальчук — пресс-секретарем.
А еще сердюковские дамы осели в управлении госзаказа, центральном административном управлении Федерального агентства специального строительства (Спецстрой), Федеральной службе по оборонному заказу и «Рособоронпоставки». И везде на руководящие посты! Уму непостижимо!
Такой девичник в военном ведомстве просто потрясает! Остается только удивляться тому, что военные так долго терпели этих молодиц. Положение усугубляется и тем, что эти работницы в военных делах абсолютно ничего «не петрили»! Достаточно сказать, что, например, Екатерина Приезжева в прошлой жизни была начальником отдела контроля за оборотом алкогольной продукции Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга. И еще было сделано много того, в чем сейчас пытаются разобраться следователи Следственного Комитета РФ.
Однако обвинять Анатолия Сердюкова во всех грехах будет несправедливо. Он выполнял решения, которые были приняты до него, в пределах своего разумения проблемы. Кроме того, не исключаю, что наверху ему устно были даны рекомендации, которым он и должен был следовать. В частности, возможно, прозвучали слова о том, что генералы сами ничего сделать не могут, будут топтаться на месте, а страна не может больше тянуть такой армейский воз. Мол, пора предпринимать решительные шаги. Действуй!
Он и действовал. Как человек гражданский, Сердюков просто не понимал, а точнее — не чувствовал настоящих проблем армии и флота. Именно поэтому военным сообществом происходящее было воспринято в штыки.
Положение усугублялось еще и личностными факторами: внешней угрюмостью Анатолия Эдуардовича, его откровенным неумением ладить с прессой, авторитарным стилем руководства, пренебрежением к людям в погонах, насаждением на ответственные посты молодых сотрудниц из налоговой службы. Последнее обстоятельство особенно раздражало военных: ими командовали девицы, которые абсолютно не знали специфики военной службы.
После выявления крупного коррупционного скандала вокруг ОАО «Оборонсервис», Владимир Путин, не дожидаясь итогов расследования, отправил Сердюкова в отставку. И тут же разъяснил, почему это сделал: причина заключается в неспособности Анатолия Сердюкова справляться с управлением собственностью министерства обороны.
Как говорится, вот тебе, бабушка, и Юрьев день! Вообще-то, Минобороны — не Росимущество, здесь и личный состав, и сложнейшая военная техника. С этим-то как?
И хотя у Сердюкова имеются сторонники, утверждающие, что Анатолий Эдуардович — гениальный менеджер, который смог запустить военную реформу, в действительности же дело обстоит несколько не так. Поскольку Сердюков о современных Вооруженных Силах РФ имел весьма смутные представления, то и решать армейские и флотские проблемы он не мог по определению. Точнее, он их мог решить, но абстрактно, как нанятый менеджер, оперируя, по крайней мере, на первом этапе, не сущностными, а внешними критериями.
Так упор был сделан на сокращение армии, уничтожение корпуса прапорщиков и мичманов без создания разумной альтернативы, отказ от закупки отечественного вооружения в пользу иностранных образцов, задержки в размещении государственного оборонного заказа, активная распродажа государственной собственности. Вот в последнем Сердюков и его команда достигли небывалых успехов!
Оставляя в стороне вопрос о целесообразности проведения именно такой реформы Вооруженных Сил, рискну предположить, что Анатолий Сердюков в мировую войну не верит, и то, что России придется с кем-то всерьез воевать — тоже. Этим объясняются многие его жесткие решения, принять которые мог только бездушный временщик.
К деятельности Анатолия Сердюкова, пожалуй, вполне уместны слова апостола Иакова: «Кто согрешит в одном, тот становится виновным во всем».
СМЕНА КАРАУЛА
Говорю так подробно об Анатолии Сердюкове для того, чтобы читатель лучше понял, какое наследство досталось Сергею Шойгу. 16 февраля будет сто дней, как в стране появился новый министр обороны. Срок, конечно, небольшой, но все же интересно узнать, что успел сделать Сергей Кужугетович в новой для него должности, какой выбрал для себя алгоритм действий.
Сложившуюся ситуацию надо рассматривать как бы в двух ипостасях. Первая — это восприятие Сергея Шойгу военным сообществом как личности. И здесь, я уверен, у Сергея Кужугетовича мало найдется в стране конкурентов, которые могли бы серьезно с ним соперничать за узнаваемость и уважение не только среди офицерского корпуса и властных элит, но и простых людей.
Вторая ипостась состоит в том, что Сергей Шойгу долгое время возглавлял министерство, сотрудники которого объективно каждую минуту оказывали помощь всем, попавшим в беду. В общественном сознании эти два факта тесно переплелись, что и сформировало облик Шойгу как человека, который, несмотря на определенную степень одичания населения России (от проводимых экономических реформ), остался верен состраданию чужому горю — качеству, высоко почитаемому на Руси.
Нет сомнений в том, что надо обладать крепкой нервной системой и огромным запасом позитивной внутренней энергии, чтобы на протяжении почти двадцати лет созидать, спасать, вызволять, тушить, каждодневно сталкиваясь с чужой болью, как на просторах России, так и за рубежом. Но в этом и заключается уникальность Шойгу как человека и руководителя. Возможно, единственного у нас в стране.
Именно этим объясняется то одобрение, с которым в армии и на флоте было принято известие о назначении губернатора Московской области министром обороны. Любопытная ситуация — даже ничего еще конкретного не сделав, Шойгу сделал многое, а именно: вселил в офицеров, членов их семей, всех служивых людей уверенность в том, что неопределенности, безнаказанности, казнокрадству и халатности пришел конец.
А ведь при Сердюкове офицерам давали квартиры и повысили в два раза жалованье, но такого воодушевления все равно не было. Это тот самый случай, когда хлебом единым сыт не будешь.
Интересен вопрос, как Сергей Шойгу сам позиционирует себя в новой должности, т. е. какие шаги предпримет в первую очередь, какие решения предыдущего министра отменит, а какие — усилит, как наладит контакт с армейскими оппозиционерами, которые все смутное время правления Сердюкова молча сопротивлялись его решениям и теперь с приходом Шойгу связывают возможность реализации своих планов. Во многом надеясь на недостаточную осведомленность Сергея Кужугетовича в военных делах.
Все это есть… И не все шаги Шойгу будут восприняты военными, поскольку ему, как всякому руководителю высокого ранга, все равно придется принимать непопулярные решения.
Суть военной реформы — это отказ от мобилизационной армии и переход на армию профессиональную. Это магистральное направление, по которому России нужно двигаться. Вопрос в том, как двигаться. А вот здесь и возникают проблемы.
Помнится, еще в начале 1990-х Борис Ельцин с видом человека, которому дано предвидеть будущее, заверял нас, что к 2000 году в России будет контрактная армия. Указанный год уже канул в Лету, а контрактной армии у нас нет. И не скоро еще будет, поскольку ни общество, ни экономика страны не готовы иметь такую армию.
СЛУЖБА СПАСЕНИЯ ДЛЯ МИНОБОРОНЫ
Слов нет, Шойгу попал в сложное положение: с одной стороны, он должен продолжить начатое Сердюковым дело, поскольку на то есть высочайшее повеление. К тому же Владимир Путин и Дмитрий Медведев, как ни странно, высоко оценили деятельность Анатолия Сердюкова на посту министра обороны. Поэтому начинать работу в новой для себя области с отмены всех решений предшественника для было бы недальновидно.
С другой стороны, Шойгу прекрасно понимает трудности, с которыми столкнется — это и масштаб преобразований, и учет многих факторов, влияющих на военную реформу, и выстраивание отношений с консервативным лобби в Минобороны и в ОПК, и налаживание диалога с гражданским обществом и т. д.
Возможно, именно поэтому первые решения к военной реформе прямого отношения не имели: суворовцам было разрешено участвовать в парадах на Красной площади, погоны вернули на плечи, пересмотрены полномочия руководителей органов военного управления по присвоению военнослужащим воинских званий, отказались от шапок-ушанок и портянок.
Затем последовали решения более серьезные: восстанавливается Главное управление боевой подготовки, приостанавливается передача медицинских учреждений, военных городков и ликвидация училищ и академий, возрождаются Краснодарское, Сызранское и Челябинское авиационные училища, ВВС России возвращаются к системе базирования «один аэродром — один авиаполк». Серьезные перемены ожидает Департамент образования Минобороны и др.
По решению министра обороны все военно-учебные заведения переведены в подчинение главкомов видов Вооруженных сил и командующих родами войск. С 1 октября обучение в военных академиях будет осуществляться в течение двух лет.
И, наконец, крайняя новость: Минобороны отказывается от закупок «Iveco». По указанию Шойгу будет налажено массовое производство модернизированной боевой машины десанта БМД-4М с модулем «Бахча».
Безусловно, Шойгу со временем войдет в курс дела и выработает собственное мнение по всем актуальным проблемам армии и флота. Это, как говорится, рабочие моменты. Но самое главное все же заключается в том, что до сих пор нет ясности, какую же армию мы хотим иметь. Поскольку у нас вроде бы и противников даже нет. И даже если определенность в этом вопросе будет достигнута, не очень понятно, за счет каких ресурсов мы получим армию и флот вожделенного образца. Поэтому Сергею Кужугетовичу придется не только исправлять сделанное Сердюковым, но, возможно, и разрабатывать новые принципы строительства военной организации страны.
В России властные структуры уже давно пришли к пониманию того факта, что военными должны управлять лица гражданские. Здесь не место объяснять, почему должно быть именно так, а не иначе. Воспримем это как данность. И в этом смысле Сергею Шойгу сейчас предоставляется историческая возможность совместить непредвзятость человека формально гражданского (все-таки не будем забывать, что он, несмотря на генеральское звание, военного образования не имеет) и понимание военных реалий человеком служивым.
Сто дней, конечно, не показатель, поскольку в военном ведомстве многие процессы растянуты на годы. Но хочется верить, что нынешнее поколение доживет до того времени, когда служба в армии или на флоте станет такой же престижной, как и в прошлые годы.
Сергей Шойгу — человек немногословный, но он сказал очень взвешенные и правильные слова: «В последнее время сделано немало, но еще больше нужно поправлять и изменять». Дай ему Бог сил на этом пути и поменьше дурных советчиков!
Читайте также:
Написать комментарий:
Комментарии:
И почему автор, собственно, не изучил как к нашему "спасателю" относятся
в самом МЧС? И почему его там иначе как Сергейем Хуженетовичем не называют?
Вы поменяли хрен на редьку! И еще нахлебаетесь горюшка с этим другом степей (или кто у нас он там?)