РУБРИКИ
- Главная тема
- «Альфа»-Инфо
- Наша Память
- Как это было
- Политика
- Человек эпохи
- Интервью
- Аналитика
- История
- Заграница
- Журнал «Разведчикъ»
- Антитеррор
- Репортаж
- Расследование
- Содружество
- Имею право!
- Критика
- Спорт
НОВОСТИ
БЛОГИ
Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ
АРХИВ НОМЕРОВ
СКОРО-ПЛАТНАЯ МЕДПОМОЩЬ
У наших чиновников, они же «слуги народа», есть поразительное качество: даже при наличии средств в государственном бюджете они предпочитают драть три шкуры с мужика, решая за счет населения те или иные проблемы.
Еще недавно обсуждали введение платных дорог, как новая напасть: платная «Скорая помощь»! В Москве стартует медицинский эксперимент, в рамках которого на одной из столичных станций вызовы команды врачей на дом будут временно платными. Правда, медицинская помощь будет оказываться на коммерческой основе только в случаях, когда предоставляемая услуга не включена в перечень обязательных.
Сращивание власти и бизнеса приводит к страшному воровству и коррупции: ежегодно из бюджетных средств, выделенных на государственные закупки, похищается 1 трлн. рублей. Иначе говоря, четверть бюджета России! И это официальные данные, которые приводит глава Счетной палаты РФ Сергей Степашин.
И что же мы видим? Вместо искоренения воровства, наносящего колоссальный ущерб стране, чиновники идут другим путем: вводят коммерческую составляющую там, где это только возможно. Платная медицина, платное образование, платные дороги… Одна система ЖКХ чего стоит, представляющая собой самого настоящего ненасытного монстра.
Что касается платной «Скорой помощи», то для ее создания требуются большие капиталовложения. Стоимость автомобиля на базе «Газели» составляет порядка полутора миллионов рублей, если иномарка — два миллиона. Необходимо оснастить автомобили оборудованием, привлечь кадры, платить им достойную зарплату. Иначе все это будет профанация, а если точнее — выкачивание денег на существующей материально-технической базе.
Другой довод — указывают на Запад. Дескать, нужно идти по проторенной дорожке. Хорошо! Возьмем для примера Францию.
Вся тамошняя медицина — платная, включая и «Скорую помощь», однако подавляющему большинству граждан она ничего не стоит. Во Франции, к примеру, действует система «социального страхования». Ею охвачено практически все население страны. Львиная доля расходов на лечение, госпитализацию и срочную медпомощь на себя берет общенациональная структура, финансирование которой осуществляется за счет отчислений работающих французов и государственных фондов.
Теперь посмотрим, что происходит на практике. Бригада «Скорой» оказывает помощь пострадавшему на месте, при необходимости его доставляют в клинику, а после, выписавшись, он получает счет на свой адрес. Оплачивает его — и отсылает бумаги в отделение «соцстраха». Там их обрабатывают и возмещают потраченные средства переводом суммы на индивидуальный счет в банке.
Но это у них… У нас же, где не существует такой четкой и продуманной системы, впускать коммерческую — аморально! Ведь речь идет о жизни людей. К тому же, стоит напомнить «господам хорошим», что медицинская помощь оплачивается из фонда обязательного медицинского страхования, из налогов, которые отчисляет работодатель.
Нам говорят: платная «Скорая помощь» якобы расширит спектр оказания первичной помощи или диагностических услуг. При этом называют рентген и УЗИ. Такой аппаратурой, на самом деле, необходимо оборудовать все уже имеющиеся в наличии автомобили «Скорой» — чтобы сократить время оказания помощи при вызове или экстренной доставке больного в стационар.
Единственное, пожалуй, на что с натяжкой можно согласиться, так это на «Скорую помощь», которая оказывает услуги наркозависимым гражданам и жертвам острого алкогольного опьянения.
Существует и еще один немаловажный аспект. Борясь за лучшие кадры, которых не так уж и много, платная «Скорая» будет предоставлять врачам большую заработную плату — что окончательно «вымоет» профессионалов из бесплатной экстренной медицины.
Вывод. Нужно реально бороться с тотальной коррупцией, жесткими мерами прекращать тотальное расхищение государственного бюджета и тем самым обеспечивать бесплатную медицину, детские сады или школьное образование, а не создавать очередную кормушку и решать проблемы за счет народа.
БОРИС АБРАМОВИЧ, У НАС ВСЕ ПО-СТАРОМУ
Телевидение нас порадовало фильмом-расследованием «Березовский». Подробности о том, как получались должности, шел передел бизнеса, уводились деньги, устранялись конкуренты, и проворачивались многочисленные аферы, конечно впечатляют.
Но, сопоставляя кадры кинохроники с днем сегодняшним, хочется обратиться к гонимому человеку-невидимке, долгие годы тщетно разыскиваемому Интерполом, и сказать: «Борис Абрамович! Вы за нас, россиян, не беспокойтесь — у нас ничего не изменилось».
Примерно та же схема раздачи должностей, все также продолжается передел бизнеса, не сократились и объемы уводимых из бюджета денег и число проворачиваемых многочисленных афер.
Правда, Следственный Комитет РФ заявил, что проверит причастность Бориса Березовского к убийству депутата Госдумы Сергея Юшенкова (прошло-то всего десять лет), но, похоже, итоги очевидны уже сейчас. И они не будут отличаться от проверок причастности БАБа к убийствам Анны Политковской, Владислава Листьева и депутата Госдумы Владимира Головлёва — непричастен, неуловимый!
Да и чему удивляться, если не прошло и полтора года, как прокуратура сняла с подсудимых по делу о нападении на Сагру обвинения в бандитизме — государственный обвинитель отказался от обвинения подсудимых в бандитизме из-за недостатка собранных по делу доказательств.
Ну да, жители Сагры Валентина и Вячеслав Лебедевы после ссоры с местными жителями обратились к своему родственнику Ивану Лебедеву, отбывающему тюремный срок, с просьбой навести ужас на Сагру за 30 тысяч рублей.
Ну да, по указанию Лебедева человек по имени Шота Катамадзе и другие участники банды, в которой он состоял, разработали план нападения на Сагру. Собрали группу численностью не менее тридцати человек, вооружившись обрезами, травматическим оружием, металлической арматурой, бейсбольными битами, деревянными палками и другими предметами. Они на тринадцати автомобилях прибыли в Сагру и устроили там… массовые беспорядки (только и всего).
Да и какие могут быть вопросы, если двадцать три человека, находящиеся на скамье подсудимых по делу о нападении на Сагру, все как один вины своей не признают.
Летом прошлого года мне уже приходилось писать на тему Сагры и ставить вопрос: «Где же власть, призванная защитить народ, который платит налоги, в том числе за свою безопасность?» И вот «желанный ответ получен» — ну не нашел гособвинитель достаточных для обвинения подсудимых в бандитизме доказательств, прямо как Интерпол не нашел до сих пор Березовского, а стрелочниками в деле о Сагре теперь назначены сотрудники МВД, допустившие конфликт, которых привлекли к уголовной ответственности по статье УК РФ «Халатность».
Так, что у нас «все хорошо», Борис Абрамович.
ПРО СЧЁТ
По итогам 2012 года Счетная палата РФ в очередной раз порадовала выявленными нарушениями при расходовании госсредств и управлении госсобственностью. Таковых было допущено (хотя правильнее сказать выявлено) на сумму почти 800 млрд. рублей. Основные безобразия выявлены в Минобороны, на стройке олимпийских объектов, при подготовке к саммиту АТЭС, что, в общем-то, было понятно и без оценок Счетной палаты (и не только в 2012 году).
Также отмечается, что деятельность наукоградов пока не является экономически эффективной. Ну а как вы хотели, господа? Те, кто замышлял всякие «скольково» именно на эти формулировки и рассчитывали, поскольку операции при расходовании госсредств там несколько сложнее, чем воровство металла, либо денег, выделенных на его покупку на стройке олимпийских объектов или мостов к саммиту АТЭС. Ну, так что ж! Пока не эффективны, но когда-нибудь (при других руководителях) будут эффективны.
При строительстве объектов к Олимпиаде, удорожание сметной стоимости объектов составило 15,5 млрд. рублей. Включая санно-бобслейную трассу, где «удорожание» составило 2,5 млрд. рублей, строительство центрального стадиона в Сочи, «подорожавшего» на 5,6 млрд. рублей. Возникает вопрос — а нельзя ли привлечь правильных счетоводов на этапе фиксации цены, а не констатации того, сколько украдено?
Что касается строительства объектов за госчет к саммиту АТЭС, то Счетной палатой были выявлены нарушения на сумму более 15 млрд. рублей, из них на 8 млрд. рублей — в 2012 году, где особо выделяется дело о мошенничестве на сумму 93 млн. рублей.
Но опять возникает вопрос счета: если в 2012 году выявлены нарушения на 8 млрд. рублей, а всего более 15 млрд. рублей, то, значит, в предыдущие годы умыкнули тоже более 7 млрд. руб. Так почему нельзя было поставить шлагбаум прежде, а не констатировать по итогам, что украдено столько-то.
Результаты счета Счетной палаты по деятельности Минобороны времен Сердюкова, занимающей в отчете более десяти страниц, даже обсуждать не хочется. Поскольку коррупционный скандал вокруг деятельности Минобороны начался в октябре 2012 года, а преступные деяния экс-министра начались с момента его пришествия в 2008 году, о чем я неоднократно писал.
И возникает вопрос — зачем нам констатация фактов коррупции спустя пять лет после их начала? Когда с молотка уже пущены за бесценок комплексы зданий военных институтов, земельные участки в Краснодарском крае, здания гостиницы «Союз» и магазина «Военторг» в Москве, складской комплекс в Одинцовском районе, нефтеперевалочный комплекс Северного флота в Мурманской области и многие другие объекты.
Когда строительство «большого десантного корабля» было прекращено уже после того, как на его создание уже было потрачено 417,8 млн. рублей, а на строительство «плавучего крана», прекращенного без объяснения причин, 421,8 млн. рублей.
Зачем постфактум говорить, сколько украдено в ОАО «Славянка», ОАО «Ремонтно-эксплуатационное управление», ОАО «Оборонэнерго», ОАО «Военторг», ОАО «Главное управление обустройства войск», ОАО «Оборонстрой» и других структур ОАО «Оборонсервис» (и не только), когда надо было пресечь это в зародыше, а еще правильнее не допускать начальника торгового отдела мебельного магазина к Минобороны. Ведь очевидно, что он кругом будет торговать. Так зачем такого рода счет?
В начале января руководитель Счетной палаты, делясь с прессой результатами деятельности своего ведомства за минувший год, заметил, что благодаря СП в госбюджет были возвращены 2,1 млрд. рублей, а по материалам аудиторских проверок были возбуждены 70 уголовных и 400 административных дел. Также было «уволено 20 высокопоставленных госслужащих».
Ну, вроде, все здорово! Только давайте посчитаем: украдено 800 млрд. руб., а возвращено — 2 млрд. руб. Итого КПД 0,25 % (четверть процента), а остальные 99,75 % шлифуют свое мастерство по уводу средств и продолжают вершить «нарушения» при расходовании госсредств и управлении госсобственностью.
Кроме того, если в 2008 году сумма, на которую СП были выявлены нарушения в сфере расходования бюджетных средств, составляла 96,6 млрд. рублей, в 2010 году — 483,3 млрд. рублей, в 2011 году — 718,5 млрд. рублей, то в 2012 году — 781,4 млрд. рублей.
То есть и эта динамика показывает, что нынешняя система счета не эффективна. Считают, считают, а воровство растет и растет.
Кстати, нынче Счетная палата объявила о грядущей проверке ОАО «Газпром» впервые за пять лет. И памятуя опыт Минобороны, хочется спросить — а что торопиться со счетом в «Газпроме»? Давайте еще лет пять подождем.
А вообще весь этот счет напоминает анекдот по Василия Ивановича и Петьку, который должен был отчитаться об отсутствии на службе четыре дня. Из рапорта следовало, что Петьку враги заточили в темный сарай, где для вызволения из плена он в первый день тщательно обследовал первую глухую стену, во второй — вторую, в третий — третью, а на четвертый день выяснилось, что четвертой стены нет.
Вот так. Как говорится, ни убавить, ни прибавить.
ОДНОРАЗОВАЯ КУЛЬТУРА
Прошедшие праздники в очередной раз обнажили проблемы отечественной культуры, доносимые средствами массовой информации, в первую очередь телевидением, до населения.
Традиционный новогодний набор кинолент «Ирония судьбы», «Иван Васильевич меняет профессию», «Джентльмены удачи» никак не разбавляется новыми произведениями. Вернее попытки эти происходят, но все они так или иначе заканчиваются одноразовыми просмотрами — больше не хочется. И вроде деньги есть, и красивые костюмы, и шикарные декорации, и симпатичные артисты, а картины, в понимании высокой культуры, — не получаются.
Да, нынешний министр как крупный специалист по переписыванию за казенный счет истории, навешал ярлыки на телевизионные картинки +6, +12 и т. д. Но только к культуре это отношения не имеет. Никто сегодня не хочет смотреть ни чернушные киноленты конца 1980-х, ни низкопробные порнографические 1990-х, ни безликие 2000-х и начала 2010-х. А все смотрят много лет душевные ленты 1970-х, созданных в эпоху экономического застоя и неправильного экономического строя.
Так что же получается? При правильном политическом строе и эффективном экономическом развитии (судя по бравурным отчетам ответственных чиновников) культура с телеэкранов исчезла, или дальше разукрашивания старых фильмов типа «Волга-Волга» не двинулась?
В своем ежегодном послании президент В. В. Путин заострил внимание на необходимости повышении культурного уровня. Но если судить по телевизионной картинке, то речь впору вести о реанимации культуры, причем немедленной. Только заниматься этим должны ПРОФЕССИОНАЛЫ. А пока подучается, что и на этом фронте Отечество, в силу некомпетентности чиновников, продолжает оставаться в опасности.
НЕЗАМЕТНЫЙ КОНЕЦ СВЕТА
Конец 2012 года совпал с концом света по древнему календарю Майя. Но в нашей стране он прошел более чем незаметно. В силу того, что происходящее сегодня в стране сильно напоминает эпоху брежневского застоя, когда время идет, но ничего не меняется.
В начале 1990-х годов самыми популярными темами у депутатов (в силу отсутствия других проблем в стране) были переименования чего-нибудь во что-нибудь и борьба за собственные привилегии.
Прошло двадцать лет и не поменялось НИЧЕГО. Самая ходовая тема сегодня — ответ США на акт Магницкого в форме запрета американцам усыновлять детей-сирот из России (которых сегодня, к слову, больше, чем после Великой Отечественной войны, когда погибло 20 миллионов человек). И вроде деньги на усыновление детей у нас в стране найти можно, но все понимают, что их или разворуют, или создадут такие бюрократические рогатки, как с материнским капиталом, что добраться до них будет просто невозможно.
Да и сама попытка напугать американцев запретом на усыновление сирот свидетельствует о том, что напугать их больше особо нечем.
За двадцать лет законодатели ни разу не потребовали от исполнительной власти роста эффективности экономики, который позволил бы нашей стране выйти на более передовые позиции, а не болтаться в рейтинге глобальной конкурентоспособности в конце седьмого десятка — по соседству с Филиппинами и Ираном, Шри-Ланкой и Колумбией.
Разве для депутатов это проблема? Конечно, нет. То ли дело установка систем ГЛОНАСС на автомобили законодателей, проблему которых тут же подхватили сенаторы, поминая все святое, даже Конституцию.
А вот здесь-то и кроется вся разгадка. И дело даже не только и не столько в том, что законодатели опасаются фиксации их нецелевых маршрутов (это само собой). А скорее в том, что они уже давно и твердо считают государственную шерсть своей. И остальные проблемы, если не считать периодического предвыборного пиара, их не интересуют. Вот это отношение и есть конец света.
ИТОГИ 2012 ГОДА
Прошедший високосный год как всегда был полон сложностей и надежд. Во внешней сфере опять проявил активность мировой полицейский, продолжающий успешно компенсировать внутренние экономические проблемы внешними операции по переделу тех частей мира, которые богаты углеводородами. Во внутренней сфере одним из центральных событий стали выборы президента страны.
С ожиданием и надеждой мы знакомились с теми задачами, которые обозначил вновь избранный президент перед страной. Но время показывает, что сформулированные президентом задачи развития России, правильные по своей сути, часто не находят новых, эффективных механизмов их реализации.
Мы вновь столкнулись с неэффективными реформами силовых структур. Следует признать, что объявленные, в свое время, «практически полностью завершенные реформы» и в МВД, и Министерстве обороны, по сути, провалены. А истории с летними пожарами и наводнениями в Краснодарском крае наглядно продемонстрировали, что и в МЧС занимаются неизвестно чем.
Словесные заверения в выходе из экономического кризиса также на деле не получили подтверждения, о чем свидетельствует дефицитный бюджет года. Неумение искать новые эффективные формы развития вновь нагнетало атмосферу вокруг пенсионной реформы и увеличения пенсионного возраста из-за нехватки денег на пенсионеров.
Тем не менее, если посчитать, сколько денег ушло неизвестно куда под вывесками саммита АТЭС (чего стоит только одна едва построенная оползшая дорога — по деньгам из чистого золота), реформы военного ведомства, строительства олимпийских объектов, закупки медицинского оборудования и лекарств, и т. д. Не случайно Россия считается социальным государством только для чиновников, поскольку до остального населения многие социальные блага просто не доходят.
Вообще развитие здравоохранения и образования в нашей стране в этом году вызывало столько вопросов, что негативная динамика их развития, пожалуй, не понятна только профильным министерствам. Не случайно основная масса чиновников от законодательной и исполнительной власти лечится и отдает учиться своих детей исключительно за границу. А ведь тем самым чиновники ставят оценку своей работе, как в части качества разработки, так и в части качества исполнения принятых законов.
Что касается законодательной власти (Думы и Совета Федерации), то в минувшем году исчезла даже видимость некой дискуссии при обсуждении тех или иных документов или инициатив.
Муссировавшийся «закон Димы Яковлева» никак нельзя назвать точкой сплочения нации. Но, пожалуй, наибольшее единодушие у наших чиновников по-прежнему вызывает неприятие 20-й статьи Конвенции ООН против коррупции («Незаконное обогащение»), предусматривающее признание уголовно наказуемым деянием «незаконное обогащение» государственных служащих.
Что-то их смущает в этой принятой мировой практике, а между тем на наших просторах до сих пор не понятны инструменты эффективной борьбы с коррупцией. Именно этот спрут душит предпринимательство и увеличивает не только масштабы оттока капитала, но и сокращение числа бизнесменов, выдерживающих этот пресс.
Не вселяет пока надежд и так называемое правосудие. Истории к Мирзаевым, Сагрой и Сердюковым — яркие тому подтверждения. Но мне кажется, что нам не стоит надеяться только на то, что приходящая в 2013 году мудрая Змея сама по себе изменит ситуацию к лучшему. Если каждый из нас приложит больше усилий для того, чтобы сделать лучше жизнь своих родных и близких, внесет свой дополнительный вклад в развитие того, что называется Малой Родиной, проявит чуть больше созидательной активности и принципиальности, то наша страна в целом станет сильнее, могущественней и прекрасней.
Автор — вице-президент Международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа», шеф-редактор газеты «Спецназ России»
Дневник Алексея Филатова: http://alfafilatov.livejournal.com