23 ноября 2024 21:09 О газете Об Альфе
Общественно-политическое издание

Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ

АРХИВ НОМЕРОВ

Спорт

Автор: Валерий АСРИЯН
ДРАМА В ТАМПЕРЕ И СТАЛИНСКИЙ УРОК

28 Февраля 2013
ДРАМА В ТАМПЕРЕ И СТАЛИНСКИЙ УРОК
Фото: Памятник Всеволоду Боброву на его малой Родине

Груз ответственности

Матч, в котором одиннадцать футболистов в красных футболках с буквами «СССР» на груди совершили настоящий спортивный подвиг. Он должен был возвести их на вершину славы, но, увы, стал крахом несбывшихся надежд, причиной падения, в котором именно политика, а не спорт, сыграла решающую роль.

Случилось это 20 июля 1952 года, на следующий день после торжественного открытия XV Олимпийских Игр в Хельсинки. Жребий свел в одной восьмой финала олимпийского футбольного турнира сборные СССР и Югославии. Победитель этой игры выходил в четвертьфинал, проигравший отправлялся домой.Команда ЦДСА, победившая в Чемпионате СССР 1951 года

Тогда, в 52-м, советские спортсмены дебютировали на Олимпиаде, и волнение их понять было нетрудно. Но на футболистах лежала особая ответственность. И не только потому, что футбол был всенародно любимой игрой, и миллионы советских людей переживали за наших мастеров кожаного мяча.

Дело было в том, что играть предстояло с югославами, а отношения между Москвой и Белградом в то время отличались откровенной враждебностью. Словно «черная кошка» пробежала между руководителями двух стран — Иосифом Сталиным и Иосипом Броз Тито. Недавние союзники в борьбе с гитлеризмом, соратники по коммунистическому движению рассорились настолько, что Москва обвинила югославское руководство в предательстве, отходе от коммунизма, а Тито стали именовать в СССР отступником и даже фашистом.

В такой ситуации не могло быть и речи о возможности проигрыша югославам. А между тем это была очень сильная, опытная команда — серебряный призер предыдущих Олимпийских Игр, участница чемпионата мира 1950 года. Лучшие югославские игроки: вратарь Беара, полузащитник Чайковский, форварды Зебец, Митич, Вукас входили в элиту европейского футбола.

Сборная же СССР была создана лишь за четыре месяца до начала Олимпиады и успела провести только несколько тренировочных матчей с рядом команд их социалистических стран. Их положительный итог, и особенно победа (2:1) над блистательной сборной Венгрии, вселял надежды на олимпийский успех. Но одно дело — товарищеские игры, другое — официальные матчи. К тому же лучшие советские мастера первых послевоенных лет к началу Олимпиады уже достигли предельного для футболиста возраста. Особенно это было заметно на линии нападения, хотя в ней играли настоящие футбольные «звезды». Тридцать три года было Василию Трофимову, тридцать два — Константину Бескову, тридцать один — Валентину Николаеву, по тридцать Всеволоду Боброву и Автандилу Гогоберидзе.

Добавим, что основному вратарю сборной ленинградцу Леониду Иванову был уже тридцать один год, а второму голкиперу Владимиру Никанорову — тридцать пять!

Делать же ставку на молодежь старший тренер сборной СССР Борис Аркадьев, выдающийся советский наставник, тренировавший армейскую команду ЦДСА, безусловно, сильнейшую в стране, находясь под сильным давлением спортивного (да и не только спортивного) начальства и испытывая тяжкий груз ответственности, не решился. Не решился он и на то, чтобы создать сборную на базе своего клуба — ЦДСА, хотя, это, наверное, было бы оптимальным решением.

Спустя четыре года именно так поступит на Олимпиаде в Мельбурне Гавриил Качалин, сформировавший сборную на базе московского «Спартака», и это принесет успех. Но в 1952-м Аркадьев после долгих колебаний отказался (а скорее всего его вынудили отказаться) от идеи взять за основу сборной армейский клуб, хотя в душе, он, видимо, понимал оптимальность именно такого решения.

Триумф воли

Первую игру на Олимпиаде со сборной Болгарии советская команда выиграла в очень тяжелой борьбе. Основное время закончилось вничью — 0:0. В добавочное время болгары открыли счет, но затем точные удары Боброва и Трофимова принесли победу сборной СССР — 2:1.

И вот настало 20 июля — день матча с югославами. Начало игры было обескураживающим для советской команды. Уже в первом тайме она пропустила три мяча, а в самом начале второго и четвертый. 0:4! Такое не могло присниться в самом кошмарном сне. Правда, вскоре лидеру советской сборной, легендарному Всеволоду Боброву удается отыграть один мяч, но спустя шесть минут Зебец сделал счет 5:1.

Кажется все, сборная СССР разгромлена, ведь оставалось играть всего пятнадцать минут, а история большого футбола еще не знала случая, когда разрыв в четыре мяча был бы ликвидирован за столь короткое время. Не знает, кстати, история футбола такого примера и по сей день.В 1952 году команда ЦДСА была расформирована

Но произошло невероятное. Советские футболисты словно вышли из оцепенения и бросились на штурм ворот противника. На 75-й минуте Василий Трофимов забивает второй мяч в ворота югославов. А потом… о том, что произошло потом написал позже участник того незабываемого матча, впоследствии многолетний капитан сборной СССР Игорь Нетто:

«Не сговариваясь, но каким-то шестым чувством ощутив настроение каждого, мы заиграли на пределе своих возможностей. Так заиграл каждый. Однако острием, вершиной этого волевого взлета был, бесспорно, Всеволод Бобров. Атака следовала за атакой, и неизменно в центре ее оказывался Бобров. Словно не существовало для него в эти минуты опасности резкого столкновения, словно он не намерен был считаться с тем, что ему хотят помешать два, а то и три игрока обороны. При каждой передаче в штрафную площадку он оказывался в самом опасном месте. Гол, который он забил «щечкой», под острым углом, послав неотразимый мяч под штангу, до сих пор у меня в памяти. Это был образец непревзойденного мастерства… Счет стал уже 3:5.

И снова Бобров впереди. Вот он, получив мяч, обводит одного, другого, и уже бросается ему в ноги, пытаясь перехватить мяч, вратарь Беара, но тщетно… Счет уже 4:5. Все заметнее, что наши соперники уже не верят в свою победу. И у них есть все основания для этого. Мой партнер по полузащите Александр Петров, вырвавшись вперед, головой забивает на 89-й минуте пятый гол!»

В том героическом матче Бобров забил три мяча. Совершив невероятное, сравняв счет, советская команда могла и выиграть — в дополнительное время преимущество было уже на ее стороне. Растерянные югославы едва отбивались. Но в этот момент счастье отвернулось от сборной СССР. После удара Константина Бескова мяч попадает в штангу, а потом, когда уже наверняка бил Валентин Николаев, мяч чудом отразил Беара. Счет 5:5 не изменился.

Расформировать!

Через день состоялась переигровка, закончившаяся, к сожалению, поражением советской команды. Правда, уже на 6-й минуте «гений прорыва» Бобров открыл счет, но вскоре югославы сравняли его. А на 29-й минуте мяч в штрафной площадке нашей команды попал в руку центрального защитника Анатолия Башашкина, и английский судья Эллис назначил весьма сомнительный пенальти, который югославы реализовали. Во втором тайме мяч после сильного удара Чайковского изменил направление и в третий раз оказался в воротах Леонида Иванова. Югославы выиграли — 3:1, и сборная СССР выбыла из турнира.

Сейчас, увы, уже нет в живых никого из той нашей олимпийской сборной, но в свое время мне приходилось беседовать о матче в Тампере и с Валентином Николаевым, и с Анатолием Башашкиным, и с Юрием Нырковым. Они признавали, что имели в лице югославской команды (которая, кстати, дошла до финала, в котором уступила великой венгерской сборной во главе с Ференцем Пушкашем) очень сильного соперника. Однако считали, что победа была возможна, особенно в первой игре, в добавочные полчаса. Но и то, что сотворили Бобров и его друзья при счете 1:5 было победой, победой несгибаемого духа и поразительной силы воли. Но не хватило опыта и, конечно, сказалась страшная усталость после тяжелейшего первого матча.

Когда Сталину стало известно о проигрыше югославам (кое-кто утверждает, что накануне переигровки футболистам зачитывали письмо Сталина, в котором он якобы высказывал уверенность в их победе и призывал отдать все силы для этого, но те игроки сборной, с которыми я беседовал, ничего о таком письме мне не говорили), он был разгневан: проиграли ведь не кому-нибудь, а команде, посланной «кликой Тито»!

Следовало наказать провинившихся. Но как? Ответ подсказал коварный царедворец и шеф карательных органов Лаврентий Берия. Будучи страстным любителем футбола, он «опекал» команду московского «Динамо», представлявшую органы внутренних дел и госбезопасности. В поражении сборной СССР Берия увидел счастливую возможность расправиться, наконец, с командой ЦДСА, которая в послевоенные годы постоянно портила настроение динамовцам, выиграв с 1946-го по 1951 годы аж пять чемпионатов СССР из шести!

С помощью второго человека в партийном руководстве страны, секретаря ЦК ВКП (б) Георгия Маленкова Берия убедил Сталина в том, что в проигрыше югославам повинны прежде всего Борис Аркадьев и его команда ЦДСА, на базе которой, якобы, была создана сборная СССР, хотя в ней из двадцати игроков было только пять армейских футболистов. И когда Сталин спросил у Берии: «Как поступают с воинской частью, которая потеряла свое знамя?», Берия мгновенно ответил: «Ее расформировывают». В итоге сборная страны была распущена, а армейский клуб расформирован и воссоздан лишь в 1954 году — так же, как и национальная сборная команда.

Так перестал существовать великолепный футбольный ансамбль, быть может, самый яркий в истории отечественного футбола. Ансамбль, созданный выдающимся советским тренером Борисом Андреевичем Аркадьевым, который опередил свое время и стал автором многих тактических новшеств, взятых потом на вооружение зарубежными специалистами. Но неудачу в Хельсинки Аркадьеву не простили. Его, а также Петрова, Башашкина, Николаева, Бескова и Крижевского лишили всех высоких спортивных званий. А вот второго тренера сборной Михаила Якушина не тронули. Наверное, потому, что он был наставником динамовцев и ему покровительствовал Берия.

Мне, с детских лет болевшему за ЦДСА («команду лейтенантов», как ее называли), было, помнится, страшно обидно, и я горько переживал и неудачу сборной, и наказание своих любимцев — расформирование армейского клуба.

Конечно, решение это было несправедливым и наказание слишком суровым. Но прошли годы… Раздумывая о том, что произошло в далеком 1952-м, я прихожу к удивительному, парадоксальному, на первый взгляд, выводу. Тот суровый, может быть, даже жестокий сталинский урок, имел не только крайне негативные, но и, как ни странно, позитивные последствия. Во-первых, он привел к резкому омоложению воссозданной спустя два года сборной СССР. Это сказалось уже в середине 1950-х годов, когда она стала одной из лучших в Европе, выиграв, между прочим, в 1955 году знаменитый матч в Москве у чемпионов мира — футболистов ФРГ — со счетом 3:2 (проигрывая за двадцать минут до конца 1:2).

А во-вторых… А во-вторых, после того злополучного матча в Тампере сборная СССР в течение тридцати (!) лет ни разу не проигрывала югославам. Менялись поколения игроков, но словно генетически передавалось это желание реванша за 1952-й год, следовать сталинскому приказу «Югославам проигрывать нельзя!» И отношения между странами уже нормализовались, а «приказ» все жил в головах, в генетической памяти и продолжал действовать. Закажите конверты на выписку для новорожденных для вас по низким ценам.

Уже в 1956 году в финале олимпийского турнира в Мельбурне советские футболисты обыграли югославов — 1:0. Причем, за сборную СССР играли три футболиста из той «провинившейся» команды 1952 года — Башашкин, Нетто и Ильин, забивш+ий «золотой» победный мяч (можно представить особую радость этого трио!).

А потом был 1960 год, финальный матч первого розыгрыша Кубка Европы в Париже, в котором встретились сборные СССР и Югославии. И вновь наши футболисты вырвали победу, на этот раз в добавочное время после удара Виктора Понедельника — 2:1.

Спустя два года советские футболисты обыграли югославов и на чемпионате мира в Чили — 2:0. И так победа — за победой.

Сборная СССР побеждала югославов регулярно, причем и в Москве, и в Белграде, порой даже с очень крупным счетом, словно постоянно помня о том сталинском наказе. И даже сборная России, уступавшая по силе югославам, победила их в Белграде в 2001 году в отборочном матче мирового первенства — 1:0.

Что ж, иной раз и слишком суровые, подчас несправедливые решения оказываются полезными. И это хорошо понимал Иосиф Сталин, преподавший тогда в 1952 году тот запомнившийся на десятилетия урок.

Николай БЕТИН, член Совета Международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа», футболист:

— То, что в отношении спортсменов и тренеров была допущена вопиющая несправедливость — это у меня не вызывает сомнения. Более того, в результате интриги пострадала замечательная «команда лейтенантов» ЦДСА. После этого футбольный клуб, подрубленный под корень, очень долго не мог оправиться. Понадобились десятилетия, чтобы наступила «эпоха Газзаева», выигрыш Кубка УЕФА.

Наши футболисты, сражавшиеся на поле против югославов, проявили мужество, волю к победе. Трудно винить их в чем-то, они — молодцы! Хочу также отметить моральный прессинг, которому подвергались игроки сборной: чиновники разного уровня перед игрой их «накачивали», создавая тем самым нервозную атмосферу.

Однако надо учитывать исторический контекст событий. Игра происходила в условиях жесткого идеологического противостояния между Советским Союзом и Югославией. Окажись у наших футболистов любой иной противник, и все сложилось бы совершенно иначе. А тут — «команда Тито». Дело принципа!

Фактически наша сборная оказалась заложницей ситуации. Кстати, проиграй тогда югославы, и они, вернувшись домой, наверняка бы подверглись в схожем положении. Поэтому, оценивая все произошедшее, нужно учитывать жестокие политические реалии того времени. И еще раз отдать должное нашим замечательным мастерам во главе с Всеволодом Бобровым.

Оцените эту статью
5553 просмотра
1 комментарий
Рейтинг: 4.4

Читайте также:

Автор: Валентин ИЗМАЙЛОВ. Фото Василия ЛЕОНОВА
28 Февраля 2013
ЛЫЖНЫЕ ГОНКИ «АЛЬФЫ»

ЛЫЖНЫЕ ГОНКИ «АЛЬФЫ»

Написать комментарий:

Комментарии:

LarryLoump: PBN sites
Оставлен 21 Апреля 2024 10:04:02
Общественно-политическое издание