РУБРИКИ
- Главная тема
- «Альфа»-Инфо
- Наша Память
- Как это было
- Политика
- Человек эпохи
- Интервью
- Аналитика
- История
- Заграница
- Журнал «Разведчикъ»
- Антитеррор
- Репортаж
- Расследование
- Содружество
- Имею право!
- Критика
- Спорт
НОВОСТИ
БЛОГИ
Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ
АРХИВ НОМЕРОВ
ИСТОРИЯ ЛУБЯНКИ
От Дзержинского до Бортникова
Окончание. Начало в №1, январь 2013 года
Закончилась война «горячая» и почти сразу началось то, что вошло в обиход общественного сознания, как война «холодная», на несколько десятилетий отравившая атмосферу во всем мире и не раз ставившая его на грань ядерной катастрофы.
Активизировали свою деятельность разведчики западных стран, работающие в Советском Союзе под прикрытием дипломатических паспортов, под видом бизнесменов, журналистов, просто туристов. В шпионской деятельности стали широко применяться новые виды спецтехники, способов кодирования и передачи информации.
Главной задачей контрразведки МГБ стало усиление работы по пресечению разведывательной и иной подрывной деятельности иностранных спецслужб, прежде всего США и Великобритании. Советские контрразведчики успешно противодействовали иностранным разведчикам-дипломатам.
В марте 1953 года скончался (или был убит — отравлен; не получил во время медицинской помощи) И. В. Сталин. Между его преемниками развернулась борьба за власть, которая достигла своего пика к июню. Согласно официальной версии, во время Пленума ЦК в Кремле при участии военных был арестован Л. П. Берия и как «агент международного империализма» вскоре осужден и приговорен к расстрелу. Согласно другой версии, получившей распространение в наше время, Лаврентий Павлович был убит у себя в доме без суда и следствия, а все остальное явилось инсценировкой Хрущёва, рассчитанной на общественное мнение.
Создание КГБ
Органы безопасности и внутренних дел вступили в полосу новой реорганизации. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 марта 1954 года был образован Комитет государственной безопасности (КГБ) при Совете Министров СССР, в который вошли основные оперативные управления бывшего МГБ. Возглавил ведомство генерал Иван Серов. На этом посту его сменил заведующий Отделом партийных органов ЦК КПСС по союзным республикам Александр Шелепин (1958-1961 гг.).
Перечислю тех, кто в дальнейшем возглавлял Комитет:
— второй секретарь ЦК КП Азербайджанской ССР Владимир Семичастный (1961-1967 гг.);
— секретарь ЦК Юрий Андропов (1967-1982 гг.);
— председатель КГБ при Совете Министров Украинской ССР Виталий Федорчук (1982 г.);
— первый заместитель Председателя КГБ Виктор Чебриков (1982-1988 гг.);
— заместитель Председателя КГБ, начальник Первого Главного управления КГБ Владимир Крючков (1988-1991 гг.);
— глава разведки Леонид Шебаршин (август 1991 г.);
— член Совета безопасности при Президенте СССР, бывший глава МВД и экс-глава Кемеровского обкома КПСС Вадим Бакатин (август — декабрь 1991 г.), пришедший на Лубянку, чтобы, по его словам, «исполнить волю президента» по разгрому КГБ.
После создания КГБ из контрразведки были уволены многие сотрудники, фабриковавшие «Ленинградское дело» и «дело врачей-отравителей», применявшие избиения и пытки при допросах. Свыше трех тысяч из них были отданы под суд, а известные палачи, такие как Родос, Шварцман, Рюмин были расстреляны.
После 1953 года тысячи невинно осужденных за «антисоветскую» и «контрреволюционную деятельность» были освобождены из тюрем. Сотни тысяч реабилитированы посмертно. Эти трудные, даже мучительные процессы очищения нашего общества способствовали оздоровлению обстановки и в органах госбезопасности, что не могло не сказаться на эффективности работы контрразведчиков.
Настал период правления Хрущёва. Как пишет генерал армии Ф. Д. Бобков: «С конца 1959 года структура Комитета была выстроена таким образом, что от внутренних проблем КГБ был отстранен — при Хрущёве были ликвидированы все структуры, которые занимались их изучением».
В другом месте Филипп Денисович отмечает: «В начале 60-х годов, когда в КГБ произошли коренные структурные изменения… оперативная работа целиком переводилась в сферу каналов борьбы с проникновением в страну иностранных разведок. От контроля за средой, которую эти разведки намеревались использовать в целях подрыва конституционного строя страны, органы госбезопасности по существу отстранялись».
Личность Андропова
Наиболее успешным и плодотворным — в плане предупреждения и пресечения подрывной деятельности иностранных разведок — стал период, когда во главе КГБ находился Юрий Владимирович Андропов, пришедший на столь ответственный пост с партийной работы. Именно ему мы обязаны рождением Группы «А», появившейся на свет в 1974 году. Не будь того решения, и нашей стране нечего было бы противопоставить волне терроризма, захлестнувшей в 1980-х годах Советский Союз.
Существуют разные оценки деятельности КГБ и, в частности, Юрия Владимировича Андропова на посту главы Комитета. Однако несомненно, что все недостатки и достоинства советской спецслужбы, как в зеркале, отражали то положение, в котором находился Советский Союз.
Кроме того, вынося исторический вердикт Ю. В. Андропову, не следует забывать, что первые шаги по выводу страны из состояния «застоя» были сделаны в начале 1980-х годов именно им, когда в ноябре 1982 года он стал Генеральным Секретарем ЦК КПСС.
Говоря о личности Андропова, два вопроса не дают мне покоя. Первый — позиция Юрия Владимировича относительно ввода Советских войск в Афганистан. Как теперь известно, против этого категорически выступали глава правительства Алексей Николаевич Косыгин и первые лица Генерального штаба во главе с маршалом Николаем Огарковым и Главкомом Сухопутных войск Иваном Павловским.
Впрочем, этот же вопрос можно адресовать и другим руководителям, принявшим решение не ограничиваться масштабной военно-технической помощью и спецназовским переворотом в Кабуле. Я имею в виду Л. И. Брежнева, А. А. Громыко и Д. Ф. Устинова.
Чувствуя неопределенность, шаткость ситуации, именно Ю. В. Андропов в последний момент направил в Кабул боевого генерала Юрия Дроздова, только что назначенного главой нелегальной разведки КГБ, а также сотрудников Группы «А». Богатейший опыт, напор и задор Ю. И. Дроздова в сочетании с мужеством и профессионализмом спецназа КГБ и ГРУ позволили выполнить поставленную задачу.
Второй вопрос — перемещение в Москву первого секретаря Ставропольского обкома Михаила Горбачёва. О роли в его судьбе Ю. В. Андропова мне рассказывал покойный Аркадий Иванович Вольский. Знаю об этом и от других людей.
Тут я могу сказать только одно: видя как никто другой одряхление руководства партии и государства, Ю. В. Андропов прекрасно понимал, к каким последствиям это приведет в самом ближайшем будущем. А потому старался влить «свежую кровь». Чета Горбачёвых, особенно стоявшая за мужем крайне амбициозная Раиса Максимовна, тщательно готовившая его к каждой важной встрече, умели показать себя с лучшей стороны. В этом, как мне представляется, и заключается андроповский выбор. Чувствуя свою смертельную болезнь, он переживал за судьбу страны и торопился с выбором преемника…
Мне довелось быть первым руководителем группы личной охраны Ю. В. Андропова. От того непродолжительного периода, когда мы непосредственно работали с Юрием Владимировичем, у меня остались самые теплые воспоминания. Равно как и от последующих встреч, когда я был начальником Группы «А».
Идеи, которые вынашивал Ю. В. Андропов, не были реализованы. Его смерть в 1984 году поставила крест на планах экономических преобразований в духе Венгерской модели и опыта других стран социалистического лагеря. Пришедший к власти Горбачёв оказался, по образному выражению В. Н. Шведа, самым настоящим Геростратом XX века. Зато теперь мы изучаем «китайский опыт».
Перестройке, приведшей к развалу страны, мешали органы госбезопасности. Вот почему с поста Председателя КГБ был убран Виктор Михайлович Чебриков — фронтовик-окопник, человек с громадным жизненным и политическим опытом. Ему на смену пришел Владимир Александрович Крючков, привыкший всю жизнь работать «вторым номером». Именно поэтому Горбачёв и поставил его во главе Лубянки, чтобы нейтрализовать те силы, которые могли помешать осуществлению его планов.
Скажу как на духу: именно бездействие Крючкова не дало возможности реализоваться планам ГКЧП. В ночь с 18-го на 19-е августа 1991 года сотрудники Группы «А», выполняя приказ руководства, окружили объект в поселке Архангельское, где находился Борис Ельцин и люди из его ближайшего окружения. Всю ночь и утро они бесцельно провели в лесу, а потом проводили глазами, не понимая происходящего, уходящий в Москву кортеж… На все запросы звучало одно: «Ждите приказа!»
Время, когда можно было не допустить лобового противостояния с Белым домом, было безнадежно упущено. Все последующие действия, особенно ввод танков в Москву, уже не имели практического смысла, а только ухудшали ситуацию. Ельцин получил свой шанс, и он им сполна воспользовался. Дальнейшее известно.
Разгром спецслужб
С распадом Союза и образованием новых суверенных государств прекратил свое существование и Комитет государственной безопасности.
Обновленные органы госбезопасности рождались в муках реорганизаций, разделений, слияний, структурных перетрясок и т. п. Достаточно сказать, что только одних наименований ведомства сменилось с полдюжины: Агентство федеральной безопасности, Межведомственная служба безопасности, Министерство безопасности и внутренних дел, Министерство безопасности, Федеральная служба контрразведки. Пока не установилось нынешнее — Федеральная служба безопасности, которую с мая 2008 года возглавляет генерал армии Александр Бортников.
6 мая 1991 года из состава союзного КГБ выделился КГБ РСФСР. Борис Ельцин и Владимир Крючков подписали протокол об образовании Комитета государственной безопасности РСФСР, имеющего статус союзно-республиканского государственного комитета. Руководителем его был назначен кадровый чекист Виктор Иваненко.
Указом президента РСФСР от 19 июля 1991 года создается Служба безопасности Президента, которую возглавил бывший сотрудник «девятки» майор Александр Коржаков, доверенное и приближенное лицо Ельцина.
Ключевым документом, начавшим полномасштабную реорганизацию КГБ, стал закон «О реорганизации органов государственной безопасности». Его подписал 3 декабря 1991 года Михаил Горбачёв. Комитет был упразднен и на переходный период на его базе созданы Межреспубликанская служба безопасности (МСБ) и Центральная служба разведки СССР.
В последующем самостоятельными Федеральными службами стали ранее входившие в КГБ структуры. Бывшее ПГУ под началом академика Евгения Максимовича Примакова 18 декабря стало Службой внешней разведки (СВР). Девятое управление КГБ, занимавшееся охраной высших государственных и партийных лидеров и правительственных объектов, явилось основой для создания Главного управления охраны России. Здесь же, кстати, получила «прописку» и наша Группа «Альфа».
19 июня 1996 года ГУО было переименовано в Федеральную службу охраны (ФСО). В ее состав входит и Президентский (Кремлёвский) полк, в котором мне довелось начинать свою военную биографию в далеком 1953 году.
Подобно развалу Советского Союза, который «развели» по национальным квартирам, была ликвидирована и комплексная система обеспечения безопасности государства.
В декабре 1991 года упразднено Главное управление Пограничных войск и образован Комитет по охране государственной границы СССР. В октябре 1992-го «зеленые фуражки» на территории Российской Федерации вошли в состав Министерства безопасности.
30 декабря 1993 года образована Федеральная пограничная служба — Главное командование Пограничных войск РФ. Ровно через год, 30 декабря 1994 года, она была переименована в Федеральную пограничную службу России.
11 марта 2003 года функции ФПС были переданы в ведение ФСБ, при которой была создана Пограничная служба (преобразование вступило в силу 1 июля 2003 г.).
24 декабря 1991 года Борис Ельцин вывел из-под контроля МСБ бывшие войска правительственной связи КГБ СССР. К ним присоединилось бывшее 16-е управление КГБ, отвечавшее за радиоперехват и радиоэлектронную разведку. Оно вошло в состав Федерального агентства правительственной связи при Президенте РСФСР.
Характерная деталь: функции подчиненного лично Ельцину ФАПСИ были определены принятым парламентом законом лишь в 1993 году.
Указом Президента России от 11 марта 2003 года ФАПСИ было упразднено, а его функции переданы ФСБ, СВР и Службе специальной связи и информации ФСО.
Болезненные реорганизации, которые шли одна за другой, серьезно повлияли на уровень безопасности страны, но больше всего они сказались на судьбах людей — патриотов, настоящих профессионалов своего дела. Одних «ушли» на пенсию, другие сами не захотели служить псевдодемократическому режиму и уволились по собственному желанию.
Отягчающим фактором явилось назначение на должность главы КГБ Вадима Бакатина, передавшего американцам схему прослушивания (пусть и не работавшую) их посольства в Москве. Впрочем, все познается в сравнении! Окажись во главе Лубянки известная радикалка, народный депутат СССР Галина Старовойтова, чью кандидатуру активно лоббировали влиятельные круги, и последствия для Комитета оказались бы катастрофическими. Ведь возглавили же столичные управления УКГБ и МВД видные представители «Демократической России» — помощник председателя Моссовета Евгений Савостьянов и народный депутат СССР Аркадий Мурашёв? Но Ельцина в той ситуации не удалось «дожать».
24 января 1992 года президент упразднил АФБ и МСБ. На их базе было создано Министерство безопасности РФ. Во главе этого ведомства стояли министры Виктор Баранников (с января 1992-го по июль 1993 года) и Николай Голушко (с июля 1993-го по декабрь 1993 года).
21 декабря 1993 года Ельцин упразднил Министерство безопасности, которое, по его мнению, плохо показало себя в событиях «горячей осени» 1993 года. Была создана Федеральная служба контрразведки, с марта 1994 года ее возглавлял Сергей Вадимович Степашин.
3 апреля 1995-го «царь Борис» вновь реформировал бывший КГБ, заменив ФСК Федеральной службой безопасности России. Директорами ФСБ были начальник ГУО Михаил Барсуков (с июля 1995-го по июнь 1996 года), Николай Ковалёв (с июня 1996-го по июль 1998 года), Владимир Путин (с июля 1998-го по август 1999 года), Николай Патрушев (с августа 1999-го до мая 2008 года).
Падение Александра Коржакова и Михаила Барсукова, ставших жертвой интриги со стороны Чубайса и его группы, предопределило новый виток реорганизаций. Под ударом теперь уже оказалась Служба безопасности Президента.
К тому времени в структуре СБП действовали отделы «К» и «П», занимавшиеся расследованием коррупции в кремлевской администрации и правительстве. Президентским указом от 28 июля 1995 года было постановлено считать коржаковскую спецслужбу государственным органом в составе Администрации Президента РФ.
Да, это была влиятельная структура! Вот почему Чубайс нанес по ней удар. 2 июля 1996 года СБП включается в состав Федеральной службы охраны РФ, а затем ликвидируется.
СБП была восстановлена в апреле 2001 года в структуре ФСО. В ее компетенцию входит обеспечение безопасности главы государства и его семьи.
Завершая тему реорганизаций, отмечу: 2 октября 1996 года из состава ФСБ выделилось Главное управление специальных программ президента России. Это бывшее 15-е Главное управление КГБ СССР, которое обслуживало правительственные бункеры и специальные объекты. ГУСП был подчинен президенту и на него были возложены обязанности по мобилизационной подготовке органов государственной власти.
Такова хроника безвременья 1990-х годов, приведшая к разгрому комплексной системы государственной безопасности нашей страны. Затевая любую реорганизацию, будь-то КГБ или МВД, нужно всегда помнить: за все просчеты и ошибки приходится платить кровью, судьбами людей. Ломать — не строить…
Быть готовыми к войне
Кадровые потери органов госбезопасности 1990-х сопоставимы с теми, что были в 1930-е годы. Ярким примером учиненного разгрома явилась передача уникального спецподразделения «Вымпел» КГБ-МБ в состав МВД. Естественно, что подавляющее число разведчиков специального назначения, предназначенных начальником Управления «С» генералом Ю. И. Дроздовым для проведения диверсионных акций за рубежом в «особый период», были возмущены таким решением и ушли на вольные хлеба.
Кстати, «Альфу» после событий октября 1993 года ждала такая же участь, что и «Вымпел». Однако спецназ антитеррора удалось сохранить. Несомненная роль в этом принадлежит Михаилу Ивановичу Барсукову, который, могу предположить, взял на себя риск и сохранил Группу «А», а Ельцину доложил об исполнении его «монаршей» воли.
В тот же период были ликвидированы Курсы усовершенствования офицерского состава, легендарный КУОС, готовивший в Балашихе кадры спецназа. И все это, хочу заметить, произошло накануне полномасштабной войны на Северном Кавказе!
Общеизвестно, что кроме шпионажа в последнее время серьезную опасность для государства стали представлять и иные преступления. Это контрабандный вывод из страны стратегического сырья, редкоземельных металлов, расщепляющихся материалов, культурных и исторических ценностей, причем в больших масштабах.
Рванули «до небес» незаконный оборот наркотиков и оружия, терроризм, захват заложников, коррупция в эшелонах власти и связанная с ними организованная преступность, включая ее этническую составляющую.
В канун Первой Чеченской войны создается Центр специального назначения ФСБ России, объединивший под одной крышей «Альфу» и «Вымпел». Это было трудное и очень непростое решение. По ходу дела возникли опасения, что легендарная Группа «А» может потерять свой уникальный оперативно-боевой опыт, раствориться в новой структуре.
Ныне Центр, возглавляемый генерал-полковником Александром Тихоновым, является ударной силой ФСБ. Его сотрудники, работая вахтовым методом, постоянно выполняют сложные задачи на Северном Кавказе. В состав Центра входят четыре управления: «А», «В», «С» и управление, постоянно дислоцированное на Северном Кавказе. Плюс к этому следует добавить региональный антитеррористический спецназ ФСБ.
Таким образом, образование в октябре 1998 года Центра специального назначения ФСБ России, созданного по непосредственной инициативе Владимира Путина, стало своевременным и адекватным ответом на существовавшие тогда угрозы. Дважды его бойцы, сотрудники «Альфы» и «Вымпела», совершили невозможное: на Дубровке и в Беслане. Низкий поклон им от нас, ветеранов…
Грозные вызовы требуют напряженной и результативной работы всех силовых структур и органов государственной безопасности особенно. Хочется верить, что Щит и Меч будут в надежных руках и оградят наше общество от всех враждебных посягательств, особенно в условиях нарастания региональных конфликтов, которые грозят перерасти в масштабную войну Востока и Запада.
Подобно тому, как ЦСН был создан на упреждение, перед войной, так и сейчас нужно сделать все, чтобы быть готовым к отражению внешней агрессии и ликвидации внутренних угроз, связанных с активизацией «чистого» ислама (Северный Кавказ, Поволжье, Урал) и деятельностью организованных преступных этносообществ, носящих откровенно бандитский характер (пример — Сагра).
Будем откровенны: война на пороге, и это ощущение буквально разлито в воздухе. Мировые новости полны тревожных сообщений, целые страны превращаются в арену ожесточенной усобицы или оплоты исламизма. И нужно сделать все от нас зависящее, чтобы эта война обошла нас стороной. И в этом отношении на работников органов госбезопасности возлагается особая роль. Впрочем, как и всегда.
Написать комментарий:
Комментарии:
Прикрывали, защищали, но полной картины об общей численности евреев тоже не открывали.