РУБРИКИ
- Главная тема
- «Альфа»-Инфо
- Наша Память
- Как это было
- Политика
- Человек эпохи
- Интервью
- Аналитика
- История
- Заграница
- Журнал «Разведчикъ»
- Антитеррор
- Репортаж
- Расследование
- Содружество
- Имею право!
- Критика
- Спорт
НОВОСТИ
БЛОГИ
Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ
АРХИВ НОМЕРОВ
БАКИЕВ ЖИВ
На судебном заседании в Бишкеке бывший командир киргизской «Альфы» и первый заместитель главы госбезопасности Артур Медетбеков рассказал, как он вывозил Бакиева и как Александр Лукашенко звонил свергнутому президенту.
Когда на заре 1990-х распался Советский Союз, большинство республик остались один на один не только с экономическими, национальными или социальными проблемами. Сколоченные криминальные группировки, наркобароны, боевики и религиозные фанатики ворвались в повседневную жизнь, диктуя свои условия.
КГБ Киргизской ССР был реорганизован в Государственный комитет по национальной безопасности (ГКНБ), в который вошло и специальное подразделение «Альфа». Создавали его по примеру союзной Группы «А».
И вот ныне командир Алмаз Джолдошалиев и группа сотрудников УСО «Альфа» ГКНБ обвиняется в убийстве «мирных демонстрантов» и превышении служебных полномочий. Разбирательство тянется уже который месяц.
Выступая в суде, генерал Медетбеков внес ясность: «Роза Отунбаева отдавала приказ обеспечить «зеленый коридор» для выведения экс-президента Курманбека Бакиева из страны. А бывший руководитель ГКНБ Кенешбек Дуйшебаев обещал, что в случае уничтожения Бакиевых на сотрудников «Альфы» не будет возбуждено уголовного дела».
Командиры киргизской «Альфы» не пошли на это. Точно также как их российские коллеги не стали стрелять в народ ни в августе 1991-го, ни в октябре 1993 года.
В ночь на 8 апреля 2010 года генерал Медетбеков руководил спецподразделением «Альфа», а также спецоперацией по задержанию Бакиева. Интересные подробности всплыли на суде и в интервью Артура Капаровича газете «Жаны ордо».
— По прибытии в Джалал-Абад на Курманбека Бакиева вышли через родственников, еще четыре человека со мной пошли на переговоры с ним. На мосту возле дома, приставив нам к груди автоматы, проверили. При встрече Курманбек Бакиев спросил: «Я знал, что приедешь ты. Как произошло событие, которое не могло даже во сне присниться? Я не понял. Что происходит?»
Выяснилось, кто-то из членов Временного правительства позвонил ему и сказал, что мы едем. Кроме того, Бекназаров и Атамбаев (лидеры оппозиции — Ред.) с целью закрыть рты молодежи, собравшейся перед Белым домом, выступили по телевизору и заранее объявили, что мы проводим спецоперацию по задержанию Бакиева.
Во время моего разговора с Курманбеком Бакиевым ему позвонили по телефону. Оказывается, ему позвонил президент Белоруссии Лукашенко. Бакиев сказал: «Вот по телефону позвонил Лукашенко. Он говорит, что произошел вооруженный переворот». Я ему ответил: «Я приехал от имени Временного правительства. Вам создается «зеленый коридор» для выезда из страны». «Для этого мне нужен их мандат», — ответил Бакиев.
Я вышел на телефон приемной Дуйшебаева (председатель ГКНБ — Ред.), Отунбаевой (президент Киргизии временного периода), разъяснил ситуацию. Они ответили: «Ты как-нибудь вывези Бакиева. Мы привезем его из аэропорта, а копию пришлем по факсу».
Тогда я обратился к Жанышу Бакиеву (экс-глава службы госохраны, отдал приказ открыть огонь по демонстрантам в апреле 2010 года — Ред.): «Вы должны сдаться. Все равно живым не отпустят. Расскажите перед народом, как произошли события». Он ответил: «Первыми стреляли они. После этого я отдал приказ. Пусть приедет международная комиссия и расследует. Даю генеральское слово, сдам оружие, сдамся».
Я вышел во двор, переговорил с Отунбаевой, она сказала: «Прилетел самолет из Казахстана. На нем вывезешь Курманбека Бакиева». До этого момента Отунбаева и Дуйшебаев нам не говорили вывозить его.
В аэропорт вместе с Курманбеком Бакиевым приехали на четырех машинах Бакыт Калыев (экс-министр обороны), родственники. Его жена с двумя детьми приехала на другой машине.
…В тот же день Бакиев покинул Киргизию и вылетел в казахстанский город Тараз, а 16 апреля подписал заявление о своей отставке. C 19 апреля он находится в Беларуси, где президент Александр Лукашенко предоставил ему политическое убежище.